СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ (КОНЕЦ 70-Х ГГ. XX - НАЧАЛО XXI В.)
О. П. Шацкая
Китай принадлежит к одной из древнейших цивилизаций мира. Но лишь после первой «опиумной войны» (1839-1842 гг.) в Китае начинают появляться первые учебные заведения европейского типа. Так, в 1898 г. открылся первый университет в Пекине. Период с 1956 г. до конца 70-х гг. XX в. был для Китая временем «закрытых дверей». С 1978 г. начинается постройка «социализма с китайской спецификой». Китайские педагоги начали связывать систему образования с политикой, педагогикой, культурой. Новое правительство стремилось создавать условия для подготовки кадров мирового уровня [1].
В ст. 23-й Конституции КНР (принята в 1982 г.) написано, что «государство готовит разных специалистов, которые служат делу социализма, расширяет ряды интеллигенции, создаёт условия для полного проявления её роли в делах социалистической модернизации». Все граждане КНР имеют право на образование и обязаны учиться (ст. 46-я).
Сегодняшний курс Китая - качественное развитие образования всех ступеней, создание системы непрерывного образования - залог успеха в решении любых задач. Педагогическое образование - часть социалистической системы образования КНР. Его цель - подготовить учителей, директоров школ, преподавателей для профессиональных учебных заведений. Технические специальности остаются приоритетными в структуре высшего образования, педагогические профессии занимают второе место. В соответствии с нормативным документом «О приёме студентов в вузы» (1977) абитуриенты должны быть не старше 25 лет и быть неженатыми, а также обязательное наличие аттестата об окончании средней школы. Начиная с 1978 г. в стране проводится Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по двум
направлениям: гуманитарное и техническое [1; 3]. В 1979 г. был учрежден межвузовский Центр сравнительной педагогики. Китай использовал опыт многих стран (России, Франции, США, Германии, Японии), поэтому в стране были созданы учебные заведения разных типов. В технических вузах были введены гуманитарные дисциплины. В про-
326
цессе обучения позднее начали использовать радио, телевидение, новые технические средства [2].
В Китае сложилась трехступенчатая система педагогического образования: учителей начальных классов готовили в педагогических школах; учителей средних неполных школ - в педагогических колледжах (училищах); учителей средних полных школ - в педагогических университетах. Это так называемая старая система педагогического образования. В 80-е гг. прошлого века в педагогических училищах срок подготовки учителей начальной школы составлял три года. В педагогических университетах и институтах обучение длилось четыре года [8]. Новая система не включает педагогические школы. Они реорганизовались в вузы. Например, Джантианский педагогический университет (Zhanjiang Normal University) в провинции Гуандон обрёл статус вуза в 1991 г. А учреждён был в 1636 г. и назывался академией, потом педагогической школой [10].
После 1990 г. Китай перешёл от трёхступенчатой системы подготовки педагогов (среднее педагогическое образование, высшее педагогическое образование специального курса и основного курса) к двухступенчатой - высшее педагогическое образование специального курса и основного. Главной целью в подготовке педагогов стало повышение качества образования, в ее основу была положена следующая схема: подготовка новых учителей, которые ещё не вышли на работу; подготовка учителей на службе; дальнейшее образование. Таким образом, в Китае было положено основание реализации принципа непрерывного педагогического образования [7]. На протяжении 20-ти лет начиная с 70-х гг. XX в. китайские студенты изучали очень много обязательных предметов. Поэтому в 90-е гг. китайской высшей школе стали применять систему кредитов, студентам предоставили право выбирать некоторые предметы по их желанию [4]. Сегодня подготовка учителей и преподавателей в КНР осуществляется через: высшие педагогические училища, педагогические институты и университеты, педагогические институты иностранных языков, физкультурные пединституты, педагогические курсы, факультеты при некоторых непедагогических вузах.
В китайских педагогических училищах ведется подготовка учителей по следующим основным специальностям: китайский язык и литература, история, иностранный язык (русский, английский, японский, корейский), физика, химия, биология, география, физкультура, изобразительное искусство, идейно-моральное воспитание, язык и литерату-
327
ра национальных меньшинств. Те, кто закончил полную среднюю школу и успешно сдал ЕГЭ, идут учиться в педагогические вузы. В педагогических вузах срок обучения - четыре года. Имеются заочные, вечерние отделения, подготовительные курсы. Специальности, по которым готовят в педвузах: педагогика, начальное образование, специальное образование, психология, образовательные технологии, китайский язык и литература, язык и литература национальных меньшинств, идейно-политическое воспитание, история, английский язык, русский язык, математика и прикладная математика, информатика, физика, биология, география, физкультура, музыка, изобразительное искусство, школьное и дошкольное воспитание, воспитание детей с отклонениями в развитии, управление образованием. Все студенты должны пройти педагогическую практику в школах, которые закреплены за педвузами [5]. Основными ступенями вузовского педагогического образования являются: спецкурс (3 года), бакалавриат (4 года), магистратура, аспирантура, докторантура.
Современная система педагогического образования Китая делится на дослужебное и послеслужебное. Дослужебное образование осуществляют педагогические колледжи и университеты, послеслужебное - организовывается административными органами образования и реализуется в специальных учебных заведениях. Переподготовка учителей проходит в вузах повышения квалификации и институтах совершенствования. К послеслужебному образованию относят также совместную работу опытных учителей с молодыми (совместные исследования, обсуждение современных проблем в педагогике, лекции опытных преподавателей), подготовительные курсы, радиотелевизионные курсы, самообразование и т. д. [4; 6; 9; 10].
В конце XX в. повысился интерес к педагогическому образованию: была реформирована система педагогического образования с целью подготовки большого количества учителей для сельских начальных и средних школ; предоставлялись льготы тем, кто поступал в педагогические вузы.
Сегодня Правительство КНР пытается качественно усовершенствовать высшее педагогическое образование. Меняется методика обучения в педагогических вузах, шире используются аудиовизуальные средства, новые информационные технологии. За последние годы был пересмотрен перечень основных специальностей, их количество уменьшилось. Продолжается идейно-политическое воспитание молодёжи в духе патриотизма, используются лучшие традиции. Компартия
328
и парткомы университетов контролируют процесс обучения и содержание образования. Получение образования за рубежом в КНР является престижным. К началу XXI в. многие китайские педагогические вузы заключили договоры международного обмена студентами, аспирантами и преподавателями. Но научная деятельность педвузов остается пока на низком уровне. Приглашаются иностранные преподаватели для работы в китайских вузах. Одной из главнейших задач современное китайское правительство считает выведение вузов на мировой уровень (проекты «211», «985»). Несмотря на позитивные результаты реформы, в стране не хватает педагогов в сельской местности. Все это говорит о том, что китайская система высшего педагогического образования нуждается в дальнейшей модернизации.
Список литературы
1. Антиповский А. А. Политика в области науки и образования в КНР, 1949-1979 / А. А. Антиповский, Н. Е. Боревская, Н. В. Франчук. -М.: Наука, 1980. - 288 с.
2. Боревская Н. Е. О восприятии мировой педагогики в Китае / Совр. педагогика. 1991. - № 9. - С. 28-135.
3. Елманова В. К. Высшее образование за рубежом (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония, КНР): учеб. пособие. - Л.: ЛГУ, 1989, - С. 38-43.
4. Китай на пути модернизации и реформ, 1949-1999 (China on the Way of Modernisation and Reforms, 1949-1999) [У Тао, И. А. Рогачев, С. Л. Тихвинский и др.] / отв. ред. М. Л. Титаренко]. - М.: Восточная лит-ра РАН, 1999. - С. 474-479.
5. Лю Сяоянь. Подготовка учителей в Китае // Педагогика. 1999. -№ 3. - С. 117-120.
6. Современная система образования в КНР. URL:
http://dialogs.org.ua/print.php?part=issue&m_id=10748
7. Су Сяохуань. Образование в Китае. Реформы и новшества / Су Сяохуань. - Межконтинентальное изд-во Китая, 2002. - С. 140-141.
8. Энциклопедия педагогики. Китай URL: http://teacher-enc.info/p12-714.html
9. Educaton and science / Comparison by the China Handbook communication. Translated by Zhou Yicheng, Cai Guanping, Liu Hu-Zhang. -Beijing: Foreign language press, 1983. - IV. 243 p.
10. The Reform and Development in Teacher Education in China URL: http://www.icte.ecnu.edu.cn/EN/show.asp?id=547
329