Jinimtuiz ЭСа^ЖМЩ W" 2-20 IS 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Боков Л.А., Поздеева А.Ф., Замятина О.М., Соловьев М.А. Проектно-ориентированные образовательные технологии в подготовке элитных специалистов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - №1. - С. 105-109.
2 HubPagesInc (2012) «30 Elements of Gamification», [online], www.keepexploring.hubpages.com/hub/Elements-of-Gamification.
3 Gulyaeva K.V., Mozgaleva, P.I. and Zamyatina, O.M. «Development of Information System for Students' Project Activity Management» // Proceedings of 2014 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). - Istanbul: 2014. - Р. 824-831.
4 McGonigal J. Reality Is Broken: Why Games Make Us Better and How They Can Change the World. - New York: Penguin Press, 2011. - 402 р.
5 Gee J. P. Learning and games // In: Katie Salen (Ed.) The ecology of games: Connecting youth, games, and learning (John D. and Catherine T. MacArthur Foundation series on digital media and learning). - Cambridge, MA: The MIT Press, 2008. - 278 р.
6 Темиргалиев К.А., Бакирова А.Т., Алиева Г.Г., Сисенгалиева К.М. О методологическом кризисе общественной науки в контексте вызовов современности // Медицина и экология. - 2017. - №1. - С.154-158.
7 Никифорова С. А., Ламанова А.С., Ковтун О.А. Использование методов научных проектов в образовательном процессе в медицинском вузе // Медицина и экология. - 2017. - №2. - С.102-105.
8 Аралбай С.М., Абдрахманова К.М., Баден А. Правильное направление инновационного образовательного процесса в обществе -гарантия в сфере здравоохранения // Медицина и экология. - 2017. - №3. - С.113-117.
С.А. Мусабекова, О.А. Костылева, С.Н. Журавлев, Р.Ж. Ныгызбаева, Г.Н. Иманбаева
Караганды MeMAeKemmiK Медицина Университету Патологиялыц анатомия кафедрасыКараганды к
ЗАМАНАУИ Б1Л1М БЕРУДЕГ1 - ЖАЦА ТЕХНОЛОГИЯЛАР: МЕДИЦИНАНЫ ОЦЫТУДАГЫГЕЙМИФИКАЦИЯ
ty^h: Ма;алада медицинадагы бшм берудщ геймификациясыныц феномеш ретшде бшм алушыларды ынталаруды жогарылату тэriлдерi жэне оны пайдаланудыгы эртYрлi аспектiлерi карастырылган. Медициналык; жоо-да бшм берудеп непзп сэт педагогикалык; когамдастывдагы ойын технологияларын пайдаланумен танысу болып табылады. ЭртYрлi пэндердi о;ыту кезшде тиiмдi бiлiм беруге ы;пал етедi, ойынныц компоненттерi мен жалпы курылымдары айтылган. Ойын тэсiлдерiн оку Yдерiсiне к;осудыц дидактикалык;-технологиялык; парадигмаласына талдау жасалган. ТYЙiндi свздер: бiлiм беру технологиялары,бiлiм алушыларды ынталандыыру, геймификация
S.A. Mussabekova, O.A. Kostyleva, S.N. Zhuravlev, R.Zh. Nygizbaeva, G.N. Imanbaeva
Karaganda State Medical University, Department of Pathological Anatomy,Karaganda city
NEW TECHNOLOGIES FOR MODERN EDUCATION: GAMIFICATION IN TEACHING MEDICINE
Resume: The article considers the phenomenon of gaming in the teaching of medicine as a way to increase the motivation of students and considered different aspects of its use. The main point is the acquaintance of the pedagogical community with the possibilities of using gaming technologies in training in a medical college. The general structure and components of the game are described, which contribute to effective learning in the teaching of various disciplines. The didactic-technological paradigm of including elements of educational games in the educational process is analyzed.
Keywords: gamification, motivation of students, educational technologies.
УДК 61(07)
С.А. Мусабекова, В.Л. Богославский, Р.М. Дусмаилов, С.Н. Журавлев
Карагандинский Государственный Медицинский Университет, кафедра патологической анатомии г. Караганда
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ И ПРИНЦИПОВ СТАМБУЛЬСКОГО ДОГОВОРА В
ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ
Статья посвящена актуальности вопросов изучения и внедрения в практику принципов эффективного расследования и документирования пыток и других видов жестокого обращения и наказания согласно Стамбульскому протоколу, особенно с судебно-медицинской точки зрения. Проведена оценка ситуации на сегодняшний день по данным вопросам. Рассматриваются теоретические и прикладные проблемы предупреждения пыток в Казахстане на основе международных нормативно-правовых актов. Затронутапроблема необходимости принятия кардинальных решений в сфере здравоохраненияпри обучениибудущих и практикующих врачей по эффективному документированию пыток в случаях обращения за медицинской помощью лиц, подвергшихся пыткам, включая знание ими минимальныхмировых стандартов, необходимыхдля оценки психологических и физических доказательств использования пыток и жестокого обращения.
Ключевые слова: стамбульский протокол, пытки, документирование, судебно-медицинская экспертиза, обучение врачей
ЮеиЫ1к ХажМММ №2-2018
Введение.
Пытки вызывают глубокуюобеспокоенность мирового сообщества [1]. Ониприменяются не только с целью преднамеренноподорвать физическое и душевное здоровьеотдельных людей, но в отдельных случаях идля того, чтобы попрать достоинство и сломитьволю целых общин [2,3]. Несмотря на то, что нормы в области международныхправ человека игуманитарное право в мире последовательно запрещают любое использование пыток, они широко распространены более чемв половине стран мира [4]. Это несоответствие запрета пыток иих широкого применения на сегодняшний день указывает на необходимость определения иосуществления на практике эффективных мерпо защите людей от пыток и жестокогообращения. Анализ ситуации по вопросам применения пыток и жестокого обращения показывает, что в Казахстанетакже имеется ряд определенных проблем. Принципы эффективного расследования и документирования пыток и других видов жестокого обращения и наказания. Стамбульский протокол.
Стамбульский протокол - это руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, призванное служить в качестве международных руководящих принципов в отношении оценки состояния лиц, утверждающих, что они подвергались пыткам и жестокому обращению; при расследовании дел о предполагаемом применении пыток и представлении результатов такой оценки и расследования судебному или какому-либо иному органу расследования.Стамбульский протокол по эффективному расследованию и документированию пыток является общепринятым руководством, которым руководствуются большинство стран, ратифицировавших Конвенцию против пыток [3]. Он содержит краткую характеристику минимальных стандартов, которыми следует руководствоваться для обеспечения эффективного документирования пыток. И само руководство, и эти принципы являются результатом трехлетней аналитической, исследовательской и редакционной работы, в которой участвовали более 75 экспертов в области права, медицины и прав человека, представляющих 40 организаций и учреждений из 15 стран мира. Однако, руководящие принципы, изложенные в руководстве, разработанном согласно Стамбульскому протоколу, даются не в качестве обязательных предписаний. Они, скорее, представляют собой основанные на вышеупомянутых принципах минимальные стандарты, которые должны использоваться с учетом имеющихся возможностей. В последнее время мировая общественность регулярно информируется о пытках и их последствиях, однако до разработки принципов документирования, отраженных в Стамбульском протоколе, какие-либо установки по вопросам ихдокументирования полностью отсутствовали. Стамбульский договор- это практическое средство, которое способствуетрешению одной из основных проблем в делезащиты людей от пыток, а именно проблеме эффективного документирования. Правильное
документирование дает возможность обнаружить, выявить и предать гласности доказательства использования жестокого обращения или пыток с целью последующего привлеченияв интересах правосудия кответственности лиц, которые совершили такие деяния. Методы документирования, которые предлагает Стамбульский договор, весьма эффективны при различных
обстоятельствах, а особенно при расследовании и мониторинге действий в области прав человека, при оценке ситуаций, которые касаются политического убежища, для защиты лиц, которые под пытками «признались» в совершении преступлений и для оценки потребностей вотношении помощи жертвам пыток[5]. Механизмы расследования фактов пыток в Казахстане: проблемы и их решение.
Начиная с января 2016 года, вКазахстане Коалициями неправительственных организаций противпыток зарегистрировано 115 новых случаев пыток. Можно полагать, что эти цифры отражают лишь верхушку айсберга, поскольку многие жертвы пыток и их родственники воздерживаются от подачи жалоб, опасаясь расправы, или же потому, что они не верят в возможность добиться правосудия. В то же время, за последние годы в РК были предприняты некоторые шаги в правильном направлении -эторатифицирование Факультативного протокола к Конвенции против пыток, внедрение национальных превентивных механизмов, принято новое
законодательство, направленное на усиление гарантий защиты от пыток в местах содержания подстражей, а также рассмотрены вопросы о выплате соответствующих компенсационных выплат в качестве возмещения морального ущерба, причиненного пытками, наосновании решений гражданских судов некоторым жертвам пыток или семьям умершихжертв.
Конечно, с обретением независимости Казахстан предпринял ряд системных мер в области борьбы с пытками. Важным шагом в данном направлении стало принятие 29 июня 1998 года Конвенции ООН против пыток и других видов жестокого или унижающего достоинство обращения и наказания. В качестве участника Конвенции Казахстан взял на себя обязательства проводить скоординированную политику противодействия пыткам. В этом контексте особую актуальность для Казахстана имеет вопрос эффективности расследования пыток. Особая роль в этой работе принадлежит сектору здравоохранения, причем нетолько в предоставлении помощи и поддержки жертвам, но и решении проблем насилия и травматизма с помощью уникальных моделей общественного здравоохранения.При этом медицинские работники не только должны своевременно выполнять свои прямые функциональные обязанности - предоставлять качественную эффективную и безопаснуюмедицинскую помощь любому человеку, в ней нуждающемуся вне зависимости от политической, религиозной, расовой и этнической принадлежности, вне зависимости от возраста и пола, но и правильно документировать все случаи таких обращений. Так,при первичном обращении задержанного лица, его могут первоначально осматривать врачи разных специальностей, это могут бытьврачи скорой помощи, приёмного покоя, травматологи, гинекологи, проктологи, психиатры, врачи, работающие в местах лишения свободы,судебно-медицинские эксперты. И конечно, очень важно в первую очередь, задокументировать факт пыток, так как доказать факт пыток, а особенно если он был плохо задокументирован или был не задокументирован,весьма сложно. В связи с чем, в большинстве стран мира внедрены специальные клинические протоколы для проведения медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы согласно принципам Стамбульского протокола. Данные формы помогают медицинским работникам и судебно-медицинским экспертам фиксировать информацию соответствующим образом, разъясняют механизмы направления к другому специалисту на разных стадиях
обследования,инструктируют о проведении
специальныхмероприятий, необходимых в таких случаях, например, направление копии уже заполненного бланка в орган прокуратуры для расследования.Особенно важным является и внедрение стандартных бланков документирования следов пыток для врачей, работающих в закрытых учреждениях, в том числе в тюрьмах. Имплементация Стамбульского протокола в Казахстане. К сожалению, в Казахстане пока только рассматривается вопрос об обязательном включении изучения принципов и стандартов Стамбульского протокола в учебные программы медицинских вузов. Но это обязательно следует сделать в самое ближайшее время. Изучение принципов Стамбульского договора просто необходимо при подготовке будущих врачей, а обучение студентов, независимо от специальности, навыкам и отдельным методикам
Ли-ншии ЭСа^ТбМЩ <Ж? 2-2018 1
качественного расследования и медицинского документирования фактов применения пыток сможет впоследствии обеспечить Казахстан грамотными специалистами. Студенты должны обязательно владеть методиками фиксации телесных повреждений, адекватной оценкой физических и психологических последствий пыток и жестокого обращения,навыками практического заполнения специальных медицинских форм при освидетельствовании задержанных лиц, в настоящее время подробно изучаемых только при изучении такой дисциплины, как судебная медицина. При этом, на сегодняшний день изучение судебной медицины в медицинских вузах Казахстана не является обязательным. Судебная медицина является элективной дисциплиной, т.е. дисциплиной по выбору студента.А вопрос о внедрении в учебные программы медицинских вузов основ и принципов Стамбульского протокола при изучении других дисциплин также не решен до сих пор. В результате большинство молодых врачей, приступающих сегодня к работе, не имеет даже элементарных понятий об описании телесных повреждений.Следует также отметить необходимость проведения серий образовательных мероприятий для уже практикующих медицинских работников при прохождении ими циклов повышения квалификации. Целью тренингов с практикующими врачами является информирование врачей различных специальностей, проводящих первичный медицинский осмотр задержанных лиц,о сущности и правилах заполнения документации в соответствующей ситуации, что в свою очередь даст возможность врачам своевременно и качественно зафиксировать возможные телесные повреждения или посттравматические
психологические последствия и многое другое. Ведь до того, как назначается судебно-медицинская экспертиза и специалисты дадут заключение, может пройти определенное время и за этот срок телесные повреждения могут исчезнуть или оставить за собой только те следы, которые фактически не дадут оснований для квалифицированного ответа на вопросы судебно-следственных органов об образовании телесных повреждений, давности их образования, способах причинения телесных повреждений или их идентификации. Именно по этой причине, необходимо проводить каскадные тренинги по обучению медицинского персонала, в частности врачей первичных служб, травматологов для проведения первичного медицинского
освидетельствования задержанных лиц в соответствии со стандартами Стамбульского Протокола в различных регионах страны, что даст возможность задержанным лицам либо адвокатам иметь право на выбор врачей или медицинских учреждений для проведения медицинского освидетельствования.Однако следует отметить, что и судебно-медицинские эксперты Казахстана в полном объеме не владеют методикой проведения психологической оценки. Важным моментом является проведение комплексной судебно-медицинской экспертизы по делам, связанным с применением фактов пыток с привлечением психологов. При этом основные направления работы подразумевают создание новых возможностей, в том числе и технических, для судебно-медицинских экспертов и других специалистов, чтобы работать по положениям Стамбульского протокола, создавая условия и обучая специалистов работать по международным стандартам, а также внесение необходимых изменений в законодательство. При этом особенно важным является соблюдение принципов Стамбульского протокола судебно-медицинскими экспертами, а также другими медицинскими сотрудниками, в том числе психологами и психиатрами, которым поручено проводить обследование задержанных, что может являться важным инструментом в борьбе с безнаказанностью. Судебно-медицинские эксперты РК, участвующие в расследовании пыток илижестокого обращения, во всех случаях должны действовать в соответствии с самыми высокими этическими нормами и, в частности, получать данные на основе представленной информации согласия до проведения любой экспертизы. Экспертиза должна соответствовать установленным
стандартам медицинской практики, в частности, данная экспертизадолжна проводится при закрытых дверях под контролем медицинского эксперта и без каких-либо посторонних лиц.Кроме того, следует запланировать проведение мониторингов мест лишения свободы для изучения именно медицинских документов на предмет качественной фиксации и эффективного документирования заявлений о пытках и жестокого обращения. Заключение.
Отсутствие эффективных расследований фактов применения пыток остается проблемой. Безнаказанность, в свою очередь, способствует существованию порочного круга пыток, а пострадавшие нередко боятся обращаться с жалобой из страха преследования.Казахстан добилсязначительного прогресса в области имплементации стандартов Стамбульского протокола за последние несколько лет.Хотя медицинские сотрудники приняли участие в тренингах по стандартам Стамбульского протокола в Казахстане, власти пока не обязали медицинских сотрудников соблюдать эти принципы. Необходима интенсифицировать данный вопрос, заполнение четко разработанной документации и внедрение необходимых алгоритмов помогают четко определить роль медицинского сотрудника в системе уголовного правосудия и оспаривать ранее распространенное среди некоторых врачей убеждение, что их роль заключается в защите государства. Коалиция против пыток в настоящее время сосредоточена на работе с судебно-медицинскими экспертами и психологами в рамках разработки этических норм и правил для медицинских сотрудников и совершенствования механизмов по сбору статистических данных. Тем не менее, национальный превентивный механизм пока не действует максимально эффективно, и при наличии ресурсов на документирование дел, необходимо все же тщательно эти дела в дальнейшем отслеживать. Проведение медицинского осмотра независимыми врачами всякий раз сразу же после задержания обеспечит лучшую защиту от пыток и жестокого обращения. Необходимо внести серьезные изменения в процедуры для соблюдения стандартов Стамбульского протокола на практике.Казахстан, который существенно укрепил правовые гарантии задержанных, в новом Уголовно-процессуальном кодексе должен следовать позитивному опыту других стран, где Министерство здравоохранения обязало медицинских сотрудников - во время обследования задержанных - фиксировать следы пыток и жестокого обращения в соответствии с принципами Стамбульского протокола ООН.
Выводы.
1. Необходима унификация и скорейшее внедрение в РК международных стандартовправильного документирования и обследования пыток и насилия.
2. Внедрение использования медицинскимиработникамиединойстандартизированнойфо рмы осмотра, проведения медицинских и психиатрических экспертиз, учетно-отчетной медицинской документации для всех видов насилия, пыток, жестокого обращенияобязательно.
3. Для врачей необходим четкий алгоритм механизма немедленного информирования(в течение 24часов) о факте установленного насилия.
4. Необходимо привести в соответствие качество медицинских экспертиз требованиям международных стандартов, усилив контроль за правильным документированием, регистрацией и перенаправлением к узким специалистам на дополнительное обследование или госпитализацию.
5. Обеспечить внедрение рекомендаций, минимальных стандартов, учебных материалов и информации по эффективному медицинскому документированиюв программы обучения и усовершенствования врачей с целью своевременного распознавания ими признаков пыток и жестокого обращения с людьми на основе Стамбульского протокола.
/.egfc'
r(hshiik ЭСмжЯШЖ Ще2-2018
6. Обязать медицинский персонал проводить обследование стандартами Стамбульского протокола.
содержащихся под стражей лиц всоответствии со
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Раимбердиев И. Р. К проблемам предупреждения пыток на современном этапе // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 616-619.
2 ЮРЬЕВ И.В. Пытка: уголовно - правовое и криминологическое исследование // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований. сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. - Казань: 2017. - С. 161163.
3 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml.
4 Ступина И.А. Понятие и признаки пытки: уголовно-правовой аспект // Экономика, политика, право, образование в современном информационном обществе: новые парадигмы материалы Всероссийской научно-практической конференции.редколлегия. - 2012. - С. 174-177.
5 Медицинские аспекты применения пыток. 30-06-2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zagr.org/689.html
С.А. Мусабекова, В.Л. Богославский, Р.М. Дусмаилов, С.Н. Журавлев
Караганды Мемлекеттiк Медицина Университетi, Патологиялык анатомия кафедрасы Караганды к
БОЛАШАК; ДЭР1ГЕРЛЕРД1 ОЦЫТУГА СТАМБУЛ КЕЛ1С1МНЩ К¥ЦЫТАРЫ МЕН ¥СТАНЫМДАРЫН
УЙРЕТУДЩ БЕЛСЕНД1Л1Г1
ty^h: Макала тэжiрбиедегi тиiмдi устанымдарды зерттеудi енпзу, Стамбулды; хаттамага сэйкес азаптауды ;ужаттандыру мен бас;ада катыгездж пен жазалаудыц белсендi сура;тарга арналган, эаресе сот-медициналы; тургыдан. Берiлген сура;тар бойынша бYгiнгi тацда жагдайдыц багасы ЖYргiзiлген. Цаза;станда азаптауды болдырмаудыц теориялы; жэне колданбалы мэселелерi хальщаралы; нормативтж ку;ы;тык актiлер негiзiнде карастырылады.Цогамды; денсаулы; са;тау саласындагы тYбегейлi шешiмдердi кабылдау ;ажеттшп болаша; жэне тэжiрибелi дэрiгерлердi азаптауга ушыраган адамдарга медициналы; кемек керсету кезiнде, соныц iшiнде азаптау мен ;атыгездж кврсетудiц физикалы; жэне психологиялы; дэлелдерiн багалау Yшiн ;олданылатын ец теменгi элемдiк стандарттар туралы бiлу кезiнде азаптауларды тиiмдi ;ужаттау тал;ыланады. ТYЙiндi свздер: стамбулды; хаттама, азаптау, ;ужаттандыру, сот-медициналы; сараптама, дэрiгерлердi о;ыту
S.A. Musabekova, V.L. Bogoslavskiy, R.M. Dusmayilov, S.N. Zhuravlev
Karaganda State Medical University, Department of Pathological Anatomy of Karaganda
ACTUALITY OF STUDYING THE BASES AND PRINCIPLES OF THE ISTANBUL AGREEMENT IN THE TRAINING
OF FUTURE DOCTORS
Resume: The article is devoted to the topicality of the issues of studying and introducing into practice the principles of effective investigation and documentation of torture and other ill-treatment and punishment under the Istanbul Protocol, especially from a forensic point of view. An assessment of the situation to date on these issues was carried out. The theoretical and applied problems of preventing torture in Kazakhstan are considered on the basis of international normative legal acts. The problem of the need to make cardinal decisions in the field of public health is discussed in the training of future and practicing doctors in the effective documentation of torture in cases of seeking medical help for persons subjected to torture, including their knowledge of the minimum world standards necessary to evaluate psychological and physical evidence of torture and ill-treatment.
Keywords: the Istanbul protocol, torture, documentation, forensic medical examination, training of doctors