Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА В БУХАРЕ'

РАЗВИТИЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА В БУХАРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
205
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБИШАК / УКРАШЕНИЯ / БРАСЛЕТ / ТУМАР / ИСЛИМИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юлдашова Нодира Изатуллаевна

В данной статье рассматривается развитие ювелирного искусства в Бухаре и его процветание в современной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА В БУХАРЕ»

РАЗВИТИЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА В БУХАРЕ Юлдашова Н.И.

Юлдашова Нодира Изатуллаевна - ассистент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается развитие ювелирного искусства в

Бухаре и его процветание в современной жизни.

Ключевые слова: бибишак, украшения, браслет, тумар, ислими.

Ремесло ювелира - одно из древнейших на земле. Изначально ювелирные изделия служили не только украшениями, но и были оберегами, наделялись магическими свойствами. Наиболее ранние находки таких украшений в Узбекистане относятся к XII веку до нашей эры. В верховьях реки Чирчик из могильника были извлечены бронзовые браслеты с треугольными насечками и орнаментом в виде космологических спиралей.

Украшения, выполненные ювелирами Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента, Ферганской долины, пользовались спросом на Востоке и Западе. Особенно ценились изделия мастеров Бухары и Ташкента. Ювелирные изделия узбекских мастеров отличает богатство форм, изящество отделки и проработанность деталей. Излюбленным материалом для ювелирных украшений в Узбекистане всегда было серебро, но бухарские мастера большую часть изделий традиционно выполняли из золота. Ведь недаром Бухара расположена в долине "золотоносной" реки Зарафшан, где с древнейших времен добывался драгоценный металл.

XIX век в Бухаре был ознаменован расцветом художественных ремесел -чеканки и производства ювелирных изделий, ткачества, вышивки и золотого шитья, резьбы и росписи по дереву и ганчу. Бухара становится крупнейшей школой ремесла, оказывая значительное влияние на творчество мастеров других городов и селений. Искусство городов мусульманского Востока, к которым относилась и столица Бухарского Эмирата, на протяжении веков объединял единый стиль, выработанный исламскими представлениями о красоте, тяготеющей к предельной эстетизации формы, изысканности линий, что было характерно и для ювелирных украшений. Их стиль отличался дробностью формы, обилием подвесок, свободных соединений, придающих изделию воздушность, легкость, использованием филиграни, ажурной прорези и зерни, полудрагоценных камней - аметистов, бериллов, турмалинов, кораллов.

Производству ювелирных украшений в Бухаре уделялось особое внимание, это отражало тягу общества к роскоши и богатству; на центральном рынке города ювелирам было отведено специальное место - Токи Заргарон - купол ювелиров. Известно, что в XIX в. в городе было до 400 ювелиров. Этим ремеслом занимались узбеки и таджики, индийцы и персы. Индийцам, например, принадлежали небольшие мастерские по шлифовке и гранению драгоценных камней. Благодаря кавказским ювелирам стала популярна чернь.

К числу традиционных бухарских ювелирных изделий относятся головные украшения тилла-кош (венец невесты), височные подвески мохитилло (бибишак) и каджак, нагрудные украшения зеби-гардан и нози-гардан, серьги типа барг, кундалсоз, халка и др., браслеты, декорированные прорезной ажурной резьбой в стиле ислими, пояса для знати с крупными серебряными пряжками и др. Многие из этих типов украшений изготовлялись и в других городах, например, зеби-гардан и тилля-кош.

В Х1Х-начале XX века в г. Бухаре женщины носили разнообразные пластинчатые браслеты, среди которых выделяются несколько видов. Первый вид - это браслеты с фигурными окончаниями и простейшим гравированным узором, чаще встречавшиеся у узбеков и казахов в сельской округе Бухары. Следующий вид - браслеты с штампованными окончаниями и гравировкой под чернь. Такие браслеты, очевидно, не бухарского происхождения, бытовали в Туркестане. В Бухаре они встречались реже. Они напоминали браслеты XIV века золотоордынских мастеров, среди которых были и среднеазиатские ювелиры. Третий вид - замкнутые браслеты из штампованных деталей с застежкой-стержнем, иногда с квадратной пластинкой, соединявшей их окончания.

Декор бухарских браслетов интересен тем, что он более поздний по происхождению и появился уже в период расцвета исламского искусства. В его основе - ажурная сквозная резьба в стиле ислими. Семантика подобных узоров известна - они призваны передать идею созданного Богом идеального, красивого мира, райского сада. Однако вряд ли мастера-ювелиры вкладывали какое-либо значение в эти узоры, для них ислими - традиционный способ декорирования, популярный во многих видах художественных ремесел.

К обязательным украшениям бухарской женщины относились кольца и перстни, которые могли носиться на всех пальцах кроме среднего. По местным представлениям, женщины должны были постоянно иметь кольцо на руке, чтобы поддерживать ритуальную чистоту своих рук.

К числу популярных бухарских украшений относится бибишак - украшение, напоминающее полумесяц с высокоподнятыми загнутыми концами, а над ним - мотив цветочного бутона. Его носили на лбу (единичный вариант) или возле ушей (парный). Существуют и другие названия бибишака - "мохи-тилло" (золотая луна), "ат-туеги" (лошадиное копыто).

Данный пример свидетельствует о том, что хотя бухарские ювелирные украшения являлись образцами типично городского вкуса, значительное влияние на весь комплекс изделий оказала кочевая степь. Так, под влиянием кочевнической традиции в городской среде оказались многочисленные амулеты (тумар), изначально призванные играть не только декоративную, но и (в первую очередь), охранительную роль - внутрь амулета вкладывалась бумага с начертанными словами молитвы. В исполнении городских мастеров тумары значительно трансформируются - на смену массивным, замкнутым формам, типичным для степной эстетики, приходят легкие конструкции, декорированные рисунком в стиле ислими, кораническими надписями, а также сугубо декоративные тумары, выполненные в технике открытой филиграни, легкие и воздушные.

Таким образом, анализ семантики ряда бухарских ювелирных изделий связан еще с доисламскими представлениями, что свидетельствует о древности и традиционности их форм. Их длительное, на протяжении многих веков, бытование привело к утрате заложенного смысла, преобладанию декоративной стороны. Однако стойкость форм дает возможность выявить тот смысл, который изначально был присущ этим замечательным произведениям искусства.

В заключение можно сказать, при изучении наблюдается общее направление развития художественного стиля бухарских украшений, отмечается важное значение ислама в процессе формирования общих черт в ювелирном искусстве Бухары и окружающих регионов, выделяются наиболее важные моменты сходства бухарских украшений с украшениями соседних народов, очерчивается ареал распространения украшенных близкого стиля.

Сравнительный анализ украшений рассмотренных регионов дает возможность предположить существование определенных культурных контактов, интенсивных торговых связей между народами, живущими здесь. Причем эти взаимосвязи должны

были быть давними и устойчивыми, если они способствовали формированию

однородных художественных явлений на столь обширной территории.

Список литературы

1. Фахретдинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана // Учебник, 1988. С. 46.

2. Дадамухамедов Б. Ювелирное искусство Узбекистана XIX-XX веков // Монография, 2018. С. 58.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bukhara.uz/stati-o-bukhare/yuvelimoe-iskusstvo-buhary/ (дата обращения: 19.02.2021).

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwj ewellerymuseum. ru/uzbekistan/uzbekistan. htm?id=uz_isskusstvo_1/ (дата обращения: 19.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.