C^i .là.
Эка Беселия,
докторант Школы Права Кавказского Университета, Грузия, Председатель Комитета по защите прав человека и гражданской интеграции Парламента Грузии (г. Кутаиси)
концептуальные подходы по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в грузии
Грузия является одним из членов Организации Объединенных Наций, членом Совета Европы и участником многочисленных международных договоров, положения которых предусматривают обязанности государства относительно запрещения пыток и бесчеловечного обращения и их предотвращения. В частности Грузия присоединилась к следующим международным договорам: Всеобщая декларация прав человека (1948)1; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказа-ния(1984)2; Конвенция о защите прав человека и основных свобод, также известная под неофициальным названием Европейская конвенция по правам человека (1950)3; Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (2002)4.
Развитие практики международных институтов, особенно Европейского суда по правам человека,5 деятельность Комитета ООН против пыток6, Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания помогает созданию новых, все более жестких стандартов по регулированию деятельности государства в этой сфере.
Несмотря на международное сотрудничество в Грузии продолжают фиксироваться факты пыток и бесчеловечного обращения, которые приобрели массовый характер в местах лишения свободы7 и стали одним из основных факторов поражения национального движения и президента Саакашвили на парламентских выборах 2012 года.
Проблема предотвращения пыток и бесчеловечного обращения требует системного подхода и кардинального изменения практики во многих сферах деятельности государства.
По нашему мнению необходимо создание концепции, которая будет способствовать созданию единого механизма противодействия пыткам и бесчеловечному обращению с гражданами в Грузии.
В Концепции должна быть разработана научно методологической основа, по определения содержания и направлений государственной политики, а именно:
1) определение основных проблем в сфере предупреждения пыток;
2) разработка основ для изменения законодательства и практики;
3) создание государственной ведомственной системы контроля;
4) создание системы по регулярному контро-
1 Всеобщая декларация прав человека. - Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
2 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984) Принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года http://www.un.org/ru/documents/ declconv/conventions/torture.shtml
3 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод http://ru.wikipedia.org/wiki
4 Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. CPT/Inf/C (2002) http://www.cpt.coe.int/lang/rus/rus-convention.pdf
5 http://www. echr. coe.int/ECHR/Homepage_En/
6 http://www2.ohchr. org/english/bodies/cat/
7 European Court of Human Rights. Annual Report 2009 - http://www.echr.coe.int/NR/rdonlyres/C25277F5-BCAE-4401-BC9B-F58D015E4D54/0/Annual_Report_2009_versionProv.pdf
лю мест лишения свободы со стороны независимых организаций;
Основные проблемы в сфере предупреждения пыток и бесчеловечного обращения.
К основным проблемам в сфере предупреждения пыток следует отнести:
1. Применение пыток к обвиняемым на стадии расследования
2. Использование доказательств, полученных посредством пыток
3. Плохие условия содержания и перегруженность закрытых учреждений
4. Отсутствие эффективного расследования информации о пытках
5. Применение силы в местах лишения свободы
Применение пыток на стадии предварительного расследования
Система криминальной юстиции является сферой, где риск пыток и других форм других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания остается высоким. Это отмечалось в ежегодных докладах омбудсмена Грузии, а также в докладах Государственного Департамента США, и других организаций. Комитет ООН против пыток в 2006 году выразил озабоченность сравнительно малым числом осужденных и подвергнутых дисциплинарным наказаниям работников силовых структур в свете многочисленных обвинений в пытках и бесчеловечном обращении, а также отсутствие публичной информации о таких случаях8.
По оценкам экспертов, практика применения пыток и других форм незаконного насилия достаточно распространена в органах внутренних дел, особенно в таких департаментах как (Специальный Оперативный Департамент и Департамент Конституционной Безопасности). Это, в значительной мере, предопределяется всей системой криминального судопроизводства и доказывания, которое существенно строится на признании обвиняемых в совершении преступления.
Оценка работы работников органов расследования по «показателям раскрытия преступлений» остается наиболее распространенной. Это еще больше побуждает их к использованию любых средств для получения высоких показателей, что также создает благоприятный фон для распространения бесчеловечного обращения.
Развитие такой системы привело к тому, что
органам правопорядка были предоставлены широкие полномочия задерживать и держать под своим контролем любое лицо, если это может быть полезным для эффективного расследования преступления при отсутствии четких гарантии от применения пыток. Такие широкие полномочия силовых органов остаются настолько глубоко укорененными в правоохранительную практику, что даже четкие положения закона который в подавляющем большинстве случаев требует для задержания обязательной санкции суда, к этому времени не смогли изменить существующую практику криминального судопроизводства. Лица задерживаются и содержатся под стражей без санкции суда и, часто в полной изоляции от внешнего мира как можно дольше, как правило, до истечения максимального срока, предусмотренного законом. Более того, получила распространение практика использования для цели уголовного судопроизводства так называемого «административного задержания»9.
Распространенность неоправданных задержаний, отсутствие немедленного судебного контроля, недостаточность гарантий для задержанных, долгое время пребывания под контролем силовых структур способствуют применению пыток с целью получения доказательств и позволяют избегать ответственности тем лицам, которые применяют пытки. Такое положение создает атмосферу безнаказанности и поощряет работников органов правопорядка к применению неразрешенных методов расследования, включая применение бесчеловечных методов.
Использование доказательств, полученных посредством пыток запрещены Конституцией и Уголовно-процессуальный кодексом Грузии, которые не допускают использование доказательств, полученных «с нарушением процессуального законодательства». Однако в практике криминального судопроизводства использование признаний, добровольность которых вызывает обоснованные сомнения, остается распространенным. Комитет ООН против пыток в выводах и рекомендациях от 18 мая в 2007 году отмечал, что он «обеспокоен существующей системой расследования в которой для прокуратуры главной формой доказательств служат признания, что создает условия, благоприятные для применения пыток к подозреваемым и бесчеловечного обращения с ними» (п.11)10.
8 Georgia: Police torture and other ill-treatment must be relegated to the past // Amnesty International, AI Index: EUR 56/003/2006 (Public). News Service No: 029. 2 February 2006.
9 http://justice.gov.ge/index.php?lang_id=GEO&sec_id=106&info_id=4896; Pre-trial detention in humiliating and unfair conditions: violation Ramishvili and Kokhreidze v. Georgia, no. 1704/06, no. 115; Arrest of witness in order to put pressure on his fugitive brother and lack or inadequacy of reasons for pre-trial detention: violations Giorgi Nikolaishvili v. Georgia, no. 37048/04, no. 115.
10 Выводы и рекомендации комитета ООН против пыток. Грузия CAT/C/GEO/CO/3, 25 July 2006.
Суды часто не выполняют свои обязательства и избегают использования своей власти для оказания влияния на деятельность органов правопорядка. Законодательство Грузии и судебная практика не предоставляют судьям надежных критериев и процессуальные возможности для выяснения допустимости доказательств, в частности, добровольности показаний, а также для исключения таких показаний из процесса доказывания.
Наличие и последовательное применение четких и предварительно определенных правил допустимости доказательств являются одной из составляющих, которые способствуют предотвращению пыток и бесчеловечного обращения.
Европейский суд по праву человека по делам Ялох (1а11оЬ) против Германии (решение от 11 июля в 2006 году)11 и Гьочмен ^остеп) против Турции (решение от 17 января в 2006 году)12 решил, что использование в судебном разбирательстве доказательств, которые получены насильственными методами, в частности, признаний, которые возможно, получены благодаря истязаниям, нарушает права обвиняемого на справедливое судебное разбирательство. Суды должны учитывать рекомендации Европейского суда.
Плохие условия содержания и перегруженность пенитенциарных учреждений
Несмотря на то, что за последние годы были выделены значительные материальные ресурсы для улучшения условий содержания в местах, в которых содержатся лица, лишенные свободы, ситуация на сегодня остается неудовлетворительной.
Государственная политика к настоящему времени не учитывает того факта, что плохие условия содержания лишь частично обусловлены обеспеченностью материальными ресурсами. Решение проблемы более системно и зависит также от изменений в уголовной политике и, в частности от отношения правоохранительных и судебных органов к применению разных видов наказания13. Следует отметить, что уголовно-правовая система в настоящее время злоупотребляет применением мер, связанных с лишением свободы для решения проблем уголовного судопроизводства и криминальной политики. В частности, к настоящему времени наиболее распространенной практикой остается содержание обвиняемых под стражей, что, кроме увеличения загруженности и затратности в соответствую-
щих учреждениях, наносит значительный вред как обвиняемому, так и его близким, разрушая жизнь конкретного человека, вина которого еще не доказана.
Плохие условия содержания являются также проблемой других мест лишения свободы, таких как больницы или больничные отделения, которые предназначены для принудительного содержания лиц, интернаты для несовершеннолетних, и другие учреждения.
Государственные органы до сих пор не рассматривают криминальную политику как часть социальной политики государства и не внедряют в правовую систему подходы, направленные на поддержку осужденных или реинтеграцию их в общество.
Отсутствие в законодательстве регуляций сроков предварительного содержания под стражей, ограниченность доступа обвиняемых к периодичному судебному пересмотру обоснованности процессуальных мер связанных с лишением свободы, отсутствие критериев и опыта оценки факторов которые могут повлиять на назначение наказания, попытка предотвратить любой, даже минимальному риск уклонения от правосудия, приводят к тому, что часто лица находятся с заключении без должных на то оснований. С одной стороны такой подход увеличивает финансовое бремя на государство, с другой - приводит к нарушению прав лиц, которым государство и его структуры экономически неспособны обеспечить достойные условия держание под стражей.
Условия предварительного заключения до приговора суда часто более жесткие, чем условия в исполнительных заведениях, что противоречит статусу невиновного лица. Такое положение является косвенным подтверждением того, что предварительное заключение является одним из средств в арсенале правоохранительных структур по принуждению лица к признанию своей вины.
Отсутствие механизмов по эффективному расследованию преступлений, связанных с пытками.
Прокуратура Грузии за весь период существования независимой Грузии оказалась неспособной создать систему эффективного расследования фактов о применении пыток и других форм жестокого обращения. Международные
11 Решение Европейского суда от 11 июля 2006 года http://cmiskp.echr.coe.int/tkp197/vie■w.asp?item=1&portal=hbkm&act ion=html&highlight=Jalloh&sessionid=952611&skin=hudoc-en).
12 Решение Европейского Суда Гёчмен (Gдfmen) против Турции, которое вступило в силу 17 января 2006 года (заявление № 72000/01)
13 Г. Глонти. Характеристика пенитенциарной системы Советского Союза (на грузинском). Институт Государства и Права им. Т. Церетели. Матцне 2006. Стр. 152-159; И. Кузнецов Засекреченные трагедии советской истории. - 2008. - с. 45.
организации, в частности, Комитет ООН против пыток отмечают низкую эффективность работы прокуратуры в этом направлении.
Европейский комитет по предотвращению пыток неоднократно отмечал отсутствие эффективного расследования относительно случаев, которые вызывали его обеспокоенность.
Отсутствие системы эффективного расследования заявлений относительно пыток и других форм бесчеловечного обращения также отмечались в отчетах отечественных правозащитных организаций.
Главными проблемами, которые препятствуют осуществлению эффективного расследования, являются низкий уровень функциональной независимости и конфликт интересов в прокуратуре, отсутствие общественного контроля за расследованием, неопределенность правового статуса и незащищенность лиц от пыток и жестокого обращения.
Применение насилия в местах лишения свободы
Отсутствие четкой правовой регламентации условий применения силовых методов, недостаточные навыки в использовании дозированного силового воздействия, отсутствие эффективных методик по разрешению конфликтных ситуаций несиловыми методами приводят к тому, что в ряде случаев применяется непропорциональное применение силы (насилия), имеющее тяжкие или летальные последствия.
Особенную обеспокоенность вызывает проблема обеспечения должного порядка в местах лишения свободы. Методы управления закрытых учреждений, которые сохранились со времен советской практики построения и функционирования уголовно-исполнительной, психиатрической и других систем, прежде всего, опираются на традиции по применению насилия и запугивания и игнорируют другие более гуманные способы поддержания порядка и дисциплины. Поэтому, хотя администрация имеет все возможности и обязана принимать меры по сведению необходимости применения силовых методов в пенитенциарных заведениях к минимуму, применение насилия остается самым распространенным и эффективным подходом в арсенале средств по поддержанию порядка.
Конечно, не следует преуменьшать объективные сложности, связанные с поддержанием дисциплины в закрытых учреждениях, особенно в
условиях их перегруженности и недофинансирования. Поэтому следует создать эффективную систему, в рамках которой применение силы будет исключением и любой факт применения силовых методов станет предметом дисциплинарного производства, направленного на выяснение обоснованности конкретной акции.
Amnesty International неоднократно заявляла, что в Грузии после прихода к власти Саакашви-ли была продолжена практика применения пыток к заключённым14. В октябре 2007 года организации Amnesty International, Human Rights Watch и Penal Reform International сделали заявление, что властям страны «следует принять неотложные меры, чтобы покончить с пытками и жестоким обращением в местах содержания под стражей»15.
Классическим примером применения неоправданно жестких методов стали меры по подавлению так называемого тюремного бунта, которые продемонстрировали грузинские власти 26 марта 2006 года, когда в результате беспорядков в изоляторе № 5 министерства юстиции Грузии в Тбилиси спецназ применил летальное насилие с использованием огнестрельного оружия. В результате акции погибли семь заключенных, а 13 получили ранения. По версии тогдашних властей причиной бунта стала проверка, устроенная в камерах изолятора сотрудниками Департамента по исполнению правосудия, с целью выявления и изъятия запрещенных вещей. Действия указанных сотрудников вызвали недовольство заключенных, и они оказали решительное сопротивление полиции. Для наведения порядка были вызваны дополнительные наряды полиции со спецтехникой, которые жестоко подавили сопротивление.
Указанная силовая операция, которая завершилась многочисленными жертвами так и не стала реально объектом серьезной критики со стороны международной общественности и центральных властей Грузии. Более того безнаказанность подстегнула власти к более решительным действиям и стала прелюдией многочисленных актов насилия, осуществляемых администрацией пенитенциарных учреждений против заключенных (как осужденных, так и находящихся под следствием) с целью:
1) расправы над неугодными для политического режима лицами;
2) шантажа непослушных бизнесменов;
14 Georgia: Torture and ill-treatment still a concern after the «Rose Revolution» // Amnesty International, AI Index: EUR 56/001/2006 (Public). News Service No: 017. 2 February 2006
15 Орган по борьбе с пытками критикует Грузию. Правозащитные организации призывают Тбилиси положить конец пыткам // Amnesty International, Индекс AI: EUR 56/007/2007 (Для свободного распространения). № сообщения службы новостей: 205, 25 октября 2007 г.
3) получения нужных для следствия показаний;
4) поддержания дисциплины и порядка;
5) искоренения, так называемых «воровских тюремных традиций»;
6) других целей.
Как показал анализ, массовые расправы, пытки и нечеловеческое обращения с заключенными приобрели системный характер и стали частью государственной политики по реализации, так называемой концепции «нулевой толерантности к преступности» любыми, имеющимися средствами и методами. Порочная практика привела к тому, что 18 сентября 2012 года вокруг насилия в тюрьмах в Грузии вспыхнул скандал после того как телеканалы "Маэстро" и "ТВ-9" продемонстрировали в прямом эфире видеозаписи избиений и изнасилований заключенных охранниками «глданской» тюрьмы. В результате скандала от занимаемых должностей были освобождены министр внутренних дел Бачо Ахалая, министр по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи Хатуна Калмахелидзе, были задержаны более 10 сотрудников тюрьмы, принимавших участие в насилии, а впоследствии заменен основной персонал всех исправительных учреждений Грузии. Однако несмотря на все меры, принятые властями, конфликт приобрел политическое значение и стал одним из решающих факторов поражения правительственной партии «Национальное Движение» на парламентских выборах.
Следует отметить, что смена государственной власти не означает априори быстрых изменений в тюремной системе, которая продолжает управляться методами, которые остались неизменными с времен Советского союза.
Поэтому крайне важно, для новых властей, которые пришли в октябре 2012 после парламентских выборов, не допускать ошибки и преступления совершенные предыдущей властью и четко определить на концептуальном уровне меры по превенции насилия в правоохранительной сфере.
Превенция насилия в правоохранительной сфере
Важную роль в превенции пыток и бесчеловечного обращения с заключенными должны играть органы криминальной юстиции. Для этого необходимо выполнение ряда условий:
1. Изменение принципов работы правоохранительного органа и создание на идеологическом уровне атмосферы нетерпимости к применению пыток. Такой подход в первую очередь должен быть декларирован на уровне высшей государ-
ственной власти как основная часть новой уголовной политики и подкреплен конкретными законодательными актами и административными подходами.
Оценка деятельности органов правопорядка должна осуществляться в соответствии с реалистичными критериями. Следует прекратить практику ведомственного тиражирования нереалистичных показателей раскрытия преступлений.
Для этого оправдательные приговоры, прекращение уголовного преследования для определенной категории дел не должны восприниматься у политического руководства как показатель неэффективности работы системы криминальной юстиции, поскольку они являются обычным результатом работы такой системы (В Грузии зафиксировано 001% только оправдательных приговоров по уголовным делам, когда в Европе этот показатель 25-30% в США 17-25%)16. Работа прокуроров, сотрудников правоохранительных органов должна оцениваться в комплексе, а не на основе роста количества раскрытых преступлений или осужденных людей.
2. Новые подходы в подборе и оценке кадров в правоохранительных органах
При подборе кандидатов для работы в правоохранительных органах необходимо в приоритетном порядке осуществлять обязательное тестирование с целью определения психологических показателей по устойчивости от насильственных действий в условиях стресса или нестандартных ситуациях. Методика тестирования должна быть тщательно разработана, соответствовать международным стандартам, а тестирование проводиться квалифицированными специалистами.
Система поощрений и продвижение сотрудников по службе должна прямо зависеть от того насколько, четко они выполняют внутренний распорядок и инструкции по гуманному обращению с подозреваемыми, обвиняемыми или осужденными.
Должна также быть пересмотрена система оценки эффективности работы работников органов правопорядка, которая в настоящее время основана на формальных количественных показателях возбужденных уголовных дел или осужденных преступников. В условиях современного Грузинского законодательства, когда большинство уголовных дел заканчиваются процессуальными соглашениями и значительными денежными штрафами, правоохранительная система в априори заинтересована в увеличении числа осужденных на максимальные сроки, т.к. это увеличивает бюджетные поступления и кос-
16 http://www.ksrf.ru/press/smi/msg.asp?id=262&pg=3
венно, премии и поощрения для конкретных исполнителей. Но такой подход хоть и увеличивает бюджетные поступления не обеспечивает реализацию основных задач правоохранительной системы свойственных для демократических государств, направленных на превенцию преступлений и декриминализацию норм уголовного законодательства. Поэтому критериями эффективности работы сотрудников или конкретного подразделения должны быть реально осуществленные программы по превенции и пресечению конкретных правонарушений или преступлений, повышение эффективности взаимодействия с населением и реабилитационная работа с определенными категориями правонарушителей.
3. Гарантии по обеспечению прав задержанных
Необходимо укрепление правовых гарантий граждан против произвольного задержания. Задержание лица должно проводиться лишь на основании судебного решения, принятого на основании наличия доказательств, как того требует законодательство Грузии. Случаи, когда происходит задержание гражданина без судебного решения, должны быть четко определены в законодательстве и не выходить за пределы полномочий государства, очерченных Конституционными принципами.
В законодательстве должны быть сформулированы четкие санкции за нарушение права человека на свободу. В случае незаконного задержания лицу без промедления должна быть выплачена компенсация.
Необходимо разработать и ввести меры, которые исключают любое лишение свободы без соответствующей процедуры.
Любое лицо, лишенное свободы, должно быть немедленно доставлено к судье, который обязан проверить законность и обоснованность ограничения свободы.
Лицу, которое было лишено свободы, должны предоставляться особые гарантии для обращения к адвокату и при необходимости к врачу. Право на адвоката должно быть освобождено от любых лишних формальностей, которые не связаны с процедурами обеспечения безопасности. В любом случае право на услуги адвоката не должно носить разрешительного характера от какого-либо государственного органа, и должно реализовываться в кратчайшие сроки. Также следует учитывать, что подавляющее большинство лиц, лишенных свободы, не имеет достаточных средств для оплаты услуг адвоката. Поэтому для обеспечения справедливого правосудия должна функционировать упрощенная система бесплатной правовой помощи для данной категории лиц.
4. Создание атмосферы нетерпимости к применению пыток
В органах правопорядка должна быть создана атмосфера нетерпимости к применению пыток. В полномочия руководителей подразделений должны быть четко включены определенные обязанности относительно обеспечения безопасности лиц, которые находятся под контролем подчиненных такого руководителя. В ходе расследования заявления о пытках или других формах бесчеловечного обращения представитель органа расследования обязан тщательным образом выявлять обстоятельства, которые могут свидетельствовать о прямых или косвенных указаниях со стороны руководителя лица, который подозревается в пытках, или о других формах пособничества, включая молчаливое согласие на применение подобных методов, и привлекать соответствующих чиновников к уголовной ответственности за соучастие в преступлении.
Судам следует занимать более принципиальную позицию относительно оценки способов сбора доказательств, помня о своей исключительно важной роли в обществе и непосредственную ответственность за конечный результат рассмотрения дела. Суды должны активно использовать практику международных институтов, в частности Европейского суда по правам человека, для создания системы доказательного права, которая исключит возможность широкого использование доказательств, полученных путем применения пыток и бесчеловечного обращения. Принципиальная позиция судов имеет определяющее значение для формирования культуры нетерпимости к таким формам поведения в других органах государственной власти.
5. Изменения в принципах работы судебной системы
Работа судебных органов в сфере борьбы с преступностью должна быть построена на новых принципах, которые по нашему мнению включают:
5.1. Усиление влияния судебной власти в обеспечении прав и свобод лиц, в частности, права на защиту от пыток и жестокого обращения. Для усиления влияния судов на государственную политику в отрасли прав человека должны быть обеспечены: доступность суда, гарантии справедливой судебной процедуры и последовательности судебных решений в соответствии с международными стандартами
5.2. Создание правил так называемой допустимости доказательств.
В границах реализации этой концепции следует разработать положения доказательного права, которые исключали бы возможность использова-
ния признаний, полученных в результате применения пыток и других форм бесчеловечного обращения. Такие правила должны предоставлять судье широкие полномочия для расследования обстоятельств получения таких признаний.
Кроме того, государственные должностные лица, в том числе прокуроры, не должны использовать доказательства, если существует обоснованное предположение о возможности получения их в результате применения пыток или бесчеловечного обращения. В этих случаях должностные лица должны неукоснительно привлекать виновных в пытках к ответственности. Использование государственным должностным лицом доказательств полученных путем пыток должно рассматриваться как нарушение стандартов профессионального поведения и подлежать рассмотрению в дисциплинарном производстве.
5.3. Расширение полномочий судов по контролю за действиями правоохранительных органов.
Судам должны быть предоставлены полномочия требовать допроса любого лица, которое содержится в месте лишение свободы, для решения вопроса относительно законности его заключения и совершения необходимых действий для предотвращения пыток или других форм давления. Недопустимо, когда полномочия суда в рассмотрении таких вопросов остаются на усмотрение исполнительной власти.
Необходимо усилить ответственность за невыполнение или неподобающее выполнение решений суда, особенно относительно злоупотреблений, совершенных должностными лицами.
6. Реформы в местах лишения свободы
Среди причин преступности в местах лишения свободы особое место занимают те, которые связаны с правонарушениями и упущениями в деятельности администрации пенитенциарных учреждений. Указанные недостатки имеют не только прямое криминологическое значение, но и существенно затрудняют процесс исправления осужденных. Недочеты в этом процессе, в свою очередь, могут стать причиной дальнейших насильственных действий. Как правило, администрация пенитенциарных учреждений не понимает или недооценивает опасности факторов, связанных с унижением личного достоинства заключенных, которые в современных условиях воспринимаются крайне болезненно. Особенно остро осужденные реагируют на искусственные препятствия в получении материальных благ, в первую очередь продуктов питания, а также запреты общения с родными и близкими или другими лишенными свободы и т.д.;
Все имеющие опасные последствия упущения или правонарушения можно сгруппировать следующим образом:
1) применение представителями администрации насилия к осужденным - от словесных оскорблений до побоев, которые могут вызвать ответную агрессию не только в отношении должностных лиц, но и в качестве психологической компенсации в отношении других преступников;
2) стремление добиться соблюдения дисциплины путем физических расправ, над неформальными лидерами и их окружением (например, над ворами в законе или другими авторитетами);
3) несправедливое разрешение возникающих в среде преступников конфликтов, причем наиболее опасны и аморальны случаи, когда предпочтение отдается явно более сильному или заведомо неправому;
4) отказ администрации от вмешательства в конфликты преступников, делание вида, как будто их нет;
5) неумение, а иногда нежелание администрации защитить лиц подвергаемых гонениям, что, помимо всего прочего, создает в учреждении общую атмосферу беззакония и уверенность заключенных в том, что они полностью во власти произвола;
6) сокрытие администрацией фактов насильственных преступлений от учета, нежелание реагировать на них, что формирует цепную реакцию агрессии и жестокости;
7) неудовлетворительная организация охраны и надзора за осужденными, слабый контроль, в том числе оперативный, за их поведением17.
Для превенции указанных условий необходимы:
Пересмотр нормативных регуляций в пенитенциарных учреждениях
Следует изменить нормативную основу функционирования мест лишения свободы. Вместе с достаточным финансированием пенитенциарных учреждений и системы в целом, следует также пересмотреть сами принципы государственной политики с целью снизить количество лиц приговоренных к лишению свободы. Для этого следует пересмотреть основания для лишения свободы, создать разветвленную систему институтов, альтернативных лишению свободы
Общественный контроль за тюремной системой
В тюремной системе должна быть внедрена практика по регулярным посещениям независимыми экспертами конкретных исправительных учреждений. Участие общественности в
17 Н.В. Скретнева Насилие и уголовно-исполнительная система. Вопросы уголовного права и криминологии. 2004
контроле за местами лишения свободы является не только необходимостью для реализации государственной политики, но и одним из международных обязательств Грузии предусмотренное Факультативным протоколом к Конвенции ООН против пыток. Этот Протокол был ратифицирован Грузией 21 июля в 2006 году. Однако к настоящему времени правительство Грузии не приняло документов, которые можно рассматривать как систему национальных превентивных механизмов, рекомендованных статьей 17 этого Протокола.
Для того чтобы система регулярных посещений была эффективной, она должна пользоваться у гражданского общества, государственных и международных органов доверием и структурирована в общественный совет или комиссию. Важно чтобы сам процесс формирования такого Совета (Комиссии) был прозрачным и открытым для участия как можно большего количества заинтересованных сторон. Для обсуждения построения и принципов работы такой системы должны быть привлечены представители государственных органов, которые имеют отношение к организации деятельности мест лишения свободы, парламентский комитет по правам человека, омбудсмен, национальные неправительственные организации и научные работники.
Создаваемый Совет (Комиссия) должна стать частью непрерывного процесса анализа всех аспектов функционирования пенитенциарных учреждений с точки зрения соблюдения прав заключенных, особенно по недопущению пыток и бесчеловечного обращения. В указанный Совет должны привлекаться независимые эксперты разных специальностей и опыта, которые будут иметь возможность получать информацию непосредственно на месте путем путем анализа объективной ситуации в учреждении, изучения конкретных документов, приватных бесед заключенными и работниками администрации.
Поддержание дисциплины
Поддержка дисциплины и порядка в местах лишения свободы должна осуществляться посредством несиловых методов и гибкой системы поощрений и наказаний. Силовые методы могут применяться лишь в случае, когда использование других мер невозможно или не принесло результата.
Любой факт использования силы со стороны персонала пенитенциарного учреждения должен подлежать обязательной проверке с точки зрения законности и оправданности ее использования.
Международная практика свидетельствует, что представители администрации, которые отвечают за места лишения свободы, не должны
иметь собственных (ведомственных) силовых подразделений. Любое использование специальных подразделений, должно осуществляться лишь в исключительных случаях и осуществляться с письменного разрешения Министра по наказаниям и высшего руководства специального подразделения по согласованию с прокурором.
После использования сил специального подразделения в конкретном учреждении должна быть немедленно осуществлена ведомственная и независимая проверка (например, со стороны специализированного НПО), что соответствует требованиям Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток.
7. Деятельность и координация работы государственных органов по выполнению рекомендаций международных организаций
Выполнение рекомендаций международных институтов ООН, Совета Европы, и других должны стать постоянным приоритетом в деятельности соответствующих государственных структур. С этой целью следует создать координационный центр, который будет отвечать за последовательную политику в этой сфере и разработку соответствующих рекомендаций по поддержанию связей с соответствующими государственными органами, неправительственными организациями и парламентом.
В его функции также войдет обеспечение своевременного информирования соответствующих государственных органов о рекомендациях, замечаниях и другие выводах международных институтов, их участие в разработке методов решения соответствующих проблем и контроль за выполнением.
8. Создание эффективного механизма расследования фактов пыток и других форм насилия в правоохранительной системе
Предотвращение пыток и других форм жестокого обращения невозможно, если должностные лица, которые должны отвечать за подобные злоупотребления, избегают ответственности за свои действия. Необходимо, чтобы государство быстро и эффективно реагировало на такие преступления.
Для того, чтобы расследование дел о возможном бесчеловечном обращении было эффективным, важно, чтобы лица, которые отвечают за проведение такого расследования, были независимыми от тех, кто, возможно, является причастным к пыткам. В Грузии единственным органом, который может возбудить уголовное дело и провести расследование применения пыток со стороны государственных должностных лиц, является прокуратура. Однако для того, чтобы де-
ятельность этого органа могла считаться эффективной, необходимо осуществить реформу в самой прокуратуре, чтобы ликвидировать очевидный конфликт интересов, когда конкретная структура в одних случаях осуществляет расследование по заявлениям о пытках, а в других поддерживает обвинение, которое опирается на доказательства, полученные благодаря пыткам и насилию. Данный конфликт интересов, связанный с функциями прокуратуры отмечается и международными организациями.
Расследование фактов пыток должно быть полным и всесторонним. Такое расследование может осуществляться лишь в рамках конкретного уголовного дела. Поэтому необходимо пересмотреть практику отказов в возбуждении уголовного дела по заявлению о пытках. Основанием для начала расследования должны быть любые сообщения, которые дают основания подозревать, что имели место пытки или бесчеловечное обращение. При этом должны быть устранены любые препятствия для осуществления эффективного расследования. Лицам, которые являются возможными пострадавшими от пыток, должен быть немедленно предоставлен соответствующий статус с целью реализации ими необходимых процессуальных возможностей. Кроме того, должностные лица, которые осуществляют расследование, должны обеспечить, защиту потерпевшего лица от возможных репрессий. Для этого необходимо пересмотреть законодательство по защите свидетелей.
По нашему мнению, реализации указанных в статье рекомендаций поможет существенно снизить уровень насилия в правоохранительной системе и в местах лишения свободы.
Осы мацала Грузиядагы азаптаулардыц жэне басца да цатыгез, адамгершткке жатпайтын немесе ар-намысты цорлайтын ¡с-эрекеттер мен жазалау тYрлерiнiц алдын алудыц взект1 про-блемасына арналган. Осы салага цатысты мынадай проблемалар царастырылган: тергеу саты-сында азаптауларды цолдану; азаптаулар арцылы алынган дэлелдемелерд1 пайдалану; жабыц меке-мелерде устаудыц нашар шарт-жагдайлары мен шамадан тыс толып кету1; азаптаулар туралы ацпаратты тшмдг тергеу тетжтерШц жоцтыгы; бас бостандыгынан айыру орындарында куш цолдану.
Мацалада цуцыц цоргау саласында куш кврсетуд1 превенциялау бойынша шаралар усынылган. Олар куш цурылымдарыныц жумыс ¡стеудег1 цагидаттарын взгертуд1 жэне азаптауларды цолдануга идеологиялыц децгейде тезбейттдей атмосфера жасауды; цуцыц цоргау органда-рында кадрларды ¡ржтеу мен багалаудагы жаца квзцарастарды; усталгандардыц цуцыцтарын цамтамасыз ету бойынша кетлджтерд1; азаптауларды цолдануга тезбейтт жагдай жасауды; сот жуйесШц цызмет1 цагидаттарындагы взгер1стерд1; бас бостандыгынан айыру орындарындагы реформаларды; мемлекеттж органдардыц халыцаралыц ужымдардыц усынымдарын орындау жвтндег1 жумысын Yйлестiрудi цамтиды.
ТYйiн свздер: азаптаулардыц алдын алу, цуцыц цоргау саласы, бас бостандыгынан айыру орындарындагы реформалар.
Указанная статья посвящена актуальной проблеме по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в Грузии. В частности, в статье рассмотрены проблемы в указанной сфере, к которым автор относит: применение пыток к обвиняемым на стадии расследования; использование доказательств, полученных посредством пыток; плохие условия содержания и перегруженность закрытых учреждений; отсутствие механизмов эффективного расследования информации о пытках; применение силы в местах лишения свободы. В статье предложены меры по превенции насилия в правоохранительной сфере, к которым относятся: изменение принципов работы силовых структур и создание на идеологическом уровне атмосферы нетерпимости к применению пыток; новые подходы в подборе и оценке кадров в правоохранительных органах; гарантии по обеспечению прав задержанных; создание атмосферы нетерпимости к применению пыток; изменения в принципах работы судебной системы; реформы в местах лишения свободы; координация работы государственных органов по выполнению рекомендаций международных организаций.
Ключевые слова: предотвращение пыток, правоохранительная сфера, реформы в местах лишения свободы.
The article is devoted to the problem of the prevention of torture and other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment in Georgia. In particular, the article discusses the problems in this area, to which the author includes: the torture of the accused during the investigation, the use of evidence obtained through torture, poor prison conditions and overcrowding of closed institutions, the lack of an effective investigation into the mechanisms of information about torture, the use of force in prisons. The paper proposes measures on prevention of violence in law enforcement, which includes: changes in the principles of the law enforcement agencies and the creation of an ideological level atmosphere of intolerance towards the use of torture, and new approaches to the selection and evaluation of personnel in law enforcement, guarantees of the rights of detainees, to create an atmosphere of intolerance, acts of torture, changes in the judicial system principles of work, reform in prisons, coordinating the work of state agencies in implementation of the recommendations of international organizations.
Keywords: prevention of tortures, law-enforcement sphere, reforms in imprisonment places.
Эка Беселия,
Кавказ университет К^ьщ мектебшщ докторанты, Грузия Парламент Адам к¥^ыгын ^оргау жэне азаматтьщ бiрiгу бойынша комитетшщ терагасы (Кутаиси
ГрузиядаFы азаптауды жэне баска да катал, адамгершшжке жат немесе ар-намысты корлайтын k-эрекеттер мен жазалау тYрлершщ алдын алудыц т^жырымдамалык тэriлдерi
Эка Беселия,
докторант Школы Права Кавказского Университета, Грузия,
Председатель Комитета по защите прав человека и гражданской интеграции Парламента Грузии (г. Кутаиси)
Концептуальные подходы по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в Грузии
Eka Beseliya,
PhD student, School of Law, Caucasus University, Georgia,
Chairman of the Committee for the Protection of Human Rights and Civil Integration of the Parliament of Georgia (Kutaisi)
Conceptual Approaches to the Prevention of Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment in Georgia