Научная статья на тему 'Некоторые направления совершенствования института международного контроля в сфере исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации'

Некоторые направления совершенствования института международного контроля в сфере исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ / INTERNATIONAL CONTROL / ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ / EXECUTION OF CRIMINAL PENALTIES / КОНВЕНЦИЯ ООН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК И БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО ИЛИ УНИЖАЮЩЕГО ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ / THE UN CONVENTION ON THE PREVENTION OF TORTURE AND INHUMAN OR DEGRADING TREATMENT OR PUNISHMENT / КОМИТЕТ ООН ПРОТИВ ПЫТОК / THE UN COMMITTEE AGAINST YORTURE / ЕВРОПЕЙСКИЙ КОМИТЕТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК / THE EUROPEAN COMMITTEE FOR THE PREVENTION OF TORTURE / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перрон Юлия Владимировна

в статье проанализированы возможные направления совершенствования института международного контроля за исполнением уголовных наказаний в Российской Федерации, отмечены психологические факторы, влияющие на нарушения сотрудниками учреждений прав осужденных в местах лишения свободы. Контроль за лицами, занимающими руководящие посты, позволит сократить количество случаев нарушения прав. Затронуты также вопросы имплементации международных норм в источники российского права Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ. Отмечены пробелы в правовой регламентации наказания за применение пыток, отсутствие их криминализации как отдельного вида преступлений, а также относительная мягкость санкций по сравнению с другими странами. Затронут вопрос о конфликте международных и национальных норм права при вынесении постановлений Европейским судом по правам человека и влияние рекомендаций Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания на практику Суда. Отмечены основные достоинства осуществления международного контроля при исполнении уголовных наказаний, даны рекомендации по совершенствованию основных направлений осуществления международного контроля путем внесения изменений в законодательство. Сделан вывод о том, что международный контроль в указанной области предназначен для повышения эффективности исполнения уголовных наказаний, улучшения процесса управления учреждениями и органами, их осуществляющими, укрепления законности и правопорядка как среди сотрудников, так и среди осужденных, а также для обнаружения и устранения выявленных в деятельности персонала недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS FOR THE IMPROVEMENT OF INTERNATIONAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION PUNISHMENT EXECUTION SYSTEM

this article is devoted to the analysis of possible improvement of international control in the Russian Federation punishment execution system. The psychological factors affecting violations of the convicts' rights in prison by the staff are marked. The main revealed factor is willingness to act following the authority instructions. Control over persons holding leading positions will reduce the number of rights' violation cases. The article also addresses the implementation of international standards in the Russian sources of law the Russian Federation criminal and the penal codes. The article identifies gaps in the legal regulation of the punishment for torture, lack of criminalization as a separate type of crime, as well as the relative softness of sanctions as compared with other countries. Discrepancy application for full compliance of the provisions of the criminal code of torture to the world standards is mentioned. The issue of conflict of international and national rules of law when making rulings by the European Court of Human Rights and the impact of the recommendations of the European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment, the Court's practice is raised... this article is devoted to the analysis of possible improvement of international control in the Russian Federation punishment execution system. The psychological factors affecting violations of the convicts' rights in prison by the staff are marked. The main revealed factor is willingness to act following the authority instructions. Control over persons holding leading positions will reduce the number of rights' violation cases. The article also addresses the implementation of international standards in the Russian sources of law the Russian Federation criminal and the penal codes. The article identifies gaps in the legal regulation of the punishment for torture, lack of criminalization as a separate type of crime, as well as the relative softness of sanctions as compared with other countries. Discrepancy application for full compliance of the provisions of the criminal code of torture to the world standards is mentioned. The issue of conflict of international and national rules of law when making rulings by the European Court of Human Rights and the impact of the recommendations of the European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment, the Court's practice is raised. The main advantages of the international control in the execution of criminal penalties, recommendations for improvement of the main directions of the international control through changes in legislation are marked. Concluded that international control in this area is designed to improve the efficiency of execution of criminal penalties, to improve the management of institutions and agencies operating them, strengthening the rule of law among staff and inmates as well as to detect and eliminate the identified activities personnel deficiencies. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Некоторые направления совершенствования института международного контроля в сфере исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации»

УДК 343 .8 ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ПЕРРОН,

ББК 67.409.01 адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права и организации

П27 воспитательной работы с осужденными

(Вологодский институт права и экономики ФСИН России),

е-шай: shumka86@inbox.ru

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реферат: в статье проанализированы возможные направления совершенствования института международного контроля за исполнением уголовных наказаний в Российской Федерации, отмечены психологические факторы, влияющие на нарушения сотрудниками учреждений прав осужденных в местах лишения свободы. Контроль за лицами, занимающими руководящие посты, позволит сократить количество случаев нарушения прав. Затронуты также вопросы имплементации международных норм в источники российского права - Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ. Отмечены пробелы в правовой регламентации наказания за применение пыток, отсутствие их криминализации как отдельного вида преступлений, а также относительная мягкость санкций по сравнению с другими странами. Затронут вопрос о конфликте международных и национальных норм права при вынесении постановлений Европейским судом по правам человека и влияние рекомендаций Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания на практику Суда. Отмечены основные достоинства осуществления международного контроля при исполнении уголовных наказаний, даны рекомендации по совершенствованию основных направлений осуществления международного контроля путем внесения изменений в законодательство. Сделан вывод о том, что международный контроль в указанной области предназначен для повышения эффективности исполнения уголовных наказаний, улучшения процесса управления учреждениями и органами, их осуществляющими, укрепления законности и правопорядка как среди сотрудников, так и среди осужденных, а также для обнаружения и устранения выявленных в деятельности персонала недостатков.

Ключевые слова: международный контроль, исполнение уголовных наказаний, Конвенция ООН по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Комитет ООН против пыток, Европейский комитет по предупреждению пыток, Европейский суд по правам человека.

Проблема пыток, жестокого обращения Под гуманизацией уголовно-исполнительной

и нарушения прав человека в местах системы в данном контексте следует понимать в

предварительного заключения и ли- первую очередь возможность перевоспитания и

шения свободы давно волнует умы ведущих исправления в рамках карательного органа и

юристов, ученых и правозащитников. Для Рос- лишь во вторую - создание условий, пригодных

сии эта проблема не стала исключением. Хотя для жизни человека, нарушившего закон и ли-

наша страна активно участвует в борьбе с этим шенного свободы. За рубежом гуманизация

явлением, крайне сложно представить масштаб- представляет собой привлечение правонаруши-

ность практики пыток и нарушений прав в Рос- телей к ответственности, соразмерность наказа-

сии. Имеющиеся материалы противоречивы и ния совершенному деянию и реадаптацию, а не

непоказательны. Правительство России не име- возмездие. От того, какие воспитательные сред-

ет никаких данных о практике применения на- ства будут применены, зависит то, каким чело-

силия в правоохранительных органах, из-за чего век выйдет на свободу. Нередко среди сотрудни-

эта проблема часто замалчивается. Особенно ков бытует мнение, что осужденные понимают

актуальное значение эта проблема приобрела исключительно язык силы и изменить их пове-

ввиду несоответствия применения актов наси- дение можно только таким образом. Отсюда рас-

лия сотрудниками заданному курсу на гумани- тут корни пыток, жестокого обращения и нару-

зацию уголовно-исполнительной системы и шения прав осужденных, которые несмотря ни

приведение ее в соответствие с международны- на что остаются гражданами своей страны,

ми стандартами. имидж которой от таких действий неуклонно

падает. Особенно важным это предстает в свете обеспечения прав несовершеннолетних осужденных. Именно они, с точки зрения законодательства, наиболее уязвимы, поэтому система исполнения наказания и правосудия должна быть направлена на обеспечение того, чтобы применяемые к ним меры воздействия были всегда соизмеримы с особенностями личности малолетнего [4, с. 41].

В Российской Федерации создана разносторонняя система контроля прав человека на национальном и международном уровне, предусматривающая контроль не только посредством обращения и подачи жалобы, но и путем систематических проверок законности на территории учреждений уголовно-исполнительной системы. Обсуждения о необходимости взаимодействия всех уровней контрольного аппарата идут между ведущими юристами постоянно [3, с. 135-137]. Однако, несмотря на масштабные достижения в этой области, проблема международного контроля все еще нуждается в доработке.

Следует отметить, что, по мнению большинства ученых, применение пыток и нарушение прав осужденных сотрудниками обусловлены следующими факторами:

1) условия труда и низкий уровень нравственности и морали. Несмотря на прохождение психологического обследования перед поступлением на службу, многие сотрудники имеют акцентуации характера, предрасполагающие к совершению указанных актов, а условия труда таковы, что в короткие сроки способствуют личностной и профессиональной деформации сотрудников;

2) работа на улучшение показателей раскрываемости преступлений;

3) латентность и безнаказанность должностных преступлений, связанных с применением пыток и жестокого обращения.

На наш взгляд, определяющим фактором нарушения прав и свобод осужденных и применения к ним жестокого обращения в первую очередь является готовность людей действовать, следуя указаниям «авторитета». Многочисленные эксперименты в области психологии за рубежом (К. Левин, С. Милгрем, «тюремный эксперимент» Ф. Зимбардо, Э. Ноэль-Ноймен) показали, что условия труда, низкий уровень оплаты, гендерные различия (мягкосердечие женщин), а также предположение о том, что люди, приме -няющие к другим людям насилие, - садисты, не влияют на поведение и жестокость человека. При этом была выявлена интересная особенность, что люди не способны открыто противо-

стоять «начальнику», необходимость повиновения «авторитетам» укоренена в сознании человека настолько глубоко, что он продолжает выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт. Было выявлено также, что испытуемые, которым по условию эксперимента следовало причинить другому человеку боль за плохо выполненное задание, меняли свое поведение или отказывались от выполнения задания, когда «начальника» не было рядом или его заменял ассистент. В связи с этим первым направлением совершенствования системы контроля за пенитенциарной системой является строгий контроль за лицами, занимающими руководящие посты. Распространение нарушений прав осужденных можно предотвратить, если на уровне руководства пресечь это явление.

Другим направлением совершенствования является создание нормативной базы, закрепляющей международный контроль на национальном уровне. В УИК РФ, кроме государственных и общественных субъектов, нет упоминания о международных субъектах контроля. В ст. 24 «Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания» также не указано на наличие данных субъектов. Здесь мы видим противоречие с другой нормой закона: согласно ст. 38 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правом контроля этих учреждений наделены представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 15 УИК РФ, предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

Исходя из смысла статьи, обращения от осужденных, не подлежащие цензуре, могут поступать только в органы контроля и надзора. Законодатель, не указывая на наличие в Уголовно-исполнительном кодексе РФ как органа контроля и надзора международных организаций, как бы лишает права обратиться в них осужденных.

На наш взгляд, для устранения указанного противоречия необходимо дополнить Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации статьей о международном контроле как одном из

видов контроля за деятельностью учреждений УИС по исполнению наказаний либо регламентировать данное направление контроля самостоятельным нормативным актом, как это было сделано с общественным контролем.

Еще одним направлением совершенствования системы международного контроля является приведение национального законодательства в соответствие с международными договорами и стандартами.

Так, в Докладе Российской Федерации, представленном в Совет ООН по правам человека от 30 апреля 2013 г. в рамках процедуры универсального периодического обзора, Правительство РФ особое внимание уделило незаконному применению силы сотрудниками правоохранительных органов, в том числе сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Ответственность за такие деяния, как истязание и пытки, как отмечено в Докладе, установлена в российском уголовном законодательстве согласно мировым стандартам. Так, ст. 117 УК РФ содержит определение пыток, которое имеет четкую правовую определенность, позволяет надлежащим образом квалифицировать преступления и по своему содержанию соответствует ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее -Конвенция). В случае причастности должностных лиц к совершению действий, подпадающих под определение пытки, они могут быть также привлечены к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», предусматривающей наказание сроком до 10 лет лишения свободы [2].

В примечании к ст. 117 УК РФ под пыткой понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях, в то время как в ст. 1 Конвенции определение «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это опреде-

ление не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно [1].

Это определение охватывает все формы сильной боли или страдания, как физического, так и умственного. При этом сфера этого определения существенно ограничена по трем направлениям: 1) сильная боль или страдание должны причиняться умышленно, с конкретной целью или целями, например для получения информации; 2) боль или страдание должны причиняться властями или при их подстрекательстве либо с их ведома или молчаливого согласия; 3) в это определение не включены боль или страдание, возникающие в результате законных санкций.

В ряде статей Конвенции на государства налагаются обязательства, касающиеся как пыток, так и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство форм обращения и наказания. Статья 16 Конвенции не дает определения актам жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания. Акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, подпадающие под действие Конвенции, могут совершаться не только с определенными целями (например, для получения информации). Законные санкции, равносильные жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, также не выводятся из-под действия Конвенции.

Несмотря на заявления России в национальном докладе, в российском законодательстве отсутствует определение пытки в рамках Конвенции, так как не указан ряд значимых признаков, обозначенных в ее определении. Кроме того, Россия до сих пор не криминализирует пытку в качестве отдельного преступления, а наказание согласно ст. 117 УК РФ весьма скромное по сравнению с другими станами - от 3 до 7 лет лишения свободы, в то время как верхний порог наказания за применение пыток в Казахстане - 10 лет, Канаде - 14 лет, Франции, Кыргызстане и Таджикистане - до 15 лет, Соединенных Штатах Америки - 20 лет.

Приведение норм российского законодательства в соответствие с международными актами безусловно положительно скажется на ситуации с осуществлением прав заключенных и осужденных и позволит более точно квалифицировать состав преступления при применении к ним жестокого обращения.

Следует отметить, что все больше ученых и политиков высказываются о том, что российские

криминальные кодексы в результате многочисленных изменений и дополнений содержат большое число противоречий, пробелов и явных несуразностей, поэтому решение вопросов по жалобам осужденных в международные инстанции часто происходит в соответствии с ч. 2 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В ней говорится, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Так, в ч. 1 ст. 99 УИК РФ указано, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Согласно рекомендациям Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) минимальной допустимой площадью камеры считается 7 м2 на 1 заключенного (п. 43 второго Общего доклада о деятельности ЕКПП за период с 1 января по 31 декабря 1991 года [СРТ/М (92) 3]). Более того, Рекомендации основаны на практике Европейского суда по правам человека, в том числе по делам в отношении Российской Федерации, которая является

составной частью российской правовой системы в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Следует отметить, что наличие международного контроля позволяет создать транспарент-ную и единообразную систему исполнения наказаний. Это очень важно для уголовно-исполнительной системы, имеющей закрытый характер деятельности и обособленность от общества, но при этом обязанной строго соблюдать права граждан, вовлеченных в сферу уголовно-исполнительных правоотношений. Особенно это значимо, когда человек лишен части прав и свобод по приговору суда на территории иностранного государства. Одно дело отбывать наказание в европейских тюрьмах и другое - в тюрьмах стран третьего мира. Желание государства менять жизнь людей, пребывающих на его территории, в лучшую сторону, а свои законы приводить в соответствие с мировыми стандартами характеризует его как свободное и развивающееся с точки зрения других государств, а также нивелирует разницу между условиями жизни в разных государствах, создавая благоприятную обстановку для всех людей. Контроль в данном аспекте становится залогом создания имиджа правового демократического государства на мировой арене.

Список литературы

1. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания : принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 дек. 1984 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml (дата обращения: 03.09.2014).

2. Национальный доклад, представленный в соответствии с пунктом 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/G13/106/53/ PDF/G1310653.pdf?0penElement (дата обращения: 02.05.2014).

3. Некрасов Д. Е. Обеспечение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел // Человек: преступление и наказание. 2013. № 4. С. 135-137.

4. Шаталов А. С. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Вестник института: преступление, наказание исправление. 2014. № 2. С. 41-45.

IULIYA VLADIMIROVNA PERRON,

postgraduate student

(Vologda institute of law and economics of the FPS of Russia),

е-mail: shumka86@inbox.ru

SOME ASPECTS FOR THE IMPROVEMENT OF INTERNATIONAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION PUNISHMENT EXECUTION SYSTEM

Annotation: this article is devoted to the analysis of possible improvement of international control in the Russian Federation punishment execution system. The psychological factors affecting violations of the convicts' rights in prison by the staff are marked. The main revealed factor is willingness to act following the authority instructions. Control over persons holding leading positions will reduce the number of rights' violation cases.

The article also addresses the implementation of international standards in the Russian sources of law - the Russian Federation criminal and the penal codes. The article identifies gaps in the legal regulation of the punishment for torture, lack of criminalization as a separate type of crime, as well as the relative softness of sanctions as compared with other countries. Discrepancy application for full compliance of the provisions of the criminal code of torture to the world standards is mentioned. The issue of conflict of international and national rules of law when making rulings by the European Court of Human Rights and the impact of the recommendations of the European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment, the Court's practice is raised. The main advantages of the international control in the execution of criminal penalties, recommendations for improvement of the main directions of the international control through changes in legislation are marked. Concluded that international control in this area is designed to improve the efficiency of execution of criminal penalties, to improve the management of institutions and agencies operating them, strengthening the rule of law among staff and inmates as well as to detect and eliminate the identified activities personnel deficiencies.

Key words: international control, execution of criminal penalties, the UN Convention on the prevention of torture and inhuman or degrading treatment or punishment, the UN Committee against yorture, the European committee for the Prevention of torture, the European court of human rights.

References

1. The UN Convention on the prevention of torture and inhuman or degrading treatment or punishment. availaible at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml (Accessed 3 September 2014).

2. National report submitted in accordance with paragraph 5 of the annex to resolution 16/21 Council of the Human Rights. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G13/106/53/PDF/G1310653.pdf7Open Element (Accessed 2 May 2014).

3. Nekrasov D. E Ensuring human rights and freedoms in the internal affairs bodies [Ensuring the human rights and freedoms in activities of internal affairs bodies]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2013, no. 4, pp. 135-137.

4. Shatalov A. S. Obespechenie prav i zakonnyih interesov nesovershennoletnih v ugolovnom sudoproizvodstve [Safeguarding the rights and legitimate interests of minors in criminal proceedings]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie ispravlenie - Bulletin of the Institute: crime, punishment correction, 2014, no. 2. pp. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.