Научная статья на тему 'Корнелиус Петкау - организатор вокально-хореографического ансамбля «Лореляй»: сохранение песенного творчества российских немцев'

Корнелиус Петкау - организатор вокально-хореографического ансамбля «Лореляй»: сохранение песенного творчества российских немцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / МУЗЫКА / ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ / PRESERVATION OF HERITAGE / ETHNO-CULTURAL TRADITIONS / MUSIC / SONG CREATIVITY / MODERN ART / RUSSIAN GERMANS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Язовская Светлана Викторовна

В работе поставлена проблема сохранения песенного творчества как одного из компонентов национальной культуры этнических немцев на территории Алтайского края. Цель статьи показать особенности сохранения этнической культуры в песенном творчестве на примере вокально-хореографического ансамбля «Лореляй». Статья посвящена деятельности К. И. Петкау организатора первого центра немецкой культуры на Алтае и художественного руководителя ансамбля к 80-летию со дня рождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KORNELIUS PETKAU - ORGANIZER OF THE VOCAL AND CHOREOGRAPHIC ENSEMBLE “LORELEY”: SAVING THE RUSSIAN GERMANS’ SONG CREATIVITY

The paper touches upon a problem of saving song creativity as one of the components of the ethnic Germans’ national culture within the Altai Territory. The purpose of the article is to show the peculiarities of the preservation of ethnic culture in song creativity by the example of the vocal and choreographic ensemble “Loreley”. The work is devoted to the activity of K. I. Petkau the organizer of the first centre of German culture in the Altai region and the artistic director of the ensemble to his 80th anniversary.

Текст научной работы на тему «Корнелиус Петкау - организатор вокально-хореографического ансамбля «Лореляй»: сохранение песенного творчества российских немцев»

Язовская Светлана Викторовна

КОРНЕЛИУС ПЕТКАУ - ОРГАНИЗАТОР ВОКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ "ЛОРЕЛЯИ": СОХРАНЕНИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА РОССИИСКИХ НЕМЦЕВ

В работе поставлена проблема сохранения песенного творчества как одного из компонентов национальной культуры этнических немцев на территории Алтайского края. Цель статьи - показать особенности сохранения этнической культуры в песенном творчестве на примере вокально-хореографического ансамбля "Лореляй". Статья посвящена деятельности К. И. Петкау - организатора первого центра немецкой культуры на Алтае и художественного руководителя ансамбля - к 80-летию со дня рождения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-1759.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 207-210. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

6. Свет реализма: живопись, графика, скульптура из собрания Щетининых: каталог / Арт-галерея Щетининых; сост. И. В. Щетинина; ред. и авт. вст. ст. Т. М. Степанская. Барнаул, 2013. 32 с.

7. Снитко Л. И. Первые художники Алтая. Л.: Художник РСФСР, 1983. 155 с.

8. Сподвижники. Прокопий Щетинин и его поколение: каталог. Барнаул, 2009. 22 с.

9. Степанская Т. М. Традиции русского лирического пейзажа в творчестве живописца В. Т. Федосова // Очерки истории искусства Алтая. Барнаул: Графикс, 2009. С. 81-93.

10. Художники Алтайского края: биобиблиогр. словарь: в 2-х т. / отв. ред. В. С. Олейник. Барнаул: Алт. Дом печати, 2005-2006. Т. 1. А-Л. 453 с.; Т. 2. М-Я. 647 с.

11. Черняева И. В. Просветительская деятельность художественных галерей Западной Сибири в условиях современного арт-рынка // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 1. С. 80-84.

LANDSCAPE AS A SOURCE OF AESTHETIC AND SPIRITUAL COGNITION OF NATURE

(BY THE EXAMPLE OF THE CONCEPTUAL RETRO-EXHIBITION "LIVING WATERS OF ALTAI. PAINTINGS FROM THE SHCHETININS' COLLECTION")

Shchetinina Natal'ya Anatol'evna

Altai State University in Barnaul natashh@bk.ru

The article provides an overview of the exhibition "Living Waters of Altai. Paintings from the Shchetinins' Collection". Landscapes of Altai artists of the second half of the XX - the beginning of the XXI century depicting various basins of plain Altai and the Altai Mountains are analyzed. The important role of working with nature according to the traditions of the Russian realistic painting school among the older generation masters is mentioned. The paper emphasizes the determinant importance of native nature in moral-aesthetic education of youth. Previously unknown works are introduced into scientific circulation.

Key words and phrases: landscape genre; realistic painting; nature; river; water element; image of Altai; "The Shchetinins' Art Gallery"; collection; artist; exhibition; plein air; sketch.

УДК 784/793.3 Искусствоведение

В работе поставлена проблема сохранения песенного творчества как одного из компонентов национальной культуры этнических немцев на территории Алтайского края. Цель статьи - показать особенности сохранения этнической культуры в песенном творчестве на примере вокально-хореографического ансамбля «Лореляй». Статья посвящена деятельности К. И. Петкау - организатора первого центра немецкой культуры на Алтае и художественного руководителя ансамбля - к 80-летию со дня рождения.

Ключевые слова и фразы: сохранение наследия; этнокультурные традиции; музыка; песенное творчество; современное искусство; российские немцы.

Язовская Светлана Викторовна

Алтайский государственный университет, г. Барнаул svmuz@mail.ru

КОРНЕЛИУС ПЕТКАУ - ОРГАНИЗАТОР ВОКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ «ЛОРЕЛЯЙ»: СОХРАНЕНИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ

Научное осмысление проблематики выявления и сохранения художественно-эстетического наследия российских немцев способствует межэтническому взаимодействию представителей разных народов, культурному воспитанию личности, толерантному отношению к другим народам, что в современных условиях поликультурного общества является актуальным. В настоящее время по разным причинам обостряются противоречия в системе передачи этнокультурного опыта как в пределах одного народа, так и в межнациональном общении. В результате культура постиндустриального общества теряет национальную самобытность, появляется опасность утраты современным человеком традиционных ценностных ориентиров, передаваемых от одного поколения другому. Неслучайно на рубеже ХХ-ХХ1 вв. во всём мире остаётся неразрешённой проблема восстановления утраченных традиций, исторической памяти и этнического самосознания.

Сохранение художественно-эстетического наследия может косвенным образом повлиять на расширение национального достояния, укрепление и устойчивое экономическое развитие как государства в целом, так и Алтайского края как субъекта РФ. Первостепенной задачей в сохранении этнокультурного наследия народов России является развитие национальной идентичности, способствующей гармоничному развитию граждан как внутри своего этноса, так и в современном обществе.

Ст. 44 п. 3 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» [3, с. 61]. В 1966 г. ЮНЕСКО принята «Декларация

принципов международного культурного сотрудничества», которая актуальна и для охраны культурного наследия. Ст. 1 Декларации отмечает: «Каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять» [2].

Духовное начало является первоосновой бытования культуры всех народов, а ее исчезновение или ассимиляция с другой культурой приводит к деградации либо уничтожению искусства отдельно взятого этноса. В этом контексте становится актуальным осмысление форм бытования в нашем обществе элементов традиционной культуры, и в частности такого явления, как фольклорное песенное творчество. Песня - наиболее распространённый жанр вокальной музыки, основы которого зародились в глубокой древности, когда у песни была ведущая роль в магических и религиозных обрядах, трудовых процессах и календарных праздниках. «В античном искусстве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого искусства песни. Одноголосные песни трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров эпохи Средневековья обнаруживают неразрывное единство слова и мелодии. Как правило, в них ясно ощутима связь строения поэтической и музыкальной строфы, единство рифмы и мелодической каденции» [1].

Тема исследования носит междисциплинарный характер, что предполагает опору на труды искусствоведов, работы этнографов, фольклористов, историков и культурологов. Впервые историю советских немцев в Западной Сибири и на Алтае стал изучать профессор, доктор исторических наук Л. В. Малиновский в конце 1960-х гг. [4]. Этнография российских немцев в полном объёме представлена в монографии Т. Б. Смирновой [9]. Существует обширный круг публикаций, сочетающих исследовательский компонент с практическими рекомендациями по исполнению традиционных песен и танцев российских немцев, что подтверждает востребованность этноискусства в современном обществе [Там же].

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в научный оборот был введён термин «этноискусствознание». По мнению доктора искусствоведения Л. И. Нехвядович, которая обосновала теоретическую значимость этого междисциплинарного научного направления, «в искусствоведении формируется исследовательская традиция, терминологический аппарат, теоретическая база для изучения проблемы этнической специфики» [5, с. 22].

Особое внимание уделено понятию «этнокультурная компетентность», на котором базируется научный метод: «Метод этноискусствознания основан на интеграции фактов, понятий, принципов этнографии и искусствознания для определения этнокультурного своеобразия искусства. Данный метод позволяет осмыслить этнокультурную традицию как понятие этноискусствознания и её влияние на особенности творческого метода художника, проявляющееся в этнокультурной самобытности мотивов, тем, сюжетов, средств художественной выразительности» [Там же, с. 6].

При выявлении, отборе и классификации художественно-эстетического наследия российских немцев применялся комплекс общенаучных (анализ, синтез, типологизация, классификация), исторических, искусствоведческих методов исследования. Принцип историзма позволил получить общее представление о художественном наследии российских немцев, сформированном в разные периоды истории на территории Алтайского края. В качестве общей методологии проведения исследования использован системный подход, который предполагает полноту охвата обозначенной проблемы с учетом динамики ее развития.

Цель статьи - показать особенности сохранения этнической культуры в песенном творчестве вокально-хореографического ансамбля «Лореляй».

Далеко не всё многообразие проблем культурного достояния российских немцев на Алтае изучено и освещено в полном объёме, в том числе песенное творчество вокально-хореографического ансамбля «Лореляй» и деятельность создателя ансамбля К. И. Петкау.

Корней Иванович Петкау - талантливый педагог, литератор, музыкант и руководитель ансамбля «Лоре-ляй», один из организаторов первого центра встреч российских немцев на Алтае. Он жил и творил, будучи убеждённым, что «хорошая песня снимает усталость, с ней легче работать и жить» [8, с. 85]. К. И. Петкау родился 13 мая 1936 г. в немецком селе Глядень Благовещенского района Алтайского края. Это одно из старейших поселений немцев в Алтайском регионе, образованное во времена столыпинских реформ в 1908 г. переселенцами-меннонитами из колонии Хортица (Запорожье). Истоки творчества К. И. Петкау находятся в национальной самобытности. Отец - Иван Иванович - работал учителем, играл на гитаре и с детства приучал детей к пению, которое в семье уважали. Любовь к музыке передавалась из поколения в поколение: оба деда К. И. Петкау состояли регентами церковных хоров. Любимыми семейными песнями были немецкие народные и песни периода Великой Отечественной войны.

После войны в доме появился патефон с пластинками с записями Бизе, Алябьева, Дунаевского, Руслановой. Первую гармошку отец купил Корнею, когда тому исполнилось 12 лет. Инструмент был освоен быстро, и мальчишку стали приглашать, чтобы он поиграл на деревенских танцах. В 1952 г. окончил 8 классов в г. Славгороде, но в краевую культпросветшколу с. Троицкое Корнея не взяли: к немцам в те годы было предвзятое отношение. Он поступил в Некрасовское СПТУ № 22 (сейчас Гальбштадт) для обучения на комбайнёра. После окончания училища работал в поле, а после работы играл на гармошке на танцах. В 20 лет он впервые взял в руки баян.

В 1967 г. поступил в Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры на отделение хорового дирижирования. В разное время работал директором детской музыкальной школы р. п. Тальменка Алтайского края, директором профессионально-технического училища, директором Дома культуры профессионального технического образования Барнаула, директором Алтайского краевого центра немецкой культуры. К. И. Петкау - автор 9 сборников поэзии и прозы. С 1998 г. жил в г. Висбаден (Германия). Умер в 2013 г.

Первый сборник стихов «Бессонница» родился спонтанно, когда собралось вместе всё, что писалось когда-то для друзей - людей талантливых и выдающихся: поэта, переводчика и педагога Эвальда Кацен-штейна, композитора, скрипача Якова Глейзера, заслуженного артиста РФ, художественного руководителя Русского камерного оркестра Алексея Кузнецова, баяниста, заслуженного работника культуры РФ Александра Михеля, которые уговорили подготовить к публикации стихотворения и нотные записи уже созданных песен. Позже были изданы ещё несколько сборников на русском и немецком языках. Тиражи мгновенно расходились как в Германии, так и в России. Корней Петкау долгое время являлся председателем литературного общества «Немцы из России». На Алтае не раз проходили презентации его новых книг, особенность которых заключалась в том, что тут же были напечатаны ноты к стихам, ставшим песней.

Все годы трудовой деятельности К. И. Петкау посвящены учебно-воспитательной работе. Немало талантливых ребят открыл педагог. Имея возможность направлять в туристические поездки за рубеж группы, состоящие из учащихся ПТУ, он считал своим долгом показывать зрителям высокохудожественные концертные произведения. Главным творческим достижением Корнея Петкау стало создание в 1992 г. вокально-хореографического ансамбля «Лореляй». К. И. Петкау одновременно был художественным руководителем, хормейстером, директором Центра немецкой культуры. Главными помощниками руководителя были балетмейстер Александр Гептинг и хормейстер Людмила Кондратенко-Клинг.

Прошедшие с большим аншлагом первые выступления ансамбля подтвердили, что этническая немецкая культура нашла свою нишу в многонациональном крае. Ансамбль успешен и в настоящее время. В коллектив ансамбля входят студенты факультетов искусств алтайских вузов. Вокалисты и танцоры принимают участие в конкурсах, повышая мастерство. Ансамбль «Лореляй» знакомит зрителей с немецкой культурой, исполняя традиционные композиции, подкупая зрителей профессионализмом и талантом.

Как отмечал К. И. Петкау, «работа по возрождению немецкой культуры велась и до нас и неплохо общественной организацией "Возрождение", но все активисты и серьёзные деятели того времени уехали на постоянное место жительства в Германию» [7, с. 153]. Участники ансамбля ездили в фольклорные экспедиции в Славгородский район, место компактного проживания немецкого населения, и записывали песни коренных немцев, первых переселенцев на Алтае, затем воссоздали популярные у немецкого народа композиции: хопса-польку и «Веселый сапожник». После художественной реконструкции традиционные немецкие мелодии приобрели новое звучание. Ключом к пониманию традиционного песенного творчества служат общечеловеческие ценности - духовность, историческая память и связь поколений.

Вокально-хореографический ансамбль «Лореляй» дарит свои выступления участникам форумов российских немцев. Билингвальные разножанровые программы пользовались большим успехом на выступлениях коллектива. Высокий исполнительский уровень ансамбля отмечен множеством дипломов. В 2008 г. «Лореляй» получил звание народного и стал лауреатом премии Алтайского края. Сохранение фольклорной немецкой культуры сквозь призму деятельности ансамбля «Лореляй» имеет своё развитие. Участники ансамбля выступают с обрядовыми песнями к католическому Рождеству, Пасхе, Празднику урожая и другим календарным праздникам. Новый состав ансамбля продолжает активную творческую деятельность. Сегодня с участниками народного молодежного вокально-хореографического ансамбля занимаются балетмейстер Н. С. Шмыкова и хормейстер И. В. Грицай, заслуженный деятель РФ. В программу концертов входят как классические народные немецкие и русские мелодии, так и современные авторские обработки. Выступления «Лореляй» сохраняют и популяризируют национальные культурные и художественные традиции российских немцев.

Анализируя деятельность «Лореляй», полагаем вписать факт его творчества в региональную культуру и в историю народного исполнительского искусства Алтайского края. В 2017 г. «Лореляй» исполнится 25 лет! Такой солидный стаж артистической деятельности коллектива показал его востребованность: и сегодня никого не оставляют равнодушными «Танец со шлёрами», песни „Drei weißen Birken", „Rote Rosen", вокально-хореографическая композиция „Die laengste Nacht in der Welt".

Традиционное песенное творчество российских немцев востребовано в современном культурном пространстве Алтайского края и России. Новый состав коллектива увлекает зрителей своим творчеством, раскрывая самобытность немецких песен и танцев. Это подтверждает уникальность коллектива, не имевшего в истории края аналогов. Таким образом, развитие ансамбля «Лореляй» - закономерный итог сохранения народной немецкой культуры на Алтае.

В заключение обратим внимание на то, что деятельность К. Петкау высоко оценил А. П. Эннс: «Корней Иванович Петкау, уезжая на историческую родину, оставил яркий след в культурной жизни Алтая - ансамбль "Лореляй". Проживая за границей, он продолжает вносить реальный вклад в культуру российских немцев, рассказывая о них и в стихах, и в прозе. Пока живы такие люди - будет жить и культура российских немцев» [6, с. 4]. Отметим: он не боялся быть первым. Многое из того, что было создано, и сегодня приносит славу Алтайскому краю далеко за пределами России. И «Лореляй», и Центр немецкой культуры стали образцом культурных образований по всей стране. К. И. Петкау внёс значительный вклад в сохранение немецкой культуры в крае. В наши дни существует искренний интерес широкой публики к проявлениям традиционного песенного искусства. Причины такого интереса находятся в стремлении современного человека приобщиться к художественным традициям народа. Феномен актуализации традиционной песенной культуры в современном обществе связан с возрастанием роли национального сознания и повышением внимания к народным традициям как способу художественного самовыражения личности.

Список литературы

1. Васина-Гросман В. А. Песня [Электронный ресурс]. URL: http://www.norma40.ru/articles/istoriya-pesni.htm (дата обращения: 31.07.2016).

2. Декларация принципов международного культурного сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://www.un. org/ru/documents/ded_conv/dedarations/culture.shtml (дата обращения: 31.07.2016).

3. Конституция Российской Федерации. М.: Норма, 2008. 305 с.

4. Малиновский Л. В. Немцы в России и на Алтае: популярно-исторические очерки. Барнаул, 1995. 182 с.

5. Мелехова К. А., Нехвядович Л. И., Степанская Т. М. Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография. Барнаул, 2012. 210 с.

6. Петкау К. Алтайское эхо: сборник избранных стихов разных лет. Wiesbaden - Барнаул, 2007. 144 с.

7. Петкау К. Добрый след: стихи и песни разных лет. Барнаул, 2001. 192 с.

8. Петкау К. Живи влюблён. Барнаул, 1999. 176 с.

9. Смирнова Т. Б. Этнография российских немцев. М.: МСНК-пресс, 2012. 316 с.

10. Шишкина-Фишер Е. М. Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России: практическое пособие для российских немцев. М.: Готика, 2002. 328 с.

KORNELIUS PETKAU - ORGANIZER OF THE VOCAL AND CHOREOGRAPHIC ENSEMBLE "LORELEY": SAVING THE RUSSIAN GERMANS' SONG CREATIVITY

Yazovskaya Svetlana Viktorovna

Altai State University in Barnaul svmuz@mail.ru

The paper touches upon a problem of saving song creativity as one of the components of the ethnic Germans' national culture within the Altai Territory. The purpose of the article is to show the peculiarities of the preservation of ethnic culture in song creativity by the example of the vocal and choreographic ensemble "Loreley". The work is devoted to the activity of K. I. Petkau - the organizer of the first centre of German culture in the Altai region and the artistic director of the ensemble - to his 80th anniversary.

Key words and phrases: preservation of heritage; ethno-cultural traditions; music; song creativity; modern art; the Russian Germans.

УДК 130.2

Философские науки

Статья посвящена анализу образа азиата в массовой культуре США, а также историческим фактам, способствовавшим его формированию. На примере различного фактологического материала, демонстрирующего стереотипы, закрепившиеся в массовом сознании, автор показывает, что не только выходцы из Азии, но и американцы азиатского происхождения нередко воспринимаются как Чужие. Анализ кинематографа помог проследить динамику образа на протяжении XX в. и выделить наиболее типичные черты азиата в массовой культуре США.

Ключевые слова и фразы: Чужой; Другой; США; кинематограф; алиментарная культура; сексуальность; азиат; межкультурная коммуникация.

Якушенкова Олеся Сергеевна, к. филос. н.

Астраханский государственный университет jestershadow@mail. ru

АЗИАТ КАК ЧУЖОЙ: НЕСКОЛЬКО КЕЙСОВ АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ

Статья подготовлена при поддержке РГНФ 15-03-00402 «а» «Чужой/Другой в меняющемся мире: от онтологии к гносеологической типологизации».

На протяжении всей человеческой истории разные народы были вынуждены так или иначе контактировать друг с другом. Не всегда эти контакты проходили гладко. И сейчас нередко носители других культур становятся для нас Чужими. Как показывает история, получить «статус» Чужого могли как выходцы из конкретной географической области, так и целые расы.

Стремления всячески отгородиться от вторжения Чужого могли приводить к принятию особых законов, ограничивающих права других этнических групп на нашей территории, что должно было, по мнению принимающих подобные законы, препятствовать активной экспансии. Даже в тех странах, где население представляло собой неоднородный состав, в какой-то момент наступало всеобщее беспокойство по поводу Чужого. Лучше всего подобные случаи или кейсы можно понять на основании истории США.

Впервые ограничения по расовой и этнической принадлежности в США закрепил закон о натурализации 1790 года (англ. United States Naturalization Law of March 26, 1790), позволивший получить гражданство только белому населению с «должными моральными качествами», лишавший всех остальных возможности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.