История создания и развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел
Российской Федерации
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ОЛЕЙНИК,
доцент кафедры управления ОВД в особых условиях центра командно-штабных учений, кандидат технических наук (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДЯТЛОВ,
слушатель 2 факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) (Академия управления МВД России)
History of creation and development of information support system of internal affairs bodies of the Russian Federation
ALEXANDR SERGEEVICH OLEYNIK,
Associate Professor at the Department of Management Internal Affairs Bodies Activities in Special Conditions of The Center for Command and Staff Exercises Candidate of Technical Sciences (Management Aœdemy of the Ministry of the Interior of Russia)
E-mail: [email protected]
DMITRY VLADIMIROVICH DYATLOV,
Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 343.982
Аннотация. Статья посвящена анализу исторического и организационного развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации как важнейшей составляющей их эффективной деятельности.
Ключевые слова и словосочетания: информационное обеспечение; органы внутренних дел; история развития.
Annotation. The article analyzes the historical and organizational system of information development of the internal Affairs Bodies of Russia as the most important component of their activities.
Key words and phrases: information support; internal affairs bodies; history of development.
Формирование эффективной системы информационного обеспечения территориальных органов МВД России на современном этапе развития российского государства не может осуществляться без учета исторических аспектов данной деятельности. Генезис как правового, так и организационного
регулирования информационного обеспечения МВД России позволяет выделить ряд тенденций, которые, безусловно, представляют интерес для исследователя.
Впервые внимание учету статистической информации стали уделять еще во времена Российской империи. В 1803 г. министр внут-
ренних дел потребовал от губернаторов передавать в центральное министерство информацию о положениях дел в подчиненных им губерниях. Однако первое самостоятельное подразделение для учета и анализа подобной информации было учреждено при Совете министров в 1834 г. Оно стало именоваться Статистическим отделением. При этом на местах, в губерниях, стали функционировать Статистические комитеты [1, с. 37].
1858 г. стал важной вехой в развитии системы информационного обеспечения российских органов внутренних дел. В этом году в составе МВД был образован Центральный статистический комитет. В его состав входили Статистический и Земский отделы. Изначально этот комитет представлял из себя коллегиальный орган и находился под управлением товарищей министра, однако в 1863 г. он был реорганизован в бюро, основной задачей которого стала обработка статистических данных.
В последней четверти XIX в. в российских правоохранительных органах появляются и получают свое развитие различные виды учетов, функционирующих на основе использования достижений науки того времени: сначала антропометрии, а затем фотографии и дактилоскопии. Так, например, с целью установления факта прежних судимостей и для опознания личности в Центральном регистрационном бюро хранились данные о судимостях за последние двадцать лет, а также специальные регистрационные карты, которые заполнялись полицией на всех задержанных по подозрению в совершении противоправных деяний.
Октябрьская революция 1917 г. внесла серьезные коррективы во всю систему государственного управления, в том числе и в систему полицейских учетов.
В систему обновленных органов внутренних дел молодой Советской России вошел Центральный статистический отдел, являвшийся структурным подразделением центрального аппарата НКВД. Однако методы работы по сравнению с имперским периодом претерпели существенные изменения. Так, вместо опросных листов и картотек преступников, которые велись до этого, в системе органов внутренних дел были введены доклады с мест.
Первым специальным нормативно-правовым актом в России, утвердившим статус подразделений статистического учета, стало Положение о статистическом отделе НКВД, принятое в 1918 г. Важным достижением этого документа стало то, что в нем было прямо указано, что в Статистический отдел передается вся статистическая информация, которая про-
ходит через НКВД. Эта дата, 23 сентября 1918 г., официально считается днем создания российской системы информационного обеспечения органов внутренних дел [2, с. 131].
15 февраля 1919 г. в составе Центрального управления уголовного розыска НКВД РСФСР было создано дактилоскопическое бюро, являвшееся первым информационным подразделением. Затем была создана единая система регистрации преступлений.
Необходимо отметить, что в указанный период формируется осознание значимости информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел.
В 1922 г. в рамках Первого Всероссийского съезда сотрудников милиции была утверждена программа организации статистической и учетной деятельности. В состав организационно-административного управления согласно принятому в том же году ВЦИК и СНК РСФСР Положению Об НКВД РСФСР вошел статистический отдел, который должен был выполнять все связанные с административной статистикой работы в соответствии с устанавливавшимися на основе соглашения с Центральным статистическим управлением заданиями и планами наркомата.
На протяжении девяти лет с 1930 г. связанная со сбором информации, ее учетом и анализом деятельность была предусмотрена для всех самостоятельных подразделений и управлений НКВД, были созданы аппараты регистрации и учета [3, с. 29].
В 1932 г. в составе ГУГБ НКВД СССР был учрежден Учетно-статистический отдел, который должен был осуществлять оперативный учет, а также вести архив.
Необходимо обратить внимание на то, что в середине 30-х гг. XX в. деятельность информационно-справочного характера была связана с дактилоскопическим, алфавитным и статистическим учетами. Происходило совершенствование, развитие данных видов учета.
Следующий этап развития анализируемой системы приходится на вторую половину прошлого века. В 1961 г. была утверждена Инструкция по учетам в органах внутренних дел, а в 1968 г. после того, как в деятельность ОВД была внедрена вычислительная техника, началось создание вычислительных центров в качестве новых структурных подразделений [4, с. 166].
Утверждение типовой структуры функционирующих при управлениях внутренних дел информационных центров состоялось с принятием МВД СССР 17 мая 1971 г. соответствующего приказа.
Действовавшее в этот период в вычислительных центрах МВД программное обеспечение не вполне соответствовало лучшим достижениям времени, существовавшим в СССР и мире. Однако существовали и разработки, не уступавшие мировым достижениям в соответствующей сфере. К числу подобных разработок следует отнести автоматизированное рабочее место (далее — АРМ) эксперта-криминалиста, систему формирования криминологических прогнозов «Искра», программное обеспечение АРМ руководителя следственного подразделения, следователя, которое было создано специалистами Академии МВД СССР. Несмотря на то, что качественный уровень данных разработок соответствовал лучшим мировым достижениям, их стоимость была в несколько раз ниже.
Примером может являться автоматизированный банк данных профилактического и оперативно-розыскного назначения «Центр». В данном банке применялась информационно-поисковая карта, позволявшая собирать сведения в отношении совершивших преступления лиц, характера посягательств, которые ими совершены, и связей данных лиц.
В 1987 г. состоялась организация архива, в котором были сконцентрированы оперативный архив, документы в отношении личного состава МВД, документы управленческого характера. Общее число данных документов составляло 60 тыс. единиц. В 1988 г. было выделено новое здание в качестве хранилища для их размещения [5, с. 110].
Для того, чтобы повышать ответственность за использование автоматизированных систем, совершенствовать обеспечение органов внутренних дел в информационном отношении, сосредотачивать усилия информационных центров на направлениях работы, являющихся ключевыми, устранять связанные с компьютеризацией недостатки, приказом МВД РСФСР 1991 г. № 104 была утверждена Программа компьютеризации органов внутренних дел.
Данный приказ указывал на необходимость перехода к компьютеризации информационного обеспечения органов внутренних дел от использования в ОВД вычислительной техники, не совместимой в программном отношении, устаревшей и разрозненной [6, с. 71].
Утверждение Положения о штабе МВД России СССР в 1991 г. имело значение для последующего развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел. Предусматривалось наличие в штабе оперативного, организационно-планового и информационно-аналитического управлений.
Приказ МВД России, предусмотревший меры, связанные с созданием и внедрением информационных систем органов внутренних дел, был принят в 1992 г. Необходимо обратить внимание на активную информатизацию всех видов осуществляемой ОВД деятельности в данный период. Так, осуществлялось ведение картотек и экспертно-криминалистических коллекций, централизованных криминалистических, розыскных, оперативно-справочных учетов, начался процесс информатизации деятельности аварийно-спасательных противопожарных служб, автоматизированные системы использовались при учете водительских удостоверений.
В 1995 г. был создан межрегиональный отдел информационного обеспечения при ГУГАИ МВД России. Тогда же состоялось его включение в состав ключевых подразделений. Главный информационный центр стал непосредственно подчиняться МВД России.
В 1995 г. был принят федеральный закон, регламентирующий осуществление в России оперативно-розыскной деятельности1. Ст. 10 данного нормативного правового акта регламентирует информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности, ее документирование. Согласно содержащейся в данной статье норме осуществляющими оперативно -розыскную деятельность органами для решения возложенных на них задач может осуществляться заведение дел оперативного учета, создание информационных систем и их использование.
Приказом МВД России от 13 июня 2002 г. № 562 была утверждена Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 гг.2 Информационное пространство МВД России было сформировано в соответствии с предусмотренными данной Концепцией положениями [8, с. 52].
В 2004 г. для того, чтобы концентрировать усилия на ключевых направлениях, связанных с совершенствованием обеспечения органов внутренних дел в информационном отношении, была разработана Программа, направленная на создание единой информационно-телекоммуникационную системы органов внутренних дел, ориентированная на трехлетний период. Согласно новым задачам Главный информационный центр МВД России в ноябре 2004 г. преобразовывается в Главный информационно-аналитический центр МВД России [9, с. 42-43].
1 Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
2 Об утверждении Концепции развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 годы: приказ МВД России от 13 июня 2002 г. № 562 (утратил силу).
Реализация Программы МВД России по созданию единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел началось в 2005 г. При реализации подпрограмм данной Программы в период с 2005 г. по 2006 г. в территориальных органах были размещены комплексы ИБД-Регион. Были созданы 82 информационных центра регионального уровня, осуществляющих в автоматизированном режиме формирование таких учетов, как криминалистические, розыскные, оперативно-справочные, и их использование. Начала работать федеральная автоматизированная дактилоскопическая информационная система органов внутренних дел (АДИС). В базе данных было сконцентрировано более 32 млн дактилокарт, что обеспечило возможность идентификации каждого четырнадцатого лица, паспортные данные которого были искажены, каждого четвертого
трупа, являвшегося неопознанным, каждого шестого изъятого с мест нераскрытых преступлений следа.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопросам информационного обеспечения в органах внутренних дел всегда уделялось повышенное внимание. Формально система информационного обеспечения начала зарождаться в начале XIX в., однако активное развитие она получила во второй половине ХХ в., когда в повседневную жизнь органов внутренних дел начали внедряться достижения из области компьютерных технологий.
В ходе своего развития подразделения, связанные с информационным обеспечением деятельности полиции (милиции), носили разные названия (регистрационные, статистические, аналитические), но неизменно входили в систему органов внутренних дел, занимая в ней одно из важнейших мест.
Список литературы:
1. Аналитическая работа в территориальных органах МВД России на районном уровне: учебно-методическое пособие / Л. В. Кузнецова, Е. В. Миронов, А. Б. Бояркин. Барнаул, 2017.
2. Андреев Н. Д., Антонов В. В. Совершенствование системы информационного обеспечения сотрудников ОВД: монография. Уфа, 2007.
3. Галяутдинов Р. Ф. Вопросы совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел России в современных условиях // Правовое государство: теория и практика. 2017. № 1 (47).
4. Загайнов В. В., Кононов Ю. Н. Оперативно-аналитическая работа как основа оперативно-розыскной деятельности в современных условиях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 1 (80).
5. Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел: учебное пособие / В. В. Кардашевский, А. А. Морукова, Ю. Н. Сосновская и др. Москва, 2016.
6. Потапенкова И. В. Информационное обеспечение, используемое в деятельности органов внутренних дел: современное состояние // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 12.
7. Саркисян Г. Г. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46).
8. Чекалин А. А. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел // Безопасность информационных технологий. 2016. № 2.