Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА'

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ювелирное искусство / артефакты / систематизация / развитие мастерства / резьба / технология / материалы

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Одилова Сайёра Джавдатовна

в данной статье рассматривается история возникновения и развития ювелирного искусства Узбекистана. Изучение исторических артефактов из музеев, предметов археологических раскопок показывает их самобытность, возможность систематизации их происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА»

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА Одилова С.Д.

Одилова Сайёра Джавдатовна - ассистент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается история возникновения и развития ювелирного искусства Узбекистана. Изучение исторических артефактов из музеев, предметов археологических раскопок показывает их самобытность, возможность систематизации их происхождения.

Ключевые слова: ювелирное искусство, артефакты, систематизация, развитие мастерства, резьба; технология, материалы.

За несколько сот лет мастерство ремесленников Узбекистана в декорировании зданий достигло настоящих художественных высот. До наших дней сохранились образцы фигурной и орнаментальной резьбы по камню, дереву и ганчу, украшавшие дворцы и храмы старого Термеза в Сурхандарье и Варахши, близ Бухары узоры еоторого со временем перешли и на изготовленные изделия из металла (Рис. 1).

Рис. 1. Изделия из металла

Ювелирные изделия Ташкента, Самарканда, Бухары, Сурхандарьи, Сырдарьи, Ферганы и Каракалпакистана отличаются разнообразием. Они оригинальны и взаимно дополняют друг друга, создавая общие черты в созданных ювелирных предметах. Среди коллекций, представленных в музеях, достойны внимания ювелирные женские украшения. Особенно выделяются хорезмские украшения своеобразными формами. Ремесло ювелира - одно из древних ремёсел на земле, получившее развитие вместе с орудиями производства, используемыми человеком. Судя по уникальным золотым украшениям из знаменитого Амударьинского клада, в IV веке до нашей эры бактрийские мастера уже достигли высот настоящего искусства. Архаические формы национальных браслетов, сережек и колец напоминают о согдийских украшениях, найденных археологами. Также с глубокой древности территории нынешнего Узбекистана почитаются магические свойства драгоценных камней -жемчуга, рубина, бирюзы, сердолика. К доисламским временам восходит обычай узбекских женщин носить в ожерелье ювелирный футляр-тумор для амулета.

Подлинного расцвета ювелирное искусство достигло в XIX - начале XX веков. Большое количество ювелирных изделий сохраняется в запасниках музеев Узбееистана и зарубежных музеев. Украшения, выполненные ювелирами Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента, Ферганской долины, пользовались спросом на Востоке и Западе. Особенно ценились изделия мастеров Бухары и Ташкента и тут дело не только в цене использованого материала. Изделия ценятся тем какому региону, какой школе он относится, каким мастером он изготовлен. Ювелирные изделия узбекских мастеров отличает богатство форм, изящество отделки и проработанность деталей. Излюбленным материалом для ювелирных украшений в Узбекистане всегда было серебро, но бухарские мастера большую часть изделий традиционно выполняли из золота. Ведь недаром Бухара расположена в долине "золотоносной" реки Зарафшан, где с древнейших времен добывался драгоценный металл.

Таинство создания ювелирного изделия происходит в мастерской, оборудованной несложными приспособлениями, где мастер своими знаниями и навыками создает ювелирное изделие-предмет искусства.

В начале ХХ века бухарские мастера делали диадемы, повторяющие форму бровей, их так и называли усма-тилла - подведенные золотые брови. Особенно красивы старинные налобные повязки баграк в виде полосы из соединенных шарнирами квадратных серебряных пластин. Каждая пластина декорирована золочением, тиснением, инкрустацией из полудрагоценных камней, окруженных мелкой бирюзой. Необычайно изысканны по форме и отделке традиционные серьги узбекских женщин. В комплект украшений входят серьги зирак с дужкой в виде тонкого кольца с перекладиной, на которую нанизываются разноцветные бусинки и серьги с подвесками в виде куполков или шатровых сводов, которые были настоящими произведениями ювелирного искусства. В Ферганской долине широкое распространение получили золотые и серебряные серьги кашкар болдак. А бухарские мастера славятся выделкой золотых серег шибирмак в форме лепестка с большими рубинами в центре, окруженными жемчужинами. В старину модницы вдевали в уши одновременно по две пары серег. А в некоторых районах Узбекистана женщины носили в носу специальные серьги - булоки или розетку на ножке, которую вставляли в прокол в ноздре. Ювелиры искусно владеют техникой тиснения, черни, ажурной и накладной филиграни, эмали. Излюбленной техникой всегда была зернь - узоры, составленные из спаянных серебряных шариков и бусин. Многие формы ювелирных изделий, носившие ранее локальный характер, получили повсеместное распространение. Другие продолжали сохранять местное значение. Одновременно с сохранением традиционных форм все шире проникали и сравнительно новые. Возникновение их было связано с широким использованием золота. Изготовлялись украшения с драгоценными камнями, разработанные бухарцами золотые, с большим рубином в центре, окруженные жемчужинами серьги. Рубин получил большую популярность у ювелиров, так как в сочетании с золотом создавал звучное сочетание. Наиболее широко он использовался в перстнях. Реже рубин заменяла бирюза.

В 1950-70 годы центрами ювелирного ремесла оставались Ташкент, Бухара, Самарканд, Коканд, Хива. Круг ювелирных изделий почти не изменился: делались - серьги, кольца, браслеты, ожерелья. Так же сохранялись традиционные приемы изготовления: филигрань, чернь, дрижиж чеканка, зернь, гравировка, штамповка. Сохранилось все многообразие форм изделий, выпускавшихся в предшествующий период. Среди них были предельно лаконичные формы: золотые серьги в виде полумесяца, гладкие без орнаментации перстни с одним камнем, браслеты, излюбленные в прошлом серьги с легкими подвесками из бусинок коралла, жемчуга, зерни, стекла. Новым характерным было исчезновение сложных ювелирных ансамблей, пышных конских уборов и оружия. Из традиционных форм ювелирных изделий продолжали сохраняться те, которые отвечали современным вкусам - наиболее простые серьги, браслеты, кольца, броши и бусы. Излюбленными оставались серьги с 3-7 легкими подвесками из цветных и металлических бусинок, парные браслеты с чеканным и, гравированным, чеканным узором. Исторически украшения, выполненные ювелирами Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента, Ферганской долины отличались художественным разнообразием и имели оригинальные черты, отображающие национальные и местные контуры, формы и линии. Такие изделия пользовались спросом на Востоке и Западе. Многие формы ювелирных изделий, носившие ранее локальный характер, получили повсеместное распространение. Другие изделия продолжали сохранять местное значение. Одновременно с сохранением традиционных форм все шире проникали и сравнительно новые. Из традиционных форм ювелирных изделий продолжают сохраняться те, которые отвечают современным вкусам.

Список литературы

1. Фахретдинова Д. Ювелирное искусство Узбекистана. Т., 1988. 204 с.

2. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана. М., 1984. 179 с.

3. Лунева В. Ювелирное искусство городов и историко-культурных областей античного Узбекистана. // Урбанистическая культура Узбекистана (Материалы Международной научной конференции). Т., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.