Научная статья на тему 'ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В УЗБЕКИСТАНЕ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В УЗБЕКИСТАНЕ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

1042
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бибишак / украшения / браслет / тумар / ислими / штамповка / техника тиснения / гравировка / чеканка / мастер / серьги / ювелирные изделия. / Bibishak / decoration / bracelet / tumar / islimi / stamping / embossing technique / engraving and chasing / master / earrings / jewelry

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нодира Изатуллаевна Юлдашова

В данной статье рассматриваются история развития ювелирного искусства в Узбекистане и его процветание в современной жизни. Также разобраны и сопоставлены продвижение различных направлений ювелирного дела в прошлом и на сегодняшний день в разных регионах страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JEWELRY IN UZBEKISTAN. HISTORY AND MODERNITY

This article examines the history of the development of jewelry art in Uzbekistan and its prosperity in modern life. Also analyzed and compared the promotion of various areas of jewelry in the past and today in different regions of the country.

Текст научной работы на тему «ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В УЗБЕКИСТАНЕ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В УЗБЕКИСТАНЕ. ИСТОРИЯ И

СОВРЕМЕННОСТЬ

Нодира Изатуллаевна Юлдашова

Ассистент Ташкентского Государственного Технического Университета

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются история развития ювелирного искусства в Узбекистане и его процветание в современной жизни. Также разобраны и сопоставлены продвижение различных направлений ювелирного дела в прошлом и на сегодняшний день в разных регионах страны.

Ключевые слова: Бибишак, украшения, браслет, тумар, ислими, штамповка, техника тиснения, гравировка, чеканка, мастер, серьги, ювелирные изделия.

JEWELRY IN UZBEKISTAN. HISTORY AND MODERNITY

Nodira Izatullaevna Yuldashova

Assistant of Tashkent State Technical University

ABSTRACT

This article examines the history of the development of jewelry art in Uzbekistan and its prosperity in modern life. Also analyzed and compared the promotion of various areas of jewelry in the past and today in different regions of the country.

Keywords: Bibishak, decoration, bracelet, tumar, islimi, stamping, embossing technique, engraving and chasing, master, earrings, jewelry.

ВВЕДЕНИЕ

Ремесло ювелира — одно из древнейших на земле. Изначально ювелирные изделия служили не только украшениями, но и были оберегами, наделялись магическими свойствами. А также с помощью ювелирных украшений и традиционной одежды создавались образы женщин разных слоев общества, костюмы для торжеств, на пример наряд невесты.

Ювелирное искусство много лет считалось одним из символов культуры определенного народа, стиля жизни, каждая продукция этого ремесла ценилась

вещь как ручной работы. Средняя Азия, в частности Узбекистан испокон веков славится своими традиционными ювелирными изделиями и украшениями для одежды.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Искусство создания прекрасных украшений из драгоценных металлов и камней передается ювелирами Узбекистана из поколения в поколение уже тысячелетиями. Это одно из древнейших ремесел на земле, которое всегда вызывало восхищение и благоговение. Самые ранние ювелирные изделия, найденные на территории Узбекистана, относят к XII веку до нашей эры.

Древнейшая находка была обнаружена у истоков реки Чирчик. В могильнике находились браслеты из бронзы, на которых изображались космологические спирали. Не менее интересен Амударьинский клад, который был найден у истоков реки Амударьи, и представляет собой уникальные изделия бактрийских ювелиров, живших в V веке до нашей эры. А поистине сенсационной находкой является клад из городища Дальверзинтепе в Сурхандарьинской области: здесь было найдено огромное количество украшений из золота и серебра, инкрустированных драгоценными камнями, общий вес которых составил 32 килограмма.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Подлинного расцвета ювелирное искусство на территории Узбекистана достигло в XIX - начале XX веков. Украшения, выполненные ювелирами Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента, Ферганской долины, пользовались спросом на Востоке и Западе. Особенно ценились изделия мастеров Бухары и Ташкента. Ювелирные изделия узбекских мастеров отличает богатство форм, изящество отделки и проработанность деталей. Излюбленным материалом для ювелирных украшений в Узбекистане всегда было серебро, но бухарские мастера большую часть изделий традиционно выполняли из золота. Ведь недаром Бухара расположена в долине "золотоносной" реки Зарафшан, где с древнейших времен добывался драгоценный металл.

Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из серебра или золота. Но к свадьбе готовят целые ювелирные комплекты, некоторые из которых невеста продолжает носить и после бракосочетания, до рождения первого ребенка.

Таинство создания ювелирного чуда происходит в мастерской,

оборудованной несложными приспособлениями. Здесь находится небольшой самодельный глиняный горн в виде низкой призмы с выемкой на поверхности, где помещаются древесные угли. Огонь в горне раздувается при помощи ручных мехов-дам из бараньей кожи. Своей формой дам напоминает два усеченных конуса, соединенных основаниями. При особо тонкой работе ювелиры-заргары применяют медную коническую трубку-дахандам, в которую дуют, направляя струю воздуха на обрабатываемый предмет. Серебро и золото плавят в тиглях-бутича из огнеупорной глины.

Социальное положение ювелиров XIX века на территории современного Узбекистана могло быть различным. В Бухаре, в отличии от мастеров других отраслей ремесла, придворные ювелиры занимали привилегированное положение, получали звания и чины. В Хорезме профессия ювелира относилась к одной из самых низших.

Основными законодателями локальных особенностей художественного стиля в ювелирном искусстве XIX веке выступали мастера бухарской, хорезмской, ташкентской, самаркандской, кокандской (или ферганской), сурхандарьинской, каракалпакской школ.

Одним из главных центров ювелирного искусства являлась Бухара. Значительность данной школы подчеркивается не только самими ювелирными изделиями хранящихся в музеях города, историческими хрониками, но и памятником архитектуры XVI века Таки-Заргарон - Куполом Ювелиров, построенном в Бухаре как торгово-ремесленный центр города. Под Таки-Заргарон располагались мастерские и ювелирные лавки.

Бухарские ювелирные украшения XIX века отличаются лаконичностью и округленностью или нарочитой смягченностью углов формы, укрупненными деталями, яркими контрастными решениями цветового звучания, что придает им "монументальность" и подчеркивает ощущение некоторой тяжести веса изделий. В них отсутствует увлечение изощренностью в технике и мелкой детализированной подробностью. Легкость восприятия этих изделий достигается мастерским чувством выразительности.

Излюбленными техническими приемами в XIX веке у бухарских ювелиров были литье, ковка, зернь, ажурная и накладная филигрань, гравировка, чернь, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, главной из которых выступала техника золочения. Негативное отношении к ношению изделий из золота, в XIX веке было хитроумно обойдено применением золочения, дозволенных серебряных, украшений. Во дворцовых

мастерских самого бухарского эмира изготовлялись украшения из чистого золота.

Среди старинных узбекских ювелирных украшений особую форму представляют ювелирные футляры для амулетов - туморы. Они делаются в виде треугольников, обращенных вершиной к верху, прямоугольников, многоугольников, цилиндрических трубочек. Туморы не только тщательно орнаментированы филигранью, зернью или эмалями, но и нередко снабжены надписями с молитвами. Туморы подвешивали к ожерельям с ажурными пронизями или носили, прикрепив к цепочке, на груди. Иногда в одном украшении совмещали два-три тумора разной конфигурации. В старину узбекские женщины прятали в тумор молитву-оберег, амулет, магическое заклинание, а некоторые - записочку от любимого.

Ювелиры Хорезма оформляют туморы особенно пышно и нарядно, окружая амулетницу множеством позолоченных фигурных подвесок с коралловыми бусинами. Хорезмские украшения XIX века обладают усложненной формой, более измельченным растительным узором, обилием многоярусных мелких подвесок из цепочек, бусин, камней и металлических тисненных "лепестков". В изобразительном плане они ближе к своим прообразам, в прошлом наделявшимся символическим содержанием. В рассматриваемый период и позже сохранялись архаические формы массивных браслетов, амулетов древней удлиненно-призматической и цилиндрической формы.

В Хорезме широко использовали технику тиснения, филиграни, зерни, вставки цветных камней. В изделиях для знати использовали золото, рубин, лал, берил, жемчуг, для среднего сословья - золоченое серебро, бирюзу, коралл, сердолик, стекло. Прославленными мастерами хорезмской школы ювелирного дела в XIX веке были в Хиве усто Давлят и его сын А. Давлетов, усто Касым, в Ургенче - М. Абдуллаев.

О изделиях ташкентской школы ювелирного искусства можно судить по сохранившимся изделиям, выполненным в основном из серебра и сплавов с последующим золочением. Очевидно они предназначались для средних слоев населения. Ташкентские мастера-ювелиры значительно реже использовали басменную технику. В декоре изделий они использовали накладную филигрань, значительно упростив ее и используя для выкладывания гнезд для цветных стекл, которыми стремились покрыть всю поверхность украшения. При этом преобладалое сочетание красного "граненного" стекла с голубой "бирюзой". В

стиле было характерно плоскостное решение, дробность деталей и яркая полихромность. Более удачны в цветовом решении изделия, орнаментированные в технике чернения, гравировки и чеканки.

С начала XX века в Ташкенте все меньше ювелиров работало с серебром, мастера стали предпочитать ему низкопробное золото. С этого времени ташкентские ювелиры активно реагировали на влияния русских и татарских форм украшений, в большом количестве ввозимых из России. Таким образом, настало время переосмысления традиционного искусства, отрицательным последствием которого стал заметный упадок художественного качества местного ювелирного искусства.

Одним Самаркандскому ювелирному искусству наиболее близка бухарская школа ювелирного искусства, хотя здесь было ощутимо и влияние ташкентской школы. Для самаркандской школы ювелирного искусства XIX века характерно применение техники босмы, филиграни, литья, зерни, чеканки, гравировки, чернения, позолоты, а также техника ажурной филиграни. Форма изделия создавалась из мелких колечек в виде сот, выложенных из сплющенной серебряной проволочки, часто с подвесными серебряными цепочками. Украшения самаркандских ювелиров впечатляют своей легкостью и невесомостью, достигаемой игрой просветов и мастерским построением в монохромной композиции изделий. Известными мастерами-ювелирами этого времени в Самарканде были И. Камилбаев, Х. Юлдашев.

Школа ювелирного искусства Ферганской долины XIX века представлена мастерами Коканда, Намангана и Андижана. Изделия этой школы отличаются изысканной сдержанностью колорита, особой тонкостью и изяществом орнаментации и отделки, с помощью которых моделировалась и сама форма произведения. В Коканде и других городах Ферганской долины ювелиры отдавали предпочтение технике орнаментирования чернением, гравировкой, тиснением, зернью, ажурной и накладной филигранью, эмалью и вставками из камней и стекла. Для ожерелий изготовляли медальоны, используя технику перегородчатой инкрустации бирюзой с мотивом "рыбья чешуя". Излюбленным типом серег в Ферганской долине были "ой-болдок", с восходящей к древнему прототипу форме полумесяца, серьги с подвесками в виде кисти винограда, серьги с ажурной филигранью "кашгар-болдок". Форму "кашгар-болдок" в Ферганскую долину в XIII веке завезли переселявшиеся сюда кашгарцы. Эти серьги изготовлялись по принципу заполнения нижнего обруча ажурной филигранью или тиснением узором и представляли собой

тончайшие миниатюрные розетки - воплощение мотива солнца, звезды и "колеса Будды".

Каракалпакская школа ювелирного искусства XIX века представлена городами Кунград, Ходжейли, Турткуль, Чимбай, Халхабад. Искусство каракалпаков несло в себе древние традиции кочевого искусства, генетически связанного с искусством сурхандарьи, полукочевых племен ферганской долины, современных соседей - туркменских племен. Для ювелирных изделий каракалпаков характерно сохранение архаичной формы и орнаментики, которой вторит лаконичность очертаний силуэта, укрупненность формы и деталей, сдержанное колористическое решение и насыщенность символики. В работе каракалпакских ювелиров применялось серебро, золото - лишь для золочения и "прорисовки" отдельных линий орнамента, а также сердолик, коралл и изредка бирюза.

Сурхандарьинская школа ювелирного искусства достигла целостности ансамбля украшений, благодаря гармонической композиционной соразмерности изделий и включения в них сходных элементов и деталей, которые перекликаются в украшениях. Главным образующим элементом большинства изделий этой школы является бусина - "мунчок". Бусины изготовлялись из серебра разнообразных видов - гладкие сферические, ажурные эллипсоидные, в виде бубенчиков, спиральные. Обязательной частью всех украшений были непосредственно коралловые бусины. Из сурхандарьинских украшений наиболее разнообразны по видам серьги - "беш аяклы сирга", и др. "Беш аяклы сирга" - серьги с пятью ножками в форме тонкого обруча с пятью подвесками. Лунница обруча заполняется ажурным филигранным узором с бирюзой или кораллом в центра. Подвески представляют низки из коралла и спиральных, сферических и ажурных серебряных бусин, цепочек и кошечек, из зерни. "Туг халка" - серьги в форме лука, имеют форму легкого обруча с перемычкой.

Новым и характерным было исчезновение сложных ювелирных ансамблей, пышных конских уборов и оружия. Из традиционных форм ювелирных изделий продолжали сохранятся те, которые отвечали современным вкусам - наиболее простые серьги, браслеты, кольца, броши и бусы. Излюбленными оставались серьги с 3-7 легкими подвесками из цветных и металлических бусинок, парные браслеты с чеканным и, гравированным, чеканным узором.

Хорезмийцы любили бирюзу, кораллы и предпочитали технику

штамповки; бухарцы - филигрань, штамповку, рубин, жемчуг; кокандцы -зернь; ташкентцы - изделия из золота; каракалпаки - сохраняли верность серебру и сердолику; сурхандарьинцы - серебру и кораллам.

Многие формы ювелирных изделий, носившие ранее локальный характер, получили повсеместное распространение. Другие продолжали сохранять местное значение. Одновременно с сохранением традиционных форм все шире проникали и сравнительно новые. Возникновение их было связано с широким использованием золота. Изготовлялись украшения с драгоценными камнями, разработанные бухарцами золотые, с большим рубином в центре, окруженные жемчужинами серьги. Рубин получил большую популярность у ювелиров, так как в сочетании с золотом создавал звучное сочетание. Наиболее широко он использовался в перстнях. Реже рубин заменяла бирюза.

В 1950-70 годы центрами ювелирного ремесла оставались Ташкент, Бухара, Самарканд, Коканд, Хива. Круг ювелирных изделий почти не изменился: делались - серьги, кольца, браслеты, ожерелья. Так же сохранялись традиционные приемы изготовления: филигрань, чернь, дрижиж чеканка, зернь, гравировка, штамповка. Сохранилось все многообразие форм изделий, выпускавшихся в предшествующий период. Среди них были предельно лаконичные формы: золотые серьги в виде полумесяца, гладкие без орнаментации перстни с одним камнем, браслеты, излюбленные в прошлом серьги с легкими подвесками из бусинок коралла, жемчуга, зерни, стекла. Появились В этот период ювелирное искусство Узбекистана сочетало в себе черты общности и локальных своеобразий. Наиболее целостным в стилистическом отношении в эти годы предстает искусство Бухары, где в основном изготавливались типы серег: "холак", "холка-барг", "шибирма", каждый из которых имел свои варианты решений. Эти виды серег получили широкую популярность в Узбекистане и назывались "бухарскими". "Шибирма" - также форма лепестка, но ажурного.

В эти годы происходят организационные изменения в области производства ювелирных украшений. С основанием в 1963 году ювелирной фабрики в Ташкенте отрасль переступила рамки кустарного производства. В этот период продолжали заниматься ювелирным ремеслом мастера традиционалисты: в Бухаре К. Мираков, прославившийся своими бухарскими формами серег, ожерелий "тапиши дил". В Ташкенте работал А. Гафаров, М Назирхонов, в Самарканде - Ш. Рузумуродов, в Маргилане: А. Абдуджаборов, в Ургуте - М. Марупов.

Интерес к возрождению старинных видов женских украшений не обошел и художников Ташкентской ювелирной фабрики и Зарафшанского ювелирного завода. В ювелирных магазинах республики появились золотые кольца, серьги и колье, дизайн которых разработан на основе древних форм и продолжает традиции этого замечательного художественного мастерства.

Современное ювелирное искусство Узбекистана Ассоциация ювелиров ежегодно представляет на выставке "Ювелирия" Ее участники - ювелирные заводы, частные мастерские и мастера, бережно сохраняющие традиции и стиль этого древнего прекрасного искусства. Особым признанием здесь пользуются произведения мастера С. Мухамадова, который умело соединяет традиции бухарской школы и современность, старейшего ювелира из Маргилана А. Абдужаббарова, в чьих изделиях сохранены традиционные форма, орнамент, рисунок, подбор камней - веками складывающийся художественный образ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, мастерство ювелиров передается из поколения в поколение, от дедов и отцов к сыновьям. Благодаря творческой энергии и искусству мастеров Ташкента, Самарканда, Бухары, Ургенча, Ферганы не обрываются древние традиции этого замечательного художественного ремесла. Так же, как в старину заргары были объединены в цеха, так и сегодня большинство умельцев входят в Союз ремесленников Узбекистана "Хунарманд" Многие из них сотрудничают с Объединениями народных мастеров "Усто", "Муссавир", "Мерос" и другими. Изделия из серебра с кораллами и полудрагоценными камнями, созданные творческой фантазией таких известных ювелиров, как Ф. Дадаходжаев, Г. Тикаев, Ш. Низамов, не уступают в красоте и тщательности отделки лучшим образцам узбекского традиционного ювелирного искусства и неизменно привлекают внимание посетителей в художественных салонах. Интерес к возрождению старинных видов женских украшений не обошел и художников Ташкентской ювелирной фабрики и Зарафшанского ювелирного завода. В ювелирных магазинах республики появились золотые кольца, серьги и колье, дизайн которых разработан на основе древних форм и продолжает традиции этого замечательного художественного мастерства.

REFERENCES

1. Фахретдинова Д. Ювелирное искусство Узбекистана. Т., 1988. 204 с.

2. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана. М., 1984. 179 с

3. Бородина М.Р. Художественное конструирование. Учебное пособие. Т.: ТАСИ, 2013. 134 с

4. Eder W. Emst, Hosnedl Stanislav. DESIGN ENGINEERINGA Manual for Enhanced Creativity, London - New York CRC, 2008. 558 p

5. Joser M. Garrofe. Structural packaging - Index book. 476 p

6. https: //www.advantour.com/rus/uzbekistan/culture/handicrafts/j ewelry.htm

7. https://jewellery-hist.livejournal.com/10015.html

8. https: //www.centralasia-travel .com/ru/publication/j ewellers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.