Научная статья на тему 'Правовое регулирование запрещения и предотвращения пыток: Международный и национальный аспекты'

Правовое регулирование запрещения и предотвращения пыток: Международный и национальный аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2468
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
TORTURE / CRUEL / INHUMAN OR DEGRADING KINDS OF TREATMENT AND PUNISHMENT / PROTECTION OF FUNDAMENTAL RIGHTS AND HUMAN FREEDOM / ПЫТКА / ЖЕСТОКИЕ / БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЕ ИЛИ УНИЖАЮЩИЕ ДОСТОИНСТВО ВИДЫ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ / ЗАЩИТА ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ханахмедова Людмила Викторовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой предупреждения и недопущения пыток, приведен российский опыт применения и борьбы с пытками, проанализированы внутригосударственные и международные правовые документы в данной сфере. Отмечается, что отказ и невозможность применения пыток, закрепленные в международных и внутригосударственных нормативных актах, должны рассматриваться в качестве императивной нормы международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE PROHIBITION AND PREVENTION OF TORTURE: THE INTERNATIONAL AND NATIONAL ASPECTS

The article deals with issues related to the problem of prevention and exclusion of torture. The article gives Russia’s experience of and the fight against torture, analyzes the domestic and international legal instruments in this field. It is noted that the refusal and inability of torture assigned in international and national regulations, should be regarded as an imperative norm of international law.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование запрещения и предотвращения пыток: Международный и национальный аспекты»

УДК 341.231.14 ББК 67.412

© 2016 г. Л. В. Ханахмедова,

доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала

Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя кандидат юридических наук.

Тел.: 8 (905) 691-53-89.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПЫТОК: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой предупреждения и недопущения пыток, приведен российский опыт применения и борьбы с пытками, проанализированы внутригосударственные и международные правовые документы в данной сфере.

Отмечается, что отказ и невозможность применения пыток, закрепленные в международных и внутригосударственных нормативных актах, должны рассматриваться в качестве императивной нормы международного права.

Ключевые слова: пытка, жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, защита основных прав и свобод человека.

L. V. KHanakhmedova - assistant professor of government and civil-legal disciplines of the Ryazan branch of the

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, to them. V. Y. Kikot PhD in law.

LEGAL REGULATION OFTHE PROHIBITION AND PREVENTION OFTORTURE: THE INTERNATIONAL

AND NATIONALASPECTS

The article deals with issues related to the problem ofprevention and exclusion of torture. The article gives Russia's experience of and the fight against torture, analyzes the domestic and international legal instruments in this field.

It is noted that the refusal and inability of torture assigned in international and national regulations, should be regarded as an imperative norm of international law.

Key words: torture, cruel, inhuman or degrading kinds of treatment and punishment, protection offundamental rights and human freedom.

Научная проблема предупреждения и недопущения пыток представляет собой комплекс вопросов как теоретического, так и прикладного характера. Многие из них составили предмет специальных исследований, осуществляемых, прежде всего, юристами в сфере международного права. Выбор темы обусловлен тем, что пытки являются одним из глобальных нарушений прав человека, вызывающих сегодня серьезные опасения у всего мирового сообщества. Применение пыток всегда связано с ограничением и нарушением прав человека. Прошли те времена, когда проблема пыток находилась исключительно под внутригосударственной юрисдикцией. В настоящее время в международном праве возрастает и увеличивается значение международных норм, регулирующих вопросы противодействия пыткам и другому бесчеловечному отношению к людям. Очевидно, что пытки на протяжении длительного времени истории человечества, да зачастую и сегодня, применялись и применяются

главным образом для устрашения не только конкретного человека, но и всего общества.

Пытки выступали распространенным явлением и сопровождали общечеловеческую историю постоянно. Ярким, но чудовищным примером подобного явления в мировом масштабе были средневековые инквизиции. Российский опыт применения пыток обширен. Их применяли с регулярным постоянством в различные исторические эпохи, проводя различия лишь по количеству и жестокости подобного применения. А в какой исторический период возникли пытки на Руси? Этот вопрос длительное время был предметом исследования и дискуссии. Не бесспорно мнение Н. М. Карамзина и М. А. Максимович о том, что пытки пришли на Русь после татаро-монгольского нашествия. Доказательством этому служит отсутствие официального закрепления телесных наказаний в Русской правде, за исключением «потока или разграбления», означающих изгнание, отдачу в рабство, выдачу народу.

В свою очередь М. Ф. Владимирский-Бу-данов и В. И. Сергеевич полагали, что пытки не были результатом азиатских нововведений. Каким бы ни был правильный ответ, российская история свидетельствует о том, что пытки имели место быть в самые разные исторические периоды. Так, в Псковской Судной грамоте указано, что «вора, совершившего кражу, конокрада, изменника и поджигателя лишать жизни» [12]. Ст. 4 Судебника 1497 года, закрепляя понятие «недельщик», гласит, что это «должностное лицо, в обязанность которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых, передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда» [13]. В отличие от Судебника 1 497 года, положения Судебника 1550 года устанавливают новый порядок расследования повторных краж, обязательное применение пытки, смертную казнь в случае собственного признания, пожизненное заключение... В Судебниках 1497 года и 1550 года, соответственно, наблюдалось усиление карательных мер. Проводя аналогию между ними, отметим, что торговая казнь в Судебнике 1497 года упоминается лишь в одной статье (ст. 10), а в Судебнике 1550 года встречается уже в шестнадцати статьях.

Губная Белозерская грамота закрепляла «инквизиционный процесс сыска лихих людей, а собственное признание под пыткой -источником обвинения» [14, с. 214-216]. Вплоть до Соборного Уложения 1649 года совершенствовались и крепли традиции пыток и телесных наказаний [17]. В эпоху царствования Петра I имело место ужесточение и массовое применение телесных наказаний. Однако уже во второй половине XVIII века наступает период, характеризующийся смягчением телесных наказаний. Этот процесс продолжился в период правления и Екатерины II. Несмотря на то, что Павел I вернул телесные наказания определенным категориям населения, Александр I продолжил политику смягчения телесных наказаний. Справедливости ради следует отметить, что Россия одной из последних в Европе отказалась от устрашающих приемов и методов наказаний.

В то же время представляется возможным согласиться и с мнением С. З. Абдуллаевой в том, что пытки как историческое явление следует рассматривать не только как варварские пережитки, но и как необходимую, отдельную ветвь государственного управления, высшую

меру судебного наказания [15, с. 138-141]. Особое значение эта проблема приобрела сегодня, поскольку применение пыток - это грубое нарушение основных прав и свобод человека. Более того, хорошо известно, что международное право рассматривает пытки в качестве одного из тяжких преступлений, посягающих на основополагающие права и свободы человека. Уважение прав и свобод человека, в частности запрет пыток, актуализирован в целом ряде международных договоров по правам человека. Обязанность государств - соблюдать основные права и свободы человека в любых ситуациях.

В Преамбуле Всеобщей Декларации прав человека 1948 года (далее - Всеобщая декларация) отмечается, «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона...» [2].

В статье 5 Всеобщей декларации закрепляется общий принцип человеческого сосуществования, означающий, что «никто не должен подвергаться пыткам либо такому обращению или наказанию, которые унижают достоинство или являются жестокими, бесчеловечными» [2]. Аналогичное требование содержится в положениях Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Со временем международное право пополнилось нормативными правовыми актами, предназначенными для регулирования вопросов исключения применения пыток и насилия в отношении всего человечества и содержащими гарантии соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина. 9 декабря 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее Декларация). В Декларации впервые сформулировано четкое определение понятия «пытка».

В соответствии со ст. 1 Декларации пытка «означает любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается, или запугивания его или других лиц. Пытка представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания»[3].

Кроме того, ст. 5 Декларации предусматривает, что «подготовка персонала, стоящего на страже соблюдения закона, и подготовка других официальных лиц, которые могут нести ответственность за лиц, лишенных свободы, должна обеспечивать такое положение, при котором полностью учитывалось бы запрещение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» [3]. Очевидно, что значение Декларации трудно переоценить. Необходимо подчеркнуть, что она была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи и по общему правилу имеет рекомендательный характер.

В продолжение сказанного Резолюцией № 34/169 от 17 декабря 1979 года Генеральной Ассамблеи ООН был принят Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (далее - Кодекс). Согласно ст. 5 Кодекса «ни одно должностное лицо... не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, и ни одно должностное лицо... не может ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутреннюю политическую нестабильность или любое другое чрезвычайное положение для оправдания пыток или других жестоких. видов обращения и наказания» [5, с. 319-325].

Вопрос о разработке специального международного правового акта, развивающего вышеуказанные положения, обсуждался на VI Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителя-

ми, состоявшемся в 1980 г. в Каракасе (Венесуэла) [18]. Подобным правовым актом стала Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Конвенция), которая была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г. № 39/46.

Одно из ключевых положений Конвенции гласит, что «пытка означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно» [4, с. 109-125].

Помимо определения рассматриваемого термина в Конвенции отмечается, что данные требования не должны противоречить нормам других международных договоров или национальным нормативным правовым актам, содержащим положения о более широком применении. Данное положение Конвенции является особенно актуальным в связи с современной ситуацией в данной сфере. Следует заметить, что принятие Конвенции было продиктовано возросшей необходимостью урегулировать вопросы предупреждения и недопущения пыток. Этот документ отражал результаты, которые уже были достигнуты, и задавал рамки, в которых еще необходимо развиваться в данной области международных отношений.

Согласно принципу 6 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме «ни одно задержанное или находящееся в заключении лицо не должно подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения

или наказания. Никакие обстоятельства не могут служить оправданием для пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания» [6, с. 147-157].

Римский статут Международного уголовного суда (далее - Римский статут) в качестве пытки рассматривал «умышленное причинение сильной боли или страданий, будь то физических или психических, лицу, находящемуся под стражей или под контролем обвиняемого; но пытками не считаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно» [7].

Несмотря на некоторые исключения в трактовке рассматриваемого понятия по Римскому статуту, пытка является составляющим элементом преступлений против человечности. Это не может не свидетельствовать о серьезности к подходу регулирования вопросов в данной сфере.

На протяжении всей истории человечества люди боролись с применением пыток в отношении людей, великие ученые, философы пытались разумно аргументировать отмену и запрет применения пыток, велись длительные дискуссии по данному поводу. Каждый видел по-своему идеальное государство, но практически все видели его без применения пыток.

Обращаясь к этимологии слова «пытка», можно констатировать следующее. Д. Н. Ушаков под «пыткой понимал физическое насилие, истязания, осуществляемые обычно палачами при допросе обвиняемого с целью вынудить у него показания» [20]. Схожее толкование понятия «пытка» встречается у С. И. Ожегова [21], С. А. Кузнецова [22], Т. Ф. Ефремовой [23]. Несомненно, что толкование рассматриваемого понятия однозначное и связано с получением показаний при допросах. Следует обратить внимание, что в своей работе «О преступлениях и наказаниях» 1764 года Ч. Беккария размышляет над научным определением понятия «пытка». Это явление ученый определяет как «действие, производимое над обвиняемым в период следствия, ... по его делу, или для того, чтобы вымучить у него признания в преступлении, или для того, чтобы объяснить противоречия, сделанные им при допросе, или чтобы принудить его к показанию соумышленников, или для открытия других преступлений, в которых его не обви-

няют, но в которых он может быть виновен...» [16, с. 96-97].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что применение пыток не может быть оправдано ни юридически, ни нравственно, ни религиозно даже при возникновении чрезвычайных ситуаций разного толка. Пытки -это несомненное зло. Исследования показывают, что человек, переживший пытки, получает серьезные психологические травмы, которые часто переходят в нервные и психологические расстройства, депрессию и бессонницу [20].

В демократических государствах применение пыток находится под строгим и абсолютным запретом. Запрет подвергать человека пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию является одним из принципиальных положений национального законодательства. Положение о том, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам» содержится в ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации [1].

Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 25 Конституции Республики Беларусь: «Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам» [10].

Основной закон Федеративной Республики Германии в ч. 2 ст. 2 определяет, что «каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность. Свобода личности ненарушима. Вмешательство в эти права допускается только на основании закона» [11].

Однако юридическая практика и неутешительная статистика в прошлом применения пыток сотрудниками органов внутренних дел обязала законодателя включить в специализированные нормативные правовые акты Российской Федерации запрещающие предписания о применении пыток представителями органов государственной власти, по долгу службы обязанными пресекать подобные и любые другие любые противоправные действия.

Так, ч. 3 ст. 5 ФЗ «О полиции» четко и однозначно закрепляет требование о том, что

«сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство об-ращению»[8].

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» конкретизирует положение о том, что «содержание под стражей... не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей»[9].

С 2000 года в Российской Федерации активно действует и расширяет свое присутствие в российских регионах правозащитная организация (Комитет против пыток), специализирующаяся на профессиональном исследовании проблемы применения пыток, рассмотрении жалоб и оказании квалифицированной юридической и медицинской помощи их жертвам.

Изложенное выше свидетельствует, что пытки противоречат моральным запретам, правовым законам и здравому смыслу. Однако, несмотря на данный очевидный факт, некоторые государства, в частности США, проводят политику, предполагающую возможность применения пыток, и подвергают сомнению общепризнанную позицию абсолютного отказа от подобных явлений.

Так, США после нападения на Ирак разместили задержанных граждан Ирака и некоторых других стран на своей военной базе в Гуантанамо, превратив ее в тюрьму. На базе без суда и следствия находились и находятся десятки физических лиц, которые подверглись пыткам, моральным издевательствам, в том числе по национальному и религиозному признаку. Спецслужбы США и по сей день

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.

незаконно удерживают в заключении граждан иностранных государств и применяют к ним пытки. Происходящее в этой тюрьме волнует все прогрессивное человечество.

Рассматриваемой проблеме особое внимание уделяет и Организация Объединенных Наций. Более того, в настоящее время ООН является центральным органом по разработке и контролю стандартов в области защиты прав и свобод человека, недопущении пыток и иных бесчеловечных видов обращения. В марте 2016 года в Женеве проходила 31-я сессия Совета ООН по правам человека, в ходе которой рассматривался и вопрос о пытках в американской тюрьме Гуантанамо. Отмечалось, что серьезные нарушения прав человека в Гуантанамо не могут остаться безнаказанными в соответствии с нормами международного права. Выступая на женевской сессии, верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн потребовал у правительства США «привлечь к ответственности виновных в пытках заключенных в американской тюрьме Гуантанамо»[24].

Безусловно, межгосударственные отношения на современном этапе не лишены изъянов, их характер отличается сложностью и противоречивостью. В то же время полагаем, что отказ и невозможность применения пыток, закрепленные в международных и внутригосударственных нормативных актах, должны неукоснительно соблюдаться всеми и повсеместно. Кроме того, подобный отказ должен рассматриваться в качестве императивной нормы международного права, указывающей на торжество разумности и человечности над насилием, разрушающим личность. Следует помнить, что международное право не может существовать там, где имеет место насилие в любых его проявлениях.

Bibliography

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by nationwide voting, 12.12.1993) (with amendments made by RF laws about amendments to the Constitution of the Russian Federation, on 30.12.2008 № 6-FKZ, on 30.12.2008 № 7-FKZ, on 05.02.2014 № 2-FKZ, on 21.07.2014 № 11 -FKZ) // Collection of Laws of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.

2. The Universal Declaration of Human Rights (adopted by the General Assembly of the United Nations, 10.12.1948) // Rossiaskaya Gazeta. 1995. № 67.

3. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года). URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl_conv/declarations/torture.shtml

4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (заключена 10.12.1984) // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., 1990.

5. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., 1990.

6. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принят 09.12.1988 Резолюцией 43/173 на 43-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Правовые основы деятельности системы МВД России: сборник нормативных документов. М., 1996. Т. 2.

7. Римский статут Международного уголовного суда (вместе с «Пособием для ратификации и имплементации...») (принят в г. Риме 17.07.1998 Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда). URL: http://www.un.org/ru / law/icc/rome_stature(r).

8. Федеральный Закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

9. Федеральный Закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.). URL: httр://www.belarus.by/ru/gov-ernment/constitution.

11. Основной закон Федеративной Республики Германии // Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. Л. А. Окунь-кова. М., 1997.

12. Псковская судная грамота. URL: http:// www. krotov.info/acts/15/2/pskov_cud_r.htm

3. The declaration on the protection of any person from torture and other cruel, inhuman or degrading kinds of treatment and punishment (adopted by the Resolution 3452 (XXX) of the UN General Assembly, 9.12.1975). URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/torture.shtml

4. The Convention against torture and other cruel, inhuman or degrading kinds of treatment and punishment (adopted 10.12.1984)//International protection of human rights and freedom: collection of documents. M., 1990.

5. The Code of Conduct of Officials during maintaining law and order (adopted 17.12.1979 by the Resolution 34/169 on the 106th plenary session of the General Assembly of the UN // International protection of human rights and freedom: collection of documents. M., 1990.

6. Set of principles of protection of any person being detecting or taking into custody in any forms (adopted 09.12.1988 by the Resolution 43/173 on the 43rd session of the UN General Assembly) // Legal basis of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation actions: collection of legal documents. M., 1996. Vol. 2.

7. Rome statute of the International Criminal Court (with «Textbook for Ratification and Implementation... ») (adopted in Rome 17.17.1998 by Diplomatic Conference of authorized representatives under UN in formation of International Criminal Court. URL: http://www.un.org/ru /law/icc/ rome_stature(r)

8. The Federal Law «On Police», 07.02.2011, № 3-FZ (ed.13.07.2015, with amendments om 14/ 12/2015) // Collection of Laws of the Russian Federation. 2011. № 7. Art. 900.

9. The Federal Law «On keeping into custody of a suspected and accused in committing crimes» 15.07.1995 № 103-FZ (ed. ot 22.12.2014) // Collection of Laws of the Russian Federation. 1995. № 29. Art. 2759.

10. The Constitution of Belarus Republic of1994 (with amendments and additions adopted on the republican referendums 24.11.1996, 17.10.2004). URL: http://www.belarus.by/ru/government/consti-tution

11. The Main Law of the Federative Republic of Germany // The Constitutions of European Union states / under general ed. L. A. Okunkova. M., 1997.

12. Pskov judgment Charter. URL: http://www. krotov.info/acts/15/2/pskov_cud_r.htm

13. The Code of 1497. URL: http://www. krotov.info/acts/16/2/pravo_01 .htm

14. Gubnaya Belozerskaya Charter of 1539 // Russian legislatures of X-XX centuries. M., 1984. Vol. 2.

13. Судебник 1497 года // URL: http://www. krotov.info/acts/16/2/pravo_01 .htm

14. Губная Белозерская грамота 1539 г. // Российское законодательство XXX вв. М., 1984. Т. 2.

15. Абдуллаева С. З. Историческая борьба с пытками как формой причинения вреда здоровью // Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. № 13.

16. Беккария Ч. Рассуждения о преступлении и наказании. М., 2004.

17. Тихомиров М. Н., Епифанов П. П. Соборное уложение 1649 года. М., 1961.

18. Ханахмедова Л. В., Попова Т. А. Международно-правовые и национальные механизмы по предупреждению пыток // Обеспечение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел: сборник НПС. РФ МосУ МВД РФ, 2015.

19. URL: http://www.privatelife.ru/2004/os04/n9/ 3.html

20. URL: http://enc-dic.com/ushakov/Pytka-62091.html

21. URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Pytka-28430.html

22. URL: http://enc-dic.com/kuzhecov/Ptka-38522.html

23. URL: http://enc-dic.com/efremova/Pytka-89361.html

24. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-pan-orama/2728810

15. Abdullaeva S. Z. The Historical fight with tortures as form of harming to person's health // Legality and law and order in modern community. 2013. № 13.

16. Bekkariya Ch. Discussion about crimes and punishments. M., 2004.

17. Tikhomirov M. N., Epiphanov P. P. Sobornoye Ulozheniye of 1649. M., 1961.

18. Khanakhmedova L.V., Popova T.A. International and legal and national mechanisms on torture prevention // Providing rights and freedom to person in law enforcement organs activity: Collection NPS, RF Moscow University of the Ministry of Internal Affairs, 2015.

19. URL: http://www.privatelife.ru/2004/os04/n9/ 3.html

20. URL: http://enc-dic.com/ushakov/Pytka-62091.html

21. URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Pytka-28430.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. URL: http://enc-dic.com/kuzhecov/Ptka-38522.html

23. URL: http://enc-dic.com/efremova/Pytka-89361.html

24. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-pan-orama/2728810

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.