Научная статья на тему 'Образовательная среда ссуз как инновационное условие реализации метода проектов в гуманитарной подготовке студентов'

Образовательная среда ссуз как инновационное условие реализации метода проектов в гуманитарной подготовке студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свечников К. Л.

In our time in the theory and practice of education we have a firm interest to project method. In this article author have a good look at education environment of specialized secondary school as an innovative condition of implementation project method in student's humanity training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда ссуз как инновационное условие реализации метода проектов в гуманитарной подготовке студентов»



Казанский педагогический журнал

A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

3. Калинина H.H. Экспериментальная работа в школе по теме «Основы предпринимательской деятельности». [Текст] H.H. Калинина, Н.В. Топешкина // Экономика в школе.- 2007.- № 3.- С. 38-45.

4. Ковынева Л. О воспитании экономического мышления школьников // Экономика в школе.- 2007.- № 4.- С. 91-100.

5. Козы1рев В.А. Компетентностный подход в образовании: Коллект. моногр. / В.А. Козырев, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына и др.- СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2004.- 392 с.

6. Панкова Е.В. Электронный учебник или учебник на электронном носителе? [Электронный ресурс] / Е.В. Панкова // Медиотека.- 2007.- № 1.- С. 38-39.

1T200Ö

7. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России [Электронный ресурс] // Медиатека.- 2006.- № 2.-C. 31-32.

8. Сасова И.А. Технология: метод проектов в технологическом образовании школьников. [Текст] Пособ. для учит. / И.А. Сасова.- М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2006.

9. Сысоева А.А. Формирование экономической культуры студентов педвуза как условие их профессиональной подготовки. Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А.А. Сысоева.- Тула, 1998.- 178 с.

10. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщение и рекомендации): Учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев.-2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ССУЗ КАК ИННОВАЦИОННОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

К.Л. Свечников, аспирант ИПППО РАО, г. Казань

Развитие современной картины мира, понимание целостности и неприемлемости ее восприятия традиционной системой образования актуализировало интерес исследователей к проблеме создания в учебных заведениях образовательной среды, идентично отражающей уровень развития социально-экономического, научно-технического, образовательного и социокультурного потенциала общества. Сегодняшняя новизна образовательной среды характеризуется ее многоплановостью : во-первых, быстро и радикально меняются ее структура и влияние на статус личности обучаемого; во-вторых, под воздействием достижений научно-технического процесса видоизменяются информа-

72

ционные технологии, влияющие на содержание и формы представления гуманитарного знания, преобразующего алгоритм мышления личности; в-третьих, в образовательной среде динамично проявляются узловые информационные конструкты, обусловленные общественнозначимыми целями, потребностями личности, рынком труда и др. Сложившиеся тенденции создают прецедент интереса к обновлению образовательной среды в гуманитарной подготовке студента ссуз.

Образовательная среда, по мнению И.А. Зимней(1), Р.П. Мильруда (2), В.И. Слободчикова (4 ) - это совокупность психологических, социальных и пространственно-предметных факторов, определяющих эффектив-

ность учебного процесса и стратегии развития межличностных отношений обучающего и обучаемого.

Авторы данного определения под совокупностью указанных факторов справедливо полагают детерминанты

дальнего (общего) и ближнего (отраслевого) окружения.

Изучение данной проблемы позволило структурировать содержание образовательной среды по трем уровням (см. таблица 1).

Структура внешней среды, влияющей на качество образования студента ссуз

Таблица 1

Внешняя среда

I V I

Мегасреда Макросреда Микросреда

мировое эконом. пространство национальное эконом. пространство

демографическая среда демографическая среда РФ

технологическая среда технологическая среда в РФ

социокультурная среда социокультурная среда в РФ

нормативно-правовая среда нормативно-правовая среда в РФ

природная среда природная среда в РФ

информационная среда национально-информационная среда в РФ

рынок образовательных услуг

рынок труда

конкуренты (др. ссуз, колледжи, лицеи)

партнеры

посредники

потребители

кадров

Таблица составлена по материалам работ : Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / В.Н. Васильев и др.- М. : Техносфера, 2006.; Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения / В.И. Слободчиков.- Петрозаводск, 1996.

Казанский педагогический журнал

1'2006

Детальное изучение состава, структуры и содержания дальнего и ближнего окружения, в котором функционирует средняя профессиональная школа, убедительно подтверждает их опосредованность целостностью внешней среды, структурированной по уровням : мегасреда - макросреда -микросреда.

Непосредственное влияние на качество гуманитарной подготовки студента средней профессиональной школы оказывает макросреда, определяющая также приоритетные цели подготовки специалистов, состав, структуру и содержание образовательного процесса. Результаты исследований свидетельствуют о том, что современные студенты средней профессиональной школы по своим личностным установкам на получение образования дифференцируются по следующим условно структурируемым группам : 1) осваивающие знания для будущего карьерного роста в избранной сфере труда; 2) ориентированные на получение профессии, квалификации; 3) приобретающие новую среду обитания. Каждая из этих групп предъявляет различные требования к качеству образования и проектирует индивидуальную модель обучения. Установки первой группы направлены на приобретение статуса современного компетентного в своей области специалиста. Поэтому они предъявляют высокие требования к содержанию подготовки. Вторая группа приоритетами считает формирование широкого кругозора (80% студентов этой группы большое значение уделяют изучению гуманитарных дисциплин как основополага-

ющему компоненту подготовки личностных и социально-профессиональных компетенций), приобретение компетенций, важных для будущей профессиональной деятельности, развитие качеств самоидентификации, самостоятельности в принятии решений и ответственности за эти решения. Студенты третьей группы пребывают в стенах учебного заведения ради диплома, качеством образования не обеспокоены, свою будущую трудовую судьбу с получаемой профессией не идентифицируют.

Мегасреда имеет непосредственное отношение к процессам глобализации и интеграции национальных экономик, что опосредует стратегические направления проектирования содержания подготовки будущих специалистов. Тема глобализации является одной из самых распространенных во всех сферах деятельности современного общества.

Сегодня глобализация определяется как унификация определенных правил игры, повсеместная информатизация, обеспечение прозрачности экономического пространства, установление мировой коммуникационной сети, обеспечение всесторонней ин-тероперабельности международного образовательного пространства. Процессы глобализации отличаются тем, что не знают никаких территориальных или юридических барьеров. Они легко преодолевают государственные границы и способны затронуть любую социальную общность в любом месте мира.

Глобализация сегодня является важной проблемой для учреждений среднего профессионального образо-

74

вания, ибо от адекватного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации зависит уровень квалификации трудовых ресурсов.

Наряду с процессами глобализации интенсивно развивается электронная экономика, осуществляется переход от экономики товаров к экономике знаний. Возникает необходимость отражения этих изменений в содержании учебного процесса.

На сегодняшней день одной из ключевых проблем средней профессиональной школы является не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации и производство личностно важного знания, потребность в котором человек ощущает постоянно. В связи с этим студенты оказываются в ситуации самостоятельного определения образовательной стратегии, самостоятельного создания содержания образования, самостоятельного проектирования учебных материалов. Именно здесь особую роль может играть метод проектов, который предоставляет личности возможности проектирования своей образовательной стратегии, ориентируясь при этом на личные интересы и потребности.

Стремительным образом меняется демографическая среда. Происходит увеличение доли лиц пожилого возраста, снижается доля трудоспособного населения и детей, что, в свою очередь, приводит к изменениям в структуре потребителей образования.

С 2005 года стали проявляться негативные последствия демографического спада для ссуз. По прогнозам специалистов 2010 год будет особым

годом для системы профессионального образования, где демографические риски и их последствия проявятся в наибольшей степени (3).

В этой связи в современных условиях все большую поддержку находит позиция, согласно которой человеческий капитал является наиболее ценным ресурсом экономики, что именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и стабильности общества. Формирование человеческого капитала требует применения современных инновационных форм и методов обучения, в том числе и метода проектов.

Значительные изменения претерпевает информационная среда. Это один из наиболее динамично развивающихся элементов мегасреды. В настоящее время процесс информатизации охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере.

Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания.

Это приводит к новому пониманию готовности выпускников средней

Казанский педагогический журнал

1'2006

профессиональной школы к жизни, профессиональной деятельности в информационном обществе.

За последнее восемнадцатилетие произошли существенные сдвиги в интенсификации рынка труда и его потребностей. В России произошло значительное увеличение доли сферы услуг. Возрос спрос на высококвалифицированных специалистов. В этой связи важное значение будет иметь конкурентная борьба различных компаний за наиболее квалифицированных работников. Это будет приводить к повышению требований таких специалистов к рабочим местам в российской экономике и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда. В долгосрочной перспективе данная проблема будет усугубляться сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте.

Эти вышеперечисленные тенденции внешней среды определяют направленность подходов к инновационному обогащению внутренней образовательной среды, образовательного потенциала учебного заведения и оперативному реагированию на требования и динамику внешней среды в гуманитарной подготовке студентов -будущих специалистов.

Стержневой составляющей внутренней образовательной среды выступает кадровый потенциал преподавательского состава, от уровня профессионализма которого зависит уровень сформированности профессиональных, гуманитарных и практических компетенций студентов.

Не менее важен потенциал частной (учебно-пространственной ) среды как конкретного учебного заведения, так и конкретной учебной дисциплины. Без современных средств обучения, в структуру которых входят учебные площади, оборудование аудиторий, кабинетов, лабораторий, компьютерная и другая оргтехника, наличие локальной сети, выход в глобальную и национальные компьютерные сети, наличие учебно-методического обеспечения нового поколения, невозможно представить процесс обновления гуманитарной подготовки студента ссуз - будущего компетентного специалиста.

Непосредственное влияние на качество кадрового, технологического и информационного потенциала учебного заведения оказывают финансовые ресурсы частной образовательной среды, формирующиеся как за счет внутренних источников, так и дотаций, поступающих из федерального, регионального и отраслевого бюджетов.

Интеграция образовательных ресурсов внешней, внутренней и частных сред в системное целое создает объективные предпосылки для оперативного и гибкого инновационного обновления содержания гуманитарной подготовки современного студента ссуз.

Литература:

1. Зимняя И. А. Компетентность человека - новое качество результата образования / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования. Кн. 1. Актуальные задачи образовательных стандартов.- М., 2003.

2. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка : Учебное посо-

76

■ 1111

п

ш

бие для студентов вузов, обучающихся по специальности «иностранные языки» в области образования и педагогики / Р.П. Мильруд - М. : Дрофа, 2005.

3. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / В.Н. Васильев {и др }.- М.: Техносфера, 2006.- С. 87.

4. Слободчиков В.И. Основы проекти-

рования развивающего обучения / В.И. Слободчиков.- Петрозаводск, 1996.

5. Тихонова Л. П. Проектный метод в гуманитарной подготовке студента средней профессиональной школы / Л. П. Тихонова, Г.М. Багавиева, К.Л. Свечников // Педагогическая наука Поволжья.- 2007.-№1.- С. 79-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.