УДК 341.231.14
ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА СЕРЕДА,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса (Частное образовательное учреждение высшего образования
«Юридический институт»), e-mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО КОМИТЕТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК И БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО ИЛИ УНИЖАЮЩЕГО ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ
Реферат: в статье анализируются особенности работы Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания в свете имеющейся системы международных стандартов обращения с заключенными; приводятся реальные проблемы, существующие в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: международные стандарты, заключенные, осужденные, места содержания под стражей, пытки.
Международные стандарты обращения с заключенными в практике работы Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включают в себя на наш взгляд, позиции всех международных документов, устанавливающих основные нормы и правила, которым должны следовать государства, присоединившиеся к таким международным документам, в отношении лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. К этим документам относятся документы Организации Объединенных Наций и Совета Европы. Это, конечно, в первую очередь Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., а также Европейские пенитенциарные правила.
В указанных документах подробно регламентируются основные права заключенных, условия, в которых должно исполняться наказание в виде лишения свободы и должны содержаться подозреваемые и обвиняемые.
Речь идет о подробном определении в этих документах основных принципов содержания заключенных, к которым относятся следующие: необходимость распределения их по категориям; установление критериев, которым должны соответствовать помещения для содержания заключенных; необходимость обеспечения заключенных одеждой, спальными принадлежностями, питанием, медицинским обслуживанием; контакты с внешним миром; дос© Середа Е. В., 2016
туп к информации и образованию; возможность трудиться; условия для отдыха и отправления религиозных обрядов и т. д. Однако все эти прописанные в международных документах права заключенных не будут реализованы без соблюдения одного, наиболее важного и основополагающего права, права на достойное обращение с ними и отсутствие применения какого-либо насилия по отношению к ним, будь то психологическое или физическое. Запрет применения такого насилия установлен в Конвенции Организации Объединенных Наций против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также в Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Россия присоединилась к ним и ратифицировала оба эти документа, тем самым взяв на себя обязанность следовать всем положениям, закрепленным в этих документах.
Присоединившись к Конвенции ООН, Россия не спешит с ратификацией Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2002 г. и вступившего в силу 22 июня 2006 г. Присоединение к этому протоколу налагает дополнительные обязательства по созданию независимого государственного контролирующего органа за местами принудительного содержания.
Факультативный протокол был разработан для того, чтобы обеспечить государства практическим
инструментом, который поможет им выполнять свои обязательства, предусмотренные обычными международными правами и самой Конвенцией. С этой целью он вводит систему регулярных посещений мест содержания под стражей со стороны независимых национальных и международных экспертов для того, чтобы послужить основой для практического и конструктивного диалога между осуществляющими посещения экспертами и властями на институциональном и национальном уровнях.
Необходимость принятия протокола основывалась на опыте, который показывает, что пытки и жестокое обращение, как правило, происходят в изолированных местах содержания под стражей. Те, кто практикует пытки, чаще всего уверены в том, что они находятся вне досягаемости с точки зрения эффективного контроля и подотчетности. Поскольку пытки абсолютно запрещены во всех правовых системах и моральными кодексами поведения должностных лиц во всем мире, они могут применяться в качестве части системы только тогда, когда коллеги или руководители лиц, применяющих пытки, предписывают, допускают или, по меньшей мере, закрывают глаза на такую практику и когда пыточные камеры фактически закрыты от внешнего мира. Жертв пыток запугивают до такой степени, что они не осмеливаются рассказать о том, что они перенесли.
Если жертвы пыток жалуются на применение к ним пыток, то они сталкиваются с огромными трудностями в доказывании того, что с ними произошло в условиях изоляции. Практика показывает, что подозреваемым или осужденным, то есть преступникам, людям вне закона, редко удается доказать, что они подвергались пыткам. Не присоединившись к Факультативному протоколу и не создав независимого контрольного органа, Россия пошла по пути создания общественного органа по контролю за местами содержания под стражей и превращения всей системы, в которой действуют должностные лица органов полиции, службы безопасности и пенитенциарных учреждений, в более транспарентную систему с точки зрения внешнего контроля.
Проблема применения пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания остается чрезвычайно актуальной в России. Выделяются несколько категорий бесчеловечного отношения, которые можно расценить как пытки. Отсутствие эффективного расследования по жалобам на пытки и жестокое и унижающее обращение составляет одну из серьезных проблем в борьбе с этими грубыми нарушениями прав человека в России.
Нередки случаи, когда сотрудники правоохранительных органов применяют чрезмерное психи-
ческое, а также физическое воздействие даже в отношении несовершеннолетних, женщин и пожилых людей, то есть тех, кто в силу естественных причин не в состоянии оказывать серьезное сопротивление или представлять угрозу жизни или здоровью сотрудников правоохранительных органов. В связи с этим общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания становится чрезвычайно актуальным. Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах лишения свободы» вступил в силу 1 сентября 2008 г. и применяется успешно. Общественные наблюдательные комиссии действуют в 81 субъекте Российской Федерации. Вопрос создания такого независимого контролирующего органа со стороны общества обсуждался в России давно. Первый проект закона об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и осуществления содействия пенитенциарным учреждениям был разработан еще в середине 90-х годов. В то время в России исправительные учреждения находились в системе МВД РФ.
Лишь по прошествии более чем десяти лет такой закон был принят. Федеральный закон устанавливает правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе.
Под такой общественный контроль подпадают лица, подвергнутые административному задержанию и аресту, военнослужащие, отбывающие дисциплинарный арест, лица, задержанные по подозрению в совершении преступления или обвиненные в совершении преступления, к которым применены меры пресечения в виде заключения под стражу, осужденные к лишению свободы, несовершеннолетние, находящиеся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, а также в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образования.
Работа общественных наблюдательных комиссий, на наш взгляд, имеет много общего с работой Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП), основанного в соответствии с одноименной Конвенцией Совета Европы, принятой в 1987 г., которую Россия ратифицировала 30 марта 1998 г. В этом же году, осенью (16-30 ноября), состоялся первый визит деле-
гации ЕКПП в Россию, и затем каждый год, один раз, как минимум, Российскую Федерацию посещали члены Комитета.
За прошедшие годы члены ЕКПП побывали во многих регионах России. Они изучали ситуацию с применением пыток и бесчеловечным или унижающим достоинство обращением в пенитенциарных и других учреждениях на Северном Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Калининграде, Москве и Московской области, на Урале, в Поволжье и других регионах.
Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, по сути, является несудебным механизмом защиты прав человека, причем наименее защищенной категории граждан, тех, которые имеют меньше возможностей по защите своих прав и свобод, так как находятся в закрытых учреждениях: тюрьмах, полицейских участках, исправительных центрах для несовершеннолетних, гауптвахтах, центрах временного содержания, психиатрических лечебницах, домах для престарелых и т. д.
Основной формой работы Комитета является посещение указанных учреждений и выявление случаев нарушений прав лиц, содержащихся в них, со стороны сотрудников.
Рекомендации, которые давал и дает Комитет Правительству Российской Федерации в отношении улучшения ситуации в местах принудительного содержания, во многом способствуют переосмыслению положения в закрытых учреждениях, и в первую очередь в пенитенциарных учреждениях.
Члены Комитета вправе посетить любые интересующие его заведения. При этом принимающая сторона должна предоставить для выполнения его задач неограниченный доступ в эти учреждения, в том числе право передвижения внутри таких мест, а также полную информацию об интересующих Комитет учреждениях.
Во время изучения ситуации по применению пыток либо насилия в отношении лиц, содержащихся в учреждениях закрытого типа, члены Комитета имеют право осматривать все, без исключения, помещения таких учреждений, беседовать наедине с осужденными, задержанными и иными лицами, вступать в контакт со всеми, кто может дать им интересующую информацию.
При посещении той или иной страны и изучении положения задержанных полицией лиц Комитет придает первостепенное значение следующим правам: право информировать о факте своего задержания третью сторону, будь то семья, друг или консульство (иностранные граждане), право обратиться к адвокату, право требовать доступ к медицинской помощи.
Кроме того, задержанные полицией должны быть незамедлительно оповещены обо всех своих правах, и в первую очередь о названных. Имея право знакомиться со всеми документами и возможность беседовать с задержанными наедине, члены Комитета выясняют истинную картину, характеризующую ситуацию с реализацией названных прав задержанных.
Возможность для лиц, задержанных полицией, обратиться к адвокату является важной гарантией неприменения к ним насилия со стороны полиции. Немедленное получение при необходимости медицинской помощи также чрезвычайно важно. Речь идет о тех случаях, когда сложившаяся ситуация угрожает жизни, здоровью содержащихся в закрытых учреждениях лиц.
Важное значение имеет и наличие независимого механизма рассмотрения жалоб лиц, находящихся в полиции. Необходимо изучать реализацию права задержанного непосредственно предстать перед судьей в момент избрания меры пресечения в виде заключения по стражу. Кроме изучения фактического дела, судья в этот момент сможет получить жалобу от задержанного, а также оценить его внешний облик, что позволит составить мнение о применении или нет пыток в отношении задержанного.
Члены Комитета должны также быть внимательными при осмотре камер, в которых содержатся задержанные. Понятно, что камеры для временного содержания не могут соответствовать параметрам пенитенциарных учреждений, однако они должны иметь достаточную площадь, освещение, вентиляцию. Кроме того, задержанные хотя бы раз в сутки должны иметь горячую пищу. Все эти условия необходимо соблюдать, для того чтобы содержание задержанных не могло быть расценено как применение пыток.
Необходимо внимательно осматривать все помещения, которые находятся в здании, так как из их осмотра можно сделать выводы о том, каким образом проходят допросы: с применением насилия или нет. Об этом могут говорить различные предметы, обнаруженные в комнатах, в которых проходили допросы. При посещении полицейских участков в разных странах члены Комитета сталкивались с наличием в таких комнатах бейсбольных бит, черенков от лопат и других предметов, указывающих на то, что они находили определенное применение. В этом аспекте важное значение имеют видеозаписи допросов полиции. Их наличие может быть определенной гарантией соблюдения прав задержанных и отсутствия случаев применения насилия в отношении их.
Наряду с изучением ситуации с правами человека во время задержания ЕКПП уделяет большое внимание
пенитенциарным учреждениям: тюрьмам, исправительным колониям, а также учреждениям, в которых содержатся подозреваемые и обвиняемые. Что касается последней категории заключенных, то для них наиболее важным условием соблюдения их прав является проведение допросов без применения насилия.
В отношении пенитенциарных учреждений, в которых заключенные отбывают уже назначенный срок наказания в виде лишения свободы, то в первую очередь их права нарушаются в переполненных учреждениях.
Когда тюрьма переполнена, заключенные содержатся в тесных и негигиеничных помещениях. Пребывание в ней характеризуется постоянным отсутствием возможности уединиться, сокращением числа мероприятий, связанных с пребыванием вне камеры, возрастающей напряженностью и проявлениями насилия в отношениях между заключенными, а также между ними и персоналом. В этом случае создается благоприятная почва для бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, что является прямым нарушением Конвенции. К такому нарушению можно также отнести и отсутствие доступа к работе, образованию, занятиям спортом, а также возможности иметь время для отдыха. В этом же аспекте можно рассматривать и ограничение доступа к естественному свету и свежему воздуху, часто в тюрьмах встречаются приспособления, затрудняющие их доступ в камеры, в которых находятся заключенные. Речь идет о рольставнях, различных перекладинах и т. д., которые затрудняют попадание света и воздуха в камеры. В некоторых случаях установление таких приспособлений оправдано соображениями безопасности, однако каждый такой случай должен рассматриваться индивидуально с целью обеспечения прав заключенных.
Особо следует сказать о пребывании на открытом воздухе. Реализация требования о том, что лицам, лишенным свободы, разрешается каждый день, по крайней мере, один час заниматься физическими упражнениями на свежем воздухе, является одним из показателей гарантии их прав. Обязанность администрации в этом случае состоит в необходимости обеспечить соответствующие условия организации таких занятий.
Одним из компонентов бесчеловечных условий можно также рассматривать и отсутствие соответствующих гигиенических условий. Речь идет о доступе к душевой и ванной комнате. Желательно, чтобы в камере имелся водопровод.
Унизить достоинство заключенных можно также отказав им в контактах с внешним миром. Лицу находящемуся в пенитенциарном учреждении, необходимо предоставить возможность сохранить отношения со своими семьями и друзьями. Ограничения на такой контакт могут быть оправданы
соображениями безопасности и лишь в необходимых случаях. Речь идет в первую очередь о создании соответствующих условий для свиданий с родственниками, а также организации иных видов связи с внешним миром. К ним можно отнести телефонные разговоры, письма и возможность обмениваться электронными сообщениями.
Большое значение для заключенных имеет возможность подачи жалоб в независимые органы. Они должны иметь право подавать жалобы как внутри пенитенциарной системы, так и вне ее. В связи с этим важную роль могут играть и посещения учреждений независимыми органами, например Уполномоченным по правам человека или членами общественных наблюдательных комиссий.
Особого внимания заслуживает также обеспечение прав заключенных, приговоренных к длительным или пожизненному срокам. Необходимо создавать для этой категории заключенных достойные условия отбывания наказания, так как чрезмерно строгие условия можно порой расценить как бесчеловечные.
Охрана здоровья заключенных является одним из приоритетных направлений обеспечения их прав. Недостаточный уровень медицинского обслуживания может привести к ситуации, подпадающей под понятие «бесчеловечное и унижающее достоинство обращение», не случайно поэтому в состав Комитета чаще всего избирают юристов и врачей. Оценить реальное применение пыток либо иных бесчеловечных видов обращения и наказания невозможно без наличия врачебных навыков, с одной стороны, и знания законодательства - с другой. Кроме того, в состав Комитета могут входить психиатры, судебные медики, социологи, бывшие сотрудники пенитенциарных учреждений, адвокаты, педагоги, социальные работники, то есть люди, которые могут определить, применялись ли к лицам, содержащимся в учреждениях закрытого типа, пытки либо бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание. Комиссии для выезда в государства с визитами для изучения обстановки в закрытых учреждениях обычно составляются таким образом, чтобы в них в равной степени присутствовали специалисты в разных областях. Это позволяет получить наиболее объективную картину, которая сложилась в учреждениях этой страны.
Коснувшись лишь обеспечения прав задержанных и заключенных, следует обратить внимание на то, что положения Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания относятся ко всем лицам, содержащимся в закрытых учреждениях, а значит, и к перемещенным лицам, и к тем, кто содержится в психиатрических заведениях, домах престарелых и инвалидов, исправительных центрах для несовершеннолетних, гауптвахтах и т. д.
ELENA VASILYEVNA SEREDA,
dsc in law, professor, professor, criminal law and process department (Private educational institution of the higher education «Legal institute»),
e-mail: [email protected]
THE INTERNATIONAL STANDARDS OF THE TREATMENT OF PRISONERS IN THE PRACTICE OF THE EUROPEAN COMMITTEE ON THE PREVENTION OF TORTURES AND BRUTAL OR DEGRADING TREATMENT OR PUNISHMENT
Abstract: the author considers her own experience of the work of the European committee on the prevention of tortures and brutal or degrading treatment or punishment in the light of the available system of the international standards of the treatment of prisoners are analyzed. At the same time the real problems existing in the considered sphere are given.
Key words: international standards, prisoners, convicts, places of detention, torture.
© Sereda E. V., 2016