Научная статья на тему 'Об информационной избыточности лекционного курса'

Об информационной избыточности лекционного курса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об информационной избыточности лекционного курса»

г

V,

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

)

Н. РУБЦОВА, доцент Нижегородский государственный педагогический университет

Цель лекционного курса - усвоение слушателями дисциплинарных знаний. К сожалению, не всякий прочитанный материал остается в памяти обучаемых. Почему так происходит?

В статье предлагается методический прием, позволяющий усилить знаниевый компонент в процессе преподавания. Поставлю уточняющие вопросы: что такое «научный стиль речи»? Какое место в системе текстоведческих понятий занимают «дискурс» и «лекционный курс»? Какова роль авторского «Я»лектора?

Авторское «Я», на мой взгляд, отражается во всех стилях языка, по-разному проявляя языковые функции и демонстрируя особенности коммуникативных качеств речи. Например, художественному тексту свойственны и выразительность, и уместность, и логичность, и доступность и т.д. В научном стиле, очевидно, первостепенными качествами речи автора должны быть логичность, доступность и точность изложения.

Устная речь может быть нескольких видов. Первый вид - воспроизводимая письменная речь без слушателей или в их присутствии, но в виде монолога. Другой вид устной речи - это воспроизведение письменной речи в присутствии слушателей, допускающее элементы диалога. Третий вид -это речь, являющаяся процессом взаимодействия со слушателем, речь, производимая в этом процессе.

Лекционный курс в студенческой аудитории совмещает в себе две характеристики - воспроизводится как письменный текст и допускает возможность диалога, т.е. это устный текст второго вида.

В современном языкознании ведется

Об информационной избыточности лекционного курса

дискуссия: все ли речетворческие произведения (устные и письменные) могут называться текстами? В связи с этим появился новый текстоведческий термин - «дискурс». Он широко используется в лингвистических, литературно-теоретических, а также в философских исследованиях.

«Текст» и «дискурс» - тесно взаимосвязанные понятия: дискурс создается на основе текста, дискурс - это текст, «погруженный в событие», т.е. текст в совокупности с экстралингвистическими факторами. Поэтому одной из наиболее распространенных является трактовка дискурса как явления динамического, возникающего в процессе взаимодействия человека с человеком или с некоторой «знаковой продукцией». «Весьма рельефно различие между текстом и дискурсом выступит при сравнении (расшифрованной) стенограммы лекции в студенческой аудитории с той же лекцией, но уже отредактированной и опубликованной в печати» [1].

Можно сделать вывод, что лекционный курс - это разновидность дискурса, которому свойственны: 1) ослабленность текстовой организации; 2) значительный объем из-за разъяснений,добавлений;3) членение на необусловленные подчас единицы интонационными (суперсегментными) средствами;

4) незаметность опорных (ключевых) слов;

5) местоименные замены; 6) значительное количество неинформативных слов [2]. Кроме того, устный вариант учебных текстов всегда отражает «научную ментальность» преподавателя, выражает его компетентность в преподаваемой дисциплине и порой не лишен субъективных оценок, личных привязанностей.

152 Высшее образование в России • № 7, 2006

К избыточности лекционного курса относятся также прямые повторы слов, словосочетаний, предложений. Все это объясняется условиями создания устного текста, стремлением донести до слушателя определенную информацию.

Устной речи свойствен также лаконизм (краткость): упрощая формулировку, педагог сосредоточивает внимание на главном. Избыточность и лаконизм устной речи могут показаться взаимоисключающими, но в зависимости от ситуации общения они дополняют (или предполагают) друг друга.

Избыточность лекционного дискурса таит в себе опасность для знаниевого компонента. Именно поэтому возникает необходимость формализации содержания лекционного курса с целью более успешной организации ментальных процессов обучаемых.

В процессе работы со студентами заочного обучения автор статьи предложила новый метод ведения лекционного курса «Русский язык», основанный на терминологическом аннотировании содержания первоисточника.

В чем суть метода? Прежде чем ознакомиться с содержанием книги, читатель зачастую просматривает аннотацию, т.е. априори составляет представление о содержании источника. Этот факт был положен в основу предварительного знакомства с содержанием лекционного занятия в виде терминологического плана к предлагаемой

теме, поскольку основной единицей, выражающей содержание научно-учебного текста, является термин. Такой вспомогательный материал может быть записан на доске или предложен каждому слушателю на отдельных листах.

Данный метод формализует знание-вый компонент лекционного материала в виде «пакета» терминологических конспектов, который предлагается слушателям до прослушивания лекции. Письменный план предстоящего курса не только активизирует ментальные процессы обучаемых и в необходимой мере нивелирует авторское «Я» преподавателя, но и не позволяет «раствориться» знаниевому компоненту в избыточности лекционного дискурса.

Метод терминографического представления знаний стал основой создания учебного пособия по русскому языку, в котором информация представлена в виде терминологических конспектов с различным уровнем погружения. Иерархические классификации понятий активно используются для построения разнообразных тезаурусов.

Литература

1. Дымарский М.Я. Проза В.В. Набокова:

«Дискурсивизация» текста // Художественный текст: аспекты сверхфразовой организации. - СПб., 1997. - С. 75.

2. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. - М., 1999.

А. ЛИВАНДОВСКАЯ, профессор Тихоокеанский государственный экономический университет

Высшая школа функционирует в тесном взаимодействии с внешней средой, которую необходимо рассматривать на трех уровнях: мегасреда, макросреда и микросреда.

Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования

Существенные изменения происходят в мегасреде. В мировом экономическом пространстве идут процессы глобализации и интеграции национальных экономик, что предъявляет определенные требования к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.