Научная статья на тему 'Региональные механизмы контроля за соблюдением в государствах-членах Совета Европы норм и стандартов в сфере обращения с заключенными лицами'

Региональные механизмы контроля за соблюдением в государствах-членах Совета Европы норм и стандартов в сфере обращения с заключенными лицами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ / MECHANISMS TO PROTECT THE RIGHTS AND FREEDOMS OF PRISONERS / ПРАВА И СВОБОДЫ ЗАКЛЮЧЕННЫХ / КОМИССАР СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / COUNCIL OF EUROPE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS / КОМИТЕТ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК И БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО / THE EUROPEAN COMMITTEE FOR THE PREVENTION / ИЛИ УНИЖАЮЩЕГО ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ / OF TORTURE AND INHUMAN OR DEGRADING TREATMENT OR PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стребкова О. В.

Статья посвящена краткому анализу созданных и функционирующих в настоящее время как специализированных, так и многопрофильных инстанций Совета Европы, наделенных функциями контроля за соблюдением должностными лицами прав и свобод лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Данная тема раскрыта на конкретных примерах деятельности Комиссара Совета Европы по правам человека, Комитета Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения или наказания, а также Европейского Суда по правам человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MONITORING MECHANISMS OF COMPLIANCE IN THE MEMBER STATES OF THE COUNCIL OF EUROPE OF NORMS AND STANDARDS IN THE TREATMENT OF IMPRISONED PERSONS

The article is dedicated to a brief analysis of established and functioning at the present time both specialized and multi-units of the Council of Europe which have the functions enforcement officials of the rights and freedoms of persons in prisons. This theme is developed with specific examples of the Council of Europe Commissioner for Human Rights, Council of Europe Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment and the European Court of Human Rights.

Текст научной работы на тему «Региональные механизмы контроля за соблюдением в государствах-членах Совета Европы норм и стандартов в сфере обращения с заключенными лицами»

Актуальные проблемы международного права

Договор о сотрудничестве в области усыновления детей и соглашение о создании комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах были подписаны по итогам заседания российско-французской межправительственной комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества.

Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей направлен на создание правовой базы для развития сотрудничества между Российской Федерацией и Французской Республикой в области усыновления детей и обеспечения интересов детей, передаваемых на международное усыновление.

Рассматриваемый Договор делает возможным упорядочить решение вопросов, связанных с усыновлением гражданами Французской Республики детей из Российской Федерации, обеспечить защиту их прав и законных интересов на территории Французской Республики.

1 Интернет проект: РИА Новости. http://www.deti.rian.ru/ spravki/

2 Портал французского права. http://www.france-jus.ru

3 http://www.diplomatie.gouv.fr/

4 www.agenceadoption.fr

5 http://www.france-volontaires.org

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ СОВЕТА ЕВРОПЫ НОРМ И СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ ЛИЦАМИ

О.В. Стребкова,

инспектор отдела по учету кадров ЦМТО ФМС России, соискатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.10 - международное право; европейское право Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Д.Д. Шалягин Рецензент: кандидат юридических наук, доцент С.А. Грицаев

E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена краткому анализу созданных и функционирующих в настоящее время как специализированных, так и многопрофильных инстанций Совета Европы, наделенных функциями контроля за соблюдением должностными лицами прав и свобод лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Данная тема раскрыта на конкретных примерах деятельности Комиссара Совета Европы по правам человека, Комитета Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения или наказания, а также Европейского Суда по правам человека.

Ключевые слова: механизмы защиты, права и свободы заключенных, Комиссар Совета Европы по правам человека, Европейский суд по правам человека, Комитет Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения или наказания.

REGIONAL MONITORING MECHANISMS OF COMPLIANCE IN THE MEMBER STATES OF THE COUNCIL OF EUROPE OF NORMS AND STANDARDS IN THE TREATMENT OF IMPRISONED PERSONS

O.V. Strebkova,

inspector of department ofpersonal registration CMTS FMS of Russia, senior lieutenant of internal service, post-graduate of Moscow University of the MIA of the RF

Актуальные проблемы международного права

Annotation. The article is dedicated to a brief analysis of established and functioning at the present time both specialized and multi-units of the Council of Europe which have the functions enforcement officials of the rights and freedoms of persons in prisons. This theme is developed with specific examples of the Council of Europe Commissioner for Human Rights, Council of Europe Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment and the European Court of Human Rights.

Keywords: mechanisms to protect the rights and freedoms of prisoners, Council of Europe Commissioner for Human Rights, the European Court of Human Rights, the European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment.

В условиях актуализации правозащитной проблематики вполне закономерным стало обращение к вопросам соблюдения прав человека при отбывании наказания в местах лишения свободы и рассмотрение их, как составной части проблемы защиты прав человека в целом. Рассмотрим данную тему на примере функционирующих в Совете Европы специализированных и многопрофильных механизмов, наделенных функциями контроля за соблюдением должностными лицами прав и свобод лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях.

Согласно нормам Европейских пенитенциарных правил 2006 г.1 «заключенным разрешается максимально часто общаться по почте, по телефону или с помощью иных средств общения... с представителями внешних организаций; разрешается также посещение заключенных указанными лицами» (ч. 1 ст. 24). Такие общения и посещения могут быть ограничены или поставлены под контроль, если это необходимо для продолжения уголовного расследования, поддержания порядка и безопасности, предотвращения уголовных преступлений и защиты жертв преступлений, однако «в национальном законодательстве должны быть указаны национальные и международные органы и должностные лица, общение заключенных с которыми не ограничивается» (ч.ч. 2, 3 ст. 24).

Кроме того, Правила закрепляют положения, санкционирующие заключенным широкие возможности для высказываний просьб или жалоб начальнику пенитенциарного учреждения или любой иной компетентной инстанции (ч. 1 ст. 70). Заключённые имеют право на получение юридических консультаций относительно порядка направления жалоб и апелляций, а также на юридическую помощь, когда этого требуют интересы правосудия (ч. 7 ст. 70).

В развитие вопроса о контроле за правами и свободами лиц, лишенных свободы, следует указать, что в отношении пенитенциарных учреждений предусмотрена процедура государственной инспекции с целью оценки того, осуществляется ли управление в таких учреждениях в соответствии с требованиями национального законодательства и международного права (ст. 92 Правил), а также не-

зависимый надзор со стороны независимых органов или организаций с целями контроля за условиями содержания заключённых и обращения с ними, о результатах которого сообщается публично (ч.1 ст. 93 Правил). Поощряется сотрудничество такого независимого органа (или органов) надзора с теми международными агентствами, которые уполномочены в силу закона посещать пенитенциарные учреждения (ч. 2 ст. 93 Правил).

В рамках Совета Европы в настоящее время функционируют разнообразные инстанции, деятельность которых либо напрямую, либо опосредствованно связана с защитой и охраной прав и свобод лиц, лишенных свободы. Рассмотрим деятельность некоторых из них.

Комиссар по правам человека Совета Европы

Во второй половине 1990-х гг. Совет Европы пришел к выводу о необходимости более тесного единства своих членов в обеспечении и дальнейшей реализации на практике прав человека и основных свобод и совершенствования методов деятельности в данной сфере2.

На встрече глав государств и правительств государств - членов Совета Европы, прошедшей в октябре 1997 г. в Страсбурге, было принято решение о введении поста Комиссара по правам человека. Комитет Министров на своей 104-й сессии в Будапеште (май 1999 г.) принял Резолюцию (99)50 «О Комиссаре Совета Европы по правам человека»3. Согласно ст. 1 данного документа Комиссар является «несудебным институтом, который занимается поощрением образования, понимания и уважения в области прав человека, как они воплощены в документах Совета Европы».

Комиссар по правам человека (без права переизбрания) избирается Парламентской Ассамблеей Совета Европы простым большинством голосов из списка трех кандидатов, представляемых государствами Комитету Министров. Непременное условие - кандидаты должны быть гражданами государств - членов Совета Европы. К лицам, претендующим на указанный пост, выдвигаются требования, похожие на те, которые выдвигаются к Верховному комиссару ООН по правам человека.

Актуальные проблемы международного права

В соответствии со ст. 10 Резолюции (99) 50 «Кандидаты должны быть видными деятелями, характеризующимися высокими моральными качествами, имеющими признанный опыт работы в области прав человека и официальную репутацию приверженца идеала Совета Европы и обладающими личным авторитетом, необходимым для эффективного выполнения миссии Комиссара. На протяжении всего периода пребывания на этом посту Комиссар не может заниматься никакой другой деятельностью, несовместимой с полноценной работой на этой должности».

Парламентская Ассамблея Совета Европы на своем заседании 21 сентября 1999 г. избрала первого Комиссара по правам человека - Альваро Хиль-Роблес (Испания) сроком на 6 лет без права переизбрания. Комиссар занимает несудебный пост и не подменяет собой другие институты Совета Европы по правам человека, в том числе и Европейский Суд по правам человека4. В настоящее время Комиссаром по правам человека в Совете Европы является Нилс Муйжниекс, вступивший в свою должность 1 апреля 2012 г.5

Согласно ст. 3 Резолюции 99 (50) к функциям Комиссара по правам человека в Совет Европы относятся:

• поощрение просвещения и информированности в вопросах прав человека в государствах-членах;

• содействие поощрению эффективного соблюдения и всестороннего осуществления прав человека в государствах-членах;

• оказание консультативных услуг и предоставление информации в вопросах защиты прав человека и предотвращения нарушений прав человека. При контактах с общественностью Комиссар по возможности привлекает структуры, занимающиеся вопросами прав человека, в государствах-членах и сотрудничает с ними. При отсутствии таких структур Комиссар содействует их созданию;

• способствование деятельности национальных омбудсменов или аналогичных институтов в области прав человека;

• выявление возможных недостатков в законодательстве и практике государств-членов в области соблюдения прав человека, закрепленных в документах Совета Европы, способствование эффективной реализации этих стандартов государствами-членами и оказывает им с их согласия помощь в усилиях по устранению таких недостатков;

• сотрудничество с другими международными организациями в деле поощрения и защиты прав человека, избегая при этом ненужного дублирования деятельности и др.6

Комиссар может принимать меры на основании любой информации, имеющей отношение к возложенным на него функциям. К такой информации, в частности, относится информация, направляемая Комиссару правительствами, национальными парламентами, национальными омбудсменами или аналогичными инстанциями, занимающимися вопросами прав человека, физическими лицами и организациями (ст. 5).

Комиссар может непосредственно обращаться к правительствам государств-членов Совета Европы (ст. 7).

По итогам своих визитов, рассмотрения поступающей информации Комиссар может представлять рекомендации, замечания и доклады. Комитет министров может санкционировать опубликование любой представленной ему рекомендации, заключения или доклада (ст. 8).

В настоящее время основными направлениями деятельности Комиссара являются:

• права иммигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище;

• права лиц, принадлежащих к цыганам;

• права детей;

• свобода, независимость и многообразие СМИ;

• вопросы послевоенной справедливости и примирения в регионе бывшей Югославии;

• права лиц нетрадиционной ориентации;

• права лиц с ограниченными возможностя-ми7.

Несмотря на разнообразие тематических направлений работы Комиссара в своей деятельности он не обходит стороной и вопросы защиты прав и свобод лиц, лишенных свободы.

В первую очередь данная тематика и связанные с ней проблемы выявляются путем мониторинга, проводимого Комиссаром при выезде в государства-члены Совета Европы. Комиссар регулярно совершает такие визиты в соответствии со своим мандатом, чтобы помочь поддерживать стандарты защиты прав человека в государствах Совета Европы.

Такие посещения преследуют цели прямого диалога с властями, выявления и обсуждения имеющихся вопросов и проблем в сфере прав и свобод человека8.

С момента учреждения данной должности в рамках Совета Европы Комиссар осуществлял визиты в Российскую Федерацию, по итогам которых

Актуальные проблемы международного права

опубликовывались доклады. Особое количество визитов пришлось на второго Комиссара Томаса Хаммарберга. Стоит отметить с некоторым сожалением, что во всех своих отчетах, особенно затрагивающих защиту прав заключенных на территории кавказских республик, входящих в состав Российской Федерации, отмечаются постоянные нарушения ст. 3 ЕКПЧ, запрещающей пытки, а также нарушения в правилах размещения заключенных в тюрьмах9.

Известна достаточно активная позиция бывшего Комиссара по правам человека в Совете Европы Томаса Хаммарберга по вопросу реализации заключенными своих избирательных прав10. В первую очередь вопрос касался Великобритании, к которой было и остается приковано пристальное внимание в связи с решениями ЕСПЧ 2005 и 2010 гг., признающими, что избирательные права заявителей, находящихся в тюрьмах, были нарушены, поскольку внутреннее право Великобритании не позволяет таким лицам принимать участие в политической жизни государства11.

По многим проблемным вопросам, связанным с защитой прав заключенных, Т. Хаммарберг опубликовывал личные позиции, которые должны были служить определенным ориентиром в направлении совершенствования различных проблемных вопросов в пенитенциарной сфере12.

В октябре 2012 г. Нилс Муйжниекс, ныне действующий Комиссар, совершил свой первый визит в Российскую Федерацию, в ходе которого состоялись встречи с Министром юстиции Российской Федерации А.В. Коноваловым, Председателем Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастры-киным, Генеральным прокурором Российской Федерации Ю.Я.Чайкой, а также другими представителями российских министерств и ведомств. Кроме того, Комиссар побеседовал с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астаховым, с Председателем Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека М.А. Федотовым. Помимо представителей федеральных органов власти, Н.Муйжниекс также встретился с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукиным.

В ходе бесед была подчеркнута приверженность России соблюдению общепризнанных европейских стандартов в области прав человека, развитию гуманитарного сотрудничества с Советом Европы на основе принципов беспристрастности и объективности. Были обсуждены вопросы, связанные с обеспечением прав русскоязычного населения на евро-

пейском пространстве, проблемы противодействия расизму и нетерпимости в Европе, включая неонацизм. Стороны отметили готовность к продолжению конструктивного и открытого диалога по всему спектру вопросов, относящихся к мандату Комиссара Совета Европы по правам человека и представля-

" 13

ющих взаимный интерес13.

Примечательно, что на встрече не поднимались вопросы недавних скандалов с Л. Развозжаевым, связанных с его похищением с территории Украины, незаконным арестом, допросом с применением запрещенных средств и методов воздействия.

В настоящее время в адрес Н. Муйжниекс поступило обращение Н. Киртадзе - председателя «Грузино-абхазского и грузино-осетинского дома» -по поводу обнародованных ужасающих фактов пыток заключенных в грузинских тюрьмах.

Комитет Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП)

Европейский Комитет по Предупреждению Пыток и Бесчеловечного или Унижающего Достоинство Обращения или Наказания (далее ЕКПП) основан в соответствии с одноименной Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство видов обращения и наказания, принятой в рамках Совета Европы в 1987 г. На основе ст. 1 данного международного соглашения «создается Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания... Комитет посредством посещений изучает обращение с лицами, лишенными свободы, с целью усиления, если это необходимо, защиты таких лиц от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания»14.

Работа ЕКПП задумана как составная часть системы в рамках Совета Европы по защите прав человека, в результате которой устанавливается упреждающий несудебный механизм наряду с уже существующим судебным механизмом Европейского суда по правам человека.

ЕКПП осуществляет свои главным образом превентивные функции посредством посещений двух типов: периодических и ad hoc (ст. 7 конвенции 1987 г.). Периодические посещения осуществляются во всех государствах-участницах Конвенции на регулярной основе. Посещения ad hoc организуются в этих Странах, если Комитет сочтет их «необходимыми исходя из конкретных обстоятельств».

При осуществлении посещения ЕКПП пользуется расширенными полномочиями согласно Конвенции (ч. 2 ст. 8):

Актуальные проблемы международного права

• доступ на территорию инспектируемой Стороны и право передвижения без ограничений; неограниченный доступ в любое место, где находятся лица, лишенные свободы, включая право передвижения внутри таких мест без ограничений;

• доступ к полной информации о местах содержания лишенных свободы лиц, а также другой информации, которой располагает Сторона и которая необходима Комитету для выполнения его задач.

Комитет также вправе беседовать с лицами, лишенными свободы, наедине и свободно вступать в контакт с любым лицом, которое, как он полагает, может предоставить ему соответствующую информацию (ч. 3 ст. 8 Конвенции 1987 г.).

Посещения могут быть организованы в любое место, «где находятся лица, лишенные свободы по решению государственной власти». Таким образом, мандат ЕКПП выходит за пределы тюрем и полицейских участков, охватывая, например, психиатрические учреждения, гауптвахты в воинских частях, центры содержания лиц, претендующих на убежище, или других категорий иностранцев, а также места содержания малолетних лиц, которые могут быть лишены свободы в судебном или административном порядке.

Членами ЕКПП являются независимые и беспристрастные эксперты разных профессий (такие, как юристы, врачи и специалисты в области вопросов тюрем и полиции). В отношении каждой Страны-участницы Комитет министров Совета Европы избирает одного члена. Члены выступают в своем индивидуальном качестве, то есть они не представляют свои Страны. Для обеспечения большей беспристрастности члены не участвуют в посещениях в свои собственные страны.

Секретариат ЕКПП является составной частью Генерального директората по правам человека и правовым вопросам Совета Европы.

Два основополагающих принципа определяют отношения между ЕКПП и Сторонами Конвенции: сотрудничество и конфиденциальность. В этом отношении необходимо подчеркнуть, что роль Комитета не в том, чтобы осуждать Стороны, а в том, чтобы помогать им в предотвращении жестокого обращения с лицами, лишенными свободы.

Сотрудничество с национальными властями составляет основу работы ЕКПП, так как целью является защита лиц, лишенных свободы, а не обвинение Страны в нарушениях. Работу ЕКПП также характеризует конфиденциальность: выводы и рекомендации Комитета, его доклады и ответы властей

являются конфиденциальными. Тем не менее, значительная часть информации о работе ЕКПП находится в открытом доступе.

После каждого посещения ЕКПП составляет доклад, в котором обобщает свои выводы и включает при необходимости рекомендации и другие предложения, на основе которых развивается диалог с вовлеченной Стороной (ст. 10 Конвенции 1987 г.).

Доклад Комитета по результатам посещения является, в принципе, конфиденциальным; однако почти все Стороны предпочли отказаться от правила конфиденциальности и публикуют доклад.

Ежегодно ЕКПП подготавливает Общий доклад о своей деятельности, который предается гласности.

В ряде своих общих докладов ЕКПП представил некоторые существенные вопросы, выяснением которых он занимается при посещении мест лишения свободы. Таким образом Комитет надеется ясно продемонстрировать национальным властям свои взгляды в отношении того, каким образом следует обращаться с лицами, лишенными свободы, а также в более широком смысле стимулировать дискуссию по этим вопросам.

В настоящее время Конвенция 1987 г. ратифицирована 47 государствами-членами Совета Европы, т.е. положения данного договора являются обязательными для всех государств, входящих в Совет Европы.

По плану в 2012 г. эксперты ЕКПП должны были посетить десять государств с целями мониторинга положения лиц, лишенных свободы: Хорватия, Эстония, Исландия, Италия, Литва, Монако, Португалия, Россия, Словения и Соединенное Королевство15.

Визит членов ЕКПП в Россию состоялся в период с 21 мая по 4 июня 2012 г., в ходе которого Комиссия оценила прогресс, достигнутый после предыдущих визитов и, в частности, было обращено внимание на должную реализацию предыдущих рекомендаций Комитета в области задержания и предварительного заключения16.

Делегация провела встречи с представителями Управления Уполномоченного по правам человека в России. Комитет также имел беседы с членами Совета Общественной палаты России, и провел консультации с членами общественных наблюдательных комиссий по г. Москве и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Республик Башкортостан, Татарстан и Удмуртия, а также Владимирской области. Кроме того, были проведены встречи с представителями ряда неправительственных организаций, действующих в областях, представляющих интерес для ЕКПП, а именно: все-

Актуальные проблемы международного права

российское общественное движение «За права человека», Комитет против пыток, Московский центр по реформе пенитенциарной системы и Московская Хельсинкская группа.

В конце визита, делегация представила свои предварительные замечания федеральным властям Российской Федерации в Москве.

Таким образом, ЕКПП является специализированным контрольным механизмом за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод лиц, лишенных свободы, в целях усиления, в случае необходимости, защиты от пыток и от бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Механизм является эффективным и результативным, поскольку, несмотря на превентивные функции, возложенные на Комитет, все государства-члены Совета Европы признают его юрисдикцию и незамедлительно реагируют на результаты проверок экспертов, стремясь к очередному такому визиту максимально устранить недостатки в своих пенитенциарных системах.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)

Европейский суд по правам человека (European Court of Human Rights) представляет собой международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Его юрисдикция распространяется на Российскую Федерацию с 5 мая 1998 г.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции 1950 г. её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Ратификация Российской Федерацией Европейской конвенции о защите основных свобод позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией РФ (ст. 46 ч. 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Необходимо заметить, что согласно статистке, изложенной в официальной документации ЕСПЧ, на официальном сайте ЕСПЧ Российская Федерация по количеству поданных жалоб, является несомненным лидером. Как отметил в одном из своих интервью первый российский судья реформированного ЕСПЧ А.И. Ковлер, признавая объективный рост количества жалоб от России, «у российской системы правосудия свои болячки. злоупотребление надзором в гражданском процессе, несвоевременный вызов (или просто невызов) истцов при пересмотре дела в кассации или надзоре, проблемы с вызовом свидетелей при рассмотрении в судебном заседании уголовных дел, чехарда с назначенными адвокатами»17. Однако А.И. Ковлер справедливо заметил, что если брать количественный показатель роста жалоб, то «.кризис правосудия поразил большинство стран Европы. Их судебные системы перегружены делами, сроки рассмотрения невероятно растянуты - в Италии и Греции гражданская процедура длится иногда более десяти лет.»18.

Так, например, более половины решений, вынесенных Судом по состоянию на 2010 г. приходится на 4 государства-члены Совета Европы: Турция (2295 решений), Италия (2021 решений), Россия (862 решений) и Франция (773 решений)19. В более половине решений, вынесенных Судом, были установлены нарушения ст. 6 ЕКПЧ, т.е. права на справедливое судебное разбирательство. Кроме того, 62% нарушений, выявленных в Суде, связаны с длительностью судебных разбирательств и защитой права собственности. Наконец, более чем в 9% нарушений, установленных Судом, выявлены нарушения ст.ст. 2 и 3 Конвенции 1950 г. - право на жизнь и запрет пыток20. В 2011 г. лидерами по количеству поданных жалоб в ЕСПЧ явились Россия, Турция и Польша21.

Как видно из статистики, достаточно большое число нарушений, выявляемых Судом в том числе и в адрес Российской Федерации, связаны с теми правами и свободами человека, потребность в которых особо актуализируется в моменты «контактов» с органами исполнительной власти, а также судебными органами. Посему судьба лиц, лишенных свободы, является, несомненно, одной из главных тем, по которой принимаются большинство решений ЕСПЧ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В промежуточной Резолюции, принятой на внеочередном заседании (2-4 марта 2010 г.), которое было посвящено исполнению решений ЕСПЧ, Комитет Министров рекомендовал российским властям осуществлять продолжение и развитие реформ, направленных на приведение условий со-

Актуальные проблемы международного права

держания в следственных изоляторах (СИЗО) в соответствии с требованиями Европейской конвенции 1950 г.22

Этот документ является продолжением принятой в 2003 г. резолюции, в ответ на группу дел, связанных с условиями содержания подследственных в СИЗО (группа жалоб, аналогичных жалобе Калашникова). Европейский суд по правам человека пришёл к заключению, что существующие условия содержания унижают человеческое достоинство, из-за острейшей нехватки личного жизненного пространства или в сочетании с иными недостатками условий содержания.

Комитет Министров с удовлетворением отметил прогресс, достигнутый на сегодня в улучшении материальных условий содержания заключенных путем снижения их числа в СИЗО. Однако было отмечено, что в ряде СИЗО число лиц, содержащихся под стражей, по-прежнему значительно превышает предельно допустимое учреждением количество, и нормы российского законодательства в этой сфере не соблюдаются.

В этой связи Комитет Министров настоятельно рекомендовал российским властям в качестве первоочередной задачи провести реформы, направленные на снижение числа лиц, содержащихся в следственных изоляторах, а также прибегнуть к иным мерам, способным решить проблему переполненности СИЗО. В частности, следует рекомендовать судьям, прокурорам и следователям прибегать к досудебному содержанию под стражей как к исключительной мере, более широко используя при этом существующие альтернативные меры пресечения и компенсаторные средства защиты.

Таким образом, ЕСПЧ играет немалую роль в восстановлении справедливости, в защите нарушенных прав и свобод лиц, лишенных свободы. Этой тематике в настоящее время уделяется пристальное внимание со стороны общественности, государственных деятелей, ученых в области права, что свидетельствует об ее актуальности и эф-фективности23. Ведь если бы не было решений, с положительным итогом для заявителей - лиц, лишенных свободы, или их родственников, не было бы столь полной возможности в выявлении нарушений со стороны органов государственной власти Российской Федерации и восстановлении справедливости.

Проведенный анализ механизмов контроля за исполнением в государствах-членах Совета Европы норм и стандартов в сфере обращения с заключенными лицами позволяет констатировать следующие факты:

• возможность обращения заключенных за защитой нарушенных прав в различные органы как национального, так и международного характера, предусмотрена нормами Европейских пенитенциарных правил 2006 г. В этой связи в рамках Совета Европы в настоящее время функционируют разнообразные инстанции, деятельность которых либо напрямую, либо опосредствованно связана с защитой и охраной прав и свобод лиц, лишенных свободы;

• Комиссар по правам человека в Совете Европы, должность которого была учреждена в 1999 г., оказывает помощь в выявлении нарушений прав лиц, лишенных свободы, органами государственной власти. В первую очередь данная тематика и связанные с ней проблемы выявляются путем мониторинга, проводимого Комиссаром при выезде в государства-члены Совета Европы. Комиссар регулярно совершает такие визиты в соответствии со своим мандатом, чтобы помочь поддерживать стандарты защиты прав человека в государствах Совета Европы. Такие посещения преследуют цели прямого диалога с властями, выявление и обсуждение имеющихся вопросов и проблем в сфере прав и свобод человека;

• ЕКПП является специализированным механизмом контроля за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод лиц, лишенных свободы, в целях усиления, в случае необходимости, защиты от пыток и от бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Механизм является эффективным и результативным, поскольку, несмотря на превентивные функции, возложенные на Комитет, все государства-члены Совета Европы признают его юрисдикцию и незамедлительно реагируют на результаты проверок экспертов, стремясь к очередному такому визиту максимально устранить недостатки в своих пенитенциарных системах;

• ЕСПЧ играет немалую роль в восстановлении справедливости, в защите нарушенных прав и свобод лиц, лишенных свободы. Этот механизм в настоящее время является одним из результативных и эффективных, о чем свидетельствует статистика - решения в пользу лиц-заявителей, лишенных свободы.

1 Rec(2006)2 on the European Prison Rules // European Committee on Crime Problems (CDPC). Resolutions and recommendations

Актуальные проблемы международного права

elaborated under the authority of the CDPC // URL: http://www.coe. int/t/dghl/standardsetting/cdpc/2Recommendations.asp (дата обращения 20.06.2012).

2 Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. М., 2000. С. 170.

3 Resolution (99) 50 of the Committee of Ministers of the Council of Europe «On the Council of Europe Commissioner for Human Rights» // Council of Europe. Committee of Ministers. URL: https:// wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=458513 (дата обращения 20.08.2012).

4 Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Указ. соч. С. 170.

5 См. подробнее: Commissioner for Human Rights // Council of Europe. URL: http://www.coe.int/t7commissioner/default_en.asp (дата обращения 20.08.2012).

6 Resolution (99) 50 of the Committee of Ministers of the Council of Europe «On the Council of Europe Commissioner for Human Rights». Указ. соч. URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=458513 (дата обращения 20.08.2012).

7 Commissioner for Human Rights // Council of Europe. URL: http://www.coe.int/tycommissioner/default_en.asp (дата обращения 20.08.2012).

8 Country monitoring. Commissioner for Human Rights // Council of Europe. URL: http://www.coe.int/t/commissioner/Activities/visits_ en.asp (дата обращения 20.08.2012).

9 Report by Thomas Hammarberg, Commissioner for Human Rights of the Council of Europe, following his visit to the Russian Federation -Issues reviewed: Human rights situation in the North Caucasus Federal District (Kabardino-Balkaria, North Ossetia-Alania, the Chechen Republic and Ingushetia). CommDH(2011)21 / 06 September 2011. CommDH(2011)21 in Russian / 15 October 2011; Comments of the Russian Federation on the report by Commissioner for Human Rights of the Council of Europe following his visit to the Russian Federation. CommDH(2011)38 / 10 October 2011. CommDh(2011)38 in Russian /10 October 2011; Report by Thomas Hammarberg, Commissioner for Human Rights of the Council of Europe, following his visit to the Russian Federation (Chechen Republic and the Republic of Ingushetia). CommDH(2009)36 / 24 November 2009; Comments of the Russian Federation on the Report by Thomas Hammarberg, Commissioner for Human Rights of the Council of Europe, following his visit to the Russian Federation on 2-11 September 2009. CommDH(2010)55 / 21 juillet 2011 и др. Country monitoring. Commissioner for Human Rights // Council of Europe. URL: http://www.coe.int/t/commissioner/ Activities/countryreports_en.asp (дата обращения 20.08.2012).

10 T. Hammarberg. Prisoner voting: Convicts are human beings, with human rights // Guardian.co.uk, 4 February 2011. URL: http:// www.guardian.co.uk/law/2011/feb/04/prisoner-voting-convicts-human-beings (дата обращения 22.08.2012).

11 См.: Hirst v the United Kingdom (2)) (жалоба № 74025/01) от 6 октября 2005 г. // База данных прецедентного права ЕСПЧ. HUDOC. URL: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/pages/ search.aspx?i=001-70442 (дата обращения 01.08.2012); Greens and M.T. v. the United Kingdom Applications nos. 60041/08 and

60054/08. 23/11/2010 // База данных прецедентного права ЕСПЧ. HUDOC. URL: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/pages/search. aspx?i=001-101853 (дата обращения 01.08.2012).

12 Т. Хаммарберг. Права человека в Европе: не допускать попустительства. Бюро Комиссара по правам человека Совета Евр-поы. Совет Европы, 2008.

13 Об итогах визита в Россию Комиссара Совета Европы по правам человека Н. Муйжниекса. По данным МИД России. 25.10.2012 // Министерство юстиции Российской Федерации. URL: http://www.minjust.ru/node/2587 (дата обращения 27.10.2012).

14 Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство видов обращения и наказания 1987 г. // Совет Европы. URL: http://www.cpt.coe.int/lang/ rus/rus-convention.pdf (дата обращения 20.08.2012).

15 Council of Europe anti-torture Committee announces visits to ten states in 2012 to monitor the situation of persons deprived of their liberty // European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment or shortly Committee for the Prevention of Torture (CPT). URL: http://www.cpt.coe.int/en/ docspublic.htm (дата обращения 01.09.2012).

16 См. подробнее: Council of Europe anti-torture Committee visits to the Russian Federation // European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment or shortly Committee for the Prevention of Torture (CPT). URL: http://www.cpt.coe.int/en/docspublic.htm (дата обращения 01.09.2012).

17 Интервью судьи Европейского суда по правам человека А.И. Ковлера «Слухи об остром конфликте ЕСПЧ и КС РФ, мягко говоря, преувеличены» (20.02.2012) // Информационная система по документам по правам человека и тематическим публикациям. URL: http://www.echr-base.ru/KovlerZakon.pdf (дата обращения 02.09.2012).

18 Там же. URL: http://www.echr-base.ru/KovlerZakon.pdf (дата обращения 02.09.2012).

19 The European Court of Human Rights. Some Facts and Figures. Strasbourg: Council of Europe, 2010. P. 5.

20 Там же. С. 6.

21 Общая информация о Европейском суде по правам человека // Информационная система по документам по правам человека и тематическим публикациям. URL: http://www.echr-base.ru/espch. jsp (дата обращения 02.09.2012).

22 Исполнение Россией постановлений ЕСПЧ в отношении условий содержания в СИЗО // Информационный офис Совета Европы в России. URL: http://www.coe.ru/news/europe/index. php?ELEMENT_ID=275 (дата обращения 01.09.2012).

23 Глотов С.А., Петренко Е.Г. Права человека и их зашита в Европейском Суде. Краснодар, 2000. С. 5; Виноградов М.В. Защита в Европейском суде по правам человека прав лиц, осужденных к лишению свободы. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 20120. С. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.