Научная статья на тему 'История становления международного контроля за соблюдением прав и свобод человека в местах лишения свободы в Российской Федерации'

История становления международного контроля за соблюдением прав и свобод человека в местах лишения свободы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ / INTERNATIONAL CONTROL / КОМИТЕТ ООН ПРОТИВ ПЫТОК / ЕВРОПЕЙСКИЙ КОМИТЕТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК / THE UNCOMMITTEE AGAINST TORTURES / THE EUROPEAN COMMITTEE FOR THE PREVENTION OF TORTURES / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перрон Юлия Владимировна

в статье содержится краткий исторический анализ развития институтамеждународного контроля за соблюдением прав и свобод человека в местах лишения свободы в Российской Федерации, рассматриваются особенности форм международного контроля, их достоинства и недостатки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Перрон Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDATION OF INTERNATIONAL CONTROL OVER ENSURING OF PRISONERS' RIGHTS AND FREEDOMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

in the article the author presents a short historical analysis of development of international control over ensuring of prisoners rights and freedoms in the Russian Federation, considers peculiarities of forms of international control, its merits and demerits.

Текст научной работы на тему «История становления международного контроля за соблюдением прав и свобод человека в местах лишения свободы в Российской Федерации»

УДК 343.8 Yu.V. PERRON*

ББК 67.409.01

П27 FOUNDATION OF INTERNATIONAL CONTROL OVER ENSURING OF PRISONERS' RIGHTS AND FREEDOMS

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: в статье содержится краткий исторический анализ развития института международного контроля за соблюдением прав и свобод человека в местах лишения свободы в Российской Федерации, рассматриваются особенности форм международного контроля, их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: международный контроль, Комитет ООН против пыток, Европейский комитет по предупреждению пыток, Европейский суд по правам человека.

ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ПЕРРОН*

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Annotation: in the article the author presents a short historical analysis of development of international control over ensuring of prisoners' rights and freedoms in the Russian Federation, considers peculiarities of forms of international control, its merits and demerits.

Key words: international control, the UN Committee against Tortures, the European Committee for the Prevention of Tortures, European Court of Human Rights.

Контроль за соблюдением прав человека при исполнении уголовного наказания является актуальной проблемой современности. Уголовно-исполнительная система (УИС), которую отличает закрытый характер деятельности и обособленность от общества, обязана строго соблюдать права граждан, вовлеченных в сферу уголовно-правовых отношений, так как правовое положение осужденного служит негласным индикатором состояния прав и свобод человека в стране в целом. Именно поэтому многими учеными контроль справедливо рассматривается как средство охраны правового статуса лиц, отбывающих наказания, а права и свободы осужденных - как часть прав и свобод всех граждан1.

До середины XX столетия контроль прав и свобод человека осуществлялся каждым государством в отдельности с помощью внутреннего законодательства, и лишь после принятия Устава Организации Объединенных Наций (ООН), пактов о правах человека и других международных соглашений положение изменилось принципиальным образом. Начался процесс учреждения международного контрольного механизма по наблюдению за выполнением государствами своих обязательств в области соблюдения прав человека. Создание и функционирование такого механизма являются одними из наиболее значительных достижений в международном регулировании прав человека второй половины XX в.2

1

ш

С

-С I

§

О §

о -с

CD

О

(V)

о

0

1

ш

CD Ш

S

0

CD CD

1

Адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными (Вологодский институт права и экономики ФСИН России) E-mail: [email protected]

s

о

CD О

5

У §

ГО CD

ГО

6

О С

о

<0

0

1

1 о

У

о §

о §

2 У

ГО &

О

Международный контроль в отечественном законодательстве и правоприменительной практике появился сравнительно недавно. В советский период о контроле в области прав и свобод человека со стороны международного сообщества не могло идти и речи, так как сама проблема соблюдения прав человека была предметом идеологической борьбы на мировой арене. Высшей ценностью, охраняемой государством, было общественное благо, а не интересы конкретного человека. Подобным образом выглядела ситуация и с правами осужденных3.

Однако необходимо отметить, что в XX в. на территории СССР, как и других государств, признавалось действие Международной уголовной пенитенциарной комиссии, утвержденной на совещании в Стокгольме в 1878 г. С 1897 г. Комиссия являлась исполнительным органом проводившихся в то время тюремных конгрессов и состояла из официальных представителей отдельных государств. Она собиралась один раз в два года и действовала в промежутках между конгрессами, прорабатывая перечень вопросов и докладов на следующий конгресс. Данная Комиссия организовывала совещания в различных странах по проблемам, касающимся преступлений и воздействия на преступников, а также осуществляла связь с тюремными обществами других государств. На ее рассмотрение выносились вопросы уголовного законодательства, пенитенциарного обеспечения и др.4

Н. А. Стручков, характеризуя деятельность Международной уголовной пенитенциарной комиссии, писал: «Обсуждение проблем исполнения наказания на международном уровне обогащает национальный опыт, в то же время представляет собой арену для идеологической борьбы между силами капитала и социализма»5. Представители Комиссии посещали другие страны и делились опытом, наша страна предпочитала быть в стороне от международного влияния и контроля.

Понимание необходимости приведения советского исправительно-трудового законодательства к международным нормам и стандартам обращения с осужденными (особенно ослабления степени его суровости) возникло в середине 1980-х годов, когда произошел коренной общественно-политический перелом и проблема обеспечения прав человека стала рассматриваться через призму международного сотрудничества и интеграции нашей страны в мировое сообщество6.

Так, 10 декабря 1985 г. СССР подписал Конвенцию ООН против пыток и других жестоких,

бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984). Эта Конвенция была ратифицирована с оговорками указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 г. № 6416-Х1 и вступила в силу 26 июня 1987 г. Согласно ст. 19 Конвенции СССР возложил на себя обязанность регулярно представлять Комитету ООН против пыток доклады о соблюдении прав человека и предотвращении пыток (в том числе при исполнении уголовных наказаний). Это стало первым шагом в распространении международного контроля на пенитенциарные учреждения Союза ССР. В настоящее время Российская Федерация как правопреемница СССР обязана предоставлять доклады в Комитет ООН каждые четыре года.

Дальнейшее сотрудничество с ООН дало свои результаты в деле расширения форм международного контроля. 5 июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял ряд документов, расширяющих возможности международного контроля за соблюдением прав и свобод человека в местах лишения свободы. Соответствующими постановлениями высший орган законодательной власти закрепил присоединение СССР к Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах (1966). В соответствии со ст. 41 Пакта была признана компетенция Комитета по правам человека. Снятие оговорки в отношении ст. 20 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания позволило признать компетенцию Комитета против пыток в соответствии со ст. 21 и 22 Конвенции. В связи с этим в СССР появилась новая форма международного контроля - сообщения иностранных государств о нарушениях в Российской Федерации прав осужденных, применении к ним пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или взыскания. Указанные комитеты ООН получили право принимать и рассматривать сообщения других государств и индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией СССР, о нарушении прав человека и применении пыток.

Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1950 г. была подписана Российской Федерацией 28 февраля 1996 г. и ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней». Согласно ст. 1 данного Федерального закона Российская Федерация признала компетенцию Европейского суда по правам человека

(ЕСПЧ) по разрешению заявления (жалобы) любого лица (в том числе осужденного), неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения их прав, изложенных в Конвенции и указанных в протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении РФ. Конвенция вступила в силу в России 5 мая 1998 г. С 1 ноября 1998 г. стала действовать новая редакция Конвенции, предусмотревшая изменение структуры и порядка деятельности ЕСПЧ. В настоящее время на территории РФ действуют 14 из 16 протоколов к Конвенции, которые дополняют права и вносят изменения в процедуры ЕСПЧ.

В соответствии с Конвенцией Россия признает и гарантирует основные гражданские и политические права своих граждан, а также любого другого лица, на которое распространяется действие его законов. Конвенция предусматривает, в частности, право на жизнь, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной и семейной жизни, свободу выражения мнения, свободу мысли, совести и религии, право на уважение частной собственности. Она также запрещает пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание, рабство и принудительные работы, безосновательное и незаконное заключение под стражу, дискриминацию в использовании прав и свобод, гарантируемых Конвенцией.

На осужденных, которые являются гражданами Российской Федерации или отбывают на-

казание на ее территории, распространяются те же положения Конвенции, что и на других людей. Хотя тот факт, что они совершили преступление и теперь обладают особым правовым статусом, часто является предпосылкой для незаконного нарушения их прав и свобод при исполнении уголовных наказаний.

Следующим шагом в становлении международного контроля стала ратификация Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 44-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и протоколов к ней». Конвенция вступила в силу в России 1 сентября 1998 г. Согласно ст. 2 Конвенции члены Европейского комитета против пыток имеют право посещать любые места, где содержатся лица, лишенные свободы государственной властью.

Таким образом, к настоящему времени на территории РФ сформировалось четыре формы международного контроля: доклады РФ в ООН о соблюдении прав человека; сообщения иностранных государств о нарушениях в РФ прав осужденных, применении к ним пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или взыскания; жалобы в Европейский суд по правам человека; посещения мест лишения свободы членами Европейского комитета по предупреждению пыток.

Список использованной литературы

1 См.: Селиверстов В. И. Международный контроль как средство охраны правового статуса лиц, отбывающих наказания // Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания. М., 1995. С. 3-20.

2 См.: Валеев Р. М. Международный контроль. Казань, 1998. С. 12; Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 58.

3 См.: Шорина Е. В. Государственный и общественный контроль в СССР / под ред. В. И. Туровцева М., 1970. С. 24.

4 См.: Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. 2-е изд., испр. и доп. М., 1915. С. 14.

5 Обсуждение пенитенциарных проблем на международном уровне : учеб. пособие / Н. А. Струков [и др.]. Рязань, 1977. С. 6.

6 См.: Зубков А. И. Основные направления развития пенитенциарного законодательства и практика его реализации в истории России и в современный период // Человек: преступление и наказание : науч. журн. / Академия ФСИН России. 2007. № 1. С. 6.

Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 28 марта 2014 г. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.