152 Высшее образование в России • № 7, 2006
К избыточности лекционного курса относятся также прямые повторы слов, словосочетаний, предложений. Все это объясняется условиями создания устного текста, стремлением донести до слушателя определенную информацию.
Устной речи свойствен также лаконизм (краткость): упрощая формулировку, педагог сосредоточивает внимание на главном. Избыточность и лаконизм устной речи могут показаться взаимоисключающими, но в зависимости от ситуации общения они дополняют (или предполагают) друг друга.
Избыточность лекционного дискурса таит в себе опасность для знаниевого компонента. Именно поэтому возникает необходимость формализации содержания лекционного курса с целью более успешной организации ментальных процессов обучаемых.
В процессе работы со студентами заочного обучения автор статьи предложила новый метод ведения лекционного курса «Русский язык», основанный на терминологическом аннотировании содержания первоисточника.
В чем суть метода? Прежде чем ознакомиться с содержанием книги, читатель зачастую просматривает аннотацию, т.е. априори составляет представление о содержании источника. Этот факт был положен в основу предварительного знакомства с содержанием лекционного занятия в виде терминологического плана к предлагаемой
теме, поскольку основной единицей, выражающей содержание научно-учебного текста, является термин. Такой вспомогательный материал может быть записан на доске или предложен каждому слушателю на отдельных листах.
Данный метод формализует знание-вый компонент лекционного материала в виде «пакета» терминологических конспектов, который предлагается слушателям до прослушивания лекции. Письменный план предстоящего курса не только активизирует ментальные процессы обучаемых и в необходимой мере нивелирует авторское «Я» преподавателя, но и не позволяет «раствориться» знаниевому компоненту в избыточности лекционного дискурса.
Метод терминографического представления знаний стал основой создания учебного пособия по русскому языку, в котором информация представлена в виде терминологических конспектов с различным уровнем погружения. Иерархические классификации понятий активно используются для построения разнообразных тезаурусов.
Литература
1. Дымарский М.Я. Проза В.В. Набокова:
«Дискурсивизация» текста // Художественный текст: аспекты сверхфразовой организации. - СПб., 1997. - С. 75.
2. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. - М., 1999.
А. ЛИВАНДОВСКАЯ, профессор Тихоокеанский государственный экономический университет
Высшая школа функционирует в тесном взаимодействии с внешней средой, которую необходимо рассматривать на трех уровнях: мегасреда, макросреда и микросреда.
Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования
Существенные изменения происходят в мегасреде. В мировом экономическом пространстве идут процессы глобализации и интеграции национальных экономик, что предъявляет определенные требования к
Редакционная почта
153
содержанию подготовки будущих специалистов.
Интенсивно развивается электронная экономика. Осуществляется переход от экономики товаров к экономике знаний. Возникает необходимость отражения этих изменений в содержании учебного процесса.
Изменения демографической среды связаны с увеличением доли лиц пожилого возраста, снижением доли трудоспособного населения и детей, что приводит к изменениям в структуре потребителей образовательных услуг.
Технологическая среда характеризуется широким развитием и использованием в производстве интеллектуальных технологий, значительно увеличивающих производительность труда во всех без исключения сферах, что позволяет создавать максимальное разнообразие товаров и услуг, соответствующих индивидуальным запросам потребителей.
Природная среда также претерпевает изменения, хотя это наиболее консервативный элемент внешней среды.
Значительные изменения претерпевает информационная среда. Это один из наиболее динамично развивающихся элементов мегасреды. Объем информации возрастает в геометрической прогрессии. Совершенствуются методы и средства сбора, об-работки,хранения и передачи информации. Интенсивно развивается глобальная информационная сеть (Internet), увеличивается число ее пользователей. Все это оказывает непосредственное влияние на качество образовательных услуг, делая объективно необходимым применение в процессе
обучения информационных образовательных технологий.
Элементы мега- и макросреды идентичны, но они имеют различную динамику и национальную специфику (схема).
Значительное влияние на качество образовательных услуг оказывает микросреда.
Высшая школа в России все больше коммерциализируется, увеличивается число студентов, обучающихся на платной основе, и в связи с этим дифференцируются требования абитуриентов к качеству образовательных услуг. На наш взгляд, современных студентов можно разделить на три группы: 1) приобретающие знания для будущего карьерного роста в определенной сфере, 2) получающие профессию и 3) покупающие среду обитания. Каждая из этих групп предъявляет различные требования к качеству образо-
Внешняя среда
Мегасреда Макросреда Микросреда
Мировое экономическое пространство
Национальное экономическое пространство
Рынок образовательных услуг
Демографическая среда
Демографическая ситуация в России
Рынок труда
Технологическая среда
Технологическая среда в России
Конкуренты (другие вузы)
Культурно-социальная среда
Культурно-социальная среда в России
Партнеры
Нормативно-правовая ср еда
Нормативно-правовая среда в России
Маркетинговые посредники
Природная среда
Природная среда в России
Консалтинговые аудитории
Информационная среда
Национальная информационная _среда_
154 Высшее образование в России • № 7, 2006
вания, строит свою модель обучения в вузе: первые хотят стать хорошими профессионалами в своей области и поэтому предъявляют высокие требования к содержанию подготовки, для вторых важно сформировать широкий кругозор, приобрести навыки и умения в сфере будущей профессиональной деятельности, а главное - научиться самостоятельно пополнять знания, быть готовыми принимать решения и нести за них ответственность. Последняя группа пребывает в стенах вуза ради собственного удовольствия и не обеспокоена качеством предоставляемых образовательных услуг.
Учитывая различные требования к обучению, высшая школа должна дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
Конкуренция на рынке образовательных услуг ужесточается. Для нее характерна как ценовая конкуренция, так и конкуренция в качестве услуг, но в настоящее время доминирует первый тип. По мере улучшения качества жизни ценовую конкуренцию сменит конкуренция качества и поставит перед вузами проблему определения своих конкурентных преимуществ в других сферах, определяющих качество образовательных услуг. Увеличивается количество партнеров, растут их требования к вузам. Появились маркетинговые посредники (консалтинговые фирмы), которые помогают вузам выработать рациональную стратегию поведения на рынке образовательных услуг.
Так как внешняя среда оказывает значительное влияние на образовательный процесс, необходимы постоянный ее мониторинг и поиск методов адаптации к ее изменениям.
Внутренняя среда также подвержена изменениям, она определяет потенциал вуза в области качества образовательных услуг и должна гибко реагировать на изменения внешней среды, в противном случае вузу не выжить.
Содержание обучения формируют государственные образовательные стандарты (ГОС), а также профессионально-образо-
вательные программы (ПОП), разработанные вузом.
Профессионально-образовательные программы должны определять содержание национально-регионального компонента, внутривузовского компонента дисциплин специализаций. А качество образовательных услуг во многом определяется учебным планом, его междисциплинарными связями. Важно, чтобы учебный план позволял постепенно строить «дерево» теоретической и практической подготовки студента в области его будущей профессиональной деятельности. Прежде чем построить учебный план, выпускающие кафедры должны разработать модель подготовки специалиста, которая отражала бы принципы, содержание, формы и технологии подготовки, формы контроля знаний студентов.
Методы обучения подразделяют на традиционные, активные, не основанные на компьютерных технологиях (классические) и интерактивные (информационные). Методы и средства обучения оказывают непосредственное влияние на качество образовательных услуг. В условиях информатизации общества должны доминировать информационные образовательные технологии. Они способствуют интенсификации и индивидуализации процесса обучения.
Значительное влияние на качество образования оказывают разработанные вузом учебные планы специальностей. В условиях ужесточения конкуренции на рынке образовательных услуг учебные планы специальностей обеспечивают вузам конкурентное преимущество. В связи с этим разработанные вузом учебные планы специальностей должны подвергаться тщательной экспертизе учебно-методическими советами по направлениям подготовки специалистов и учеными советами вузов. Учебный план специальности должен не только соответствовать ГОС, но и учитывать логику формирования знаний, навыков и умений в области определенной профессиональной деятельности, а также междисциплинарные связи.
Редакционная почта
155
Ядром вуза, определяющим качество обучения, является кадровый потенциал, от уровня его профессионализма, владения современными методами и средствами обучения зависит качество образовательных услуг.
Производственный потенциал не менее важен - технологии не бывают без средств обучения (они включают в себя площади, оборудование аудиторий, кабинетов, лабораторий, компьютерную и другую оргтехнику, наличие локальной сети, выход в глобальную и национальные компьютерные сети).
Значительное влияние на качество образования оказывают разрабатываемые вузами системы управления качеством, базирующиеся на системе стандартов, разработанных для всех видов образовательной дея-
тельности вуза. Важен и финансовый потенциал, так как он влияет на качество кадрового, производственного и информационного потенциала. Финансовый потенциал формируется за счет как собственных источников, так и финансовых ресурсов, получаемых от государства.
Конкурентный потенциал вуза определяется сильными и слабыми его сторонами, наличием исключительных преимуществ, а также возможностями и угрозами, которые несет для него внешняя среда.
Чтобы обеспечивать качество образовательных услуг, устойчивую конкурентоспособность в условиях меняющейся внешней среды, руководители вузов должны уделять внимание разработке стратегических и тактических маркетинговых программ.
В. ПОРТНЫХ, профессор Московский университет потребительской кооперации
Какая цель становится главной в системе воспитания студентов? Если исходить из потребностей формирующегося сегодня предпринимательского общества, таковой должна быть инициативная, активная, творческая личность. Будущему специалисту придется изучать и оценивать те или иные жизненные ситуации, принимать решения, организовывать, управлять процессом, осуществлять контроль и оценку. Эти качества и формы деятельности могут быть сформированы только на основе развития общего для них фундамента - самостоятельности. При этом самостоятельность - не только цель, но и средство и условие воспитания.
При изучении вопроса о развитии самостоятельной работы студентов мне пришлось ознакомиться с целым рядом учебных программ, главным образом с изложенными в них целями и задачами. Уместно сказать, что последние сформулированы в ос-
О воспитании
самостоятельности
студентов
новном по-старому, отражая главным образом образовательный аспект. Особенно это упущение относится к программам по специальным предметам, что приводит к отрыву обучения от воспитания. А между тем очень важно придать воспитательную направленность обучению именно по специальным предметам, чтобы будущий специалист, наряду с чисто профессиональной, вел и социально-педагогическую деятельность (к примеру, воспитывал работников потребительской кооперации в духе нового времени), что требует от него самостоятельности, социальной зрелости. Ее и надо вырабатывать в процессе изучения специальных дисциплин.
Социально-педагогическая задача является одной из важнейших при разработке модели специалиста в Московском университете потребительской кооперации. Она проходит через всю предметно-методическую документацию, в первую очередь че-