Научная статья на тему 'Педагогические условия экономической подготовки обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях'

Педагогические условия экономической подготовки обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL CONDITIONS / ECONOMIC TRAINING / CULTURE / ECONOMIC CULTURE / ECONOMIC COMPETENCE / VOCATIONAL TRAINING / AVERAGE VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игошева И. З.

Pedagogical conditions as necessary for successful economic preparation trained in establishments of average vocational training. Economics to the competence are shown as components of economic competence which in turn defines determines economic culture of the graduate of average professional educational establishment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия экономической подготовки обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях»



(РЕЖЕ (ШААЬЮЕ ОБРАЮШЕ: ОПЫТ, ПРОБАЕМЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЯХ

И.З. Игошева, ст. преподаватель кафедры «Управление развитием образования» ГОУ ДПО «Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Киров

Современное общество не может существовать вне законов экономики. В настоящее время происходит радикальное изменение экономических отношений, которые существенным образом повлияли на требования, предъявляемые к профессиональной подготовке специалистов всех уровней, в том числе и в системе среднего профессионального образования. Очевидно, что конкурентоспособным на рынке труда станет тот профессионал, который обладает экономической подготовкой широкого профиля.

Проблема экономической подготовки личности обучающегося в среднем профессиональном училище многоаспектна. Повышение эффективности экономической подготовки обучающихся в психолого-педагогической, философской и экономической литературе связывается наряду с другими факторами с выработкой новых концептуальных подходов, новых методологических, теоретических и методических основ проектирования и реализации учебно-воспитательного

процесса в средних профессиональных учебных заведениях.

В настоящее время выпускники средних профессиональных учебных заведений получают значительную степень экономической свободы, что открывает возможности для развития ими предпринимательской, биржевой, акционерной, кредитной и другой экономической деятельности. В связи с этим наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками выпускник среднего профессионального учебного заведения должен обладать и достаточной экономической подготовкой, экономическими компетенциями, составляющими определенную экономическую культуру.

Отметим, что культура - это сложная интегрированная система. Ценности, утверждаемые обществом, и культура взаимосвязаны: изменение ценностей обусловливает изменение всех культурных традиций. X. Тейлор определяет понятие «культура» как «то сложное целое, которое включает знания, убеждения, искусство, мораль, закон, обычай и любые другие

Казанский педагогический журнал

1'2006

способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества» [9, с. 10]. Отметим, что слова «...приобретаемые человеком как членом общества» являются в приведенном определении ключевыми и подчеркивают, что культура -это не наследственное качество, а приобретаемое через воспитание в конкретно взятом обществе в результате воздействия определенных культурных традиций.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что образовательные программы должны быть направлены на формирование общей культуры личности, одной из важнейших составляющих которой является экономическая культура. Вместе с тем в широком смысле экономическая культура - это не только результат овладения курсом экономики и другими учебными дисциплинами экономического цикла в образовательном учреждении, но и результат формирования экономических компетенций в семье, в ближайшем социальном окружении молодого человека, это и система взглядов и представлений на экономические вопросы и проблемы (в том числе на то, как необходимо планировать и вести семейный бюджет, как лучше и рациональнее тратить деньги, какие экономические приоритеты существуют в семье, современном обществе и др.).

Основой для формирования экономической культуры является экономическая компетентность. А. Дахин отмечает, что «основными результатами деятельности среднего профессионального образовательного учреждения должна стать не система знаний,

умений и навыков сама по себе, а ключевые компетенции обучающихся в различных сферах образования» [1, с. 145]. В свою очередь, формирование экономической компетентности возможно на основе экономической подготовки.

В настоящей статье мы придерживаемся точки зрения Э.Ф. Зеера, который, различая понятия «компетентность» и «компетенция», констатирует, что компетентность человека определяют его знания, умения и опыт, а компетенцию характеризует способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации [1, с. 36].

Анализ специальной научной литературы показал, что исследователи проблемы экономической подготовки личности выделяют различные педагогические условия, необходимые для формирования экономической культуры. Представим эти условия:

Первое - сформированность экономической практико-ориентирован-ной образовательной среды.

Ученые сходятся в понимании того, что воспитание не просто специалиста, но и современного человека сегодня можно только при развитии у обучающихся способности к пониманию сути вещей, смысла происходящего, к поиску истины, умению принимать самостоятельные решения, формулировать вопросы (Р.Г. Ахметов, В.Д. Попов, Г.Л. Смирнов, А.К. Уле-дов, В.П. Фофанов и др.). Мышление - тот механизм, который дает возможность обозреть весь предмет, всю проблему целиком и понять, какие действия надо предпринять и какие

66

для этого нужны ресурсы. Известно, что существуют два способа познания мира: через понятия и через образы. Наука открывает истину через понятия, а художественные образы дают конкретно-чувственную картину действительности. Как воспитывать людей грамотных, умеющих самостоятельно мыслить, в том числе и в сфере экономики? Прежде всего, как нам представляется, необходимо создать такую атмосферу - образовательную среду, которая побуждала бы воображение, творческую активность, позволяла бы формировать и защищать свои взгляды в доступной и адекватной возрасту форме, например в игровом процессе [4]. Для этого необходимо введение в учебный план среднего профессионального обучения изучение экономических дисциплин, содержание которых бы позволяло получить студентам знания и умения, которые, собственно, и составят основу экономической культуры личности.

Одной из педагогических технологий, позволяющей уйти от традиционного обучения, является метод проектов, который в корне меняет систему отношений учитель-ученик. Использование метода проектов позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, сформировать специфические умения и навыки общеучебного (постановка учебной проблемы, выбор рационального и оптимального способа достижения цели, планирование самостоятельной работы, организация мыслительной деятельности и оценка результатов своей деятельности) и коммуникативного характера (организация внутригруппового сотрудниче-

ства, совместная выработка решений, публичное выступление, презентация работы и др.) [8]. Тематика проектов должна быть разработана таким образом, чтобы выполнение учебных проектов было практически невозможно без минимума знаний по экономике. При этом учебный материал по экономическим вопросам должен носить справочный характер, обучающегося это должно вынуждать обращаться к различным справочникам, другим источникам информации, советоваться с членами семьи, преподавателями экономических дисциплин, использовать ресурсы сети Интернет. Результаты проектной деятельности обучающихся следует оформлять в виде электронных презентаций, при создании которых развиваются помимо творческой деятельности навыки работы с компьютерными программами.

Следовательно, вторым педагогическим условием экономической подготовки обучающихся является обеспечение средних профессиональных образовательных учреждений техническим учебныич оборудованием и информационно-коммуникационными технологиями.

Обновление содержания экономического образования в средних профессиональных образовательных учреждениях - третье условие экономической подготовки.

Названное условие предполагает разработку новых и корректировку действующих учебно-тематических планов, учебных программ и КИМ. Для формирования экономической культуры должны внедряться ГО С нового поколения, разрабатываться их методическое сопровождение; вестись

69

Казанский педагогический журнал

1'2006

разработка региональных компонентов - стандартов по специальным экономическим программам, их внедрение и мониторинг образовательной деятельности учреждения образования; вестись разработки и внедрение профильных программ экономической подготовки; совершенствоваться структура и содержание дополнительного образования в рамках формирования экономической компетентности.

Четвертое условие - готовность педагогических кадров к формированию экономической культуры обучающихся в системе среднего профессионального образования.

Чтобы получить положительный результат, необходимо создать команду педагогов, которая, прежде всего, хотела бы работать по направлению экономической подготовки, знала бы, как это делать и умела это делать, то есть приняла направления ценностной, когнитивной и технологической деятельности.

Здесь уместно говорить о педагогической компетентности педагога. Под профессиональной компетентностью педагога мы будем понимать интегральную характеристику, определяющую его способность решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и личностного опыта, ценностей и наклонностей [5].

Межпредметная интеграция содержания экономического образования, а также форм и методов обучения и воспитания в учебной и внеучеб-ной деятельности - пятое условие.

Выполнению этого условия будет способствовать создание команды педагогов-профессионалов. Для этого необходимо провести анализ потребностей педагогических кадров в образовательных услугах; создать многоуровневую систему повышения квалификации в рамках интегративных связей со структурными подразделениями института повышения квалификации и педагогическим вузом; организованное взаимодействие разных профессиональных групп, скорректировать их деятельность и объединение ресурсных возможностей в рамках методических советов, секций и т. п. Ведущую роль в процессе экономической подготовки должны взять на себя преподаватели экономических дисциплин и руководители среднего профессионального образовательного учреждения, которые для совершенствования управления качеством экономической подготовки должны взаимодействовать с департаментом образования, руководителями районных органов управления образования, методических объединений и другими социальными институтами и партнерами.

Сформированность информационной образовательной среды - шестое условие.

Одним из путей создания информационной образовательной среды является информатизация образования, смысл которой заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации, в том числе через использование информационных технологий. Отме-

70

тим, что одним из возможных средств для использования информационных технологий является компьютер. Компьютер рассматривается как средство обучения. Задействование информационных технологий обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией [10].

Образовательная деятельность обеспечивается такими учебно-методическими материалами, как ГОС, учебные программы, учебники, учебные пособия, практикумы, методические разработки, наглядные пособия и пр. Процесс автоматизации образовательной деятельности привел к активному развитию новых форм обучения (дистанционному, e-learning), к применению компьютерных средств в традиционном образовательном процессе [6]. Как было отмечено в материалах Конференции ЮНЕСКО Education for the Media and the Digital Age (Вена, 1999), «Медиаобразо-вание связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в социуме, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; интерпретировать медиатексты и ценности, рас-

пространяемые медиа; отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретение заинтересованной в них аудитории; получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для производства собственной продукции» [7, с. 31].

Обобщая педагогические условия для формирования экономической культуры в учреждениях среднего профессионального образования, можно констатировать, что они сводятся к созданию образовательного пространства, обеспеченного трудовыми, материальными и технологическими ресурсами.

Экономическую подготовку обучающегося среднего профессионального учебного заведения следует рассматривать в качестве элемента системы профессиональной подготовки, представляющего собой процесс развития профессиональных и экономических знаний и умений, качеств, трудового опыта и норм экономического поведения, результатом которого выступает:

- готовность к вхождению в активную трудовую самостоятельную жизнь,

- определенный уровень сформи-рованности экономической культуры личности.

Литература:

1. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] : А. Дахин // Народное образование.- 2007.- № 7.- С. 145-146.

2. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентност-ный подход: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер,

Казанский педагогический журнал

A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

3. Калинина H.H. Экспериментальная работа в школе по теме «Основы предпринимательской деятельности». [Текст] H.H. Калинина, Н.В. Топешкина // Экономика в школе.- 2007.- № 3.- С. 38-45.

4. Ковынева Л. О воспитании экономического мышления школьников // Экономика в школе.- 2007.- № 4.- С. 91-100.

5. Козы1рев В.А. Компетентностный подход в образовании: Коллект. моногр. / В.А. Козырев, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына и др.- СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2004.- 392 с.

6. Панкова Е.В. Электронный учебник или учебник на электронном носителе? [Электронный ресурс] / Е.В. Панкова // Медиотека.- 2007.- № 1.- С. 38-39.

1T200Ö

7. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России [Электронный ресурс] // Медиатека.- 2006.- № 2.-C. 31-32.

8. Сасова И.А. Технология: метод проектов в технологическом образовании школьников. [Текст] Пособ. для учит. / И.А. Сасова.- М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2006.

9. Сысоева А.А. Формирование экономической культуры студентов педвуза как условие их профессиональной подготовки. Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А.А. Сысоева.- Тула, 1998.- 178 с.

10. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщение и рекомендации): Учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев.-2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ССУЗ КАК ИННОВАЦИОННОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

К.Л. Свечников, аспирант ИПППО РАО, г. Казань

Развитие современной картины мира, понимание целостности и неприемлемости ее восприятия традиционной системой образования актуализировало интерес исследователей к проблеме создания в учебных заведениях образовательной среды, идентично отражающей уровень развития социально-экономического, научно-технического, образовательного и социокультурного потенциала общества. Сегодняшняя новизна образовательной среды характеризуется ее многоплановостью : во-первых, быстро и радикально меняются ее структура и влияние на статус личности обучаемого; во-вторых, под воздействием достижений научно-технического процесса видоизменяются информа-

72

ционные технологии, влияющие на содержание и формы представления гуманитарного знания, преобразующего алгоритм мышления личности; в-третьих, в образовательной среде динамично проявляются узловые информационные конструкты, обусловленные общественнозначимыми целями, потребностями личности, рынком труда и др. Сложившиеся тенденции создают прецедент интереса к обновлению образовательной среды в гуманитарной подготовке студента ссуз.

Образовательная среда, по мнению И.А. Зимней(1), Р.П. Мильруда (2), В.И. Слободчикова (4 ) - это совокупность психологических, социальных и пространственно-предметных факторов, определяющих эффектив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.