ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МИСАИЛОВ А.Ю.
Статья посвящена проблемам экономической подготовки студентов в системе профессионального образования: причинам недостаточной экономической мобильности; путям повышения экономической культуры на стадии обучения в учреждениях среднего и высшего образования на основе использования компьютерного сопровождения.
The article is devoted to the problems of economic training of students in the system of vocational education: to reasons of the lack of economic mobility; to ways of improving economic culture at the stage of studying in institutions of secondary and higher education on the basis of use of computer support.
В настоящее время на всех ступенях образования ведется активная работа по переходу на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых повышение качества экономического образования связывается с формированием работника нового типа, сочетающего в себе не только компетентность в избранной сфере деятельности, но и экономическую мобильность. В условиях рыночных отношений она рассматривается как обязательный компонент любой профессиональной деятельности. Не секрет, что одним из важнейших показателей профессионального самоопределения для современных подростков является возможность достигнуть экономического успеха в социальной жизни при работе по избранной специальности.
На основе анализа деятельности молодых специалистов можно сделать неутешительный вывод о том, что выпускники средних и высших профессиональных заведений имеют не полные представления об экономических возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, путях достижения экономического успеха в избранном виде деятельности. Для успешного карьерного роста зачастую требуется достаточно много времени, что приводит к разочарованию в выбранной профессии.
Причиной такого результата является неподготовленность молодых специалистов к использованию приобретенных знаний и умений для выполнения типичных социально-экономических задач, а также к сознательному экономическому взаимодействию с различными социальными институтами и совершенствованию собственной познавательно-экономической деятельности. Поэтому в настоящее время формирование специалистов с высоким уровнем экономической культуры становится социальным заказом общества.
На воспитание у студентов нового экономического мышления направлен компетентност-ный подход, который реализован в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. Они содержат дифференциацию уровней достижения студентами различных учебных целей. Так, уровень экономической грамотности связывается как с освоением основных теоретических понятий и категорий, так и с областью социально-практических экономических умений, обеспечивающих будущему специалисту успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
В структуру экономической компетентности входит изучение таких элементов содержания экономической науки, как сложные понятия и положения, законы общественного экономического развития, особенности функционирования экономики общества как сложной динамично развивающейся системы в условиях рыночных отношений. В процессе обучения у студентов формируются целостные представления о месте человека в мире и экономике, устройстве экономической системы общества, успешности деятельности в различных сферах экономики, о социальных нормах, регулирующих экономическую жизнедеятельность специалиста.
Особый акцент в экономической подготовке будущих специалистов придается формированию навыков решения экономических задач в практике повседневной жизни, когда необходимо осуществлять самостоятельный поиск, анализ социальной информации. В этом аспекте деятельность специалиста состоит из комплекса функций и задач, требующих определенного набора экономических компетенций, позволяющих находить эффективные решения.
В настоящее время целый ряд авторов активно исследует компетенции как целевые установки и результаты системы профессионального образования. Проблемам компетентностного подхода в обучении и его роли для успешной адаптации специалистов в профессиональной деятельности посвящены работы Байденко В.И., Вербицкого А.А., Загвоздкина В.К., Зимней И.А., Селезневой Н.А., Субетто А.И., Татура Ю.Г., Шадрикова В.Д., и др. В зарубежных исследованиях проблема получила отражение в работах Арнольда Р., Адам С., Клемент У., Кунцман М., Мартенса Р., Стоуф А., Тимани С. и др.
Проблемам теории и практики экономического образования посвящены труды Гальперина В.М., Гребенникова П.И., Ковалева В.В., Колесова В.П., Сасовой И.А., Леусского А.И., Тарасевича Л.С., Тюнина А.И., Яковлевой З.Н., и др.
Наряду с компетентностным подходом повышение качества экономического образования будущих специалистов на современном этапе тесно связывается с инновациями в организации образовательного процесса, эффективность которого обеспечивается инновационной образовательной средой - системой новых ресурсов, инструментов и технологий. К инновационным процессам могут быть отнесены и целенаправленные изменения, связанные с использованием в обучении компьютера, средств электронной коммуникации. Именно компьютер определяет инновации в системе получения информации.
Курс на информатизацию отечественного образования и требования к ней изложены в ключевом положении «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее - Концепция). В нем говорится: «В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений».
В качестве стратегических целей в Концепции указываются: «Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», «переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех; развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально-ответственной личности».
Компьютерные технологии, предоставляющие оперативный доступ к огромному массиву информации, выступают необходимым условием и инструментом достижения обозначенных в Концепции целей, а также обеспечивают обучающимся открытость, доступность, индивидуализацию образования.
Эффективность использования компьютерных технологий в системе образования доказывает мировой и отечественный опыт, рассмотренный в работах педагогов и ученых Ершова Д.П., Житомирского В.Б., Каймина В.А., Кушниренко А.Г., Лапчика М.П., Лебедева Г.В.. В исследованиях по вопросам дидактических возможностей компьютеризации обучения отмечается, что компьютерные технологии повышают эффективность аудиторной и самостоятельной работы, дают новые
возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных компетенций, активизируют познавательную деятельность студентов.
Важность подготовки будущих педагогов к использованию в учебном процессе информационно-компьютерных технологий подчеркивается в таком документе, как «Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы». В качестве задачи высшего профессионального педагогического образования указывается: «Формирование профессиональной ИКТ-компетентности молодых педагогов является важной задачей, стоящей перед профессиональным педагогическим образованием, которая должна решаться в максимально сжатые сроки в рамках следующих параллельных процессов:
— достижение профессиональной ИКТ-компетентности профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального педагогического образования системы Департамента образования города Москвы, осуществление необходимого повышения квалификации и проведение аттестации,
— формирование компонентов профессиональной ИКТ-компетентности при подготовке студентов-педагогов,
— организация практической работы студентов в Школах информатизации».
В полной мере это относится к экономическому образованию. Между тем, сложилась реальная ситуация, когда, несмотря на достаточно хорошее владение компьютером, студенты, лишенные педагогического сопровождения, не могут в огромном потоке информации ранжировать и отбирать учебные материалы высокого качества. Не секрет, что информация, размещенная в сети Интернет, зачастую бывает недостоверной, а подчас и заведомо ложной.
В этих условиях важным направлением работы педагога становится организация деятельности обучающихся в инновационной образовательной среде для правильного ориентирования в огромном информационном потоке и успешного осуществления поиска, выбора, анализа, систематизации и презентации информации. Требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических работников образовательных учреждений в этом направлении изложены в современных нормативно-правовых документах. В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» Минздравсоцразвития РФ (от 14 августа 2009г. № 593), в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» среди четырех основных составляющих компетентности педагогических работников обозначена информационная. Педагогический работник (в том числе учитель, преподаватель, педагог дополнительного образования и др.) обязан проводить обучение на основе ФГОС с использованием компьютерных технологий (использовать текстовые редакторы и электронные таблицы, электронные формы документации, электронную почту и браузеры, мультимедийное оборудование и т.д.).
Конечно, выполнение подобных требований поможет педагогам быстрее формировать информационную среду, эффективно использовать компьютеры в образовательном процессе по экономическим дисциплинам. Однако проблема состоит не в том, чтобы компьютер использовался только как средство мобильной доставки традиционной информации из глобальных сетевых ресурсов. Самой важной задачей является разработка нового подхода к электронным методическим материалам, поиск новых концепций и методик экономического обучения с компьютерным сопровождением, освоение дидактического потенциала компьютерных средств.
В последние два-три десятилетия усилия ведущих отечественных специалистов ознаменовались серьезными достижениями в области информатизации системы образования. Общие проблемы, связанные с проектированием новых педагогических технологий, исследовались в работах Бес-палько В.П., Вербицкого А.А., Краевского В.В., Лернера И.Я., Тюнникова Ю.С..
Применению компьютерных деловых игр - одной из новых форм обучения с применением средств компьютерного моделирования явлений и процессов посвящены работы Бельчикова Я.М., Бирштейн М.М., Кавтарадзе Д.Н., Козленко Н.Н., Павлова С.Н., Платова В.Я., Трухачева В.И.. Отмечается, что компьютерное моделирование способствует наглядному представлению изучаемого объекта и повышению у студентов интереса к этой форме обучения, а изучение процессов в развитии - более глубокому усвоению учебного материала.
Между тем, некоторые существенные вопросы, от решения которых зависит повышение качества экономической подготовки в российской системе профессионального образования, оставались вне поля зрения специалистов. К ним относятся, в частности, вопросы интеграции компьютерного сопровождения в учебный процесс по экономическим дисциплинам на основе конкретных методических рекомендаций для преподавателей системы профессионального образования.
Какова роль компьютерного сопровождения, соответствующие методики и образовательные технологии в преподавании экономических дисциплин?
Чем определяется методическое оснащение и учебное планирование по компьютерному сопровождению образовательного процесса?
Какие методические параметры играют приоритетную роль при разработке преподавателем собственных, подчас остро необходимых для решения конкретных педагогических задач, электронных учебных пособий?
Поиск ответов на поставленные вопросы связан с решением таких важных для современного профессионального образования задач, как:
— определение сущностных характеристик компьютерного сопровождения, специфики его применения в экономическом образовании (на основе анализа научно-педагогической, учебной, учебно-методической литературы);
— разработка методических основ создания материалов по компьютерному сопровождению в соответствии с базовыми учебными разделами экономики и требованиями федеральных стандартов образования;
— представление и обоснование компьютерного сопровождения как составной части образовательного процесса в преподавании дисциплин экономического цикла;
— обеспечение внедрения и проверки эффективности учебно-методических материалов по компьютерному сопровождению экономической подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования.
Известно, что инновация - это новшество, новизна, изменение, а также процесс освоения нового средства. Всякое развитие, представляя собой переход из одного состояния в другое, более совершенное, не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений.
Безусловно, к актуальным инновационным процессам может быть отнесена разработка компьютерного сопровождения образовательного процесса в предметной области (в том числе для преподавания экономических дисциплин), осмысление его как целенаправленного и планомерно используемого средства повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
Библиографический список:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ 14 августа 2009г. № 593.
3. Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы. Утверждена решением Коллегии Департамента образования города Москвы от 16.10.2008 г. № 6/2.
Ключевые слова: экономическая подготовка, экономическое образование, экономическая мобильность, экономическая компетентность, компьютерное сопровождение преподавания экономических дисциплин.
Keywords: economic training, economic education, economic mobility, economic competence, computer maintenance of teaching economic disciplines.