Научная статья на тему 'История языкового образования в Хакасии: опыт кафедры английской филологии и теории языка'

История языкового образования в Хакасии: опыт кафедры английской филологии и теории языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LINGUISTIC EDUCATION / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / КАФЕДРА АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ТЕОРИИ ЯЗЫКА / ENGLISH PHILOLOGY AND LINGUISTICS DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутяева Ольга Михайловна

Статья посвящена деятельности кафедры английской филологии и теории языка Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова одной из учебных структур, развивающей языковое образование в Республике Хакасия. Автор описывает основные этапы становления кафедры, вклад преподавателей и учёных университета в её развитие, а также акцентирует внимание на важности лингвистического образования для современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутяева Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the Linguistic Education in Khakassia: Background of the English Philology and Linguistics Department

The article is devoted to the English Philology and Linguistics Department of Katanov State University of Khakassia that develops linguistic education in the Republic of Khakassia. The author describes the main periods of the department history showing the contribution of the lecturers and researchers to its development. The article is also focused upon the importance of the linguistic education for the contemporary society.

Текст научной работы на тему «История языкового образования в Хакасии: опыт кафедры английской филологии и теории языка»

Говоря о нашей гордости - выпускниках кафедры, нельзя не вспомнить о тех, кто все годы их учёбы был рядом с ними, вкладывал в их профессиональное становление всё своё педагогическое мастерство, помогал советом и делом. Некоторых из них, к великому сожалению, уже нет с нами: это М. И. Тенненбаум, А. И. Гейценредер, Э. И. Мулина, Н. П. Старцева, И. И. Герман, Н. Р. Лаптева. На заслуженный отдых после многолетней профессиональной деятельности ушли Г. Я. Бадогова, А. М. Дуда, З. И. Нодова, В. П. Зуева, Э. А. Абельтина, Л. Н. Паль, М. А. Иванова (в течение 13 лет заведовала кафедрой французского языка), И. И. Кремих (многие годы был деканом факультета, затем Института филологии), О. Г. Игнатенко, Л. Д. Побызакова, Ж. Ф. Шабанова, В. В. Потехина, О. В. Ярошенко, Л. И. Кремих и др.

В заключение следует сказать, что в условиях модернизации высшего профессионального образования, перехода на новую образовательную парадигму, получившую название компетентностного подхода [4, с. 29], перед кафедрой романо-германской филологии стоит задача повышения качества подготовки кадров по всем направлениям подготовки, реализуемым ею, а также создание условий, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, для индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося и для осознания им своей личной ответственности за результаты своего образовательного процесса.

Библиографический список

1. Савченко, В. А. Институт филологии празднует юбилей / В. А. Савченко // Университетская газета. - 2003. - № 15. - С. 1.

2. Савченко, В. А. Золотая дата зарубежной филологии / В. А. Савченко // Университетская газета. - 2012. - № 16. - С. 10.

3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 6-е изд. стер.- М.: Изд. центр «Академия», 2009.

4. Матушанский, Г. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях её модернизации / Г. Матушанский, Г. Завада // Высшее образование в России. - 2008. - № 3.

© Дорина Г. И., 2014

УДК [811.111+811.112.2] :378(571.513)

ИСТОРИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАКАСИИ: ОПЫТ КАФЕДРЫ АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ТЕОРИИ ЯЗЫКА

О. М. Кутяева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена деятельности кафедры английской филологии и теории языка Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова — одной из учебных структур, развивающей языковое образование в Республике Хакасия. Автор описывает основные этапы становления кафедры, вклад преподавателей и учёных университета в её развитие, а также акцентирует внимание на важности лингвистического образования для современного общества.

Ключевые слова: языковое образование, межкультурная коммуникация, кафедра английской филологии и теории языка.

Лингвистическое образование в России традиционно связывают с изучением иностранных языков. Однако в современном понимании лингвистика - это научно-прикладное направление профессиональной деятельности, включающее лингвистическое образование, межъязыковое общение, межкультурную коммуникацию, а также аспекты, связанные с применением новых информационных технологий и современных методик исследования человеческой природы. Развитие лингвистического образования в Хакасии тесно связано с открытием 75 лет назад (1939 г.) в Абаканском учительском институте литературного отделения. В 1944 году на базе учительского института создаётся педагогический институт (АГПИ) и литературное отделение реформируется в факультет русского языка и литературы, впоследствии факультет называется то филологическим, то факультетом русской филологии. После создания в 1994 году Хакасского государственного университета, которому впоследствии было присвоено имя первого всемирно известного хакасского учёного Николая Фёдоровича Катанова, на базе двух факультетов - филологического и факультета романо-германской филологии - организуется Институт филологии. Формирование в структуре университета такого его подразделения обусловлено необходимостью объединения филологических сил для реализации весьма важной для вуза и его структурного подразделения задачи - многоуровневой модели профессиональной подготовки кадров, которая, в частности, определяет и построение учебного процесса на принципах непрерывности и преемственности обучения. Сейчас это учебное подразделение университета, с 2012 года носящее чуть иное название - Институт филологии и межкультурной коммуникации, включает 7 кафедр, развивающих филологическое, в том числе лингвистическое, и журналистское образование в Южной Сибири.

Кафедра английской филологии и теории языка - современное название кафедры - сформирована в лучших традициях отечественного лингвистического образования. Созданная в 1963 году как кафедра английского языка, сегодня она выполняет комплексную задачу подготовки специалистов для разных уровней образования и науки: учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей профессиональных училищ, колледжей, преподавателей высшей школы, научных сотрудников исследовательских институтов и иных учреждений. Выпускники нашей кафедры работают также в областях российской и зарубежной экономики, связанных с управлением, межкультурной коммуникацией, туризмом.

Большую роль в становлении и развитии кафедры сыграли её руководители. Первым заведующим кафедрой английского языка была Алла Порфирьевна Розманова. Под её руководством начали в АГПИ свою профессиональную деятельность Михаил Евграфович Килижеков, Людмила Михайловна Данилова, Клавдия Фёдоровна Родионова, Стелла Григорьевна Кротова, Элеонора Кузьминична Чистоногова, Галина Михайловна Хамкова. Именно эти преподаватели работали в группах первых выпусков кафедры. Настойчиво и строго, на высоком уровне педагогического мастерства передавали они свои знания в области английского языка, которые ими самими были получены в ведущих вузах России.

С течением времени состав кафедры английского языка расширялся, и здесь в конце 60-х - начале 70-х прошлого века начали свою трудовую деятельность новые, молодые, перспективные преподаватели: Симон Вульфович Перкас, Эльвира Михайловна Данилова, Вера Романовна Щербик, Валентина Ивановна Аданакова, Тамара Николаевна Тугужекова. В указанное же время на кафедре начинают работать первые лучшие выпускники факультета иностранных языков (ФИЯ): это Алимпиада Архиповна Чаптыкова, Ангелина Васильевна Безрукова, Галина Ивановна Самрина, Алевтина Тимофеевна Тазмина. Ныне они все опытные преподаватели-стажисты, в свою очередь щедро делящиеся своими знаниями и опытом с приходящими на кафедру молодыми преподавателями. И в этот же период на кафедре английского языка появляются первые кандидаты наук: диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук успешно защищают Михаил Евграфо-вич Килижеков, Симон Вульфович Перкас, Тамара Николаевна Тугужекова. В те годы кафедру последовательно возглавляли М. Е. Килижеков и С. Г. Кротова. Позднее и другие молодые преподаватели - А. А. Чаптыкова, А. Т. Тазмина, Г. И. Самрина, В. Р. Щербик, А. В. Безрукова, в недавнем прошлом сами выпускники ФИЯ, - в разных вузах страны (Москва, Ленинград, Иркутск и др.) блестяще защищают кандидатские диссертации.

В центре внимания руководства института и самой кафедры на протяжении всех лет её функционирования были не только кадровое обеспечение высококвалифицированными преподавателями, учебно-методическое сопровождение учебного процесса, работа по набору абитуриентов и др., но и регулярное повышение квалификации преподавателей. В годы формирования и становления кафедры английского языка практически все её преподаватели проходили стажировку на Высших педагогических курсах по иностранным языкам в ведущих вузах России (Горьковском, Московском, Ленинградском государственных педагогических институтах и др.).

В последующие годы каждый заведующий кафедрой внёс свой вклад в её развитие в соответствии с конкретными задачами, которые стояли перед российским образованием в тот или иной период. Среди них наши заслуженные учителя и наставники, достойные выпускники кафедры: А. А. Чаптыкова, А. В. Безрукова, Т. Н. Тугужекова, Г. И. Самрина. Под их руководством кафедра английского языка планомерно формировалась и развивалась, рос научный потенциал её членов, активизировалась образовательная и научная деятельность, совершенствовался учебно-воспитательный процесс и т. д.

Новейший период в истории кафедры в первую очередь связано с серьёзными достижениями в таком направлении её деятельности, как подготовка на самой кафедре научно-педагогических кадров высшей квалификации. Речь идёт об открытии на кафедре в 2000 году аспирантуры по специальности «Германские языки», которое состоялось в том числе благодаря тесному сотрудничеству с Иркутским государственным лингвистическим университетом. Набор на первый курс аспирантов осуществлялся под руководством заведующего кафедрой английского языка, доктора филологических наук Вячеслава Александровича Яцко. Первыми научными руководителями стали доктора филологическихнаук, профессора вуза-партнёра Александр Михайлович Каплу-ненко, Галина Максимовна Костюшкина и Мария Васильевна Малинович. К сегодняшнему дню под их научным руководством выпускниками этой специальности уже защищено 10 кандидатских диссертаций (Н. И. Сви-стунова, М. В. Зубец, О. М. Кутяева, Н. Н. Кацунова, Е. В. Бронникова, О. П. Петрухина, Т. А. Королёва, Л. М. Куликова, Н. В. Чезыбаева, Л. М. Макаренко). Ещё одна кандидатская диссертация защищена аспиранткой кафедры И. А. Матросовой в 2011 году, научный руководитель - доктор филологических наук, профессор ХГУ им. Н. Ф. Катанова В. А. Яцко.

В новых условиях в связи с обновившимися задачами деятельности логичным было переименование кафедры английского языка в кафедру английской филологии (2005 г.). Первой заведующей обновлённой кафедрой стала кандидат педагогических наук Ирина Николаевна Тутатчикова (2003-2012 гг.). За этот период кафедра полностью перешла на двухуровневую систему образования, а её научный потенциал позволил открыть при кафедре и магистратуру. В 2006 году состоялся первый набор на специальность «Перевод и переводоведение» направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация», которое стало преемственным при переходе образовательного процесса в 2011 году на стандарты нового поколения.

В 2012 году кафедра усилила свои позиции, объединив потенциалы кафедры английской филологии Института филологии и межкультурной коммуникации и кафедры языкознания, литературоведения и межкультурной коммуникации Института саяно-алтайской тюркологии и восточных языков. Сейчас кафедра английской филологии и теории языка осуществляет подготовку по двум направлениям: Лингвистика с образовательными профилями «Перевод и переводоведение», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и Филология с профилем «Преподавание филологических дисциплин», а также по магистерским программам «Иностранный язык и литература», «Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика», «Английский язык и межкультурная коммуникация». Кроме того, ведётся подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации по двум программам аспирантуры - «Германские языки (английский язык)» и «Теория языка».

В настоящее время занятия со студентами и магистрантами ведут доктора филологических наук, профессора Т. Г. Боргоякова, А. М. Каплуненко, А. Д. Каксин и кандидаты наук, доценты А. Т. Тазмина, А. А. Чаптыкова,

И. Н. Тутатчикова, М. В. Зубец, Н. Н. Кацунова, Н. И. Свистунова, Т. С. Яцко, О. С. Литвинцев. Проведение практических занятий обеспечивается старшими преподавателями и ассистентами, имеющими большой опыт педагогической работы в системе вузовского образования (С. А. Брантова, М. В. Прохоренко, Е. В. Абдина).

Студенты кафедры английской филологии и теории языка имеют возможность совершенствовать языковую подготовку в странах изучаемого языка (английского, китайского), получая семестровые и летние стипендии программ Фулбрайт, а также являясь участниками академического обмена по уже действующим договорам, заключённым нашим университетом с зарубежными партнёрами: Даляньским университетом иностранных языков (КНР) и Университетом Западной Вергинии (США).

В настоящее время перед кафедрой стоят важные задачи развития сетевого взаимодействия с вузами страны по совместной реализации образовательных программ, роста научного потенциала, дальнейшего развития международной деятельности, поддерживания традиционно высокого уровня языковой подготовки выпускников. При этом сложность выполняемых задач только укрепляет мнение о том, что лингвистическое образование является неотъемлемой частью современной системы образования. В конечном итоге, это связано и с вопросами языкового разнообразия, за которыми стоит поиск подходов к решению национальных проблем, и с острой необходимостью изучения языков в связи с глобализационными процессами, происходящими в современном мире. © Кутяева О. М., 2014

УДК 811:378.147(075.8)

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ХАКАССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА

А. В. Безрукова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена истории и специфике преподавания иностранных языков студентам, обучающимся на не языковых специальностях. В ней представлены основные факты становления и развития кафедры иностранных языков и методики преподавания (ИЯиМП) Института филологии и межкультурной коммуникации Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

Ключевые слова: иностранные языки, английский язык, немецкий язык, коллектив кафедры, международные связи, компетенции, дополнительное образование.

Иностранный язык является обязательным составным компонентом Государственного стандарта высшего образования. Именно поэтому преподавание иностранных языков в системе высшего образования Хакасии началось одновременно с созданием здесь в 1939 году первого высшего учебного заведения - Абаканского учительского института. Первоначально, а затем на протяжении многих лет в качестве иностранного языка в институте в основном преподавали немецкий язык. С созданием факультета иностранных языков в 1963 году появилась необходимость разграничения преподавания иностранного языка как специальности и как общеобразовательной дисциплины. Наборы студентов - к тому времени уже в Абаканский государственный педагогический институт (см., выше статьи Г. И. Дориной, О. М. Кутяевой) - увеличивались, и соответственно увеличивался состав преподавателей. В 1970 году в АГПИ была создана кафедра иностранных языков, члены которой работали во всех подразделениях института, преподавая иностранный язык (ИЯ) как общеобразовательную дисциплину. Специфика преподавания заключалось в необходимости использовать материал на конкретном иностранном языке, учитывая специальность подготовки студентов.

Абаканский государственный педагогический институт продолжал развиваться, предлагая новые специальности абитуриентам. В 1991 году в связи с введением новой специальности «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Иностранный язык»» была образована новая кафедра - иностранных языков и методик преподавания, которая в дальнейшем была преобразована сначала в кафедру иностранных языков и методики раннего обучения иностранным языкам, а затем одновременно с созданием университета в 1994 году в кафедру иностранных языков и методики преподавания (ИЯиМП). Заведующей кафедрой была избрана кандидат филологических наук, доцент А. В. Безрукова. Кафедра ИЯиМП вела учебный процесс по двум направлениям:

- преподавание специального (профессионального) иностранного языка в соответствии со спецификой направлений подготовки студентов неязыковых специальностей подразделений гуманитарного направления университета по программа бакалавриата, специалитета и магистратуры;

- преподавание иностранного языка как дополнительной специальности студентам, обучающимся по педагогическим специальностям.

В 2010 году наша кафедра была объединена с кафедрой иностранных языков и вошла в состав Института филологии и межкультурной коммуникации.

Кафедра ИЯиМП зарекомендовала себя как научный лингвистический центр, создающий свою школу. Коллектив кафедры разрабатывает методику раннего обучения иностранному языку и апробирует новые технологии обучения профессиональному иностранному языку в студенческих группах и учебных группах магистрантов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.