Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВЗАИМОТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РОССИИ'

ИСТОРИЯ ВЗАИМОТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ШКОЛА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эхаева Раиса Могдановна

Повышенное внимание со стороны государства и общества к проблемам семьи, к роли родителей в воспитании подрастающего поколения, обусловило постановку новых задач перед образовательными организациями. Одной из задач является - активное взаимодействие с родителями обучающихся. Создание эффективного механизма взаимодействия возможно только при понимании истории развития взаимоотношений семьи и школы, анализа успехов и неудач на этом пути и определения стратегических целей развития взаимоотношений. Цель статьи - рассмотреть этапы развития взаимоотношений школы и семьи для определения сегодняшнего состояния и перспективы их развития История взаимоотношений семьи и школы складывается на протяжении нескольких веков. Отмечены 7 этапов становления и развития этих отношений. Дана характеристика каждому этапу с рассмотрением позиции школы и роди родителей в воспитании детей. Обоснована необходимость постановки стратегической цели в развитии взаимоотношений семьи и школы - создание социального союза - «содружества семьи и школы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FAMILY AND SCHOOL RELATIONS IN RUSSIA

The increased attention on the part of the state and society to family problems, to the role of parents in the upbringing of the younger generation, led to the setting of new tasks for educational organizations. One of the tasks is - active interaction with the parents of the students. The creation of an effective mechanism of interaction is possible only if we understand the history of the development of relationships between the family and the school, analyze the successes and failures along this path and determine the strategic goals of the development of relationships. The purpose of the article is to consider the stages of development of the relationship between the school and the family to determine the current state and the prospects for their development. The history of the relationship between the family and the school has been taking shape over several centuries. 7 stages of the formation and development of these relations are marked. A characteristic is given to each stage with consideration of the position of the school and the birth of parents in the upbringing of children. The necessity of setting a strategic goal in the development of relations between the family and the school - the creation of a social union - “the commonwealth of the family and the school” has been substantiated.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВЗАИМОТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РОССИИ»

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Эхаева Раиса Могдановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ИСТОРИЯ ВЗАИМОТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РОССИИ

Аннотация. Повышенное внимание со стороны государства и общества к проблемам семьи, к роли родителей в воспитании подрастающего поколения, обусловило постановку новых задач перед образовательными организациями. Одной из задач является - активное взаимодействие с родителями обучающихся. Создание эффективного механизма взаимодействия возможно только при понимании истории развития взаимоотношений семьи и школы, анализа успехов и неудач на этом пути и определения стратегических целей развития взаимоотношений. Цель статьи - рассмотреть этапы развития взаимоотношений школы и семьи для определения сегодняшнего состояния и перспективы их развития История взаимоотношений семьи и школы складывается на протяжении нескольких веков. Отмечены 7 этапов становления и развития этих отношений. Дана характеристика каждому этапу с рассмотрением позиции школы и роди родителей в воспитании детей. Обоснована необходимость постановки стратегической цели в развитии взаимоотношений семьи и школы - создание социального союза - «содружества семьи и школы».

Ключевые слова: семья, школа, взаимодействие.

Annotation. The increased attention on the part of the state and society to family problems, to the role of parents in the upbringing of the younger generation, led to the setting of new tasks for educational organizations. One of the tasks is - active interaction with the parents of the students. The creation of an effective mechanism of interaction is possible only if we understand the history of the development of relationships between the family and the school, analyze the successes and failures along this path and determine the strategic goals of the development of relationships. The purpose of the article is to consider the stages of development of the relationship between the school and the family to determine the current state and the prospects for their development. The history of the relationship between the family and the school has been taking shape over several centuries. 7 stages of the formation and development of these relations are marked. A characteristic is given to each stage with consideration of the position of the school and the birth of parents in the upbringing of children. The necessity of setting a strategic goal in the development of relations between the family and the school - the creation of a social union - "the commonwealth of the family and the school" has been substantiated.

Keywords: family, school, interaction.

Введение. В Конституции России зафиксировано, что Россия - социальное государство. Это произошло в 1993 году. С тех пор государство стремится соответствовать выбранному курсу. Происходят многие преобразования, одним из которых стало всесторонняя поддержка семей: финансовая (материнский капитал, налоговые и пенсионные льготы, льготная ипотека, дополнительные выплаты и др.), социальная (повышение статуса семьи и семьи с детьми, программы социального сопровождения и др.) и психологическая (программы личного роста будущих родителей, телефоны горячей линии, центры психологической помощи и др.). Однако, несмотря на повышенное внимание государства к семье, социальные проблемы детей, подростков и молодежи сохраняются: наличие вредных привычек (наркомания, табакокурение, игромания, алкоголизм), правонарушения различной тяжести, беспризорность и безнадзорность, социальное сиротство и суициды. Очевидно, что все перечисленные проблемы связаны с воспитанием подрастающего поколения. Применяемые методы, формы и средства воспитания в семье и школе не дают ожидаемого эффекта.

Правительство нашей страны приняло ряд основополагающих документов, направленных на совершенствование государственной воспитательной политики и укрепление семьи в качестве института воспитания: «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», «Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года», в которых воспитание представлено как стратегический общенациональный приоритет, требующий объединения усилий всех социальных институтов общества, повышение качества и эффективности воспитания в образовательных организациях, повышение педагогической компетентности родителей и их ответственности за воспитание детей.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время консолидация усилий образовательных организаций и семьи по воспитанию детей можно выразить формулой «учитель - ученик - родитель», что означает равноправие родителей с учителем и учеником в учебном процессе. Вместе с тем желаемая модель взаимоотношений во многом остается декларативной и желаемого равенства не получается. При этом существуют недопонимания, обиды, а иногда и агрессия между родителями и учителями.

Мы солидарны с мнением Академика В. Алексеева: «для того, чтобы предвидеть будущее, нужно понять прошедшее» [1]. Обратимся к истории отношений семьи и школы в России.

Существуют несколько периодизаций истории взаимодействия семьи и школы, которые провели А.А., Скороход, Е.А. Муляр, Е.С. Пристав [2], М.Н. Попова [3] и другие. Но, на наш взгляд, эти периодизации можно усовершенствовать, взяв за основание - исторические периоды развития образования в России. Кроме того, ни одна из них не намечает перспективы взаимодействия семьи и школы.

В этой связи цель статьи - рассмотреть этапы развития взаимоотношений школы и семьи для определения сегодняшнего состояния и перспективы их развития.

С появлением первых школ стали складываться и взаимоотношения семьи и школы. Эти отношения, начиная с Древней Руси, были разными.

Первый этап - Древняя Русь - православная педагогика. С крещением Руси в 988 году и благодаря князьям Владимиру и Ярославу появляются первые школы при церквях. Целями обучения детей было воспитание души, привитие религиозной морали, формирование нравственных поступков, покорного поведения. Влияние на родителей осуществлялось в процессе влияния на всех прихожан, которых стремились просвещать, привлекая в школы и обучая грамоте для чтения православных книг. В этот период отношение к ребенку было особенное: до 10 лет ребенок считался безгрешным, поэтому он был для взрослого эталоном. Взрослый становился эталоном только для детей старше 10 лет [10].

Воспитание детей являлось семейным делом, а обучение в школе становилось просвещением и детей, и их родителей.

Второй этап - Средние века (XIII-XIV вв.) - монголо-татарское иго. В этот период были закрыты государственные школы, и обучение велось только в монастырских школах. Детей учили грамоте, арифметике, песнопению и некоторым ремеслам. Изучаемые книги носили воспитательный характер, они помогали формировать «правильные» качества у детей и избавить их от греха. Но это были избранные дети, которых монастыри готовили к несению службы Богу. Взаимодействия с

родителями не было, точнее оно осуществлялось в рамках проповедей, причастия и выполнении других религиозных обрядов.

Воспитание детей происходило в семьях, где они получали навыки ведения хозяйства и жизнеобеспечения себя и своей будущей семьи.

Третий этап - эпоха Просвещения - (XVIII в. - середина XIX в.) открытия государственных школ и университетов. Образование стало приобретать светский характер и становилось обязательным в специальных образовательных учреждениях. Но инновации воспринимались народом сложно, так как их не поддерживало духовенство, видя в европейской культуре, которую насаждали Петр I и Екатерина II, угрозу православию. В этот период взаимодействие школ и родителей не было, так как именно родители сопротивлялись направлению своих детей в учебные заведения. Мало того, были созданы закрытые элитарные учебные заведения (для «воспитания новой породы людей»), в которых дети находились все время, встречаясь с родителями лишь несколько раз в год. При этом получило распространение традиция отправлять дворянских детей на обучение за границу, что тоже сводило воспитательную роль семьи к нулю. Нельзя не отметить зарождение женского образования в России, начало которому положило открытие «Императорского воспитательного общества благородных девиц». Это было закрытое учебное заведение, в котором девочки воспитывались жестко и находились под круглосуточным надзором воспитателей [10].

Для низших сословий населения были организованы массовые школы: «цифирные школы» для детей 10-15 лет, в которых осуществлялась подготовка подростков к работе на промышленных предприятиях, «гарнизонные» и «адмиралтейские» школы, в которых готовили мальчиков к солдатской и матросской службе, «горнозаводские школы» для обучения рабочим специальностям. Воспитание детей и подростков в таких школах основывалось на муштре, жесткой дисциплине, а при непослушании - применялись наказания, в том числе и физические. Для крепостных девочек по приказу Екатерины II был открыт «Воспитательный дом». Это была возможность освободиться от крепостной зависимости, так как выпускниц императрица делала лицами третьего чина, зарождающегося сословия.

Родители так же не допускались в складывающиеся взаимоотношения между школой и учениками.

Таким образом, России требовались верноподданные, образованные граждане, воспитание которых взяло на себя государство.

Четвертый этап в истории взаимоотношений семьи и школы (начало XIX - середина XIX века) - это период реформ в образовании. Открывается первый Детский сад, расширяется сеть университетов, появляются первые женские высшие курсы. Вместе с тем министр народного образования С.С. Уваров проповедовал сословное образование, жесткое воспитание, контроль за учебными заведениями и цензуру. В таких условиях речи о взаимодействии с семьями и их привлечения к воспитательному процессу не было. Роль родителей состояла в обеспечении явки ребенка в гимназию, воспитания послушания и дисциплинированности детей. В учебный процесс родителей не посвящали, но они могли быть избранными в попечительский совет (при условии финансовой поддержки гимназии). Попечительский совет решал финансовые вопросы, появляющиеся в гимназии.

Однако появились публикации, в которых ставилась задача - оказания влияния на семейное воспитание. Такие мнения мы видим у декабристов, у В.Г. Белинского [4], А.И. Герцена [5]. Не остались в стороне и педагоги. Так К.Д. Ушинский впервые стал говорить о школе и семье как едином организме, призывая педагогическую общественность обратить внимание на семью как мощный фактор воспитания детей. Все это привело к тому, что стали появляться гимназии (например, вторая гимназия Санкт-Петербурга), которые приглашали родителей для ознакомления с успехами детей. Это были первые шаги по установлению взаимоотношений.

Пятый этап рассматриваемого взаимодействия был со второй половины XIX века до 1917 года. Данный период характерен бурным педагогическим движением, представители которого (М.И. Деминов, В.Я. Стоюнин и др.) подвергали острой критике существовавшую в то время систему образования. Школы стали публиковать в печати протоколы педагогических советов, заседания попечительских советов и пр., тем самым информируя родителей о школьных делах. В конце XIX века стали проходить беседы учителей с родителями, причем темы для таких бесед родители могли предложить сами.

Начало XX века связано с реформами П.А. Столыпина, который разработал план создания единой общеобразовательной сети, которая должна была быть доступной для всех социальных слоев населения, центральным звеном предполагалось сделать гимназию.

Были и более радикальные идеи, в частности К.Н. Вентцель предлагал создать «Дом свободного ребенка», в котором обучать детей должны были бы родители, а не учителя. Продолжая работу по повышению роли родителей в воспитании детей, он открыл «Родительский клуб» и «Музей образцовых игрушек». По сути, это начало пропедевтики важности педагогической культуры родителей.

Интересны предложения В.П. Вахтерова, заключающиеся в необходимости выборов представителей родительского сообщества в общий совет школы, организации совместных праздников, проведении педагогических чтений для родителей [8]. В целом данный период можно считать началом сближения позиций семьи и школы по вопросам воспитания детей.

Пятый этап в развитии взаимоотношения семьи и школы начался с 1917 года, когда была разрушена существовавшая система образования и на ее месте строилась новая. Молодая советская республика уделяла повышенное внимание образованию и культуре, так как это два мощнейших проводника идеологии марксизма-ленинизма. П.П. Блонский критиковал механическое отделение семьи от школы, провозглашая союз этих двух социальных институтов [6]. Выдающиеся педагоги (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко) активно включились в процесс создания новой школы, искали и пропагандировали новые формы и методы взаимодействия школы с семьей.

Определенный интерес представляет собой родительский всеобуч, который организовывала школа в 70-х годах прошлого века, как правило, такое педагогическое просвещение было органической частью родительских собраний.

Большой вклад в данный вопрос внес В.А. Сухомлинский, считая педагогику не только наукой для учителей, но и наукой для родителей. Он, отстаивая необходимость формирования и повышения педагогической культуры родителей, разработал непрерывности и единства семейного и общественного воспитания [7]. Очень важным педагог считал посещение родителями специальных курсов еще до прихода ребенка в школу, а также наличие родительской библиотеки в семье. Все это должно было укрепить связь семьи и школы.

Описываемый период времени мы склонны считать «контрольно-консультирующим». Дело в том, что школа стремилась контролировать воспитательную работу родителей: посещение детей на дому, оценка школьного места ребенка, сбор информации о посещении детьми внешкольных учреждений и беседы с родителями в случае отсутствия таковых и т.д. При необходимости (недостаточном внимании к детям со стороны родителей) подключались родители-активисты из соответствующего класса, привлекалась общественность с предприятий, где работали родители. Но такие радикальные методы были редкостью, классные руководители вместе с директором школы старались найти взаимопонимания с родителями: проводили беседы, приглашали специалистов, проводили консультации.

Необходимо отметить, что в тот период времени очень высока была роль коммунистической партии советского союза (КПСС) и любое привлечение широкой общественности к проблемам семьи воспринималось родителями как личная трагедия. Может быть поэтому, уважение к учителям, внимание к их указаниям и пожеланиям были столь значимы для родителей, а, следовательно, и для детей.

Седьмой период - это период с 1992 года по настоящее время. Это непростой период для России: экономические и социальные преобразования затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образование. Растерянность учителей в ценностных ориентирах привела к утрате авторитета учителей в обществе. Вместе с тем, время требует от родителей и школы новых подходов в воспитании, новых форм взаимодействия всех социальных институтов и, прежде всего, семьи и школы.

Перспективной формой такого взаимодействия избрано социальное партнерство, которое представляет собой систему взаимоотношений, построенную на согласовании интересов родителей, учеников и учителей по вопросам обучения, воспитания. В образовательной практике присутствуют несколько типов социального партнерства:

- коммуникативно-дидактический (равенство позиций учителя и родителя в коммуникациях);

- экспертное оценка воспитательного процесса (мнение родителей как экспертов, школа может его учитывать по своему усмотрению);

- управленческое (совместное принятие управленческих решений);

- переговорная площадка [9].

Обобщенный исторический экскурс в становление и развитие взаимоотношений семьи и школы представлен в таблице.

Таблица

Этапы развития взаимоотношений семьи и школы в России

Этап Временной период Тип взаимодействия школы и семьи

Первый Древняя Русь Воспитание осуществлялось в семье, в школе происходило просвещение детей и родителей.

Второй Средние века XIII-XIV вв. Малочисленные монастырские школы, воспитание православными молитвами. Родители отстранены.

Третий Эпоха Просвещения XVIII в. Независимость государственных школ, отстранение родителей от воспитания.

Четвертый Первая половина XIX века Публицистическая пропаганда семейного воспитания.

Пятый Вторая половина XIX в. - начало XX века Период сближения семьи и школы.

Шестой 1917-1991 гг. Контрольно-консультирующий.

Седьмой С 1992 года по настоящее время Социальное партнерство.

На наш взгляд социальное партнерство - это промежуточный тип отношений между противостоянием и содружеством. Следовательно, можно предположить, что следующий этап взаимодействия семьи и школы будет этапом содружества. Согласимся, что отношение между партнерами (даже очень хорошими) и между друзьями все-таки разные.

Содружество - это социальный союз, дружеское объединение. Члены такого содружества ощущают себя членами большой семьи, что предопределяет и тип взаимоотношений. На наш взгляд, это отношения доверия, уважения, заботы друг о друге. В большой семье случается всякое, но всегда находится способ примирения и надежды на лучшее.

В научной литературе нет четкого определения психологии содружества. Но мы полагаем, что в основе такого союза находятся эмоционально-комфортные отношения, на основе которых и выстраиваются любые совместные действия. Установление таких «теплых» отношений очень сложная задача, которая стоит как перед школой, так и перед родителями. Но... если определена цель, то к ней можно прийти. Магистральный путь к этому - забота, любовь и стремление сделать школьные годы детей самыми счастливыми.

Любой родитель будет с уважением относиться к учителям и к школе в том случае, если его ребенку там уютно и комфортно. Следовательно, нам всем нужно немного стать добрее, внимательнее, заботливее и. родители ответят тем же.

Выводы. Взаимоотношения между семьей и школой прошли долгий путь своего становления и развития. Каждая историческая эпоха видела разные роли родителей в воспитании детей: от ничтожной до очень значимой. Такое расхождение было обусловлено многочисленными переломными моментами в истории нашей страны.

1. Крещением Руси и появление письменности. Просвещением и обучение детей могли заниматься только монастырские школы или школы при церквях. Родители участвовать в этом не могли.

2. Средние века - монголо-татарское иго - государственных школ не было, обучение велось в некоторых монастырских школах. Соответственно, никакого взаимодействия не было между школой и семьями.

3. Преобразования России Петром I и Екатериной II затрагивали устои налаженной жизни дворянства. Сопротивление дворян нововведениям вызвало отрицание роли родителей в воспитании достойных граждан Российской империи. Именно поэтому появились закрытые учебные заведения для детей.

4. Начало XIX века прогрессивная молодежь и передовые ученые-педагоги публиковали статьи о важности семейного воспитания, повышая тем самым роль родителей в стране.

5. Со второй половины XIX века и до Великой Октябрьской социалистической революции происходили первые шаги по сближению отношений между гимназиями школами) и родителями: проводились родительские собрания, создавались попечительские советы, были публичные демонстрации успехов учеников.

6. Советский период времени характеризуется повышенным вниманием к семье и её роли в воспитании детей. Очень много внимания уделяли детские дошкольные учреждения и школы родителям: контролировались создаваемые в семье условия для детей, проверялись выполнение родителями обязанностей по воспитанию детей (обратная связь черед дневник ученика), родителей обязывали посещать лектории по воспитанию детей. Идеологическая линия КПСС была очевидна, и школа осуществляла взаимодействие с родителями как представитель партии и народа.

7. Переход России на новые экономические и социальные отношения повлияли на взаимоотношения семьи и школы: произошел переход от контрольно-консультирующих отношений к отношениям взаимодействия и сотрудничества. Однако во многом отношения взаимодействия в триаде «учитель - ученик - родитель» остается формальным, и педагогическое сообщество ищет методы, формы и средства перехода от формального уровня к практическому.

Мы полагаем, что в любом развитии очень важен уровень поставленных целей, а точнее намеченный горизонт. Чем выше, масштабнее и перспективнее цели, тем больших успехов можно добиться. В менеджменте такие цели получили название стратегические. В истории взаимоотношений семьи и школы ни разу не было поставлено стратегических целей. Мы сделали попытку их поставить: школа и семья должны создать социальный союз - содружество, - который позволит перейти на новый качественный уровень в воспитании подрастающего поколения нашей страны.

Литература:

1. Алексеев В. Будущее способен предвидеть тот, кто понял прошедшее // Наука и жизнь. - 2007. - №10. - С. 12-19.

2. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. - М.: Худож. лит., 1979. - Т.4. - 654 с.

3. Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические сочинения: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1979. -Т.1. - 304 с.

4. Вахтеров В.П. Спор между семьей и обществом // Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1987. - 400 с.

5. Герцен А.И. Сочинения. - М.: Гослитиздат, 1958. - 363 с.

6. Заславская О.В., Сальникова О.Е., Кожурова О.Ю. Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания: векторы взаимодействия // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 786-790.

7. Попова М.Н. Исторические основы взаимодействия семьи и школы // Педагогическое образование в России. -2017. - №1. - С. 124-128.

8. Ситаров В.А. Дидактика / под ред. В.А. Сластенина. 3 изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

9. Скороход А.С., Муляр Е.А., Пристав Е.С. Развитие взаимодействия семьи и школы в истории отечественной педагогики и практики // Материалы Междунар. науч. конф. «XXI Царскосельские чтения». - СПб., 2017. - Т. II. -С. 97-101.

10. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви / сост. А.И. Сухомлинская. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 304 с.

Педагогика

УДК 378.

кандидат филологических наук, доцент Юдина Татьяна Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Архангельск)

АУТЕНТИЧНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК

ИНОСТРАННОМУ

Аннотация. Цель исследования - обосновать целесообразность использования аутентичных региональных фильмов, представить сценарий урока по введению регионального телесюжета. В статье рассмотрены преимущества выбора аутентичного фильма как средства обучения; раскрыто понятие аутентичных видеоматериалов СМИ, их роль в обучении аудированию; представлена методика введения этновидеоматериалов на уроках русского языка как иностранного (РКИ); разработан авторский методический сценарий видео «День зимних забав в САФУ» - введения аутентичных видеоматериалов региональной тематики СМИ на занятии РКИ. Научная новизна: определена роль региональных источников в формировании лингвокультурологической компетенции инофонов и критерии выбора аутентичных видео для развития лингвокультурной компетенции у инофонов. В результате представлена авторская методическая разработка урока по РКИ.

Ключевые слова: аудирование, русский язык как иностранный, обучение РКИ, аутентичные региональные видеоматериалы, лингвокультурологическая компетенция.

Anrntation. The paper aims to justify reasonability of using authentic regiona films, a scenario for the introduction of a regional TV plot is presented. The educational potential of authentic films is revealed. The article describes the notion of authentic mass media video recordings, their role in training of listening skills. It provides the methods of introduction of the ethnovideo recordings during Russian as a Second Language (RSL) lessons. We have developed a methodical scenario for the television story "Winter Fun Games Day at NArFU", that is the introduction of authentic video recordings with regional media subject matter for a RSL lesson. Scientific originality of the study: the role of regional sources in the formation of linguocultural competence of foreign background has been considered, involves identifying criteria for choosing authen films when developing pupils' linguocultural competence. As a result of the research, the author's development of an RFL lesson.

Keywords: listening comprehension, Russian as Second Language, teaching RSL, video recordings, linguocultural competence.

Введение. В современный период в методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) актуализировалась этнопедагогика. Основа этнопедагогики - в формировании лингвокультурологической компетенции у инофонов, которые в процессе обучения должны освоить грамматику языка и «культурологические знания для межкультурной коммуникации» [5, с.72].

Вопросы этничности исследовали педагоги [1; 2; 5; 7], психологи [6], культурологи [8], лингвисты [1; 3; 4; 9; 10]. Автор статьи движется в этом направлении, разрабатывая практическую этнометодическую базу сценариев введения аутентичных региональных видео СМИ по арктической тематике для инофонов Северного (Арктического) федерального университета (САФУ).

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования лингвокультурологической компетентности иностранных студентов вузов с целью их адаптации и успешной коммуникации в России, а также в регионе их обучения и временного проживания.

Цель статьи - обосновать целесообразность использования аутентичных региональных видеотекстов на занятиях по РКИ; разработать сценарий по введению аутентичных видео региональной тематики СМИ на уроке РКИ. Для достижения цели решены педагогические задачи: названы преимущества использования аутентичных региональных видеотекстов в процессе обучения инофонов; определяются критерии отбора аутентичных видео как средства формирования лингвокультурологической компетенции у иностранных студентов; разработан пример урока по тематике; обоснована эффективность создания учебно-методических материалов для занятий по РКИ.

Теоретической базой исследования послужили работы ученых Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина [2]; Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова [3]; Е.Н. Егоровой [4]; О.Д. Митрофановой, С.А. Хаврониной [5]; Т.М. Юдиной [9, 10]. Методы исследования: теоретические: наблюдение, анализ и синтез; словесные (беседа); наглядные (видеосюжеты); практические (самостоятельная работа). Теоретическая значимость заключается в комплексном применении лингвистического и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.