Научная статья на тему 'Права человека в пенитенциарных учреждениях: запрет пыток'

Права человека в пенитенциарных учреждениях: запрет пыток Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2737
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ООН / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЗАПРЕТ ПЫТОК / КОМИТЕТ ПРОТИВ ПЫТОК / КОНВЕНЦИЯ ПРОТИВ ПЫТОК И ДРУГИХ ЖЕСТОКИХ БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ ИЛИ УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ / КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / "АКСОЙ ПРОТИВ ТУРЦИИ" / ЕВРОПЕЙСКИЙ КОМИТЕТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК И БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО ИЛИ УНИЖАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК И БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО ИЛИ УНИЖАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ / "AKSOY V. TURKEY" / HUMAN RIGHTS / INTERNATIONAL STANDARDS / PROHIBITION OF TORTURES / COMMITTEE AGAINST TORTURE / CONVENTION AGAINST TORTURE AND OTHER CRUEL / INHUMAN OR DEGRADING TREATMENT OR PUNISHMENT / CONVENTION FOR THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND FUNDAMENTAL FREEDOMS / THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS / EUROPEAN COMMITTEE AGAINST TORTURE AND OTHER CRUEL / EUROPEAN CONVENTION ON THE PREVENTION FROM TORTURE AND OTHER CRUEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

В статье рассматриваются вопросы международных стандартов в области прав человека, международные стандарты обращения с заключенными в пенитенциарной системе с акцентом на запрет пыток, бесчеловечного или унижающее человеческое достоинство обращения и наказания. Автором анализируется понятие «пытка», закрепленное в международных нормативно-правовых актах, рассматриваются механизмы защиты прав человека на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Rights in the Correctional Institutions: Prohibition of Tortures

The subjects of the article are as follows the questions of international standards of treatment of prisoners within the correctional system focusing on the torture prohibition, cruel, inhuman or degrading treatment or punishment. The author analyses the notion of torture provided by the international regulatory acts and considers actual mechanisms of human rights protection

Текст научной работы на тему «Права человека в пенитенциарных учреждениях: запрет пыток»

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ЗАПРЕТ ПЫТОК

Садовникова М. Н., 2007

М. Н. Садовникова - преподаватель кафедры уголовного права Юридического института ИГУ, руководитель Фонда «ЮВЕНТА», член Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области

« Права человека» — термин современный, но идея, которую он отражает, стара как мир и заключается в том, что наличие некоторых прав и свобод является непреложным условием существования человека. Они, эти права и свободы, являются ни привилегией, ни даром, полученным от правителя. В них нельзя отказать, их нельзя лишить по произволу, их нельзя отнять из-за того, что человек совершил правонарушение или преступление.

Первоначально эти идеи не имели правовой основы. Они считались просто моральными притязаниями. Со временем эти права были официально признаны и защищены. Зачастую правам человека гарантируется конституционная защита, кроме того, появились независимые суды, в которые можно обратиться за защитой своих прав.

Повсеместное нарушение прав и свобод человека в 1930-х годах, кульминацией которых стала Вторая Мировая война 1939—1945 гг., положили конец мнению, в соответствии с которым считалось, что государство может самостоятельно определять, как ему обращаться со своими гражданами. Подписание в 1945 году Устава ООН перевело права человека в сферу международного права1.

Если права человека являются неотъемлемыми, то ими должны пользоваться все без исключения. Порой может возникнуть искушение исключить некоторые группы людей из сферы защиты прав человека. Не каждый согласится с тем, что закоренелый преступник обладает теми же правами, что и иной правопослушный человек. Не лишили ли себя прав человека те, кто совершил преступления? Ответ кроется в том, что если мы только попробуем исключить из сферы прав человека какие-то группы людей (а мы знаем, что в истории человечества были моменты, когда определенные группы людей считали других «не людьми»), то будет поставлена под угрозу сама человеческая сущность.

В течение ряда лет продолжается дискуссия о цели лишения свободы человека в качестве наказания. Одни утверждают, что целью лишения свободы является «кара», наказание преступника. Другие считают, что цель лишения свободы состоит в том, чтобы не допустить совершения новых преступлений после освобождения, а также устрашить тех, кто склонен к совершению преступлений. Еще одна точка зрения состоит в том, что наказание в виде лишения свободы имеет своей целью исправление преступника.

Современный Уголовный кодекс РФ в ч. 2 ст. 43 решает вопрос о целях уголовного наказания, которые включают в себя все три, вышеперечисленных подхода: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений». Соответственно в данном случае речь идет и о наказании в виде лишения свободы.

Международные стандарты в области прав человека в настоящее время можно подразделить на две системы: система ООН и соответственно меха-

низмы защиты прав человека ООН и система Совета Европы и европейские механизмы.

Одним из основных международных стандартов в сфере защиты прав человека является запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания.

Пытки применяются в целях подавления человеческой личности и попрания присущего человеку чувства собственного достоинства, что вызывает глубокую озабоченность всего мирового сообщества.

Несмотря на то, что международные нормы запрещают применение пыток при любых обстоятельствах, пытки и жестокое обращение применяются более чем в половине стран мира2.

Запрет пыток отражают и международные и национальные акты.

Всеобщая декларация прав человека (принята в 1948 году, подписана СССР) в ст. 5 закрепляет: «Никто не должен подвергаться пыткам и жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию»3.

Международный пакт о гражданских и политических правах (принят в 1966 году, вступил в силу в 1976 году, обладает обязательной силой, контроль осуществляет Комитет по правам человека) в ст. 7 закрепляет: «Никто не должен подвергаться пыткам и жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам»4.

В 1975 году благодаря активной деятельности неправительственных организаций (НПО) Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию5 о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих его достоинство видов обращения и наказания.

В 1981 году Генеральная Ассамблея ООН учредила Добровольный фонд ООН для жертв пыток в целях финансирования организаций, занимающихся оказанием помощи жертвам пыток и их семьям.

В 1984 году Генеральной Ассамблеей ООН был принят специальный, имеющий обязательную юридическую силу, международный нормативно-правовой акт — Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания6. Конвенция7 вступила в силу в 1987 году.

Контроль за выполнением Конвенции го-сударствами-участниками осуществляет орган в составе независимых экспертов — Комитет против пыток.

Конвенция дает определение понятию «пытка». Пытка означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо; или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотъемлемы от этих санкций или вызываются ими случайно.

Итак, признаками пытки выступают:

1. Пытка — это деяние.

2. Пытка — это действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание.

3. Эта боль или страдание могут быть как физическими, так и нравственными.

4. Целью этих действий является : а) получить от жертвы пытки или от третьего лица сведений или признаний; б) наказать его за действия, которые оно совершило, или которое совершило третье лицо, или в совершении которых это лицо подозревается; в) запугать, принудить жертву пытки или третье лицо; г) по любой причине, основанной на дискриминации любого характера.

5. Такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома, или молчаливого согласия.

Конвенция не дает понятия «других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания», только в ст. 16 данной Конвенции говорится, что иные действия, которые не подпадают под понятие «пытка», когда такие акты совершаются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в

официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.

В статье 2 этой же Конвенции подтверждается абсолютный характер запрещения пыток: «Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток».

Часть 3 статьи 2 конкретизирует: «Приказ вышестоящего начальника или государственной власти не могут служить оправданием пыток».

Статья 10 данной Конвенции закрепляет: «Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы учебные материалы и информация относительно запрещения пыток в полной мере включались в программы подготовки персонала правоохранительных органов, гражданского или военного, медицинского персонала, государственных должностных лиц и других лиц, которые могут иметь отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или обращению с ними. Каждое государство-участник включает это запрещение в правила или инструкции, касающиеся обязанностей и функций любых таких лиц».

Комитет против пыток может посещать государства, если получит достоверную информацию о систематических пытках.

В соответствии со ст. 19 Конвенции, государства-участники представляют Комитету через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о принятых ими мерах по осуществлению их обязательств согласно настоящей Конвенции в течение одного года после вступления настоящей Конвенции в силу для соответствующего государства-участника. В дальнейшем государства-участники представляют раз в четыре года дополнительные доклады

о любых новых принятых мерах, а также другие доклады, которые может запросить Комитет.

18 декабря 2002 года Генеральная Ассамблея ООН приняла факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток. Целью факультативного протокола является предотвращение пыток и других форм жестокого обращения путем создания системы регулярных посещений независимыми

международными и национальными органами мест лишения свободы.

Более действенной, по нашему мнению, является Европейская система защиты прав человека, которая является региональной системой защиты прав человека.

Совет Европы — старейшая европейская политическая организация, возникшая в условиях разрухи, царившей на континенте после Второй Мировой войны. Совет Европы был образован в Лондоне в 1949 году, четыре года спустя после образования ООН.

Основой Европейской системы является Европейская Конвенция по правам человека (официальное название — Конвенция о защите прав человека и основных свобод), которая была принята в Риме 4 ноября 1950 года, вступила в силу в 1953 году.

Россия вступила в Совет Европы 5 мая 1998 года.

В Европейской Конвенции есть только два абсолютных права, которые нельзя ограничить ни при каких обстоятельствах. Этими правами является запрет пыток и запрет рабства. Запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания — «...это абсолютное право, не допускающее никаких исключений ни при каких обстоятельствах.»8. Все остальные права могут быть ограничены, конечно, при соблюдении определенных требований.

В рамках европейской системы существуют два механизма, которые могут использовать жертвы пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Первым действенным европейским механизмом защиты прав человека является Европейский Суд по правам человека, в который существует возможность подачи жалобы на государство со стороны индивидуальных лиц. При этом должны соблюдаться некоторые обязательные условия:

• подавать жалобу можно только на те события, которые произошли после 5 мая 1998 года;

• только после исчерпания всех национальных средств защиты (последней судебной инстанцией для России является кассация — прецедент по делу Тумилович против России);

• подавать жалобу можно в течение 6 месяцев после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты;

• жаловаться можно на действие государства, его должностных лиц;

• жаловаться можно на нарушение конкретной статьи Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Европейская Комиссия по правам человека (действовала с 1955 г. по 1998 г.) и Европейский суд по правам человека (созданный в 1959 году и действующий по настоящее время) накопили опыт рассмотрения случаев нарушения запрета пыток, жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения и наказания, которые составляют европейское прецедентное право о предотвращении пыток.

Понятие пытки, которое связано с понятием бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, отличается от последнего, главным образом, интенсивностью причиняемых страданий9.

В деле «Ирландия против Соединенного Королевства»10 (1978 г.) Европейский Суд провел четкие различия между этими категориями:

1) пытка — намеренное бесчеловечное обращение, вызывающее весьма серьезные и жестокие страдания;

2) бесчеловечное обращение — нанесение сильных физических и нравственных страданий;

3) унижающее достоинство обращение — плохое обращение, направленное на то, чтобы вызвать у жертв чувство страха, боли и неполноценности, которые могут унизить и опозорить их, и, возможно, сломать их физическое и моральное сопротивление. Такие действия могут быть совершены как перед третьими лицами (то есть публично), так и в частной обстановке (в обстановке относительной секретности).

По делу «Аксой против Турции»11 (1996 г.), когда заявитель был арестован по подозрению в террористической деятельности, содержался под стражей, где, по его словам, подвергался пыткам, а потом был освобожден, Европейский Суд заявил, что там, где человек был взят под стражу в полном здравии, а освобожден с телесными повреждениями, государство обязано предоставить объяснения о причинах повреждений; неисполнение этого признается Судом нарушением права человека на защиту от пыток.

Против РФ вынесено несколько решений, одно из них касается нарушений ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав че-

ловека и основных свобод — это дело Калашникова против РФ (постановление от 15 июля 2002 года), в рамках которого условия содержания были признаны жестоким и бесчеловечным обращением. «.Принципом, который был вновь подтвержден, является принцип, в соответствии с которым условия исполнения наказания в виде лишения свободы не должны подвергать заинтересованное лицо страданиям или испытаниям на выносливость, которые превышают неизбежный уровень страданий, прису-

<-» 12

щих содержанию под стражей.»12.

Вторым таким механизмом является Европейский Комитет против пыток.

Основой деятельности Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (далее — ЕКПП), а также специальным европейским международным актом, запрещающим применение пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, является Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Конвенция была принята 26 ноября 1987 года, вступила в силу 1 февраля 1989 года. К 1 марта 1999 года Конвенцию ратифицировали все 40 государств-участни-ков Совета Европы.

Россия ратифицировала Конвенцию 5 мая 1998 года, 1 сентября 1998 года Конвенция вступила в силу.

ЕКПП состоит из независимых экспертов — представителей государств-участни-ков Конвенции, специалистов различных областей (юристы, психологи, педагоги, и, конечно, врачи). Члены Комитета должны обладать высокими моральными качествами, быть беспристрастными, независимыми. На сентябрь 2004 года в ЕКПП входили 36 членов, от РФ эксперта не было.

ЕКПП — это дополнительный механизм превентивного характера к Европейскому Суду. Комитет посредством посещений изучает обращение с лицами, лишенными свободы, с целью усиления, если это необходимо, защиты от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст. 1 Конвенции).

ЕКПП реализует свои превентивные функции посредством посещений двух типов:

а) периодические — во всех странах-уча-стниках примерно один раз в два года, или

1 раз в пять лет на регулярной основе (длительность посещений разная, например, по РФ — это около 3 недель);

б) экстренные — организуются в страны, в случае, если Комитет сочтет «необходимым исходя из конкретных обстоятельств». Например, бунты в местах лишения свободы, тогда незамедлительно, в течение 2—3 дней, принимается решение, и небольшая группа выезжает на место. (В апреле 2004 года такой выезд был организован в Армению).

Обычно в группу посещений входят внешние эксперты, которые обладают знаниями в определенных областях (психиатры, психологи и др., а также переводчики), на которых также распространяются привилегии и иммунитеты.

При посещениях ЕКПП пользуется следующими расширенными полномочиями согласно конвенции:

• доступ на территорию инспектируемой Стороны и право передвижения без ограничений;

• неограниченный доступ в любое место, где находятся лица, лишенные свободы, включая право передвижения внутри таких мест без ограничений;

• доступ к любой информации о местах содержания лишенных свободы лиц, а также другой информации, которой располагает Сторона, и которая необходима Комитету для решения своих задач;

• Комитет вправе беседовать с лицами, лишенными свободы, наедине, и свободно вступать в контакт с любым лицом, которое, как он полагает, может обладать необходимой информацией;

• посещения могут быть организованы в любое место, «где находятся лица, лишенные свободы по решению государственной власти». Таким образом, к закрытым местам, которые может посещать ЕКПП, относятся не только пенитенциарные учреждения (исправительные колонии, следственные изоляторы, тюрьмы), но и ИВС, психбольницы, специализированные учреждения для детей (спецшколы для детей с девиантным поведением, приемники-распределители и др.).

ЕКПП в своей деятельности опирается на два основных принципа:

1. ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА — Комитет существует не для того, чтобы критиковать, осуждать государства, а чтобы сотрудничать с государством, помогать в пре-

дотвращении жестокого обращения с лицами, лишенными свободы.

2. ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ (который выступает своеобразной «ценой» за сотрудничество) — ЕКПП не имеет права распространять никакую информацию, которой он стал обладать в результате визита. Это сфера отношений между государством и ЕКПП. Правительство государства решает, публиковать или не публиковать отчет о посещении (на практике чаще всего доклады государства публикуют). ЕКПП готовит рекомендации для государства, правительство должно подготовить официальный ответ.

ЕКПП может опубликовать доклады в том случае, если государство грубо нарушает права человека, если не принимает никаких мер по рекомендациям ЕКПП, отказывается от сотрудничества; крайней мерой является подготовка ЕКПП коммюнике (в отношении России такие коммюнике вынесены в 1993 и в 1996 году13).

По данным Секретариата Совета Европы на май 2003 года, Комитет осуществил в России пять специальных посещений: 26 февраля—4 марта и 20—27 апреля 2000 г., 19—23 марта 2001 г., 4—9 февраля и 24—29 мая 2002 г. (Северный Кавказ), и пять периодических посещений: 16—30 ноября

1998 г., 30 августа—15 сентября 1999 г., 25 сентября — 9 октября 2000 г. (Сибирь, в том числе Иркутская область), 2—18 декабря 2001 г. (Дальний Восток), 24 марта—1 апреля 2003 г. (Калининградская об-ласть)14. В 2006 г. планировалось периодическое посещение.

С 13 по 16 мая 2004 года Комитетом против пыток рассматривался 3-й периодический доклад России по соблюдению Конвенции против пыток. Правозащитными организациями России был подготовлен Альтернативный доклад. В его составлении принимали участие эксперты Комитета против пыток и Московской Хельсинской группы.

По итогам рассмотрения доклада, Комитет признал факты «многочисленных и постоянных заявлений о распространении пыток, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов»; «устойчивой системы безнаказанности пыток и иного жестокого обращения, чрезвычайно низкое количество лиц, осужденных за такие нарушения»; «фактического отказа судей принимать во внимание представленные

обвиняемым доказательства применения пыток и жестокого обращения, выливающиеся в общую практику отсутствия расследования и преследования подобных случаев». Комитет также выразил озабоченность условиями содержания заклю-

ченных15.

Российское законодательство запрещает применение пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Так, ч. 2 ст. 21 Конституции РФ закрепляет: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Статья 7 Уголовного Кодекса РФ закрепляет: «Наказание и иные меры уголовноправового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Уголовное законодательство содержит и определение понятия «пытка». Так, примечание к ст. 117 Уголовного Кодекса РФ закрепляет: «Под пыткой в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях». Сравнительный анализ признаков понятия «пытка», вытекающих из международных документов (см. выше) и из российского уголовного законодательства, позволяет сделать вывод о том, что без указания на специальный субъект — государственное должностное лицо или иное лицо, выступающее в официальном качестве либо по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия, квалифицирующий признак, предусмотренный п. «д» ч. 2 с т. 117 УК РФ, теряет смысл и повторяет

ч. 1 ст. 117 УК РФ.

Итак, подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на следующее:

• Пытки или жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение ни в коем случае не могут быть оправданы.

• Определение пыток, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения включает все виды физической или душевной боли или страдания.

Это означает, что:

• заключенных нельзя избивать, подвергать телесным наказаниям;

• сила может применяться только тогда, когда это необходимо для принуждения заключенного к выполнению режима и только в той степени, в которой это минимально необходимо;

• телесные наказания нельзя применять за дисциплинарные поступки;

• персонал учреждения должен быть обучен ненасильственным методам обращения с непокорными заключенными;

• при выполнении своих обязанностей персонал должен действовать в рамках закона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• персонал, виновный в применении пыток или неоправданного насилия к заключенным, должен нести установленную законом ответственность;

• заключенные должны иметь возможность обращаться к независимым лицам с жалобами на плохое обращение, не опасаясь наказания или дискриминации (цензура, при подаче жалоб в определенные инстанции, запрещена);

• должностным лицам (судьям, прокуратуре, специализированным структурам по защите прав человека) должна быть предоставлена возможность посещения пенитенциарных учреждений, чтобы убедиться в отсутствии применения пыток или бесчеловечного обращения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

• Сотрудникам системы исполнения наказаний должно быть известно о международном запрещении пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания. Это запрещение должно быть предусмотрено национальным законодательством, правилами внутреннего распорядка учреждений и всеми учебными материалами для персонала.

• Использование персоналом любых средств, которые могут выполнять роль оружия, должно строго регулироваться. Обстоятельства, при которых могут использоваться эти средства, должны быть строго определены.

• Средства усмирения, такие, например, как наручники, должны храниться в центральном помещении учреждения и использоваться только с разрешения вышестоящего начальника. Их выдача и применение подлежат строгой регистрации для обеспечения возможности последующих проверок.

• Должен быть четко определен порядок обращения заключенных с жалобами в независимые органы в случае применения пыток или жестокого, бесчеловечного или унизительного обращения.

• Необходимо обеспечить возможность

регулярного посещения тюрем судьями, представителями общественных организаций, другими независимыми лицами, чтобы убедиться в отсутствии применения пыток или бесчеловечного обращения16. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Права человека и пенитенциарные учреждения: учеб. пособие по правам человека для пенитенциарных учреждений. Женева, 2000. С. 1.

2 Amnisty International Report 1999/ (London, AIP, 1999).

3 Всеобщая декларация прав человека // Права человека начинаются с прав ребенка. Иркутск, 2006. С. 28.

4 Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека начинаются с прав ребенка : Иркутск, 2006. С. 32.

5 Декларация — акт, который носит необязательный, декларативный характер.

6 Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания // Права человека начинаются с прав ребенка. Иркутск, 2006. С. 76.

7 Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 21 января 1987 года с оговорками. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 3 марта 1987 г. Вступила в силу для СССР 26 июня 1987 г.

8 Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 г. СПб., 2004. С. 157.

9 Там же. С. 155.

10 Там же. С. 156.

11 Там же. С. 156.

12 Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 г. С. 23.

13 ЕКПП редко использует такое средство воздействия, как коммюнике; за всю историю существования ЕКПП вынесено только 4 коммюнике — два против России, два против Турции.

14 Горшкова С. А. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и защита прав человека в России // Журнал российского права 2003. № 6.

15 Гилинский Я. Социология о пытках в современной России // Неволя. 2006. № 10. С. 22.

16 Права человека и пенитенциарные учреждения : учебное пособие по правам человека для пенитенциарных учреждений. Женева, 2000. С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.