Научная статья на тему 'Деятельность Европейского комитета по предупреждению пыток по контролю исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации'

Деятельность Европейского комитета по предупреждению пыток по контролю исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
673
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ КОМИТЕТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / КОМИТЕТ ПРОТИВ ПЫТОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перрон Ю. В.

В статье рассматриваются вопросы контроля Европейского комитета по предупреждению пыток за условиями отбывания и исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации, предпосылки возникновения данного комитета в структуре Совета Европы и сотрудничество с другими международными органами, осуществляющими контроль за соблюдением законности в местах лишения свободы, анализируются положения ежегодных докладов комитета о состоянии европейских тюрем и публичные заявления относительно ситуации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Перрон Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Европейского комитета по предупреждению пыток по контролю исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации»

УДК 341:343.8

Деятельность Европейского комитета по предупреждению пыток по контролю исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации

Ю.В. ПЕРРОН - адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России

В статье рассматриваются вопросы контроля Европейского комитета по предупреждению пыток за условиями отбывания и исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации, предпосылки возникновения данного комитета в структуре Совета Европы и сотрудничество с другими международными органами, осуществляющими контроль за соблюдением законности в местах лишения свободы,

анализируются положения ежегодных докладов комитета о состоянии европейских тюрем и публичные заявления относительно ситуации в России.

Ключевые слова: международный контроль; Европейский комитет по предупреждению пыток; Европейский суд по правам человека; Комитет против пыток Организации Объединенных Наций.

Activities of the European Committee for the Prevention of Torture in the sphere of control criminal penalties execution

in the Russian Federation

IY.V. PERRON - Adjunct of the Department of Penitentiary Law and the Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article deals with the control of the European Committee for the Prevention of Torture of the conditions of serving criminal penalties in the Russian Federation, the prerequisites of this committee in the structure of the Council of Europe and cooperation with other international bodies responsible for supervising the observance of law in places of detention, it analyzes the situation of annual reports Committee on the state of European prisons and public statements about the situation in Russia.

Key words: international control; The European Committee for the Prevention of Torture; European Court of Human Rights; Committee against Torture of the United Nations.

Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - ЕКПП или комитет) был учрежден Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, принятой Советом Европы в 1987 г.1 Предпосылкой появления ЕКПП стала ст. 3 Европейской конвенции по правам человека 1950 г., которая гласит, что «никто не может быть подвержен пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»2.

При разработке нового механизма по предупреждению пыток на основе Европейской конвенции 1987 г. были учтены недостатки в функционировании комитетов против пыток и по правам человека ООН, других контрольных механизмов. Поэтому деятельность ЕКПП существенно отличается от работы вышеназванных органов и представляет собой проведение инспекционных визитов в места лишения свободы. Рассмотрение жалоб о нарушении положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. на территории государств - участников Совета Европы возложено на Европейский суд по правам человека. ЕКПП не является органом расследования. Комитет представля-

ет собой внесудебный механизм, который служит для предупреждения и защиты лиц, лишенных свободы, от пыток и других форм жестокого обращения, тем самым дополняя работу Европейского суда по правам человека.

ЕКПП поддерживает рабочие отношения с Европейским судом по правам человека, Международным Комитетом Красного Креста, Комитетом ООН против пыток, Специальным докладчиком ООН по вопросам, касающимся пыток, и Верховным комиссаром ООН по делам беженцев. Комитет также вступил в контакт с некоторыми неправительственными организациями государств - участников Европейской конвенции 1987 г.

Часто исследователи сравнивают ЕКПП с Комитетом против пыток ООН. Среди основных критериев эффективности первого приводят систему посещений, действующую только на территории Европы, а также правомочность ЕКПП выносить рекомендации, обязательные для исполнения государствами - участниками конвенции (решения Комитета против пыток ООН носят рекомендательный характер)3. Поставим под сомнение данное утверждение, так как эти органы выносят рекомендации, несоблюдение которых влечет негативные последствия вплоть до исключения из ООН или Совета

Европы. На наш взгляд, указанные комитеты, хотя и преследуют схожую цель (защита прав лиц, лишенных свободы), но достигают ее по-разному.

Комитет против пыток ООН подразумевает создание сложной структуры органов, действующих на международном и национальном уровнях. В нее входят Подкомитет против пыток ООН (юрисдикция которого признается после ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток ООН) и Национальный превентивный механизм (НПМ). Они взаимодействуют между собой, а силами НПМ, состоящего из представителей власти и гражданского общества государства, осуществляется инспектирование мест лишения свободы. Создание НПМ в 2002 г. - это ключевая идея всей концепции ООН, направленной против пыток. Данный процесс длительный. Большинство из 78 государств, подписавших Факультативный протокол к Конвенции против пыток ООН, находятся в стадии формирования НПМ.

Структура ЕКПП представляет собой единый орган, состоящий из представителей 47 государств - участников Европейской конвенции против пыток. Инспектирование учреждений осуществляется группой иностранных экспертов.

В деятельности каждого комитета есть свои достоинства и недостатки, осветить все нюансы которых в нашей статье не представляется возможным. В Российской Федерации в настоящее время в полной мере признана лишь юрисдикция ЕКПП, поэтому мы можем достоверно судить об эффективности деятельности этого органа.

Отметим, что большинство европейских стран стремятся к сотрудничеству, стараясь показать, что постепенно происходят положительные изменения во всех социально значимых сферах общества. Тем не менее реальность такова, что тюремная система страдает от недостаточного государственного финансирования, при этом стандарт размещения заключенных считается мировым сообществом одним из главных пунктов оценки общего качества жизни в тюрьме, поскольку условия содержания оказывают наибольшее влияние на поведение осужденных.

Наиболее точная оценка тюремных условий по всей Европе производится ЕКПп. В зависимости от тяжести проблем, обнаруженных в каждой стране, последующие визиты совершаются ежегодно или один раз в несколько лет. Так, ЕКПП посетил Монако

с момента ратификации конвенции в 2005 г. дважды - в 2006 и 2012 гг., в то время как в Россию было совершено 23 визита с момента ратификации конвенции в 1998 г.4, из них 12 - в Северокавказский регион. Для сравнения: Великобританию инспектировали 17 раз, Украину - 12, Францию - 11, Германию -7, Швейцарию - 6, Финляндию - 5, Сан-Марино - 4. Наибольшее количество визитов было совершено в Турцию - 27 (на конец 2014 г.). На 1 апреля 2015 г. ЕКПП совершил 371 посещение государств - участников конвенции (221 периодическое посещение и 150 посещений ad hoc), 324 отчета комитета опубликовано5.

В рамках европейской региональной системы защиты прав человека ЕКПП можно назвать одним из наиболее эффективных механизмов контроля за исполнением уголовных наказаний. Стандарты Европейских пенитенциарных правил 2006 г., на соответствие которым проверяет деятельность исправительных учреждений ЕКПП, значительно выше Минимальных стандартных правил обращения с заключенными ООН 1955 г., что позволяет говорить, что в целом требования к тюремным системам в Европе выше, чем во всем мире. Данный факт можно объяснить тем, что стандарты должны содержать минимальные требования и главным образом обеспечивать защиту от пыток и жестокого обращения. Очень трудно установить высокий уровень соблюдения стандартов в рамках универсальной системы защиты прав человека ООН ввиду огромных различий в законодательстве, образе жизни, религиозных и этнических традициях разных государств.

Отметим, что комитет должен рассматривать широкий круг вопросов при посещении мест заключения. Конечно, особое внимание он уделяет любым сообщениям о жестоком обращении с лицами, лишенными свободы, со стороны тюремного персонала. Однако к компетенции комитета относятся все аспекты условий содержания в тюрьме. Жестокое обращение может принимать многочисленные формы, большинство из которых могут быть не предумышленными, а скорее являться результатом организационных ошибок или недостаточности ресурсов. Поэтому для ЕКПП важен общий уровень жизни в учреждении, который зависит от предлагаемых заключенным видов деятельности и сложившихся отношений между осужденными и персоналом.

Вопросы исполнения наказаний, находящихся в компетенции комитета, отражены в

положениях общих докладов, где разъясняются требования к условиям содержания в местах лишения свободы. Всего было сделано 24 доклада.

Так, положения 44-60 2-го Общего доклада [СРТ/1П (92) 3] посвящены общим критериям уровня жизни в учреждении, на которые обращает внимание комиссия ЕКПП при инспектировании. Данными показателями являются: сложившаяся внутри учреждения обстановка, переполненность камер, удовлетворительная программа деятельности (работа, образование, спорт и т.д.), возможность пребывания на открытом воздухе, доступ к надлежащим туалетным средствам и поддержание удовлетворительных стандартов гигиены, контакт с внешним миром, применение средств физического воздействия, эффективный порядок рассмотрения жалоб и инспектирование, четкая система дисциплинарных мер и подбор правоохранительного персонала. Контроль над этими критериями выступает основной гарантией против жестокого обращения в тюрьмах6.

По итогам нескольких визитов, осуществленных в 1996 г. (в числе посещаемых стран России не было), ЕКПП неоднократно сталкивался с проблемой переполненности тюрем - явлением, буквально поразившим пенитенциарные системы многих европейских стран, чему в 7-м Общем докладе [СРТ/1П (97) 10] посвящены пункты 12-157.

В 11-м Общем докладе [СРТ/1П (2001) 16] были затронуты вопросы отношений персонала и осужденных, насилия в среде осужденных, переполненности помещений и доступа к свежему воздуху и свету, болезням, распространенным в среде осужденных (положения 23-32). Впервые ЕКПП обратил внимание на исполнение наказаний в отношении осужденных, приговоренных к длительным срокам и пожизненному лишению свободы.

Как было отмечено комитетом, во многих европейских странах количество приговоренных к пожизненному заключению и длительным срокам постоянно растет. Во время визитов ЕКПП обнаружил, что положение заключенных данной категории оставляет желать лучшего в плане материальных условий, видов деятельности и возможностей живого человеческого общения. Многие из них подвергаются особым ограничениям, которые способны усилить отрицательное воздействие длительного заключения. Кроме того, ЕКПП считает, что такие осужденные должны иметь разнообразную целенаправленную деятельность (работу предпочти-

тельно профессиональной направленности, образование, спорт, отдых/общение). Более того, им следует предоставить возможность пользоваться правом выбора в вопросе проведения свободного времени, укрепляя таким образом чувство независимости и личную ответственность. Следует предпринять дополнительные шаги для придания смысла их заключению. В частности, индивидуализация планов заключения и соответствующей психосоциальной поддержки является важным элементом, помогающим пережить период лишения свободы и подготовиться к освобождению. Если лица, отбывающие длительные сроки, смогут эффективно поддерживать контакты с внешним миром, то отрицательное воздействие институциона-лизации будет менее заметным, а они сами будут лучше подготовлены к освобождению.

В 21-м Общем докладе [СРТ/1П (2011) 28] ЕКПП обратил внимание на условия одиночного заключения. Комитет понимает термин «одиночное заключение» как означающий все те случаи, когда заключенному предписывается находиться отдельно от других заключенных, например, в результате судебного решения или дисциплинарного наказания, налагаемого в рамках тюремной системы, или в качестве профилактической административной меры, или же для защиты соответствующего заключенного. Учитывая это, во время каждого посещения делегация настаивает на том, чтобы побеседовать с такими заключенными для изучения условий их содержания и обращения с ними, а также для проверки процедур принятия и пересмотра решений о таком содержании (положения 53-64)8.

В отношении Российской Федерации вопросы ЕКПП касаются двух тем: переполненности пенитенциарных учреждений и отсутствия сотрудничества. Как правило, после доклада комитета правительства государств реагируют и пытаются объяснить свои действия и предоставить доказательства добросовестности и улучшений. Россия - единственная страна, которая отказала в разрешении ЕКПП публиковать доклады о посещениях. Комитет делает публичные заявления редко - при систематическом отказе сотрудничать. Три из пяти публичных заявлений были посвящены ситуации в России, а именно Чеченской Республике9. Это было связано с поступающими в Европейский суд по правам человека сообщениями о незаконных задержаниях в Чеченской Республике и нарушениях в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В 2001 г.

комитет сделал первое заявление по поводу нежелания правительства выполнять рекомендации относительно условий в изоляторах и тюрьмах Грозного10. Кроме того, было указано на катастрофическую переполненность, особенно при предварительном заключении, из-за очень долгого расследования. Также были выявлены факты усиленной цензуры почтовых и телефонных переговоров осужденных и лиц, находящихся под следствием. Им было разрешено иметь всего четыре телефонных звонка в год. Аналогичные заявления последовали в 2003 и 2007 гг., в которых отмечались улучшение питания, обеспеченности одеждой и увеличение количества мест. Уровень сотрудничества делегации ЕКПП и Федеральной службы исполнения наказаний во время визита был хорошим.

Подводя итог сказанному, можно назвать ЕКПП одной из наиболее эффективных систем контроля исполнения наказаний и реагирования на проблемы, существующие в тюрьмах. В ходе инспектирования членами ЕКПП проводится проверка исполнения на-

казаний на соответствие международным стандартам, в частности Европейским пенитенциарным правилам Rec(2006)2. В то же время существуют некоторые организационные проблемы, в частности недостаточная правовая осведомленность по вопросам контроля ЕКПП условий исполнения наказаний. Комитет считает, что чем больше национальные органы и сотрудники, ответственные за места лишения свободы, знают о его роли, тем эффективнее будет сотрудничество во время посещения их страны. Кроме того, знание о существовании и деятельности ЕКПП может служить стимулом для соблюдения в полном объеме прав лиц, лишенных свободы. Решение данной проблемы видится в проведении занятий с различными категориями сотрудников с целью знакомства с Европейской конвенцией против пыток 1987 г. и механизмом деятельности ЕКПП. Также целесообразно внедрить в деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, инструкции о правилах посещения членами ЕКПП указанных учреждений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4465.

2 Там же. 2001. № 2. Ст. 163.

3 См.: Моряков Д. Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания как международно-правовой механизм // Бизнес в законе. 2007. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-komitet-po-preduprezhdeniyu-pytok-i-beschelovechnogo-ili-unizhayuschego-dostoinstvo-obrascheniya-ili-nakazaniya-kak (дата обращения: 01.06.2015).

4 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Российская газета. 1998. 7 апр.

5 См.: CPT visits [Электронный ресурс]. URL: http://www. cpt.coe.int/fr/visites.htm (дата обращения: 09.04.2015).

6 См.: European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (CPT) [Электронный ресурс]. URL: http://www.cpt.coe.int/en/documents/ eng-standards.pdf (дата обращения: 09.04.2015).

7 См.: Там же.

8 См.: Там же.

9 См.: Там же.

10 См.: Hudoc base CPT [Электронный ресурс]. URL: http:// hudoc.cpt.coe.int/eng#{ (дата обращения: 01.06.2015).

1 Sm.: SZ RF. 1998. № 36. St. 4465.

2 Tam zhe. 2001. № 2. St. 163.

3 Sm.: Morjakov D. Evropejskij komitet po preduprezhdeniju pytok i beschelovechnogo ili unizhajushhego dostoinstvo obrashhenija ili nakazanija kak mezhdunarodno-pravovoj mehanizm // Biznes v zakone. 2007. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-komitet-po-preduprezhdeniyu-pytok-i-beschelovechnogo-ili-unizhayuschego-dostoinstvo-obrascheniya-ili-nakazaniya-kak (data obrashhenija: 01.06.2015).

4 Sm.: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 30.03.1998 g. № 54-FZ «O ratifikacii Konvencii o zashhite prav cheloveka i osnovnyh svobod i Protokolov k nej» // Rossijskaja gazeta. 1998. 7 apr.

5 Sm.: CPT visits [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.cpt. coe.int/fr/visites.htm (data obrashhenija: 09.04.2015).

6 Sm.: European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (CPT) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.cpt.coe.int/en/ documents/eng-standards.pdf (data obrashhenija: 09.04.2015).

7 Sm.: Tam zhe.

8 Sm.: Tam zhe.

9 Sm.: Tam zhe.

10 Sm.: Hudoc base CPT [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// hudoc.cpt.coe.int/eng#{ (data obrashhenija: 01.06.2015). h

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.