О. В. Симцов
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере специальности профиля подготовки «Механизация сельского хозяйства»)
Работа представлена кафедрой педагогики Елабужского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. В. Леонтьев
Экономическое образование на протяжении всей истории развития среднего профессионального образования являлось неотъемлемой частью подготовки специалистов. Необходимость экономической подготовки признавалась на государственном уровне. Содержание экономического образования отражает социально-экономическую политику государства. Знание истории образования является условием его адекватного развития.
Economic education was an integral part of specialists’ training during the whole history of development of secondary vocational education. Necessity of economic training was considered at the national level. Maintenance of economic education reflects a social and economic policy of a state. Knowledge of the education history is the main condition for its adequate development.
Содержание подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования в целом и содержание экономической подготовки в частности всегда определялось потребностями народного хозяйства страны в конкретный исторический период, требованиями, которые предъявляло развивающееся производство к профессиональной компетенции рабочих (служащих). Результаты модернизации содержания образования отражались в основополагающих документах по организации и содержанию процесса обучения: учебных планах и учебных программах.
«Проблема соответствия содержания образования требованиям развития производства решалась путем периодического пересмотра учебных планов (в среднем один раз в семь-восемь лет), введения новых специальностей и специализаций»1 .
Экономическая подготовка всегда соответствовала общественно-политическому и социально-экономическому строю в государстве. Развитие экономической подготовки отражало особенности политического, экономического, социального и культурного пространства страны в разные исторические периоды. Поэтому экономическую подготовку мастеров производствен-ного обучения по ее целям, задачам, требованиям к экономической подготовленности специалистов и, соответственно, содержанию подготовки необходимо подразделять на два исторических периода:
1) период социалистической экономики и социализма как общественно-политического строя: с момента образования индустриальных (индустриально-педагогических) техникумов (1943 г.) и до середины 1990-х гг.;
2) период рыночной экономики: с середины 1990-х гг. и по настоящее время.
«Индустриально-педагогические техникумы для подготовки техников-механиков, мастеров производственного обучения по специальности “Механизация сельского хозяйства” были созданы в 1954 году»2.
В системе среднего профессионального образования в СССР экономической подготовке специалистов уделялось серьезное внимание. Вопросы экономического образования обучающейся молодежи рассматривались на государственном уровне. Принятые в различные годы документы (постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, письма и приказы Министерства образования) имели важное значение в развитии форм, структуры, содержания и методики экономической подготовки студентов средних специальных учебных заведений. Дальнейшее улучшение экономического образования и воспитания людей признавалось одним из приоритетных направлений развития системы образования и необходимым условием развития современного общества.
Наряду с пропагандой успехов и достижений, в различные годы на государственном уровне признавалось наличие и недостатков в экономическом образовании и воспитании. В разных нормативных документах отмечалось, что экономическая подготовка осуществляется только в ходе преподавания экономических предметов и не увязывается органически со всем процессом обучения и воспитания специалистов. Выпускники на рабочих местах недостаточно квалифицированно решают вопросы организации и планирования производства, повышения производительности труда, оценки эффективности внедрения новой техники и технологии, рационального использования материальных и финансовых средств и т. п. Отмечался формализм в экономическом образовании и слабое влияние экономической подготовки на конечные результаты хозяйствования.
Признание определенных недостатков в экономическом образовании и воспитании обучающейся молодежи являлось существенным мотивом развития в различные годы принципов, содержания и методики экономической подготовки обучающихся. В государственных нормативных
документах определялись направления и мероприятия по модернизации экономической подготовки. Указывалось, что экономическую подготовку обучающихся необходимо считать важнейшей и неотъемлемой частью обучения и воспитания будущих специалистов и осуществлять в процессе всей учебно-методической и воспитательной работы, в том числе при преподавании общеобразовательных, общетехнических и, особенно, специальных дисциплин, в ходе курсового и дипломного проектирования, а также производственного обучения и внеучебной работы. В учебных программах дисциплин отражать вопросы экономического обоснования изучаемой технологии производства; в программы производственных практик включать конкретные задания по вопросам экономики и организации производства. Преподавательские кадры по экономическим дисциплинам подбирать из числа лиц, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в отрасли; повышать их квалификацию непосредственно на производстве. Вопросы экономической подготовки учащихся обсуждать на педагогическом совете учебного заведения не реже одного раза в семестр. При проведении занятий по экономическим дисциплинам больше уделять внимания связи обучения с жизнью, с производством. На занятиях по специальным дисциплинам проводить расчеты по экономическому обоснованию технологических решений, рассматривать экономические характеристики машин, механизмов, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов. Кроме образовательной, отмечалась необходимость реализации и воспитательной компоненты. Указывалась необходимость воспитывать у обучающихся хозяйственное отношения к социалистической собственности, чувство хозяина страны, высокой экономической культуры, умения работать эффективно и качественно, на совесть.
К документам, оказавшим существенное влияние на развитие форм, содержания
и методики экономической подготовки студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, относятся:
1. Инструктивное письмо Министерства высшего образования СССР от 23 июля 1957 г. № Т-13/1376 «Об улучшении экономического образования учащихся средних специальных учебных заведений».
2. Приказ министра высшего и среднего специального образования СССР от 23 июля 1963 г. № 243 «Об улучшении экономической подготовки учащихся средних специальных учебных заведений».
3. Постановление Центрального Комитета ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов и Центрального Комитета ВЛКСМ от 17 июня 1982 г. № 548 «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся».
4. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 2 августа 1982 г. № 884 «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся».
Государство, в лице органов высшего руководства, ставило перед системой образования соответствующие цели и задачи экономической подготовки обучающихся, основываясь на которых органы управления образованием формировали тактику и стратегию развития экономического обра-зования.
Значительное внимание уделялось экономической подготовке в ходе дипломного проектирования. В каждом задании на дипломный проект должна быть предусмотрена разработка вопросов экономики, организации производства и техники безопасности.
Особое внимание уделялось экономической подготовке учащихся средних специальных учебных заведений в процессе производственного (профессионального) обучения. Основной формой экономического образования и воспитания в данном
направлении являлось участие обучающихся в процессе производственного обучения в производительном труде по выпуску товарной продукции. Обучающиеся направлялись на практику на производственные предприятия на оплачиваемые рабочие места. Непосредственно на предприятии обучающиеся должны были знакомиться с организацией труда и экономикой производства. При этом наряду с мастером производственного обучения силами инженерно-технических работников организовывались консультации по проблемам экономики производства.
Необходимость экономического образования обучающейся молодежи была признана на государственном уровне. Стране нужны были специалисты, умеющие «квалифицированно решать задачи экономики, научной организации труда и управления производством»3.
В 1980-е гг. в требованиях к организации экономической подготовки впервые появились формулировки, которые отражали надвигающиеся социально-экономические преобразования в государстве. Констатировалось, что экономическое образование призвано активно способствовать формированию современного экономического мышления, социалистической предприимчивости и деловитости, широкому участию трудящихся в управлении производством ит. п.
Большое значение придавалось практической направленности экономического образования. Признавалось, что изучение теории и экономической политики необходимо вести в тесной связи с жизнью, с конкретными задачами коллективов. Экономическая учеба должна давать ответы на вопросы: «Как лучше, эффективнее организовать работу на каждом конкретном уча -стке?», «Что и как нужно сделать для повышения производительности труда, строжайшей экономии материальных и трудовых ресурсов на данном производстве в данной отрасли?».
Вместе с тем содержание экономической подготовки в период социализма характеризовалось значительной долей идеологи-зированности и догматизма. В основу формирования содержания экономического образования были положены теория марксизма-ленинизма, экономическая политика КПСС, коммунистическое движение, критика буржуазных теорий и непримиримость к иной идеологии в лице капиталистического способа производства и образа жизни, противопоставление экономики социалистического и капиталистического общества в пользу преимущества социали -стической системы хозяйствования перед капиталистической. Преподавание экономических дисциплин рассматривалось как одно из направлений идейно-политического воспитания обучающихся, как средство формирования марксистско-ленинского мировоззрения. На первый план выступали идеологические и социально-политические факторы развития экономической подготовки. Особенно явно это проявлялось в содержании дисциплины «Политическая экономия». Содержание курса политической экономии: экономические понятия, определения, категории и законы, как единственно верные и объективные, всегда рассматривались только с позиций экономики социализма. Содержание экономической подготовки мастеров производственного обучения по экономике отрасли также в значительной степени отражало идеологическую составляющую.
В 1970-х гг. экономическая подготовка мастеров производственного обучения кро -ме отраслевой экономической подготовки (по профилю деятельности техника-механика) включала подготовку по направлению экономики профессионально-технического образования в объеме 20 учебных часов. В содержание учебной программы были внесены вопросы экономики, организации и планирования профессиональнотехнического образования: финансирование и материально-техническое обеспече-
ние, организация труда и заработной платы, планирование производственной деятельности учебного заведения; организация учебных хозяйств и др. Однако в 1980-е гг. данное направление экономической подготовки мастеров производственного обучения было исключено из образовательной программы и в последующие этапы развития образования не получило распространения.
1990-е гг. - период глубоких социально-политических преобразований и радикальной экономической реформы. Появляется рыночный сектор экономики, развивается предпринимательство, совершенствуются и формируются новые формы и методы организации и управления производством. Преобразования в экономике неизменно находили свое отражение в содержании экономической подготовки мастеров производственного обучения в обра-зовательных учреждениях среднего профессионально-педагогического образования. Исключается из программы подготовки дисциплина «Политическая экономия» и вместе с ней практически полностью идеологический компонент в содержании экономического образования. Вместе с тем происходит сокращение вдвое экономической подготовки в рамках гуманитарного и социально-экономического образования.
В начале 1990-х гг. была значительно усилена практическая составляющая общепрофессиональной экономической подготовки мастеров производственного обучения. Объем практической подготовки (практические занятия, курсовая работа) увеличен относительно предыдущего пери -ода на 100-150%. При изучении экономических дисциплин на практическое обучение рекомендовалось обращать особое внимание.
С 1995 г. с внедрением новой структуры общего гуманитарного и социальноэкономического образования содержанием экономической подготовки мастеров производственного обучения частично становится рыночная экономика как система
экономических отношений, в основе которой лежат товарно-денежные отношения, множественность форм собственности, свобода конкуренции и предпринимательства. Полностью осуществлен отход от марксистско-ленинского толкования экономики, сравнения и противопоставления экономики социалистического и капиталистического общества.
В 1997 г. с внедрением в системе среднего профессионального образования государственных образовательных стандартов первого поколения рыночная экономика стала содержанием всей экономической подготовки мастеров. Однако данный этап развития экономического образования в образовательных учреждениях среднего профессионально-педагогического образования характеризуется снижением объема экономической подготовки относительно предшествующего периода. Вместо типовой учебно-программной документации вводится примерная. Вопрос отбора содержания экономического образования мастеров производственного обучения, а также его соответствия профилю (отрасли) подготовки решался на уровне образовательного учреждения преподавателями. При этом должны были учитываться применяемые в конкретной отрасли хозяйства средства производства, методы и формы технологии, характер и организация труда. Также в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов образовательные учреждения имели право вносить дополнения и изменения в содержание учебного материала и перечень практических занятий.
Исходя из современного подхода к структуре профессиональной образова-тельной программы среднего профессионального образования, экономическая подготовка мастеров производственного обучения на протяжении всего периода существования проводилась в рамках социально-экономического образования, а также в рамках общепрофессиональной подготовки.
Анализ структуры и содержания экономической подготовки мастеров производственного обучения в образователь-ных учреждениях среднего профессионально-педагогического образования (на примере специальности профиля подго-
товки «Механизация сельского хозяйства») в различные исторические периоды позволил разработать хронологию развития экономической подготовки мастеров производственного обучения (табл. 1).
Таблица 1
Хронология развития экономической подготовки мастеров производственного обучения
Исторический период Наименование дисциплин экономической подготовки
1954-1982 гг. 1. Политическаяэкономия. 2. Экономика, организация и планирование сельскохозяйственного производства
1983-1989 гг. 1. Политическаяэкономия. 2. Экономика сельского хозяйства. 3. Организация, планирование и управление в сельскохозяйственных предприятиях
1990-1994 гг. 1. Основы общественных наук (раздел «Основы экономической теории»). 2. Экономика сельского хозяйства. 3. Организация производства и управления на сельскохозяйственных предприятиях
1995-1996 гг. 1. Основыэкономики. 2. Экономика сельского хозяйства. 3. Организация производства и управления на сельскохозяйственных предприятиях
1997-2001 гг. 1. Основыэкономики. 2. Экономика и управление предприятием
2002 г. - по настоящее время 1. Основыэкономики. 2. Экономика отрасли
Содержание экономической подготов-ки по социально-экономическим дисциплинам, которые в различные исторические периоды были разными («Политическая экономия», «Основы общественных наук», «Основы экономики»), являлось единым для всех отраслей (профилей) подготовки мастеров производственного обучения на протяжении всей истории существования данных дисциплин в учебных планах. Содержание экономического образования в рамках общепрофессиональной подготовки всегда соответствовало экономике оп-ределенной отрасли, по которой готовились мастера производственного обучения (сельское хозяйство, автомобильный транспорт, сварочное производство и т. д.), и наряду со стандартными экономическими законами, категориями, понятиями обязательно отражало специфику экономики
этой отрасли. Название отрасли отражалось в наименовании дисциплины.
Система среднего профессионального образования в СССР характеризовалась единством содержания образования для каждой специальности. В постсоветской истории среднего профессионального об -разования единство содержания и объемов подготовки специалистов по специальностям обеспечивалось и обеспечивается по настоящее время государственными образовательными стандартами. Поэтому есть все основания считать, что принципы определения содержания образования, в том числе и экономического, для образовательных учреждений среднего профессионально-педагогического образования были еди-ными. Следовательно, результаты исследования истории развития содержания экономической подготовки мастеров производ-
ственного обучения в образовательных учреждениях среднего профессионально-педагогического образования, осуществленные на примере специальности «Механи-
зация сельского хозяйства» (табл. 1.), справедливы для всех отраслей (профилей) подготовки мастеров производственного обучения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 История среднего профессионального образования в России/ Рук. Авт. кол. В. М. Жураков-ский. М.: НМЦ СПО, 2000. С. 344.
2 Организация и методика производственного обучения в СПТУ: Методическое пособие/ В.В. Ширяев, С.В. Кашин, А.М. Литвиненко, С.Б. Харченко. М.: Высшая школа, 1974. С. 9.
3 Среднее специальное образование: Сб. основных постановлений, приказов, инструкций/ Под ред. А. А. Богданова. М.: Высшая школа, 1970. С. 10.