Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
519
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES / ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / INFORMATION COMPUTER SYSTEM / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / INFORMATION SECURITY / INFORMATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Галяутдинов Рустем Флюрович

В статье анализируется эффективность использования информационных ресурсов в повседневной работе органов внутренних дел. Раскрываются основные причины недостаточного уровня информационной поддержки и информационного взаимодействия правоохранительных ведомств. Значимое внимание уделяется выработке мер по обеспечению информационной безопасности, а также вопросам нормативно-правового и ресурсного обеспечения деятельности органов внутренних дел. По данному направлению предлагается необходимый комплекс мероприятий. Также автор рассмотрел место информационных ресурсов МВД России в информационных ресурсах страны. Результатом работы стало определение основных функций государства на пути совершенствования и дальнейшего развития информационных ресурсов органов внутренних дел и обеспечения в целом национальной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Галяутдинов Рустем Флюрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF IMPROVING THE INFORMATION SECURITY OF THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

The article analyzes the effectiveness of the use of information resources in daily work of internal affairs agencies. The main reasons of insufficient information support and insufficient information interaction of law enforcement agencies are revealed. Significant attention is paid to the development of information security measures, as well as to issues of regulatory and resource support for the activities of internal affairs agencies. In this area, the author proposes the necessary set of activities. The author also considers the position of information resources of the Ministry of Internal Affairs of Russia in information resources of the country. The study outcome is the definition of basic functions of the state on the path of improvement and further development of information resources of internal affairs agencies and in general national security efforts.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 340

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ГАЛЯУТДИНОВ Рустем Флюрович

майор полиции, преподаватель кафедры специальной подготовки, Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа, Россия. E-mail: rustiam777@rambler.ru

В статье анализируется эффективность использования информационных ресурсов в повседневной работе органов внутренних дел. Раскрываются основные причины недостаточного уровня информационной поддержки и информационного взаимодействия правоохранительных ведомств. Значимое внимание уделяется выработке мер по обеспечению информационной безопасности, а также вопросам нормативно-правового и ресурсного обеспечения деятельности органов внутренних дел. По данному направлению предлагается необходимый комплекс мероприятий. Также автор рассмотрел место информационных ресурсов МВД России в информационных ресурсах страны. Результатом работы стало определение основных функций государства на пути совершенствования и дальне йше-го развития информационных ресурсов органов внутренних дел и обеспечения в целом национальной безопасности страны.

Ключевые слова: информация, информатизация, информационные ресурсы, информационно-вычислительная система, органы внутренних дел, обеспечение информационной безопасности.

ISSUES OF IMPROVING THE INFORMATION SECURITY OF THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

GALYAUTDINOV Rustem Flyurovich

Police Major, Instructor of the Department of Special Training of the Ufa Law Institute of the MIA of

Russia, Ufa, Russia.

E-mail: rustiam 777@rambler.ru

The article analyzes the effectiveness of the use of information resources in daily work of internal affairs agencies. The main reasons of insufficient information support and insufficient information interaction of law enforcement agencies are revealed. Significant attention is paid to the development of information security measures, as well as to issues of regulatory and resource support for the activities of internal affairs agencies. In this area, the author proposes the necessary set of activities. The author also considers the position of information resources of the Ministry of Internal Affairs of Russia in information resources of the country. The study outcome is the definition of basic functions of the state on the path of improvement and further development of information resources of internal affairs agencies and in general national security efforts.

Key words: information, informational support, information resources, information computer system, internal affairs agencies, information security.

На сегодняшний день сложившаяся практика работы правоохранительных органов по предотвращению, выявлению и раскрытию преступлений, поиску, обнаружению и аресту преступников со всей наглядностью свидетельствуют о несомненной связи между достигнутым уровнем информационного обеспечения поддержки мер по борьбе с преступностью и их конечными результатами. В условиях сложной криминогенной обстановки, роста технического и финансового потенциала преступной среды, повышения изощренности совершаемых противоправных действий, совершенствование информационного обеспечения все больше становится одним из основных инструментов повышения эффективности правоохранительной деятельности, в том числе за счет предоставления возможности телекоммуникационного доступа к взаимосвязанной розыскной, ориентирующей, сигнальной и доказательственной информации, а также создания подразделений по предупреждению преступлений в сфере высоких технологий [1, с. 5].

Отличительная особенность эволюции современного общества - переход от индустриального типа развития к информационному типу. Информация становится таким же важным

ресурсом, как и любые материальные и энергетические блага. Процедура организации социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов получает понятие информатизации [2, с. 264].

К настоящему времени в результате длительной целенаправленной работы в системе органов внутренних дел сформированы значительные информационно-вычислительные ресурсы. В ОВД установлено более 95 тыс. современных электронно-вычислительных машин и эксплуатируется свыше 3400 автоматизированных информационных систем (далее - АИС). В базах данных содержится около 230 млн объектов учета. Создано более 2400 локальных коммуникационных систем. В подразделениях органов внутренних дел разработано более 74 тыс. автоматизированных мест (далее - АРМ), через которые обеспечивается доступ к базам данных АИС, в том числе и по каналам связи. Каждый день автоматизированные системы фиксируют более 700 тыс. самых различных запросов. Общий объем информации, сосредоточенной в автоматизированных контурах АИС, составляет около 600 млн документов. При этом основной объем оперативно-справочной, розыскной и криминалистической информации хранится в федеральных и региональных базах данных общего пользования, созданных в Главном информационно-аналитическом центре МВД России (до ноября 2004 г. - Главный информационный центр) и Информационных центрах УВД субъектов РФ.

Осуществляется активное создание и развитие других составляющих информационно-вычислительной системы (далее - ИВС) и, прежде всего, специализированных территориально-обособленных автоматизированных систем, локальных АИС.

Таким образом, можно утверждать, что накопленные информационные ресурсы и созданный технический потенциал образуют основу информационно-вычислительной системы МВД России, и их применение прочно вошло в практику повседневной деятельности ОВД. В пользу этого говорят и статистические данные: в 1976 г. с помощью криминалистических, розыскных, оперативно-справочных учетов было раскрыто 4% преступлений, в 1996 г. - 25%, в 1999 г. - 43%, в 2002 г. - 60%, в 2008 и 2009 гг. - около 80%.

Развитие информационной поддержки МВД России связано как с созданием в нашем государстве информационного общества, исполнением мероприятий программы «Электронная Россия» (2002-2010 гг.), так и значительным ростом объема накапливаемой, обрабатываемой и хранимой информации в органах внутренних дел. Важные задачи развития информационных ресурсов закреплены Концепцией информатизации органов внутренних дел МВД России до 2012 г. [3] и новой редакцией Программы создания единой информационно-телекоммуникационной системы [4]. Основной задачей информатизации на будущее становится формирование единого информационного пространства, объединение информационных ресурсов различных государственных ведомств, обеспечение работы с информацией в реальном режиме времени.

Вместе с тем, как показывает анализ, эффективность использования имеющихся информационно-вычислительных ресурсов и в целом уровень информационной поддержки оперативно-служебной деятельности нельзя признать достаточными. В частности, эффективность использования федеральных и региональных банков данных общего пользования, как основного звена ИВС, существенно снижена из-за недостаточной полноты сведений, представляемых подразделениями ОВД в названные банки данных. В сочетании с задержками в представлении актуализирующих сведений, это приводит к тому, что в банках отсутствует часть информации, подлежащей постановке на учет, и, в то же время, содержатся данные, утратившие актуальность. Другим серьезным обстоятельством, отрицательно влияющим на эффективность применения информационных ресурсов работниками ОВД, является отсутствие непосредственной возможности доступа пользователей к рабочей информации в реаль-

ном масштабе времени. В структурном отношении ИВС МВД России в существующем виде характеризуется значительной степенью дезинтеграции. Большинство из развернутых в ОВД банков данных и АИС рассредоточены по службам и подразделениям и их информационное взаимодействие между собой осуществляется в крайне ограниченных рамках. В ряде случаев, особенно в звене районных органов, уровень компьютеризации информационной работы настолько низок, что их включение в автоматизированный системный контур практически невозможно.

В целом такое положение приводит к определенной беспорядочности и большим трудозатратам в процессе сбора, хранения и, главное, в использовании информации. В межведомственном аспекте следует также отметить недостаточную информационную согласованность автоматизированных информационных систем, функционирующих в ОВД, с автоматизированными системами других правоохранительных ведомств. Вместе с тем, организация такого взаимодействия, способствовала бы созданию информационно-аналитической базы, соответствующей основным тенденциям криминогенной обстановки в стране (терроризм, коррупция, преступления в сфере экономики, финансов и предпринимательства и др.).

Рассматривая характеристику текущего состояния ИВС МВД России, необходимо остановиться и на вопросе, имеющем принципиальное значение как в части повышения эффективности использования имеющихся в ОВД информационно-вычислительных ресурсов, так и в части дальнейшего развития ИВС. В настоящее время МВД России не располагает в полной мере развитой телекоммуникационной системой современного уровня, позволяющей реализовать широкий спектр новых информационных технологий с обеспечением необходимой степени информационной безопасности.

Отсюда следует, что проблема совершенствования информационного обеспечения деятельности ОВД является весьма актуальной и требует решения двух взаимосвязанных задач:

1. Повышение эффективности использования имеющихся в настоящее время в системе ОВД информационно-вычислительных ресурсов;

2. Развитие ИВС МВД России как интегрированной многоуровневой системы, обеспечивающей максимальную эффективность информационной работы за счет применения современных технических средств и технологий сбора, обработки, передачи и анализа информации.

Решение названных задач требует наличия соответствующей концептуальной платформы, отвечающей требованиям сегодняшнего дня в области информатики.

Основное направление развития ИВС заключается в создании единой структуры, которая позволит обеспечить эффективное функционирование баз данных и автоматизированных информационных систем на основе использования единых подходов и технологий информационного обмена на федеральном и региональном уровнях управления.

Значительное внимание должно быть уделено вопросам обеспечения информационного взаимодействия и безопасности в ИВС на всех стадиях работы с данными, а также вопросам нормативно-правового и ресурсного обеспечения.

Как отмечалось выше, одной из задач, требующих решения в целях совершенствования информационного обеспечения деятельности ОВД, является повышение эффективности использования имеющихся в настоящее время информационно-вычислительных ресурсов. По данному направлению предлагается конкретный комплекс мероприятий:

- повышение актуальности хранимой и обрабатываемой информации, в том числе, за счёт организации и усиления контроля нормативно-правового регулирования порядка обновления сведений в информационных базах данных;

- оцифровка или перевод в цифровой вид бумажных носителей информации, в том числе документов из архивных фондов;

- внедрение современных информационных технологий, успешно проявивших себя в повседневной деятельности ОВД различных уровней;

- пересмотр ведомственных нормативно-правовых актов, определяющих ответственных исполнителей и их функции по различным направлениям развития ИВС с целью обеспечения более эффективного проведения единой технической политики и перехода в перспективе к единой системе управления ИВС;

- оснащение современными программно-техническими комплексами;

- обеспечение с необходимым уровнем информационной безопасности удаленного доступа к базам и банкам данных общего пользования с терминалов, установленных в подразделениях органов внутренних дел;

- внедрение повсеместно автоматизированных систем, в том числе, интегрированного банка данных федерального уровня, автоматизированной системы учёта оружия, автоматизированных банков данных дактилоскопической информации федерального и межрегионального уровней.

Важно отметить, что ИВС, как интегрирующая инфраструктура, не поглощает в себя существующие АИС ОВД, а обеспечивает своими технологическими, программно -техническими, телекоммуникационными и другими средствами их полноценное и эффективное функционирование как в самостоятельном, так и в совместном режимах. Это означает, что множество разрозненных АИС ОВД всех уровней получат возможность с помощью ИВС объединять свои информационные ресурсы для решения своих задач. Совместное функционирование пользователей ИВС должно обеспечиваться интегрированной телекоммуникационной средой. Интеграция информационных ресурсов органов внутренних дел в сочетании с применением современных информационных технологий позволит обеспечить получение комплексной информации об интересующих объектах учета из различных источников с требуемой оперативностью и, тем самым, поднять уровень информационной поддержки деятельности ОВД на качественно новую ступень. Примером тому может служить внедренная информационная система фиксации обращений о происшествиях и преступлениях. В формировании базы, начиная с 2006 г., кроме МВД России, участвуют прокуратура, ФСБ, ФКНС, Министерство юстиции и МЧС.

Помимо своего внутриведомственного значения, решение системной стратегической задачи в виде интеграции обособленных информационных ресурсов создает необходимые предпосылки для расширения работ по взаимодействию информационных ресурсов МВД России с автоматизированными системами других правоохранительных и контрольно-надзорных ведомств РФ. Использование информационных ресурсов МВД России наряду с информационными ресурсами налоговых органов, органов статистики и регистрации имущества позволяет получить полную информацию о субъектах РФ.

Рассматривая уровень информационной обеспеченности, нельзя оставить без внимания еще один важный вопрос. Современные реалии таковы, что информационные ресурсы нередко становятся элементом использования недобросовестных пользователей. Неправомерное получение информации, организация несанкционированного доступа к закрытой для общего доступа информации, разглашение информации, носящей конфиденциальный характер, - характеристики сегодняшнего дня.

Подобное развитие ситуации предъявляет дополнительные требования к развитию информационной базы данных органов внутренних дел. Одной из основных задач становится предотвращение какого-либо неправомерного доступа к информации.

Исследования в этом направлении активно ведутся, в том числе отечественными аналитиками. На сегодня можно сформулировать следующие актуальные направления в сфере обеспечения информационной безопасности:

- мониторинг и прогнозирование информационных потребностей органов внутренних дел, включая потребность информации на международном уровне;

- координация деятельности различных государственных структур по предотвращению незаконной утечки информации через открытые сети;

- разработка и утверждение федеральной программы совершенствования информационных технологий;

- обеспечение безопасного подключения национальных сетей к мировым открытым

сетям;

- определение перечня информации, не подлежащей передаче по открытым незащищенным каналам связи;

- организация контроля за соблюдением присвоенного статуса информации [5, с. 78]. Вышесказанное позволяет констатировать, что выработка государственной политики в

области нормативно-правового регулирования, организация контроля и надзора в области информационного обеспечения, разработка мер координации работ различных государственных ведомств в этом направлении являются основными условиями обеспечения национальной безопасности страны.

Библиографические ссылки

1. Степанов О.А. Правовые основы обеспечения охранительной функции государства в условиях использования новых информационных технологий. М. : Изд. Акад. МВД России, 2000.

2. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. М. : Проспект, 2009.

3. Об утверждении Концепции информатизации органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России до 2012 года. Приказ МВД России от 04.04.2009 № 280 // База данных «Нормативно-правовые акты МВД России».

4. Об утверждении новой редакции программы МВД России «Создание единой информационно -телекоммуникационной системы органов внутренних дел». Приказ МВД России от 20.05.2008 №435 // База данных «Нормативно-правовые акты МВД России».

5. Саитов И.А., Миронов А.Е., Королев А.В. Противодействие важнейшая задача обеспечения информационной безопасности // Вестник национального антитерростического комитета. 2002. № 2. С. 78-79.

References

1. Stepanov O.A. Pravovye osnovy obespechenia ochranitelnoi funksii gosudarstva v usloviah ispolzovania novyh informasionnyh techologi (Legal bases of maintenance enforcement functions of the state in the conditions of the use of new information technologies). M. Izd. Acad. MVD Russia, 2000.

2. Bolchoi uridisheski slovar (Big Law Dictionary), Pod red. A.V. Malko. M. Prospect, 2009.

3. Ob utvergdenii Konsepsii informatizasii organov vnutrennih del RF I vnutrennih voysk MVD Russia do 2012 goda. Prikaz MVD Russia ot 04.04.2009 №280 (Approval of the Concept of Informatization of the Russian law-enforcement bodies and internal troops of the Russian Interior Ministry until 2012. Russian Interior Ministry Order dated 04.04.2009 №280), Basa dannyh Normativno pravovye akty MVD Russia.

4. Ob utvergdenii novoi redaksii programmy MVD Russia Sozdanie edinoy informasionno-telekommunikasionnoy sistemy organov vnutrennih del. Prikaz MVD Russia ot 20.05.2008 №435 (Approval of the amended program of the Russian Interior Ministry Creating a unified information - telecommunication system of law-enforcement bodies. Russian Interior Ministry Order dated 20.05.2008 №435), Basa dannyh Normativno pravovye akty MVD Russia.

5. Saitov I.A., Mironov A.E., Korolev A.V. Protivodeystvie vagneishay zadacha obespechenia informasion-nou bezopasnosti. Vestnik nasionalnogo antiterroristicheskogo komiteta (Countering the most important task of information security. Herald of national anti-terrorism committee, 2002, No. 2, pp. 78-79.

Дата поступления: 12.01.2017 Received: 12.01.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.