УДК 745
Г. Ф.Валеева-Сулейманова
ИСКУССТВО ТАТАРСКОЙ ФИЛИГРАНИ: ТРАДИЦИЯ МАСТЕРСТВА И ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ
Статья посвящена одному из самых распространенных видов ювелирного искусства - филиграни, определяющей высокий профессионализм и национальную самобытность творчества татарских мастеров. На материалах экспедиционных исследований раскрываются основные стадии и особенности техники исполнения, орнаментации, приводятся характерные термины, имена мастеров, и на широком историческом фоне развития определяется художественная специфика.
Ключевые слова: ювелирное искусство, украшения, филигрань, бугорчатая (объемная) филигрань, плоская ажурная филигрань, накладная филигрань, зернь, стиль, техника исполнения.
G.F.Valeeva-Suleymanova. ART OF TATAR FILIGREE: TRADITION FOR CRAFTSMANSHIP AND HISTORIC - CREATIVITY FEATURES
The article devoted to one of the main popular kinds of Jewelry Art - the filigree, which defines high professional skill and national originality for creativeness of Tatar jewelers. The author based on the original field materials of Tatar villages investigation and discovers the stages of filigree production, describes typical terms, details of ornamentation, names of craftsmen. The wide historical background determines artistic peculiarities of filigree.
Keywords: Jewelry Art, adorning, filigree, mounded (knob) filigree, plain open-work filigree, plated filigree, grain filigree, style, technique skill
Ювелирное искусство казанских татар снискало мировую известность высокими художественными формами украшений и технологиями, такими как уникальная бугорчатая филигрань и самобытная плоская ажурная скань. Своеобразная стилистика ювелирного искусства казанских татар ярко проявляется в характере взаимосвязи формы украшений и техники их исполнения. Среди множества техник татарского ювелирного искусства, именно филигрань (плоская ажурная, накладная, бугорчатая) является достижением высокого мастерства и свидетельствует о глубоко укоренившихся навыках ювелирного производства, получившего у татар развитие, как в городе, так и в деревне. К тому же, бугорчатая филигрань является уникальной техникой, не получившей распространения в ювелирном деле других народов.
Изучение техники исполнения лежит в основе анализа формы и мотивов орнаментации произведений, раскрывает особенности производства и генезис стиля - в этом аспекте является областью искусствоведения. В историческом аспекте изучение ювелирного искусства, да и художественного металла в целом, находится на стыке археологии (историческая типология и генезис) и этнографии (традиционные особенности функционирования в народной бытовой среде), опирается на материалы этих наук и в совокупности определяет междисциплинарный подход, в основе которого лежит методология системно-комплексного исследования.
Такой подход к типологии произведений ювелирного искусства, и филигранных в частности, стал осуществляться сравнительно недавно [1-4]. Полевые материалы, собранные автором в результате экспедиций, проводившихся со второй половины 1980-х гг., позволили восстановить стадии и способы производства ювелирных изделий в технике филиграни, соответствующие им татарские термины и имена мастеров сканого дела, сохранившиеся в народной памяти.
Искусство филиграни является отражением высокого профессионализма и свидетельствует о глубоко укоренившихся традициях ювелирного мастерства, получившего у татар, в отличие от многих других народов, развитие не только как вид городского ремесла, но и сельского [5, с. 56]. Она является традиционной и получила широкое распространение в декоре почти, что всех из известных видов украшений (серьги, накосники, браслеты, ожерелья, поясные и воротниковые застежки, бляхи к нагрудной перевязи и нагрудникам, перстни, декоративные пуговицы и др.).
Техника орнаментации диктует характерный комплекс мотивов декора, используемых в определенных видах ювелирных изделий. Технико-орнаментальные комплексы сложились в эпоху средневековья и были связаны с заказами на те, или иные виды «образцовых» украшений, создававшихся в городских ремесленных центрах или в мастерских ханского двора, их формы и декор тиражировались. Надо отметить, что в ювелирных изделиях волжских булгар Х-ХП вв. филигрань (скань) и зернь имели равноценное значение, в то время, как в последующем, скань постепенно приобрела доминирующую роль в декоре. В то же время, в раннебулгарский период (УШ-Х вв.) в ювелирных украшениях преобладала техника зерни.
С середины ХУ1 в., вместе с потерей татарами собственной государственности, городское ремесло трансформировалось в формы сельского народного творчества и преемственно развивалось, во многом сохраняя традиции ханского времени. С возрождением во второй половине ХУШ в. в Старотатарской слободе Казани городского ювелирного ремесла технология филиграни не претерпела особых изменений, в то время, как характер орнаментации испытывал влияние таких европейских стилей, как классицизм, барокко и, особенно, ярко модерна. В середине ХХ столетия появляются украшения из филиграни, стилизованные под традиционные формы.
Рассмотрим технику филиграни и связанную с ней терминологию, в основном используя экспедиционные материалы автора, собранные в селах Заказанья (районы Арский, Сабинский, Высокогорский, Мамадышский и др.), Юго-Востока Татарстана (Альметьевский, Лениногорский и др. ) и соседних с республикой сел Самарской области (на территории бывшей Надыровской волости).
Филигрань - одна из самых распространенных техник в ювелирном искусстве, в основном, казанских татар. Именно в Казани и селах Заказанья находились центры ее производства. Узор в этой технике создавался из тонкой металлической проволоки - расплющенной, гладкой или свитой в веревочку, часто с ребристыми краями. Свитая филигрань определялась двумя видами: витье из двух проволочек и спиральное. В изделиях филигрань, как правило, сочетается с зернью, инкрустацией драгоценными камнями.
У татарских ювелиров филигрань бытовала под названиями - щепкыр (буквально, свивать нить), бвтеркэ (кручение; оба термина характерны для Заказанья), челтэр бегу (кручение в кружево; чаще встречается в юго -восточных районах РТ). Более старинные названия скани: бвтеркэ-серкэ [6, с.18], хэрэм, серкэ [5]. Термин серкэ обозначал мелкую зернь и встречается в ювелирном искусстве народов Средней Азии и Казахстана [7, с.57]. Остается пока неясным перевод старинного, вышедшего из употребления, названия филиграни - хэрэм или кэрэм. Аналогии могут быть с узбекским и таджикским термином «кирие» [8, с.42], обозначающим волочильную доску для протягивания фили-гранной проволоки. У татар она сохранилась под названием такыл - специальная металлическая пластина с отверстиями разного диаметра. Из последовательно (по мере уменьшения диаметра) протянутых через нее нитей проволоки набирался узор в виде спирально изогнутых и скрепленных пайкой завитков, образующих сквозной рисунок - так называемая плоская ажурная филигрань. Когда узор напаивался на гладкий металлический фон, то создавалась накладная филигрань.
Татарские мастера освоили и активно использовали уникальную технику объемной или бугорчатой филиграни - куперткэн щепкыр, кутэрелгэн челтэр, буртмэслэп эшлэу. Узор в ней соста-влялся из крученой или свитой из двух нитей проволоки, накрученной в виде объемного конуса из плотных завитков. Бугорки завитков отделывались резцами и покрывались тонкой насечкой. В зависимости от высоты конусов различаются высокая и низкая бугорчатая филигрань.
Для создания филиграни использовали чистое золото или высокопробное серебро. Недорогие украшения делали из различных сплавов с включением меди и олова и нанесением позолоты или серебрения. Использовали металлическую проволоку, которую сначала нагревали, затем вытяги-вали щипцами - карга борыны (дословно «вороний клюв»), пропуская через отверстия в волочильной доске. Наиболее тонкую проволоку протягивали через просверленный в центре алмаз или сапфир, вставлявшийся в отверстие металлической пластины. При вытягивании проволоку обычно крутили, затем крученую проволоку выстукивали плоскими молоточками, и в результате этого, по ее краю образовывалась рельефная ребристая поверхность. Проволоку тянули и посредством перемотки на катушки, для ее плющения использовали вальцы (бэлсе).
Процесс волочения проволоки назывался юкарту (утончение). Из тонких проволочек на поверхности украшения набирался рисунок из завитков, заполнявших разделенную на ячейки конструкцию украшения. Набранные элементы филиграни припаивались к остову украшения, затем отделывались: шлифовались и полировались. Пайка осуществлялась при помощи трубки, через которую вдували пламя керосиновой горелки. Если узор набирался на металлической пластине (накладная филигрань), то на ее поверхность наносился рисунок (часто на бумаге), по которому выкладывали основные линии и мелкие элементы узора. Затем его напаивали на поверхность пластины.
Преемственность способов орнаментации в технике филиграни позволила раскрыть эволю-
ционные истоки этого вида искусства у казанских татар. По археологическим данным техника филиграни появляется в Поволжье, начиная с раннебулгарского периода (УШ-Х вв.). Волжские булгары, в отличие от мастеров Востока, развивших технику накладной филиграни, прославились в средневековой Европе мастерством исполнения ажурной филиграни [9, с. 355]. Эти традиции были не только развиты, но и обогащены мастерами Золотой Орды, в ювелирном искусстве которой филигрань, в основном накладная, изящно и пышно оформляла драгоценные изделия для знати («Шапка Мономаха», коранницы, браслеты, серьги, колты, перстни и др.). Сохранившиеся от периода Казанского ханства золотые изделия из филиграни (несколько поясных застежек и декоративных пуговиц от костюма татарских мурз, коранница - все в собрании Оружейной палаты Московского Кремля) изготовлены в технике ажурной и накладной филиграни. Они отличаются использованием свитой в веревочку проволоки и напаиванием на ее поверхность миниатюрных брусочков в виде 4-5-тигранных параллелепипедов, обеспечивающих прочность набранному узору. Ювелирные изделия ХШ-ХУ1 вв., по эволюционной стилистике формы, занимают промежуточное положение между филигранными изделиями Волжской Булгарии и казанских татар ХУШ-начала ХХ вв.
Во второй половине ХУШ-середине Х1Х вв. создаются классические образцы изделий, отличающиеся высокой плотностью ажурного заполнения и технологией филиграни, набираемой из одного или двух рядов проволоки. На вторую половину ХУШ в. приходится расцвет искусства бугорчатой филиграни. В конце Х1Х в. орнамент из филиграни отличается крупностью завитков и разреженностью узорного заполнения.
Филигрань выполнялась высококлассными ювелирами Старо- и Новотатарских слобод Казани и отдельных сел Заказанья (Арский, Высокогорский, Сабинский, Мамадышский районы). В других регионах проживания татар (в частности, в юго-восточном) очаги филигранного производства появ-ляются, как правило, от переехавших из Заказанья ювелиров. Секреты мастерства, особенно бугор-чатой филиграни, тщательно оберегались и передавались по наследству внутри одной семьи или ро-да. Часто, наиболее тонкие виды работ, исполнялись женщинами - ювелирами. Работа ювелиров в технике филиграни называлась белой - ак эт.
В начале ХХ в. традиции изготовления филигранных изделий стали постепенно исчезать. Со второй половины 1920-х гг. ювелиры, причисленные советской властью к классу кулачества, были вынуждены приостановить свое ремесло. Отдельные народные мастера продолжали работать позднее - в предвоенный и послевоенный периоды (Х. Ганиев из Сабинского р-на, С. Давлетшин и семья ювелиров Юсуповых из Альметьевского района, Р.Донгыр из Каргалинской слободы г. Оренбурга и др.), используя плоскую филигрань в несложных по декору изделиях. Бугорчатая филигрань, в виду сложности технического исполнения и дороговизны, была практически утеряна. Народная память сохранила имена ювелиров, работавших в этой технике в первой половине ХХ в. - К.Шамсутдинов из д. Мендюш и Х.Джамилева из д. Кзыл Яр Арского района, Ж. Хисамиев из д. Юсуф-Алан Сабинского района и др.
Искусство филиграни возрождается во второй половине ХХ в. в творчестве профессиональных художников (Е.Бакакин, И.Васильева, В.Ковалевский, С.Ковалевская-Шакурова, Р.Мухаметшин, Т.Соловьёва, И.Фазулзянов, Л.Хисамиева, А.Шамсутдинов и др.), использующих художественно-технические свойства и характерные композиционные приемы в стилизованных под национальные украшениях.
Изделия из филиграни татарских ювелиров хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, Государственном Историческом музее (Москва), Российском этнографическом музее, в Эрмитаже (С.-Петербург), в Национальном музее Республики Татарстан, Музее изобразительных искусств, Национально-культурном Центре «Казань», в музеях гг. Касимов, Тобольск, Тюмень, Астрахань и других.
Литература
1. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Татарская филигрань в контексте генезиса и развития ювелирного искусства // Из истории татарского народного искусства. Казань: ИЯЛИ, 1995. С.67-100
2. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Бугорчатая филигрань // Татарская энциклопедия. Т.1. Казань: ИТЭ, 2002. - С. 468
3. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Филигрань //
1. Valeeva-Sulejmanova G.F. Tatarskaja filigran' v kontekste genezisa i razvitija juvelirnogo iskusstva // Iz istorii tatarskogo narodnogo iskusstva. Kazan': IJaLI, 1995. S.67-100
2. Valeeva-Sulejmanova G.F. Bugorchataja filigran' // Tatarskaja jenciklopedija. T.1. Kazan': ITJe, 2002. - S. 468
3. Valeeva-Sulejmanova G.F. Filigran' //
Татарская энциклопедия. Т.6. Казань: ИТЭ. 2014. - С. 120-121
4. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Организация и технологии ювелирного производства татар // Вестник КГУКИ. 2013, № 4-2.Т.2. С.18-20
5. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань: ТКИ, 1984. 172 с.
6. Воробьев Н.И., Бусыгин Е.П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань: Татполиграф, 1957. 18 с.
7. Сулайманов Э., Традиции обработки металлов у киргизов. Фрунзе, 1982.
8. Сухарева О.А., Позднефеодальный город Бухара конца XIX - начала ХХ века. Ташкент, 1962
9. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.
Tatarskaja jenciklopedija. T.6. Kazan': ITJe. 2014. - S. 120-121
4. Valeeva-Sulejmanova G.F. Organizacija i tehnologii juvelirnogo proizvodstva tatar // Vestnik KGUKI. 2013, № 4-2.T.2. S.18-20
5. Valeev F.H. Narodnoe dekorativnoe iskusstvo Tatarstana. Kazan': TKI, 1984. 172 s.
6. Vorob'ev N.I., Busygin E.P. Hudozhestvennye promysly Tatarii v proshlom i nastojashhem. Kazan': Tatpoligraf, 1957. 18 s.
7. Sulajmanov Je., Tradicii obrabotki metallov u kirgizov. Frunze, 1982.
8. Suhareva O.A., Pozdnefeodal'nyj gorod Buhara konca XIX - nachala HH veka. Tashkent, 1962
9. Rybakov B.A. Remeslo Drevnej Rusi. M., 1948.