Научная статья на тему 'История становления педагогического образования в Китае'

История становления педагогического образования в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2127
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История становления педагогического образования в Китае»

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Г.И. Зубкова, аспирантка ИПППО РАО

История Китая насчитывает более пяти тысяч лет и столько же существует древняя традиция уважения к учителю и почитания образования.

Одно из проявлений этой традиции -введение в 1985 году первого профессионального праздника - Дня учителя. В 1993 году в Китае был обнародован «Закон о преподавателях Китайской Народной Республики», который содержит четкие положения о правах и обязанностях, о цензе и приеме на работу преподавателя, о воспитании и профессиональной подготовке учителя, а также о проверке, поощрении и зарплате преподавателя, о юридической ответственности, которую он должен нести.

В течение многих веков преподавание в Китае считалось больше искусством, чем отраслью науки. В связи с этим, школ по профессиональной подготовке учителей не существовало до 1897 г. Начиная с момента основания первого педагогического университета и до настоящего времени, становление и развитие профессионально - педагогического образования Китая можно поделить на 4 основных периода:

I период 1897-1912 (до провозглашения республики);

II период 1912-1949 (период республики);

III период 1949-1976 (культурная революция);

IV период 1976- начало XXI века (модернизация).

В Китае всегда был высокий уровень безграмотности. Уязвимость Китая стала результатом коррумпированности политической системы, поражений в войнах с 1842 по 1895 гг. В этот период интеллигенция сформулировала 3 основные задачи, которые были направлены на возрождение нации и создание сильного современного государства, а именно: 1) политическая реформа страны; 2) введение и использование западных технологий; 3) развитие образования.

В 1889 году Гуанг Ху, молодой император, вместе с реформаторами Канг Йовей и Лианг Кишау опубликовали директивы, согласно которым в стране начались значительные реформы в образовании. Они включали в себя: создание сети современных школ, доступных широким слоям населения, отмену 8 этапного эссе (оно было названо так из-за строгих и высокопарных 8 разделов) для выбора чиновников и введение коротких и практических эссе-экзаменов [2].

В течение последующих 10 лет количество школ значительно увеличилось. На таблице 1 показано увеличение количества школ с 1905 по 1910. Количество учеников в различных школах также увеличилось с 1,274 в 1903 до более 1,6 млн. к 1910 г.

Год Правительственные школы Общественные школы Частные школы Общее количество школ

1905 2770 393 224 3387

1906 3605 4829 678 9112

Таблица 1. Увеличение количества различных типов школ в Китае с1905 по 1910 гг.

1907 5224 12310 2296 19830

1908 11546 20321 4046 35913

1909 12888 25688 4512 43088

1910 14301 32254 5793 52348

Правительственные школы финансировались из государственных фондов; общественные школы - общественными фондами; частные школы формировались частными лицами и существовали на их пожертвования [1].

Увеличение количества школ привело к необходимости увеличения количества подготовленных учителей. Многие преподаватели Китая в конце XIX века осознавали, что образование педагогов - это ключ к успешному реформированию национального образования. Самый знаменитый из них - Лианг Кишау, признанный выдающимся реформатором и основоположник современного педагогического образования. Он был первым, кто начал пропагандировать идею создания профессиональных педагогических училищ. Вскоре после этого другие влиятельные китайский реформаторы - Канг Йовей, Ян Фу и Кай Янпей присоединились к Лиангу в продвижении идеи об образовании учителей. Одним из способов возрождения Китая стало массовое образование, механизмом выполнения этой задачи явилось создание сети профессиональных школ для подготовки учителей.

В июне 1896г., правительство выдвинуло предложение об основании главного педагогического университета в Пекине. Однако этот педагогический университет не стал первым. Год спустя, в 1897г. в Шанхае было открыто первое педагогическое высшее учебное заведение, им стала Нанъянг-ская академия. В ее структуру входила начальная школа, где студенты - будущие учителя проходили практику. Затем, в ноябре следующего, 1898 г. после двух лет подготовительных работ, ведущий педагогический университет был открыт в городе Пекине. Он стал первым государственным университетом. В 1902 г. по результатам

сдачи вступительных экзаменов, в университет было принято 79 студентов, живущих в Пекине [3].

С целью пропаганды идеи создания педагогических училищ, министерство образования разработало в 1903 г. «План образовательных дел». В этом документе подчеркивалось, что в школах должны работать профессиональные учителя. Это стимулировало появление педагогических училищ. Первоочередной задачей стало создание начальных педагогических училищ для подготовки учителей начальных школ. По прошествии десяти лет успешного функционирования данных учебных заведений стало очевидным, что этот документ стал основной причиной создания педагогических образовательных институтов по всей стране. Среди знаменитых институтов того периода были:

Педагогический университет, филиал основного Пекинского университета, позднее поделенный на основной университет и пекинский педагогический университет: Тонгшойское педагогическое училище (предшественник Нантонгского педагогического училища в провинции Жиангсу), первое частное училище, которое открылось в апреле 1903 г. Хунанское педагогическое училище, основанное в 1903 г. в Чангше, позднее превратилось в Хунан-скую провинциальную педагогическую школу, известно тем, что там учился Мао Цзедун: Баодинская педагогическая школа, основанная в 1909 г., которая в 1928 г. стала Хебейской провинциальной педагогической школой.

В 1903 г. правительство Кинг также издало «Предписания по школьному образованию». Правительство разделило педагогические училища на 2 категории: начальные педагогические училища и

средние педагогические училища. Первые готовили учителей начальных школ, вторые - учителей средних школ и преподавателей педагогических институтов.

Начальные педагогические училища предлагали две программы: 5-летнюю полную и годичную упрощенную. Пятилетняя программа включала в себя 13 курсов обучения. В нее входили курс нравственного обучения, педагогика, китайская литература, каллиграфия, арифметика, история, география, химия, физика, биология, физкультура и рисование. Педагогика как учебная дисциплина состояла из 5 курсов: основы воспитания, методика обучения, управление классом, система образования и обучение студентов в интернатуре.

Факультативные курсы различались в зависимости от школы и включали в себя сельское хозяйство, коммерцию, ремесло, музыку и иностранные языки. Средняя недельная нагрузка составляла от 32 до 36 часов. Студенты обучались бесплатно, им предоставлялись питание и жилье с условием, что после окончания учебного заведения они будут преподавать в начальной школе.

Одногодичная программа готовила учителей для начальной школы. Учебный план был аналогичен учебному плану 5-летней программы, за исключением биологии, каллиграфии, чтения античной литературы и лекций по этому предмету.

Программа для средней педагогической школы включала в себя 3 компонента: а) перечень обязательных предметов для всех студентов; б) специализированные курсы, в зависимости от специальности студентов; в) факультативные предметы (по выбору). Основные предметы, которые читались в течение первого года обучения, включали этическую нравственность, происхождение и развитие классической философии, логику, китайскую литературу, арифметику, японский и английский языки, физическую культуру. Специализированные курсы, изучавшиеся студентами в течение 2-4 годов обучения, состояли из четырех основных областей: китайский и иностранный языки; математика, физика, химия; ис-

тория и география; ботаника, зоология, минералогия и физиология. Все студенты обязательно проходили курсы педагогики и психологии. Факультативные курсы включали дополнительный год обучения эстетике, экспериментальной психологии, здоровью в школе, системе образования за рубежом [1].

Наряду с начальными и средними педагогическими училищами были образованы педагогические ремесленные школы и институты по подготовке учителей профессионально-технических образовательных учреждений.

Исторически, II период становления и развития педагогического образования в Китае ознаменовался событиями связанными с тем, что под предводительством Сун Ятсена, в результате революции, был свергнут последний император Китая Пуи. Правление династии Куинг закончилось, и в 1929г. и была основана республика Китай. После революции и основания китайской республики система подготовки учителей была реформирована. Педагогические училища всех видов подверглись структурным изменениям. Начальные педагогические училища были переименованы просто в педагогические училища. Училища, которые ранее находились в юрисдикции префектур и властей страны были переданы правительствам провинций. Средние педагогические училища стали педагогическими колледжами.

В 1912 г. правительство опубликовало два постановления «Закон об образование учителей» и «Предписания педагогическим училищам», в которых были обозначены роль, цели, программы образовательных институтов для учителей. Как указано в данных постановлениях в педагогических училищах осуществлялось обучение учителей для начальных школ; учителей для средних школ и педагогических училищ готовили педагогические колледжи. Необходимо отметить, что впервые за всю китайскую историю образования в данных документах признаны права женщин в программах подготовки учителей.

В 1913 г. правительство инициировало новую реформу в системе подготовки учителей. Согласно новой системе страна была поделена на 6 педагогических районов: район Пекина, регулирующий север Китая; район Шенгъян, контролирующий северо-запад Китая; район Гуангжоу, регулирующий запад Китая; и район Вучанг, контролирующий центральную часть Китая. В каждом районе находились педагогические колледжи.

В последующие годы количество профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку учителей, увеличилось. К 1922 г. в 275 педагогических заведениях обучалось 38,277 студентов (из них 6,724 женщины).

В 1922 г. началась вторая волна реформ в подготовке учителей. Согласно закону о школьной системе, педагогическим колледжам был дан статус высшего учебного заведения, либо они присоединились к уже существующим комплексным университетам. Например, Пекинский педагогический колледж был преобразован в феврале 1923 г. в Пекинский национальный педагогический университет. Педагогический колледж Ченгду присоединился к университету Ченгду. Время для подготовки квалифицированных учителей было продлено с пяти лет до шести. Кроме того, программа обучения включала в себя не три, а четыре компонента: основные занятия, специализированные предметы, второстепенные курсы и факультативные занятия.

Хотя в законе о реформе школьной системы было предписано изменения стандартов образовательных программ для учителей и увеличение количества студентов, на практике закон о реформе ослабил развитие профессиональной подготовки учителей. Поэтому в 1927 г., с основанием национального правительства в Нанжинге, вновь была принята система образования учителей существовавшая до 1922 г. В 1932 г. был принят закон «О целях образования и реформе образовательной системы. В этом законе указано, что педагогические училища должны быть отделены от средних общеоб-

разовательных школ, а педагогические университеты от комплексных университетов, педагогические колледжи и образовательные факультеты университетов присоединялись к педагогическим университетам. Образовательные программы стали унифицированными, а частные образовательные институты для учителей закрылись [1].

В начале III периода, в 1949 году, после победы коммунистов правительство сформулировало 2 главные цели образования: ликвидация безграмотности и обеспечение всех детей школьного возраста обязательным образованием. Для выполнения этих задач коммунистическая партия мобилизовала всех членов КПК, многие из которых были непригодны для обучения детей. На всех уровнях были организованы занятия по ликвидации безграмотности и основаны начальные школы. Практически через несколько лет начальные школы были даже в отдаленных районах Китая. Для образования простых людей правительство провело три мероприятия:

- лингвисты ввели единый разговорный язык, Мандарин или Путонгхуа, и создали систему Пинуин, с помощью которой можно легче и быстрее научиться читать.

- комитет по национальному языку упростил традиционный письменный язык, уменьшив количество штрихов, тем самым, облегчив запоминание иероглифов.

- правительство способствовало реформированию китайской письменности для того, что бы простые люди могли легко понимать письменную литературу.

Если попытки правительства донести образование до масс были успешными, то качество образование оставалось нерешенной проблемой. Система образования нуждалась в огромном количестве школ и учителей. В связи с этим, в течение последующих 40 лет китайское правительство акцентировало внимание на развитие педагогического образования. Подготовка учителей проводилось на 3 уровнях: районные педагогические училища для обучения учителей начальных школ, муници-

пальные / региональные начальные педагогические училища для учителей младших классов и средних школ, местные и национальные педагогические университеты для подготовки учителей старших классов и учителей педагогических школ. Правительство также разработало поощрительную политику с целью увеличения набора абитуриентов в педагогические училища и университеты. Например, студент педагогического училища получал финансовую помощь для проживания и питания.

В 1949 г., в КНР функционировало только 12 высших учебных заведений по подготовке учителей, в которых училось около 12000 студентов. В мае 1950 г. министерство образования опубликовало документ о «Временном ассигновании Пекинского педагогического университета», который заложил основу для разви-тия высшего педагогического образования в стране. В августе 1952 г. по инициативе правительства в Пекине состоялась первая национальная конференция по образованию учителей. К 1965 г. количество институтов высшего педагогического образования увеличилось до 59, с 94268 студентов, что в пять раз превышало количество подобных институтов, по сравнению с 1949 г.

С целью ликвидации безграмотности и обеспечения образования детей школьного возраста количество средних педагогических училищ (институты подготовки учителей для детских садов и начальных школ) было также увеличено. В 1949 г. их количество достигло 610 с количеством студентов 152000. К 1985г. количество школ увеличи-

лось до 1028 с набором студентов до 558000.

Однако реформы периода коммунизма нельзя назвать безоблачными. Образование учителей, как и образование в целом, находилось под строгим контролем со стороны правящей партии во время 10 летней культурной войны. Набор студентов фактически был приостановлен. Существующий учебный план был признан буржуазным, ревизионистским и контрреволюции-онным. По окончании культурной революции в 1976 году, пришедшее к власти правительство восстановило многие из раннее существовавших практик в области педагогического образования. В 1978г. социалистическая кампания по модернизации и социалистическая рыночная реформа способствовала прогрессу. С 1978 до 1987 г. было отмечено увеличение количества высших учебных заведений более чем на 80% и составило 260. Количество студентов увеличилось с 249940 до 507963. К тому же в помощь учителям были созданы обучающие программы без отрыва от производства, т.е. курсы повышения квалификации. Эти изменения привели в движение реформы в китайском образовании, которые явились основой развития современного педагогического образования в Китае.

Литература:

1. «Teacher Education In Peoples Republic of China» Rhea A. Ashmore and Zhn Cao.

2. Боревская Н.Е. «Система Императорских Экзаменов в Китае» М.: Педагогика, 2006, №4 -С. 53-63.

3. Жэньминь Жибао.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.