ПОДГОТОВКА МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
ЖУКОВ Г.Н.
Статья посвящена вопросам подготовки будущих мастеров производственного обучения образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования. Проанализированы потенциальные условия штата мастеров в этих образовательных учреждениях.
Подготовка будущих мастеров производственного обучения для образовательных учреждений НПО и СПО осуществляется в системе профессионально-педагогического образования (ППО). И, как традиционно считается, мастер производственного обучения - это ключевая фигура, главный учитель профессии в профессиональном образовательном учреждении.
Характерными чертами мастера являются его профессиональная компетентность и высокий профессионализм, ответственность за выполняемое дело по профессиональному воспитанию подрастающего поколения. Так было и, наверное, останется в будущем. Тем более мастер производственного обучения становится сегодня одной из ключевых фигур в подготовке конкурентоспособных рабочих для инновационной России.
Мастер производственного обучения сегодня - это не рабочий или специалист высокой квалификации, пришедший с производства и освоивший азы педагогики. Мастер сегодня имеет более высокий уровень профессионального образования (среднее или высшее) или даже специальное профессионально-педагогическое образование. Как показал Первый Всероссийский конкурс «Мастер года - 2009», прошедший в 2009 году в г. Ульяновске, среди данной категории педагогических работников появились кандидаты педагогических наук, аспиранты и соискатели ученых степеней.
В средствах массовой информации нередко говорится о роли мастера производственного обучения как аналоге профессора в вузе. И ряд высокопоставленных чиновников клялись даже уровнять и их заработную плату, но, правда, дальше разговора дело не пошло.
Что на самом деле скрывается за внешне восторженными характеристиками мастера, благополучными фразами о нем и его роли в профессиональном образовании. Во-первых, приведенное мнение о мастере, как о главном учителе профессии, поддерживается сегодня далеко не всеми педагогическими работниками, и в образовательных учреждениях существует скрытый конфликт «преподаватели - мастера», который проявляется чаще всего в том, что мастер, завершающий то, что уже сформировали на теоретическом уровне преподаватели, несет главную ответственность за конечный результат подготовки. И если существуют проблемы в качестве подготовки будущих рабочих, так это дело рук мастера - не довел до конца начатое педколлективом, особенно в части воспитания учащихся. Во-вторых, мастер, как правило, преобладающе имеет среднее профессионально-педагогическое или среднее профессиональное образование (более 50%). В образовательной структуре мастеров присутствует также высшее профессиональное или профессионально-педагогическое образование, начальное профессиональное образование и просто уровень общеобразовательной школы. Такого нет ни у одной педагогической должности в системе образования России. Таким образом, статус мастера производственного обучения в педагогических коллективах профессиональных образовательных учреждений объективно и субъективно несколько занижается. В-третьих, мастер, в отличие от преподавателя, постоянно занят не столько теоретической частью предстоящего учебного занятия, сколько организационными, практическими аспектами: нужно и план занятия иметь, и солидную учебно-материальную базу содержать, обновлять и совершенствовать ее, заботиться о технике безопасности и т.д. В-четвертых, сегодня мастеру необходимо быть предпринимателем, так как требуется не только наличие оборудования, но необходимо сырье, материалы для изготовления продукции в учебно-производственных мастерских и наконец, знание, что изготовлять в процессе практики. И это далеко не все.
В отличие от преподавателя-предметника, который обучает одной дисциплине, мастер производственного обучения всю свою деятельность направляет на освоение будущими рабочими конкретной профессии. Да и количество учебных часов практического обучения ни
The article is dedicated to the questions of future masters of production training for educational establishments of elementary and secondary professional education. The condition of the masters’ staff potential in these educational establishments is being analysed.
сравнить ни с каким теоретическим предметом.
Как видим, чтобы работать в такой непростой образовательной среде и осуществлять сложную, интегрированную деятельность, мастеру необходимо иметь специальное профессионально-педагогическое образование, быть очень организованным и, самое главное, постоянно совершенствовать теоретические и практические аспекты своей деятельности, свой культурный уровень. Стандартная профессионально-педагогическая подготовка мастера производственного обучения по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» включает психолого-педагогическую составляющую, отраслевую подготовку и подготовку по рабочей профессии.
Как показывают социологические исследования, сегодняшним мастерам производственного обучения нелегко работается и живется, им даже некогда сходить в театр или музей, познакомиться с художественной и публицистической литературой, а требования растут, контингент учащихся усложняется.
Что делать? Безусловно, необходимо в первую очередь осуществлять качественную и количественную подготовку мастеров производственного обучения в рамках среднего и высшего профессионально-педагогического образования, которое специально для этого разработано. И в этом контексте особенно большое значение имеет федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям»), согласно которому ведется подготовка будущих мастеров.
Сегодня в России около 14% мастеров производственного обучения имеют среднее профессионально-педагогическое образование, около 12% - высшее профессиональнопедагогическое образование. В Кемеровской области, соответственно, 16,8% и 10,2%. Как видим, эти цифры не сопоставимы с уровнем педагогического образования среди преподавателей гуманитарного цикла в профтехучилище или учителей, например, в школе.
Подготовка мастеров производственного обучения в Кузбассе осуществляется в Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже и в филиале Российского государственного профессионально-педагогического университета, расположенном на базе колледжа и осуществляющего подготовку с конца 1990-х годов. Правда, темпы «наполнения» рынка данными специалистами пока не совсем соответствуют потребностям. До 30% ставок мастеров в профессиональных училищах остаются вакантными и используются для совмещения и совместительства, в основном внутреннего.
Уже длительное время периодически возникают дискуссии о том, что представляет собой мастер производственного обучения сегодня, является ли мастер только инструктором по профессии или же должен быть и воспитателем, то есть владеть педагогическими технологиями (обучения и воспитания) будущих рабочих?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно обратиться к характеристике обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования. В социологических исследованиях (И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко), проведенных в 2000-2010 годах, отмечается, что сегодня продолжает расти число обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях (29,4%), имеющих отца (44,6%), проживают без родителей (3,7%). В целом семьи обучающихся также не назовешь благополучными, так как абсолютное большинство их (80%) никак не входят даже в среднее сословие России.
Если обратиться к реальным учебным группам образовательных учреждений, то картина становится еще более контрастной: обучающиеся из групп риска могут составлять до (70-80%) от общего числа, а количество детей-сирот - 20% и более.
Исходя из этого, положительным моментом можно считать выделение в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования третьего поколения по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» такой деятельности будущего мастера, как «Педагогическое сопровождение обучающихся в урочной и внеурочной деятельности», содержанием которой является осуществление им педагогического наблюдения и диагностики, интерпретирование полученных результатов, организация различных видов внеурочной деятельности и общения обучающихся. То есть то, что в профессиональной деятельности мастера ранее выделялось как воспитание.
Правда, переход от традиционного мастера, как воспитателя будущих рабочих, к мастеру -«сопроводителю» будущих рабочих в освоении профессии несколько понижает его роль в их профессиональном воспитании, и может ограничить его деятельность только диагностикой и корректировкой профессиональных знаний, умений и навыков.
Как же в реальной действительности мастеру производственного обучения осуществлять воспитательную работу вообще и с учащимися из группы риска в частности? Госстандарт не дает однозначного ответа по этому поводу.
Другой вопрос: достаточно ли сегодня мастеру производственного обучения отраслевого среднего профессионального или высшего профессионального, а не профессиональнопедагогического образования? Некоторые управленцы профессионального образования считают это вполне достаточным, предполагая, что специалист с таким уровнем технического (отраслевого) образования придя в профучилище, техникум, может освоить сам или через систему повышения квалификации психолого-педагогический цикл государственного стандарта по подготовке мастера. Однако практика показывает, что реально полностью перестроить личность, сложившуюся в процессе своей предыдущей деятельности инженера или техника, на имеющую нужный уровень профессионально-педагогическую деятельность часто не удается. Именно поэтому, по меньшей мере, наивно надеяться на такой вариант качественного комплектования кадрового корпуса мастеров производственного обучения, а проблемы с воспитанием будущих рабочих в образовательных учреждениях НПО являются достаточно рельефными и в последнее десятилетие - постоянными.
Подготовка, повышение квалификации и переподготовка мастеров производственного обучения - это те формы, которые сегодня активно используются. Какие же из них более действенные и эффективные? На наш взгляд, системообразующей является именно подготовка мастеров в рамках профессионально-педагогического образования (среднего и высшего). Только насыщая рынок труда такими специалистами по различным направлениям их отраслевой подготовки, мы сможем обеспечить администрацию профессиональных учебных заведений возможностью выбора вариантов комплектования кадрового ресурса мастерами, которые специально подготовлены для этой деятельности. Повышение же квалификации должно строиться на обучении именно тех мастеров производственного обучения, которые уже имеют профессионально-педагогическую подготовку. Иначе непонятно, что можно повышать в квалификации мастера, имеющего базовое техническое (отраслевое) образование. В то же время в системе повышения квалификации сегодня фактически ведется переподготовка мастеров, имеющих образование по отраслевому профилю, по должности, но не по образованию, имеющему профессионально-педагогическую направленность.
Что касается переподготовки: этот процесс должен идти постоянно и параллельно с подготовкой мастеров производственного обучения. Переподготовка - это все же вспомогательный процесс, направления которого определяются потребностями рынка труда или потребностями личности, и хорошо, если этот процесс будет осуществляться для работников, имеющих возрастной ценз 25-30 лет, так как в этом возрасте специалист еще может сменить мотивы своей профессиональной деятельности. В более же зрелом возрасте сложившиеся жизненные стереотипы, скорее всего, не позволят этого сделать. Хотя формально переподготовка произойдет.
Как уже было отмечено ранее, мастер производственного обучения, как ни один педагогический работник, имеет разные уровни своего образования. Это связано с отсутствием единых требований к уровню образования мастера. Должность же мастера, согласно типовому Положению об образовательном учреждении НПО, где записано, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее или высшее профессиональное образование, сегодня может занять любой выпускник отраслевого ссуза или вуза. Относительно профессионально-педагогического уровня образования мастера производственного обучения в Положении не сказано ни слова.
Когда-то в СССР существовало даже Положение о мастере производственного обучения, в котором подчеркивалась его ключевая и определяющая роль в подготовке и воспитании будущих рабочих. Сегодня таких документов нет, и именно отсюда следует достаточно эксклюзивное состояние требований к мастеру.
Как видим, подготовка будущих рабочих, осуществляющих свой первый выход на рынок труда, при существующем состоянии института мастеров производственного обучения в НПО имеет ряд проблем, которые необходимо решать. Доведение квалификации выпускников системы НПО до качества, удовлетворяющего работодателя, - сегодня очень актуальная задача, и роль мастера в ее решении достаточно велика. Настало время, когда необходимо обратить особое внимание именно на систему и качество подготовки будущих мастеров производственного обучения для образовательных учреждений НПО и СПО, на их аттестацию и повышение квалификации, потому что только так мы сможем что-то изменить в подготовке рабочих для инновационного развития России.
Библиографический список:
1. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Феникс, 1994.
2. Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Основные тенденции развития образования за рубежом: Аналитический доклад. - М.: Изд-во УРАО, 1998.
3. Вульфсон Б.Л. Интернационализация общественной жизни в современном мире и образование // Образование в современном мире на пороге XXI века: Сб.науч.тр. / Под ред.
З.А. Мальковой, Б.Л. Вульфсона. - М.: АПН СССР, 1991.
Ключевые слова: мастера производственного обучения, подготовка мастеров производственного обучения, социально-экономические условия, образовательная среда.
Keywords: masters of inservice training, preparation of masters of inservice training, social and economic conditions, the educational environment.