Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования'

Организационно-педагогические условия развития профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / MASTER OF PRODUCTION TRAINING / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / ПОЗИЦИЯ / POSITION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL POSITION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / FURTHER PROFESSIONAL TRAINING / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / VALUE ATTITUDE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / EDUCATIONAL EVENT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомаз Злата Анатольевна

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, реализуемые в процессе профессиональной переподготовки, способствующие развитию профессионально-педагогической позиции мастеров производственного обучения и преподавателей. Уточняется понятие профессионально-педагогической позиции как личностного образования. Подчеркивается, что развитие профессионально-педагогической позиции у преподавателей и мастеров производственного обучения основывается на выделении гуманистической позиции, направленной на осознание ценности себя как специалиста, ценности обучающегося, осознанном овладении технологиями обучения, способами реализации содержания обучения, включающих в себя систему эффективных форм, методов и средств обучения. Представлены условия развития профессионально-педагогической позиции. Определяется, что наиболее эффективной является профессиональная переподготовка, которая позволяет систематизировать формы и методы, направленные на развитие профессионально-педагогической позиции. Уровень сформированности профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения связан с развитием субъектных характеристик их личности: активностью, способностью к целеполаганию, свободой выбора и ответственностью за него, осознанием собственной уникальности, пониманием и принятием другого, саморазвитием на основе рефлексивных механизмов, а также развитием профессиональной самооценки, уровнем профессиональных притязаний, развитием психолого-педагогических компетенций, информационных и предметно-действенных компетентностей, рефлексии. Успешность организационно-педагогических условий, создаваемых в процессе профессиональной переподготовки, обоснована развитием личностной рефлексии преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомаз Злата Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL POSITION AMONG TEACHERS AND MASTERS OF INSERVICE TRAINING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the organizational and pedagogical conditions which are realized in process of professional training and development of professional pedagogical position among trainers and teachers. It clarifies the concept of professional pedagogical position as personal education. It emphasizes the development of professional pedagogical position among teachers and masters of production training which is based on the humane position aimed at creating awareness in the value of an expert, the value of a student, conscious mastery in teaching technologies, methods of teaching content that include the system of effective educational forms, techniques and means. The article says about conditions for development of professional pedagogical position. It is stated that further professional training is the most effective means that allows to systematize forms and methods aimed at development of professional pedagogical position. Formation of professional pedagogical position among teachers and trainers is associated with development of subjective characteristics of their personality such as active position, ability for goal setting, freedom of choice and responsibility for it, self-awareness, uniqueness, understanding and acceptance of the other, self-development based on reflective mechanisms and the development of professional self-esteem, level of claims, development of psycho-pedagogical competences, information and subject-effective competencies and reflection. The success in organizational and pedagogical conditions that are created in the process of further professional training is determined by the development of personal reflection among teachers and masters of production training of professional educational organizations.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования»

Богомаз Злата Анатольевна ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...

УДК 377.4

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Богомаз Злата Анатольевна, аспирант кафедры «Педагогика» Тихоокеанский государственный университет (680035, Россия, Хабаровск, улица Тихоокеанская, 136, e-mail:zlatabogomaz@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, реализуемые в процессе профессиональной переподготовки, способствующие развитию профессионально-педагогической позиции мастеров производственного обучения и преподавателей. Уточняется понятие профессионально-педагогической позиции как личностного образования. Подчеркивается, что развитие профессионально-педагогической позиции у преподавателей и мастеров производственного обучения основывается на выделении гуманистической позиции, направленной на осознание ценности себя как специалиста, ценности обучающегося, осознанном овладении технологиями обучения, способами реализации содержания обучения, включающих в себя систему эффективных форм, методов и средств обучения. Представлены условия развития профессионально-педагогической позиции. Определяется, что наиболее эффективной является профессиональная переподготовка, которая позволяет систематизировать формы и методы, направленные на развитие профессионально-педагогической позиции. Уровень сформированности профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения связан с развитием субъектных характеристик их личности: активностью, способностью к целеполаганию, свободой выбора и ответственностью за него, осознанием собственной уникальности, пониманием и принятием другого, саморазвитием на основе рефлексивных механизмов, а также развитием профессиональной самооценки, уровнем профессиональных притязаний, развитием психолого-педагогических компетенций, информационных и предметно-действенных компетентностей, рефлексии. Успешность организационно-педагогических условий, создаваемых в процессе профессиональной переподготовки, обоснована развитием личностной рефлексии преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций.

Ключевые слова: мастер производственного обучения, преподаватель, позиция, профессионально-педагогическая позиция, профессиональная переподготовка, организационно-педагогические условия, саморазвитие, ценностное отношение, личность, рефлексия, образовательное событие, педагогическое взаимодействие.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL POSITION AMONG TEACHERS AND MASTERS OF INSERVICE TRAINING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

© 2017

Bogomaz ZlataAnatolyevna, postgraduate student of Department of «Pedagogy»

Pacific State University (680035, Russia, Khabarovsk, street Pacific, 136, e-mail:zlatabogomaz@yandex.ru)

Abstract. The article discusses the organizational and pedagogical conditions which are realized in process of professional training and development of professional pedagogical position among trainers and teachers. It clarifies the concept of professional pedagogical position as personal education. It emphasizes the development of professional pedagogical position among teachers and masters of production training which is based on the humane position aimed at creating awareness in the value of an expert, the value of a student, conscious mastery in teaching technologies, methods of teaching content that include the system of effective educational forms, techniques and means. The article says about conditions for development of professional pedagogical position. It is stated that further professional training is the most effective means that allows to systematize forms and methods aimed at development of professional pedagogical position. Formation of professional pedagogical position among teachers and trainers is associated with development of subjective characteristics of their personality such as active position, ability for goal setting, freedom of choice and responsibility for it, self-awareness, uniqueness, understanding and acceptance of the other, self-development based on reflective mechanisms and the development of professional self-esteem, level of claims, development of psycho-pedagogical competences, information and subject-effective competencies and reflection. The success in organizational and pedagogical conditions that are created in the process of further professional training is determined by the development of personal reflection among teachers and masters of production training of professional educational organizations.

Keywords: master of production training, teacher, position, professional pedagogical position, further professional training, organizational and pedagogical conditions, self-development, value attitude, personality, reflection, educational event, educational interaction.

Дополнительное профессиональное образование является одним из этапов профессионального становления педагога, поскольку ориентировано на передачу и усвоение определённых профессиональных и общих компетенций, а также педагогических технологий, направленных на развитие личности обучающегося.

Для специалистов, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях среднего профессионального образования, но не имеющих педагогического образования, - это еще и этап, который позволяет преподавателям профессиональных дисциплин (далее - преподаватели) и мастерам производственного обучения осознать свою позицию не только как носителя профессиональных знаний, умений и навыков, но и как педагога, наставника, тьютора, что соответствует положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] и требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профес-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

сионального образования и дополнительного профессионального образования» [2].

С целью получения знаний по дисциплинам психолого-педагогического цикла специалисты обращаются в систему дополнительного образования для обучения на курсах профессиональной переподготовки. Особое значение на этих курсах отводится созданию организационно-педагогических условий, направленных на соотнесённость себя с педагогической профессией, развитием профессиональных компетентностей, способствующих развитию профессионально-педагогической позиции.

При решении задачи развития профессионально-педагогической позиции у преподавателей и мастеров производственного обучения, в первую очередь, слушателям необходимо определиться с гуманистической позицией, направленной на осознание ценности себя как специалиста, ценности обучающегося, овладеть технологиями обучения, то есть способами реализации

Богомаз Злата Анатольевна педагогические

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ... науки

содержания обучения, включающего в себя систему эффективных форм, методов и средств обучения. Осознать цель взаимодействия субъектов образовательного процесса, которая для преподавателей и мастеров производственного обучения состоит в том, чтобы создать условия для проявления универсальных личностных способностей будущих специалистов, с учётом природной организации, конкретного социального окружения, индивидуальных предпочтений и ценностных ориентаций. Осознание своего влияния на развитие личности обучающегося, выделение значения педагогических условий как основы взаимодействия в образовательном процессе определяет для педагогов ситуацию принятия профессионально-педагогической позиции как профессионально значимой характеристики собственной педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая позиция педагога является интегральной характеристикой личности, отражающей суть процесса профессионализации, и формируется в конкретной профессиональной педагогической среде, создаваемой на курсах переподготовки. Профессионально-педагогическая позиция - это личностное образование, базируется на развитии ценностно-смысловых отношений к педагогической профессии, которое, развиваясь, характеризуется отношением педагога к себе, личности обучающегося и к собственной профессиональной деятельности, качеству её выполнения.

Несомненно, профессиональная переподготовка в области педагогики представляет собой единство различных компонентов, направленных не только на передачу профессиональных знаний, умений и навыков, развитие педагогического мышления, но и на приобщение мастеров производственного обучения и преподавателей к педагогическим ценностям, развитию их эмоционально-волевой сферы. Всё это играет определяющую роль в профессиональной деятельности педагога и требует от специалиста, не имеющего педагогического образования, эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым мировоззренческим и профессиональным понятиям, выработки на их основе системы нравственных ориентаций и ценностей, которые становятся мотивами профессиональной деятельности.

Как правило, к моменту начала обучения на курсах профессиональной переподготовки у мастеров производственного обучения и преподавателей, работающих в системе профессионального образования, уже сложилась определённая система ценностных ориентаций, на основе которой они структурируют своё поведение и формируют модель своей профессиональной деятельности. Это, несомненно, серьёзный багаж, индивидуальный опыт, своего рода ресурс дальнейшего профессионального развития педагогов.

И, на наш взгляд, этот ресурс в условиях профессиональной переподготовки необходимо дополнить знаниями, умениями и навыками педагогической деятельности, чтобы затем преподаватель и мастер производственного обучения мог их использовать в целях преобразования своего опыта профессиональной деятельности и успешного развития профессионально-педагогической позиции.

Говоря о процессе развития профессионально-педагогической позиции, нельзя забывать о том, что необходима ориентация профессиональной переподготовки не только на подготовку специалиста, но и на максимальное развитие личности самого педагога, поскольку эффективность непрерывного образования заключается, в первую очередь, не в получении информационной поддержки, а в содействии профессионально-личностному росту мастеров производственного обучения и преподавателей.

Профессионально-педагогическая позиция мастеров производственного обучения и преподавателей, мы полагаем, может развиваться несколькими путями, в том 28

числе, через самообразование, в ходе практической деятельности педагога, в рамках корпоративного обучения сотрудников в образовательном учреждении, в процессе дополнительного профессионального обучения [3-9].

На наш взгляд, наиболее эффективно профессионально-педагогическая позиция будет развиваться в условиях профессиональной переподготовки, если каждая встреча с педагогическим знанием станет значимым образовательным событием.

Программа курса профессиональной переподготовки «Педагогика профессионального обучения» - это сочетание теоретических и практических модулей, организация совместной деятельности педагогов курсов и слушателей, направленных на активизацию познавательной деятельности, освоение педагогических компетентно-стей и ориентированных на личностное развитие слушателей, формирование у них готовности к реализации субъект-субъектного взаимодействия в профессиональной деятельности, рефлексии.

Мы предполагаем, что профессионально-педагогическая позиция преподавателя и мастера производственного обучения будет развиваться успешнее, если будут созданы следующие организационно-педагогические условия:

- личностно-рефлексивные, направленные на развитие самосознания личности преподавателя и мастера производственного обучения и развитие личностных качеств: активность (общая, творческая), социальная полезность, организованность, креативность, готовность к познанию себя и других;

- профессионально-педагогические, направленные на профессионально-значимые свойства личности: профессиональная потребность, готовность к профессиональному самообразованию, коммуникативная гибкость, профессиональная самооценка.

Данный курс предоставляет возможности для творческого самовыражения, основополагающими моментами которого являются оценка педагогами происходящего как значимого события для себя при присвоении психолого-педагогических знаний, осознание своей причастности к таким событиям.

Организация образовательного процесса в системе профессиональной переподготовки, призванная обеспечить развитие профессионально-педагогической позиции педагогов и мастеров производственного обучения, направлена на личностное развитие, переосмысление своей педагогической позиции на основе:

- стимулирования процесса осознанного изменения ценностных ориентаций профессиональной деятельности;

- создания в процессе переподготовки атмосферы, предоставляющей возможность выбора слушателями своей позиции по отношению к обсуждаемым вопросам, формам участия на занятиях;

- формирование определённой информационно-образовательной среды, обеспечивающей демократический стиль общения между преподавателем и слушателями; использование методов активного и интерактивного обучения; анализ различных вариантов сотрудничества в послекурсовой период;

- учёт личностных особенностей слушателей, использование профессионального опыта при разработке содержания и выборе форм организации занятий;

- создание ситуаций переосмысления педагогом своей педагогической деятельности через актуализацию рефлексивных механизмов.

На основе проектного метода в краевом государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования» разработана программа, ориентированная на развитие профессионально-педагогической позиции у преподавателей и мастеров производственного обуче-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

Богомаз Злата Анатольевна ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...

ния, не имеющих педагогической подготовки. В исследовании приняли участие 54 специалиста учреждений среднего профессионального образования. Возрастной диапазон педагогов - от 25 до 63 лет. 61% респондентов имеют высшее образование, 39% - среднее специальное. Гендерная принадлежность опрошенных представлена следующим образом: 81% - женщин, 19% - мужчин. Общий трудовой стаж варьируется от 3 до 38 лет.

Мы предполагаем, что уровень сформированности профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения связан с развитием субъектных характеристик их личности: активностью, способностью к целеполаганию, свободой выбора и ответственности за него, осознанием собственной уникальности, пониманием и принятием другого, саморазвитием на основе рефлексивных механизмов, а также развитием профессиональной самооценки, уровнем профессиональных притязаний, развитием психолого-педагогических компетенций, информационных и предметно-действенных компетентностей, рефлексии.

В данной статье, определяя условия, направленные на развитие профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, рассмотрим влияние рефлексивно-деятельностной составляющей как одного из условий, влияющего на уровень развития личностной рефлексии слушателей.

По утверждению В.В.Краевского, высокий уровень профессиональной деятельности педагога в обладании методологической культурой. Это значит, что нужно уметь проектировать образовательный процесс, творчески решать педагогические задачи и владеть рефлексией [10]. В условиях профессиональной переподготовки рефлексия - это осмысление преподавателем и мастером производственного обучения собственной поисково-творческой деятельности; преобразующая деятельность и сотворчество [11, 12, 13].

На основе изучения результатов методики уровня развития рефлексивности слушателей установлено, что этот уровень взаимосвязан со степенью их осознания для себя ценности педагогической деятельности, приоритетов в выделении субъекта ценностного отношения. Так, педагоги со средним и низким уровнем сформиро-ванности рефлексии в педагогической деятельности более ценят себя, «свои» задачи и результаты. Слушатели с высоким уровнем - наряду с этим, в качестве приоритета выдвигают ценностное отношение к обучающимся [14].

Глубина познания себя и, как следствие, ценностное отношение к себе изучена у педагогов с помощью опросника рефлексивности (А.В.Карпов) [15].

Анализ данных позволил заключить, что педагоги с низким уровнем рефлексивности обладают низким уровнем ценностного отношения к себе (средний балл=11,3). Они редко прибегают к самоанализу собственного поведения, разбирают причины конфликтных ситуаций. Не подвергают критическому анализу позицию авторитетного для себя человека. Не пытаются найти причину неразрешимых жизненных противоречий. В оценке собственного поведения у них чаще всего присутствуют эмоции, а не логика. Проявляют конформизм в поведении по отношению к мнению коллектива, правил, рекомендаций.

Мастера производственного обучения со средним уровнем рефлексивности в большей степени склонны к самоанализу (ср. балл=14,7; р<0.01). Им свойственно отыскивать причины поведения окружающих людей. В редких случаях подвергают анализу свое собственное поведение, чаще это происходит в ситуации конфликта. Задумываясь над поведением окружающих, часто в качестве эталона берут себя. Считают, что умение анализировать приводит к принятию единственно правильного решения. Разбирая неудачи, избегают оценки своего собственного поведения.

Высокий уровень самоосознания проявили педаго-

ги с высоким уровнем рефлексивности (ср. балл=28,1; p<0.001). Анализ собственных поступков позволяет им найти точки соприкосновения с другими людьми. Они обладают способностью ставить себя в своем воображении на место какого-либо человека. Стремятся подвергать анализу причины своих неудач. Мнение авторитетного человека подвергают противопоставлению своих хорошо обдуманных аргументов. В анализе в большей степени прибегают к «отключению» эмоций. Способны подвергать оценке свое поведение.

Соответственно, опора на психолого-педагогические условия, направленные на развитие личностной рефлексии слушателей, способствует развитию самосознания, направленного на развитие профессионально-педагогической позиции своей деятельности.

Представленные организационно-педагогические условия - личностно-рефлексивные и профессионально-педагогические - будут способствовать развитию профессионально-педагогической позиции, если профессиональная переподготовка станет для педагогов значимым образовательным событием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» - Консультант Плюс.

2. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». [Электронный ресурс]: портал федеральных государственных образовательных стандартов: URL: http:// fgosvo.ru/01.004.pdf/ (дата обращения 10.02.2017).

3. Богомаз З.А. Взаимосвязь коммуникативных компетентностей и профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 90-94.

4. Лепешкина Е.Ю. Компетентностный подход - основа формирования профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 22-24.

5. Иванова Т.Н. Оценка персоналом эффективности корпоративного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 143-149.

6. Скоробогатова А.И. Повышение квалификации работников образования в контексте реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 63-65.

7. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 113-117.

8. Купцова Ю.В. Повышение квалификации педагогов дополнительной образовательной организации в современной системе образования // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 1 (17). С. 12-15.

9. Ковальчук В.И. Результаты экспериментальной работы по развитию педагогического мастерства мастеров производственного обучения ПТУЗ в системе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 77-81.

10. Краевский В.В. Методология педагогического исследования как отрасль науки и как содержание подготовки педагога-исследователя // В.В. Краевский. -Волгоград, 1991. - 169 С.

11. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Е.В. Бондаревская. -Ростов н/Д, 2000.- 352 С.

12. Салов А.И. Морально-этические принципы как предмет педагогической рефлексии // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 189-194.

13. Ликсина Е.В. Проблема формирования рефлек-

Богомаз Злата Анатольевна

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ..

сивных умений студентов в современном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 108-112.

14. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика //Е.И. Рогов. - Ростов н/Д, 1996. - С.162.

15. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методики её диагностики.// Психологический журнал. 2003. Т. 24. №5. С. 45-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.