Научная статья на тему 'История развития спасательных служб в Кемеровской области'

История развития спасательных служб в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
955
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барова Т. В.

Анализируется история развития горноспасательных, пожарных, туристских, спасательных подразделений, а также современных структур МЧС России в Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития спасательных служб в Кемеровской области»

УДК 351.862.216.3 (09) (571.17)

Т.В.Барова

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кемеровская область с момента своего основания была крупным промышленным урбанизированным регионом с высокой концентрацией производств повышенной опасности. В годы первых пятилеток, войны и послевоенного восстановления Кузбасс выполнял важнейшую функцию снабжения страны углем, металлом, боеприпасами. Форсированный темп работы, износ оборудования, несовершенство технологий, невысокая квалификация ИТР и рабочих, среди которых был высок удельный вес т. н. спецконтингента, определяли высокий уровень аварийности во всех отраслях.

Сверхвысокие, подчас нереальные плановые задания вели к т.н. штурмовщине - непрерывной авральной работе с целью выполнения плана любой ценой. «Штурмы» велись на старом изношенном оборудовании рабочими низкой квалификации. Отсюда - частые несчастные случаи и аварии на производстве. Власть не могла признать своих просчетов или неправильного курса. Проблемы и трудности в развитии бассейна в те годы нередко списывались на «происки врагов народа», деятельность «диверсантов и вредителей».

Вопросы промышленной безопасности, охраны труда вплоть до 1950-х-1960-х годов считались второстепенными и подчинялись главной задаче - дать стране больше угля, металла, пороха. Только в 1945 г. на шахтах Кузбасса произошло 3005 аварий, на миллион тонн добычи приходилось 20 погибших горняков. Кемеровский обком партии констатировал, что «такой ценой, такими жертвами давать уголь мы больше не можем... Аварии настолько возросли, что являются основной причиной срыва добычи угля». Проблема волновала, в основном, местное руководство, из Москвы требовали роста добычи. Минуглепром, как считали в Кузбассе, «за тоннами угля не видит живых людей». Эта установка Центра сохранялась еще долгие годы.

Более спокойная обстановка складывалась в промышленности, где было установлено импортное оборудование (в 1930-е годы при строительстве, после войны - полученное по репарациям), состав спецконтингента был несколько меньшим, а квалификация персонала более высокой. Вместе с тем, стремление выполнить план любой ценой и отрапортовать и здесь вело к крупным авариям. Именно штурмовщина стала причиной взрыва воздухонагревателя строящейся домны № 5 КМК 17 декабря 1959 г. Тогда погибли 55 человек, 23 были тяжело травмированы. Взрывной волной

были разрушены десятки зданий и сооружений. Пуск домны откладывался на неопределенное время. Своих постов лишились первый секретарь обкома партии С.М. Пилипец, секретари обкома Е.З. Разумов и А.М. Лыткин [3].

Во всех случаях для ликвидации последствий аварий были необходимы специально обученные, подготовленные и оснащенные службы. Спасательные работы в шахтах вели горноспасатели, на промышленных предприятиях - ведомственные пожарные части или работники предприятий, подчас не имевшие специальной подготовки и снаряжения.

Вопросами профилактики и межведомственного взаимодействия занимались крайне недостаточно. Инструктаж по технике безопасности на многих предприятиях превратился в формальность. Единый координирующий орган по вопросам промышленной безопасности, предотвращения и быстрой ликвидации последствий техногенных аварий и природных катастроф, как в стране, так и в Кемеровской области до начала 1990-х годов отсутствовал. Также отсутствовали специалисты медицины катастроф.

Самой мощной и обеспеченной службой, призванной обеспечить безопасность населения в СССР была гражданская оборона, официально созданная в 1932 г. как местная противовоздушная оборона (МПВО). В начале 1930-х в Кемерово был создан штаб МПВО, 17 января1957 г. преобразованный в штаб МПВО Кемеровской области. Гражданской обороне уделялось повышенное внимание, иногда в ущерб предотвращению реальных угроз. Так 22 июня 1941 г. после объявления о начале войны в Кемерово начались тренировки по противовоздушной обороне, маскировке объектов от ударов с воздуха и т.п. Трудно представить, что могло угрожать городу, даже зимой 1941 г.

В 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону СССР, соответственно 13 июня 1961 г. постановлением ЦК КПСС, Советом Министров СССР № 639/275 штаб МПВО Кемеровской области переименован в штаб Гражданской обороны Кемеровской области. В напряженные годы холодной войны гражданская оборона стала более актуальной задачей, однако в реальной работе её специалисты (полк химической защиты) проявляли себя лишь при авариях на химических производствах.

Спасением населения при пожарах занимались пожарные части, появившиеся в Мариинске и Куз-

Кузнецке ещё в XIX в.

Старейшей отраслевой спасательной службой были горноспасатели, появившиеся ещё в последней четверти XIX в. в виде добровольных спасательных дружин на угольных шахтах Донбасса. Первая в Кузбассе и на Востоке России спасательная станция была открыта на Анжерских казенных копях в 1907 г.

С 1925 г. Анжерская Сибирская Горноспасательная станция объединила руководство и организацию горноспасательного дела Кузбасса, Восточной части Сибири и Дальнего Востока.

6 июля 1922 г. ВЦИК и Совет народных комиссаров приняли постановление «О горноспасательном и испытательном деле в РСФСР». В 1923 г. горноспасательная станция была организована на Щегловском руднике (г. Кемерово), а в 1924 г.

- в Кольчугине (г. Ленинск-Кузнецкий). 18 июня 1927 г. была создана профессиональная горноспасательная команда на Прокопьевском руднике.

В 1928 г. решением Совнаркома в Сибирском крае была создана Центральная горноспасательная станция (ЦГСС) в г. Ленинске-Кузнецком. В середине 1930-х она по своим масштабам и техническим возможностям была одной из лучших в России и за рубежом. С января 1934 г. ЦГСС в г. Ле-нинске-Кузнецком стала называться Инспекцией ВГСЧ Сибири и Дальнего Востока. В 1934 г. в Новокузнецке был организован Араличевский горноспасательный взвод.

В предвоенные годы в ходе реформирования структуры управления промышленностью и создания отраслевых наркоматов в составе некоторых из них создавались подразделения обеспечивавшие безопасность. Так в наркоматах угольной промышленности Западных районов и Восточных районов СССР создавались управления Военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ).

В годы совнархозов горноспасательные части были разрознены и управлялись децентрализовано, территориально. В угольных бассейнах были созданы горноспасательные отряды, во главе с четырьмя региональными штабами: ВГСЧ Донбасса, ВГСЧ Урала, Башкирии и Карагандинского бассейна, ВГСЧ Сибири и Дальнего Востока, ВГСЧ Средней Азии и ВГСЧ Закавказья.

В 1965 г. горноспасательные части вновь перешли в отраслевое управление: в составе Министерства угольной промышленности СССР было создано Управление ВГСЧ, переименованное в 1974 г. во Всесоюзное управление ВГСЧ. В 1950-е

- 1970-е годы кузбасские горноспасатели, приобретя огромный опыт работы, стали передовым отрядом в своей отрасли и с тех пор именно их задействуют на ликвидации последствий самых сложных аварий в других бассейнах.

Примерно в это же время при горноспасательных взводах впервые начинают формироваться

первые группы специалистов медицины катастроф

- так называемые реанимационно-противошоковые группы (РПГ). В них входили профессиональные врачи - хирурги и анестезиологи. Такие группы работали как «скорые», только обслуживали не простых горожан, а угольные предприятия. Скорая помощь не выезжала ни на разрез, ни на шахту, ни на обогатительную фабрику: уже тогда это была епархия горноспасателей [6].

В 1960-е годы Кемеровская область приобрела популярность как туристский регион. Началось активное освоение самодеятельными группами Горной Шории. Остро встал вопрос о безопасности походов и восхождений.

Первый спасательный отряд на территории Кемеровской области был создан энтузиастом -организатором В. Орфеевым в 1968 г. в Междуре-ченске. Не имея специального транспорта и снаряжения, отряд работал на энтузиазме, испытывая значительные трудности в оказании помощи туристам, терпящим бедствия в горах.

20 июня 1972 г. специальным постановлением Секретариата ВЦСПС от в 45 регионах СССР были созданы контрольно-спасательные службы (КСС) и отряды (КСО) [4].

Тогда же были приняты регламентирующие документы [4]. Кемеровская область, не считалась регионом массового развитого туризма, поэтому не значилась в постановлении. Переговоры с Центральным советом по туризму и экскурсиям, Кемеровским облсовпровфом заняли более года. В 1974 г. была создана туристская контрольноспасательная служба Кемеровского областного совета по туризму и экскурсиям. Контрольноспасательные отряды были созданы в Новокузнецке, Прокопьевске, Междуреченске, Таштаголе. В Анжеро-Судженске и Юрге они действовали на общественных началах.

В феврале 1990 г. после перехода Областного совета по туризму и экскурсиям на коммерческую основу и прекращения его деятельности в вопросах самодеятельного туризма, были сокращены контрольно-спасательные службы. После ходатайства руководства контрольно-спасательных служб перед Кемеровским областным Советом народных депутатов в мае 1990 г. была создана областная КСС.

17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Позднее Совет Министров РСФСР постановлением от 27 декабря 1990 г. образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР). А в соответствии с Указом Пре-

зидента Российской Федерации № 305 от

18.12.1991г. штаб Гражданской обороны Кемеровской области вошел в состав государственного комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям России.

В соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. на базе ГКЧС РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР создается Государственный комитет при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Так в результате всех указанных реорганизаций образовался первый единый федеральный орган исполнительной власти, который объединил при Госкомитете РСФСР Штаб войск гражданской обороны, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также учебные и образовательные учреждения. Помимо этого в июле 1992 г. решением Верховного Совета Российской Федерации при Государственном комитете по чрезвычайным ситуациям была создана Российская поисково-спасательная служба. В октябре 1992 г. приказом председателя ГКЧС С.К. Шойгу в субъектах Федерации были созданы поисково-спасательные формирования, в том числе и Кемеровская областная ПСС с местом дислокации в Междуреченске.

В это же время создается Центральный штаб ВГСЧ угольной промышленности Минтопэнерго РФ, который руководит всеми направлениями деятельности горноспасательных частей. Структура, статус и функциональные обязанности ВГСЧ определены постановлением Правительства РФ от 25 июня 1992 года № 432 [8].

Также в 1992 году создается Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Вслед за этим событием во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 14.06.92 г. № 192 на основании распоряжения главы администрации Кемеровской области от 11.06.92 № 522-р и приказа Главного управления здравоохранения администрации области создается Кемеровский областной Центр медицины катастроф, который стал являться функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Областной центр медицины катастроф уже тогда имел клиническую базу и практически сразу к нему были прикреплены бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности. Сегодня уже можно сказать, что за время его существования специалисты Центра приняли участие в ликвидации около 1200 чрезвычайных ситуаций и оказали медицинскую помощь более 6,5 тыс. пораженным.

8 мая 1993 г. Указом Президента штабы гражданской обороны всех уровней были преобразова-

ны в штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В частности и на территории Кемеровской области образован штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Кемеровской области.

Начало 1994 г. было ознаменовано преобразованием ГКЧС России в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Также продолжалось развитие поисковоспасательной службы МЧС России, укрепление авиационной составляющей сил МЧС России, что позволило принять решение о создании в течение 1994 г. в каждом регионе мобильных десантных подразделений спасателей, находящихся в постоянной готовности к вылету в районы чрезвычайных ситуаций. Оперативным органом обеспечения процесса управления в РСЧС стал Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России.

1 июля 1997 г. штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Кемеровской области был переименован в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Кемеровской области [9].

Не смотря на то, что единая система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях к этому времени была практически сформирована, довольно ощутимо чувствовалась недостаточность финансирования и оснащенности всех ее звеньев. Как следствие, в сентябре 1997 г. Председатель Правительства России обратился со специальным письмом ко всем руководителям субъектов РФ об их личном участии в создании и поддержке местных поисково-спасательных отрядов, их оснащении и содержании за счёт местных бюджетов, имея конечной целью создание таких отрядов в каждом субъекте РФ и, при наличии возможности, в городах и районах.

По этой же причине в 1997 г. начинается ликвидация штабов ВГСЧ областей и бассейнов, начинается реструктуризация ВГСЧ, проходят сокращения части взводов и укрупнение горноспасательных отрядов, которые стали называться отдельными. С этого времени в угольной промышленности функционируют девять горноспасательных отрядов: Отряд быстрого реагирования г. Новомосковск, ОВГСО Печорского бассейна, ОВГСО Ростовской области, ОвГСО Урала, Кемеровский ОВГСО, Прокопьевский ОВГСО, Новокузнецкий ОВГСО, ОВГСО Дальнего Востока и Сахалинский ОВГСО. А немногим позднее Центральный штаб ВГСЧ стал именоваться Федеральным Государственным Унитарным Предприятием.

И лишь в начале 1998 г. впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом «О гражданской обороне» [1].

В начале июля 1999 г. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Кемеровской области вошло в состав Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

К этому моменту все большую роль в становлении единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций начинают играть региональные органы власти. В доказательство тому согласно Распоряжению Губернатора Кемеровской области в 1999 г. был создан Кемеровский поисково-спасательный отряд. Коллектив спасателей Кемеровского ПСО стал решать вопросы спасения людей, материальных и культурных ценностей, а также оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В начале 2002 г. в целях дальнейшей централизации системы предупреждения и действий в условиях чрезвычайных ситуаций Указом президента Управление государственной противопожарной службы Кемеровской области передано в состав Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Кемеровской области с сохранением статуса юридического лица [2].

Еще более окрепло Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Кемеровской области в результате передачи ему функций спасения людей на водных объектах, а следовательно и Государственной инспекции по маломерным судам Кемеровской области.

Свое современное наименование территориальный орган Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приобрел в начале 2005г. - согласно Указу Президента и Приказу МЧС переименован в Главное управление МЧС России по Кемеровской области [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что длительное время единая система ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий отсутствовала, не было ни подготовленных обученных специалистов, ни специальной техники, ни, тем более специалистов медицины катастроф. Не была организована работа по профилактике чрезвычайных ситуаций, все службы, уполномоченные на ликвидацию последствий той или иной аварии, действовали разрозненно независимо друг от друга. Как таковая единая система ликвидации ЧС сформировалась лишь к девяностым годам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года. Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года.

2. Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности.

3. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 6 августа 2004 г. № 372 «Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации».

4. «Положение о туристской контрольно-спасательной службе», утвержденным Президиумом ЦСТЭ 28 ноября 1972 г. (протокол № 17).

5. Демченко Е. Подземный дозор // Деловой Кузбасс. - 2004. - 8 августа.

6. Коновалов А. Забыли про коксовый газ. К 40-летию аварии на КМК// Кузбасс. - 1999. - 17 декабря.

7. Шойгу, С. К. Катастрофы и государство / Сергей Кужугетович Шойгу, Юрий Леонидович Воробьев и Виктор Алексеевич Владимиров . - Москва : Энергоатомиздат(Москва). - 1997. - 159 с.

8. http://scgss.narod.ru/history_vgsch.html.

9. http://www.mchs.gov.ru/article.html?id=11998. - официальный сайт МЧС.

□Автор статьи:

Барова Татьяна Викторовна

- старший преп. каф.

«Государственное и муниципальное управление»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.