Научная статья на тему 'Актуальные вопросы защиты транссексуалов от дискриминации: международно-правовой аспект'

Актуальные вопросы защиты транссексуалов от дискриминации: международно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4234
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / ТРАНСГЕНДЕРЫ / TRANSGENDER / ДИСКРИМИНАЦИЯ / DISCRIMINATION / ДЖОКЬЯКАРТСКИЕ ПРИНЦИПЫ / THE JAKARTA PRINCIPLES / СОВЕТ ЕВРОПЫ / COUNCIL OF EUROPE / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алисиевич Екатерина Сергеевна, Никитина Елена Михайловна

Статья посвящена анализу современного международного права в области обеспечения и защиты лиц с транссексуальностью от дискриминации, изучению «Джокьякартских принципов применения международно-правовых норм о правах человека в отношении сексуальной ориентации и гендерной идентичности» и отдельных документов органов Совета Европы, затрагиваются другие аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International regulations to protect the rights of transgender people as a vulnerable population

This articleis madeunder the grantRHFNo.14-33-01040 «Gender aspects ofinternational legal protection oftraditional values». This article analyzes the cooperation of states at both the universal and regional levels to ensure and protect the rights of transgender people as a vulnerable population, as well as a consideration of measures taken by the international community to counter the practice of discrimination and violation of the rights of individuals within the transgender group. The article analyzes the Jakarta Principles on the application of human rights in relation to sexual orientation and gender identity, the individual acts of the Council of Europe, the ruling of the European Court of Human Rights, and Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы защиты транссексуалов от дискриминации: международно-правовой аспект»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ТРАНССЕКСУАЛОВ ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ*

Е.С. Алисиевич, Е.М.Никитина

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу современного международного права в области обеспечения и защиты лиц с транссексуальностью от дискриминации, изучению «Джокьякартских принципов применения международно-правовых норм о правах человека в отношении сексуальной ориентации и гендерной идентичности» и отдельных документов органов Совета Европы, затрагиваются другие аспекты.

Ключевые слова: международное право, права человека, гендерная идентичность, транс-гендеры, дискриминация, Джокьякартские принципы, Совет Европы, Европейский суд по правам человека.

В условиях наличия солидной международно-правовой базы [1. С. 104] по поощрению и защите прав и свобод человека имеет место дискриминация в различных сферах и применительная к различным категориям людей, включая трансгендеров (1). Впервые «патологическое состояние личности, заключающееся в полярном расхождении биологического и гражданского пола с одной стороны — с полом психическим с другой стороны» с медицинской точки зрения в 1953 г. описал Г. Бенджамин [14].

Согласно медицинским данным исследователей из США один транссексуал приходится на 30 000 мужчин и 100 000 женщин [3]. В международной практике транссексуализм признается условием, требующим лечения, включая необратимую операцию, для того, чтобы облегчить состояние человека.

В начале XXI в. в ряде стран были приняты нормативно-правовые акты, касающиеся транссексуалов. В 2007 г. в Испании был принят Закон «О половой идентичности», позволивший транссексуалам официально менять имя и документы, удостоверяющие личность, не делая предварительно операции по изменению пола. Транссексуалу для регистрации другого пола достаточно представить справку от психолога о своей сексуальной ориентации и документ, подтверждающий, что он принимал гормональные препараты для изменения пола в течение не менее двух лет.

* Статья выполнена в рамках гранта РГНФ №.14-33-01040 «Гендерные аспекты международно-правовой защиты традиционных ценностей».

В Германии действует Закон «О транссексуалах», принятый в июне 2005 г. В 2010 г. Франция стала первой страной в мире, где транссексуальность была исключена из списка заболеваний.

Постепенно вопрос о механизмах защиты транссексуалов от дискриминации стал предметом обсуждения не только на внутригосударственном, но и на международном уровне. Интерес к данной проблематике преимущественно был вызван растущим числом сообщений о дискриминации транссексуалов. Дискриминация может выражаться в трансфобии, гомофобии, обусловленной существованием в обществе стереотипов о сексуальной распущенности транссексуалов, их неспособности к воспитанию детей, агрессивности и моральной неразвитости, в форме отказа воспринимать транссексуальных людей на равных с большинством, проявляться в создании препятствий на пути к получению качественной и адекватной медицинской помощи, сложностей процесса смены документов и в других формах.

Поскольку до сих пор лица с трансгендерной самоидентификацией подвергаются дискриминации в области здравоохранения, образования, трудоустройства, реализации гражданских прав, в бытовой сфере [2] и т.д., международное сообщество предпринимает попытки обеспечить их эффективную защиту от различных сфер дискриминации.

Так, в Замечаниях общего порядка № 20 Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам заявил, что «в качестве одного из запрещенных оснований для дискриминации признается гендерная идентичность; например, лица, являющиеся трансгендерами, транссексуалами или интерсексуа-лами, часто страдают от серьезных нарушений прав человека, таких как преследования в школе или на рабочем месте» [8].

Комитет ООН против пыток в Замечании общего порядка № 2 от 24 января 2008 г. указал, что в целях исполнения обязательств по предупреждению пыток или жестокого обращения государства должны защищать отдельных индивидов или слои населения, принадлежащие к меньшинствам или маргинализованным группам, которым особенно серьезно угрожают пытки — в том числе вне зависимости от трансгендерной самоидентификации. «Государствам-участникам надлежит обеспечить, чтобы в соответствии с вытекающими из Конвенции обязательствами их законы применялись на практике в отношении всех лиц, независимо от расы, цвета кожи, этнического происхождения, возраста, религиозных убеждений и вероисповедания, национального или социального происхождения, пола, сексуальной ориентации, трансгендерной самоидентификации, психических или иных расстройств, состояния здоровья... лиц, ищущих убежища, беженцев или других лиц, нуждающихся в международной защите, или какого-либо иного статуса или неблагоприятного признака» [9].

Общий подход к проблематике обеспечения прав человека в контексте вопросов сексуальной ориентации и гендерной идентичности был сформулирован в документе под названием Джокьякартские принципы 2006 г., подготовленные экспертами в области прав человека [4].

В состав экспертной группы вошли специалисты по вопросам прав человека различного профиля из различных регионов, среди которых были судьи, ученые, экс-Верховный комиссар ООН по правам человека, Специальные докладчики Комиссии по правам человека, члены договорных органов по правам человека, представители НПО.

Джокьякартские принципы указывают на то, что государства должны включать принцип универсальности в свои национальные конституции и законодательные акты, а также осуществлять образовательные и просветительские мероприятия, направленные на обеспечение обладания всеми правами и свободами для всех лиц в полном объеме вне зависимости от их гендерной идентичности. Достаточное внимание уделяется праву на равенство и недискриминацию — «каждый человек имеет право на осуществление всех прав и свобод без дискриминации по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности» [4. С. 10]. При этом сформулирован перечень конкретных мер, которые следует предпринимать государству для реализации этого принципа.

Не обойден вниманием и вопрос смены документов транссексуальными лицами. Указывается, что «никто не должен принудительно подвергаться медицинским процедурам, в том числе хирургическому изменению пола, стерилизации или гормональной терапии, в качестве обязательного условия правового признания гендерной идентичности» [4. С. 12].

С этой целью государства «принимают все необходимые меры законодательного, административного и иного характера с целью обеспечения наличия процедур, в соответствии с которыми во всех государственных документах, удостоверяющих личность, где указывается пол (в том числе в свидетельстве о рождении, паспорте... и другой документации), указывалась бы гендерная идентичность, определяемая им самим» [4. С. 12], а также «создают необходимые правовые механизмы, в том числе посредством пересмотра законодательства и политики, с целью обеспечения жертвам нарушений прав человека по мотивам сексуальной ориентации или гендерной идентичности доступа к полному возмещению ущерба в форме реституции, компенсации, реабилитации, сатисфакции, гарантии неповторения и/или любой иной уместной форме» [4. С. 31] и «осуществляют целевые программы социальной поддержки всех лиц, проходящих трансформацию или коррекцию пола» [4. С. 12].

Документ рекомендует государствам принимать «все необходимые меры законодательного, административного и иного характера с целью обеспечения равного доступа, без дискриминации по признаку... гендерной идентичности, к социальному обеспечению и другим формам социальной защиты, включая... медицинское страхование, медицинскую помощь или льготы по оказанию медицинских услуг (в том числе применительно к физическим модификациям, связанным с гендерной идентичностью)... содействие "лицам, заинтересованным в физической коррекции тела в связи с изменением пола, в получении доступа к компетентному лечению, уходу и поддержке на недискриминационной основе"» [4. С. 23].

В настоящее время обсуждение проблемы защиты транссексуалов международным сообществом ведется на уровне ООН, в частности, в докладах специальных процедур Совета ООН по правам человека, а также в документах договорных органов по правам человека системы ООН. Например, тематический доклад Верховного Комиссара ООН по правам человека «Права человека и гендерная идентичность» 29 июля 2009 г. [13]; в июне 2011 г. Совет ООН по правам человека принял первую в истории ООН резолюцию по вопросу прав человека, сексуальной ориентации и гендерной идентичности; 17 июля 2011 г. Совет ООН по правам человека принял резолюцию, запрещающую дискриминацию на основе сексуальной ориентации; 28 июля 2013 г. стартовала глобальная кампания ООН «Свободные и равные», которая направлена на защиту геев, лесбиянок, би- и транссексуалов от дискриминации.

Летом 2010 г. в Нью-Йорке рассматривался доклад Российской Федерации о соблюдении Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Один из альтернативных докладов на сессии профильного комитета был представлен МОД «Российская ЛГБТ-Сеть» [15]. В данном докладе, а также в вопросах, заданных членами Комитета официальной российской делегации, были озвучены проблемы, с которыми сталкиваются в России транссексуальные люди:

- сложности при обмене документов и юридическим признанием гендер-ной идентичности транссексуальных людей;

- недоступность, прежде всего финансовая, специализированных медицинских услуг, необходимых транссексуалам (услуги психотерапевтов, эндокринологов, хирургов и др.) [15].

В альтернативных докладах, представленных на рассмотрение Комитета ООН по правам человека в 2009 г. [6], Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин — в 2010 г., а также Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам — в 2011 г. описывались нарушения прав человека, дискриминация и насилие над транссексуальными лицами в России. В своих заключительных замечаниях Комитеты выразили общую обеспокоенность данными проблемами, а также рекомендовали Российской Федерации принять надлежащие меры по их разрешению — в частности, путем принятия комплексного антидискриминационного законодательства, обучения сотрудников правоохранительных органов и проведения общественных кампаний.

Российское законодательство не урегулирует юридические вопросы, с которыми сталкиваются лица, сделавшие операции по смене пола, и не регламентирует основания и порядок проведения подобных операций. Лишь в ст. 70 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее — ФЗ об АГС) [11] содержится норма, касающаяся изменения пола.

Российское законодательство не содержит специальных положений, касающихся охраны здоровья транссексуальных людей. В России действует только один документ, касающийся транссексуализма и его лечения — клиническое руководство № 311 «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств» [10].

В целом проблема дискриминации транссексуалов в Российской Федерации вызывает обеспокоенность международного сообщества. Однако аналогичная ситуация характерна и для других государств, где проблемы трансгендеров долгое время игнорировались, несмотря на то, что многие из них сталкиваются с серьезными вопросами, связанными с индивидуальными особенностями, характерными только для этой группы населения.

Наибольшего прогресса в сфере защиты транссексуалов достиг Совет Европы. В своем докладе за 2009 г. Комиссар СЕ по правам человека рекомендовал государствам «проводить подготовку специалистов-медиков, включая психологов психиатров и терапевтов, с учетом потребностей трансгендеров и требований к уважению их достоинства»; «обеспечить доступность для трансген-деров процедур коррекции тела, таких как гормонотерапия, хирургическое вмешательство и психологическая поддержка, и обеспечивать, чтобы эти расходы компенсировались в рамках государственной системы медицинского страхования» [12].

Данной проблеме посвящен также доклад Комиссара по правам человека по итогам двухлетнего исследования «Дискриминация по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Европе», в котором предлагается» содействовать продвижению равенству между женщинами и мужчинами «включая транссексуалов обоих полов» [5].

В 1989 г. ПАСЕ приняла Рекомендацию 1117 о положении транссексуалов, в которой заявила о необходимости разработки в национальном законодательстве государств положений, позволяющих индивиду изменить имя в случае «необратимого транссексуализма».

В 2010 г. ПАСЕ рекомендовала государствам — членам Совета Европы включить в национальное законодательство норму, обеспечивающую трансген-дерным людям «доступ к лечению по смене пола и равный статус в сфере медицинского обслуживания» (п. 16.11.3 резолюции № 1728 (2010). Аналогичные рекомендации были сформулированы в докладе Комиссара СЕ по правам человека за 2011 г. о медицинских услугах, необходимых транссексуальным лицам.

Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ, Суд) в 2010 г. в постановлении по делу «Р.У. против Испании» от 30 ноября 2010 г. (жалоба № 35159/09) заявил о том, что перечень оснований, по которым в соответствии со ст. 14 ЕКПЧ не должна допускаться дискриминация, включает в себя и транссексуальность.

В постановлении по делу «В. против Франции» от 25 марта 1992 г. Суд впервые в своей практике признал, что отсутствие возможности юридического признания гендерной идентичности транссексуала в государстве представляет собой нарушение права на уважение личной жизни (ст. 8 ЕКПЧ).

Заявительница по делу — транссексуальная женщина, госпожа В. — жаловалась на отказ французских властей внести изменения в реестр актов гражданского состояния в соответствии с ее пожеланиями.

ЕСПЧ принял во внимание тот факт, что согласно законодательству Франции содержание свидетельства о рождении может обновляться на протяжении

всей жизни человека. ЕСПЧ отметил, что во Франции во многих официальных документах наблюдается «несоответствие между юридическим полом и реальным полом транссексуала» (§ 59), например, в документах служб социальной защиты или в зарплатных квитанциях. Соответственно, ЕСПЧ постановил, что отказ внести изменения в книгу записей актов гражданского состояния поставил заявительницу в «ситуацию, несовместимую с уважением ее частной жизни».

Представляется важным отметить тот факт, что в Европейской системе защиты прав человека вопросы признания гендерной идентичности транссексуалов, включая смену документов, изменение гражданского пола и имени, признаются входящими в сферу личной жизни, право на уважение которой закреплено в ст. 8 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

В связи с делом «I. против Соединенного Королевства» ЕСПЧ рассмотрел аналогичную ситуацию и также установил нарушение государством ст. 8 ЕКПЧ. При этом ЕСПЧ отметил, что заявительница, проживая фактически как женщина, юридически остается мужчиной, и это наносит ей вред в самых разных сферах жизни, где пол имеет юридическое значение. Кроме того, в международной практике наблюдается тенденция к юридическому признанию «третьего» пола — транссексуалов, подвергшихся хирургическим операциям по коррекции пола. ЕСПЧ отметил, что право на уважение частной жизни, гарантированное ст. 8 ЕКПЧ, предполагает и право на установление деталей своей идентичности, а пол не должен определяться лишь хромосомными элементами.

В постановлении по делу «Ь. против Литвы» от 11 сентября 2007 г. ЕСПЧ констатировал нарушение ст. 8 ЕКПЧ, поскольку в течение четырех лет в Литве не принимался нормативный акт, необходимый в соответствии с Гражданским кодексом, для введения в действие процедуры смены документов транссексуалами.

Интересно, что первоначально ЕСПЧ не усматривал в отказе властей выдавать транссексуалам новые свидетельства о рождении с указанием вновь приобретенного пола как нарушение ЕКПЧ. ЕСПЧ, в частности аргументировал это тем, что среди государств-участников ЕКПЧ отсутствует консенсус по данному вопросу, а сам вопрос очень сложен и многомерен, поэтому государства в этой области обладают свободой усмотрения.

Позиция ЕСПЧ кардинально изменилась лишь в 2002 г. В деле «Кристиан Гудвин и И. против Соединенного Королевства» ЕСПЧ постановил, что у государства есть позитивные обязательства, одно из которых — принятие меры, позволяющих признать изменение пола послеоперационных транссексуалов.

ЕСПЧ призывает государства развивать систему медицинского страхования для покрытия расходов на лечение, обусловленное «медицинской необходимостью», к которому также относятся операции по смене пола.

Например, в деле «Шлумпф против Швейцарии» ЕСПЧ установил, что отказ страховой компании покрыть стоимость операции по смене пола клиента в связи с несоблюдением им требования о двухлетнем наблюдении для установления наличия «истинного транссексуализма» нарушает ст. 8 ЕКПЧ.

Транссексуальные люди, как правило, нуждаются в той или иной медицинской помощи — эндокринологов, сексологов, психиатров, хирургов и иных специалистов. В этой связи особое значение приобретает вопрос финансовой доступности и качества таких услуг. Последнее может быть обеспечено только при условии наличия квалифицированных специалистов. Данные вопросы уже поднимаются как в рамках правозащитных органов системы ООН, так на региональном уровне, прежде всего в рамках Совета Европы.

Специальный докладчик ООН по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья отмечал, что «медицинские работники должны сознавать и учитывать особые потребности транссексуалов и интерсексуалов».

Однако стоит отметить, что ЕСПЧ уже вынес несколько постановлений, касающихся доступа транссексуальных лиц к специализированной медицинской помощи.

Так, в постановлении по делу «Ван Кюк (Van Kuck) против Германии» от 12 июня 2003 г. ЕСПЧ констатировал нарушение ст. 6 и 8 ЕКПЧ в ситуации, когда транссексуальной женщине было отказано в возмещении произведенных ею расходов на гормональную терапию и хирургические операции по коррекции пола. Основные аргументы судебных органов Германии состояли в том, что произведенные заявительницей расходы не могут рассматриваться как расходы на необходимое медицинское лечение, поскольку заявительница сама вызывала собственное заболевание. ЕСПЧ отметил, что определение необходимости проведения медицинских вмешательств в случае транссексуальности — вопрос медицинского, а не юридического усмотрения (при этом бремя доказывания необходимости такого лечения не могло быть возложено на заявительницу).

Кроме того, нельзя было утверждать, что в решении заявительницы подвергнуться хирургической коррекции пола было что-либо произвольное или странное, тем более что в дальнейшем хирургическое вмешательство фактически были произведены.

В связи с делом «Шлюмпф (Schlumpf) против Швейцарии», постановление по которому было вынесено 8 января 2009 г., ЕСПЧ также констатировал нарушение ст. 6 и 8 ЕКПЧ. Дело касалось условий финансирования расходов по коррекции пола за счет общественных фондов.

В соответствии с национальным законодательством и практикой его применения для возмещения расходов перед тем как сделать операцию по смене пола человек должен пройти двухлетний «испытательный срок». Национальные суды отклонили требования заявительницы о сокращении этого срока, даже несмотря на то, что было представлено экспертное заключение в обоснование ее позиции. ЕСПЧ повторил высказанные ранее суждения о том, что определение медицинской необходимости мер по коррекции пола не является предметом юридического определения.

В упомянутом выше деле «L. против Литвы» ЕСПЧ установил нарушение государством ст. 8 ЕКПЧ, поскольку в литовском законодательстве имелся про-

бел: отсутствие норм, регламентирующих проведение операций по полному изменению пола.

Вплоть до принятия закона в Литве не были доступны соответствующие медицинские услуги. Как указал ЕСПЧ, бюджетные трудности в сфере здравоохранения могли оправдывать некоторую задержку в обеспечении потребностей транссексуалов, предусмотренных Гражданским кодексом, но не задержку в четыре года. Учитывая, что число заинтересованных лиц ограничено, нагрузка на бюджет не могла быть слишком значительной.

Таким образом, государство-ответчик не смогло установить справедливое равновесие между общественным интересом и правами заявителя.

Международное право о правах человека однозначно признает, что все люди, независимо от их гендерной идентичности, обладают всеми правами и свободами, вытекающими из понятия достоинства, присущего человеческой личности, без какой-либо дискриминации.

Трансгендеры, безусловно, уязвимы в современном обществе, рискуя стать жертвой дискриминации, нетерпимости и прямого насилия, столкнуться с нарушениями таких фундаментальных прав человека, как право на жизнь, право на физическую целостность и право на охрану здоровья. Эта дискриминация выражается в трансфобии, гомофобии, приписывании данной группе людей множества негативных характеристик (сексуальная распущенность, неспособность к воспитанию детей, агрессивность, моральная неразвитость и т.п.), в отказе считать транссексуалов равными не-транссексуалам, затруднении получения качественной и необходимой медицинской помощи, сложности процесса смены документов и другое.

Однако, на наш взгляд, сам факт признания Верховным комиссаром ООН по правам человека существования проблемы дискриминации трансгендеров, защита от которой должна обеспечиваться во всемирном масштабе, принятие Джокьякартских принципов применения норм о правах человека в отношении сексуальной ориентации и гендерной идентичности, развитие практики Европейского суда по правам человека свидетельствует о том, что международное сообщество проявляет все больший интерес к проблемам обеспечения и защиты транссексуалов, а значит, и к путям преодоления уязвимости представителей этой группы населения в области здравоохранения, образования, трудоустройства, реализации гражданских прав, в бытовой сфере и других областях.

Большое число государств — членов СЕ приняли законодательные и другие меры, запрещающие дискриминацию по признаку сексуальной ориентации и, хотя и в меньшем числе случаев, также по признаку гендерной идентичности. Большинство государств — членов СЕ, в соответствии с международными и европейскими стандартами, признали, что сексуальная ориентация является одним из оснований для дискриминации в общем или секторальном (отраслевом) антидискриминационном законодательстве.

Только согласованные международные стандарты в области прав человека помогут решить дискриминацию в отношении трансгендеров.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Трансгендерность — собирательный термин для обозначения явлений несовпадения социального (гендер) и биологического пола. Под определение трансгендерности попадают транссексуалы (люди, чей гендер идентифицируется как противоположный биологическому полу); трансвеститы (играющие роль противоположного пола (через ношение одежды, которую общественные нормы и условности его окружения предписывают противоположному полу); андрогинны (люди с одинаково сильно выраженными как мужскими, так и женскими гендерными качествами); гермафродиты (люди, строение которых биологически промежуточно между мужским и женским); бигенде-ры (люди, гендерная самоидентификация которых регулярно меняется под влиянием внешних факторов); агендеры (люди, отрицающие свою принадлежность к какому-либо полу).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абашидзе А.Х. Договорные органы по правам человека: учеб. пособие. — М.: РУДН, 2012.

[2] Алисиевич Е. С. Статус Конвенции Совета Европы о правах человека и Постановлений Европейского Суда по правам человека в российской правовой системе // Международное право — International Law. — 2008. — № 1 (33). — С. 24-36.

[3] Американская психиатрическая ассоциация, диагностическое и статистическое руководство по умственным расстройствам (DSM-IV)-TR. Август 2000 г. URL: http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/detail/-/0890420254/qid=1039122968/sr=1-1/ref=sr_1_1/002-4205575-1219210?v=glance&s=books.

[4] Джокьякартские принципы (принципы применения международно-правовых норм о правах человека в отношении сексуальной ориентации и гендерной идентичности). — Индонезия, 6-9 ноября 2006 г. URL: http://www.yogyakartaprinciples.org/ principles_ru.pdf.

[5] Дискриминация по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Европе. — Страсбург. — Июнь 2011 г. URL: http://www.coe.int/t7Commissioner/Source/ LGBT/LGBTStudy2011_en.pdf.

[6] Заключительные замечания Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин: Российская Федерация / Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, сорок шестая сессия, 12-30 июля 2010 г. // Doc. CEDAW/C/USR/CO/7.

[7] Заключительные замечания Комитета по правам человека (Российская Федерация): девяносто седьмая сессия — 12-30 октября 2009 г. // Doc. CCPR/C/RUS/CO/6.

[8] Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Замечание общего порядка № 20. Недискриминация экономических, социальных и культурных прав (пункт 2 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Док. E/C.12/GC/20, 2 июля 2009 г.

[9] Комитет против пыток. Замечание общего порядка № 2. Имплементация статьи 2 государствами-участниками // Док. CAT/C/GC/2, 24 января 2008 г.

[10] Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств (клиническое руководство, утв. приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. № 311). URL: http://www.shishkmily.narod.ru/model/model1.htmL

[11] Об актах гражданского состояния: Федеральный закон: принят Государственной Думой 22 октября 1997 г.: одобрен Советом Федерации 5 ноября 1997 г. // Российская газета. — 1997. — 20 нояб.

[12] Рекомендация 1117 (1989) о положении транссексуалов. URL: http://assembly.coe.int/ main.asp?Link=/documents/adoptedtext/ta89/erec1117.htm.

[13] Тематический доклад: «Права человека и тендерная идентичность». — Страсбург. — 29 июля 2009 г.

[14] Benjamin H. The transsexuals phenomenon. — New York: Julian Press, 1966.

[15] Discrimination and violence against lesbian and bisexual women and transgender people in Russia: Shadow Report: submitted for the 46th CEDAW sssion. — New York, USA. — 1230 July 2010 / Russian LGBT Network. URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/ cedaw/docs/ngos/LGBTNetwork_RussianFederation46.pdf.

INTERNATIONAL REGULATIONS TO PROTECT THE RIGHTS OF TRANSGENDER PEOPLE AS A VULNERABLE POPULATION

E.S. Alisievich, E.M. Nikitina

The Department of International Law Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

This articleis madeunder the grantRHFNo.14-33-01040 «Gender aspects ofinternational legal protection oftraditional values». This article analyzes the cooperation of states at both the universal and regional levels to ensure and protect the rights of transgender people as a vulnerable population, as well as a consideration of measures taken by the international community to counter the practice of discrimination and violation of the rights of individuals within the transgender group. The article analyzes the Jakarta Principles on the application of human rights in relation to sexual orientation and gender identity, the individual acts of the Council of Europe, the ruling of the European Court of Human Rights, and Russian legislation.

Key words: international law, human rights, gender identity, transgender, discrimination, the Jakarta Principles, the Council of Europe, the European Court of Human Rights.

REFERENCES

[1] Abashidze A.H. Dogovornye organy po pravam cheloveka: ucheb. posobie. — M.: RUDN, 2012.

[2] Alisievich E.S. Status Konvencii Soveta Evropy o pravah cheloveka i Postanovlenij Evropejskogo Suda po pravam cheloveka v rossijskoj pravovoj sisteme // Mezhdunarodnoe pravo — International Law. — 2008. — № 1 (33). — S. 24-36.

[3] Amerikanskaja psihiatricheskaja associacija, diagnosticheskoe i statisticheskoe rukovodstvo po umstvennym rasstrojstvam (DSM-IV)-TR. Avgust 2000 g. URL: http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/detail/-/0890420254/qid=1039122968/sr=1-1/ref=sr_1_1/002-4205575-1219210?v=glance&s=books.

[4] Dzhok'jakartskie principy (principy primenenija mezhdunarodno-pravovyh norm o pravah cheloveka v otnoshenii seksual'noj orientacii i gendernoj identichnosti). — Indonezija, 6-9 nojabrja 2006 g. URL: http://www.yogyakartaprinciples.org/principles_ru.pdf.

[5] Diskriminacija po priznakam seksual'noj orientacii i gendernoj identichnosti v Evrope. — Strasburg. — Ijun' 2011 g. URL: http://www.coe.int/t/Commissioner/Source/LGBT/ LGBTStudy2011_en.pdf.

[6] Zakljuchitel'nye zamechanija Komiteta po likvidacii diskriminacii v otnoshenii zhenshhin: Rossijskaja Federacija / Komitet po likvidacii diskriminacii v otnoshenii zhenshhin, sorok shestaja sessija, 12-30 ijulja 2010 g. // Doc. CEDAW/C/USR/CO/7.

[7] Zakljuchitel'nye zamechanija Komiteta po pravam cheloveka (Rossijskaja Federacija): de-vjanosto sed'maja sessija — 12-30 oktjabrja 2009 g. // Doc. CCPR/C/RUS/CO/6.

[8] Komitet po jekonomicheskim, social'nym i kul'turnym pravam. Zamechanie obshhego por-jadka № 20. Nediskriminacija jekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh prav (punkt 2 stat'i 2 Mezhdunarodnogo pakta ob jekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravah) // Dok. E/C.12/GC/20, 2 ijulja 2009 g.

[9] Komitet protiv pytok. Zamechanie obshhego porjadka № 2. Implementacija stat'i 2 gosu-darstvami-uchastnikami // Dok. CAT/C/GC/2, 24 janvarja 2008 g.

[10] Modeli diagnostiki i lechenija psihicheskih i povedencheskih rasstrojstv (klinicheskoe ruko-vodstvo, utv. prikazom Minzdrava RF ot 6 avgusta 1999 g. № 311). URL: http://www.shishkinily.narod.ru/model/model1.html.

[11] Ob aktah grazhdanskogo sostojanija: Federal'nyj zakon: prinjat Gosudarstvennoj Dumoj 22 oktjabrja 1997 g.: odobren Sovetom Federacii 5 nojabrja 1997 g. // Rossijskaja gazeta. — 1997. — 20 nojab.

[12] Rekomendacija 1117 (1989) o polozhenii transseksualov. URL: http://assembly.coe.int/ main.asp?Link=/documents/adoptedtext/ta89/erec1117.htm.

[13] Tematicheskij doklad: «Prava cheloveka i gendernaja identichnost'». — Strasburg. — 29 ijulja 2009 g.

[14] Benjamin H. The transsexuals phenomenon. — New York: Julian Press, 1966.

[15] Discrimination and violence against lesbian and bisexual women and transgender people in Russia: Shadow Report: submitted for the 46th CEDAW sssion. — New York, USA. — 1230 July 2010 / Russian LGBT Network. URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/cedaw/ docs/ngos/LGBTNetwork_RussianFederation46.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.