Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм управления человеческим потенциалом как основа конкурентоспособности высшей школы'

Организационно-экономический механизм управления человеческим потенциалом как основа конкурентоспособности высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм управления человеческим потенциалом как основа конкурентоспособности высшей школы»

Основной целью стимулирования сбыта традиционно является кратковременный рост объема продаж. Это происходит потому что на время проведения акции, интерес к торговой марке возрастает, а дальше возвращается на прежние позиции. Стимулирование сбыта хорошо применять для сезонных распродаж, с целью повышения лояльности. В Интернете существует масса способов организации промо-акций. В первую очередь это создание промосайтов, организация конкурсов, викторин, распространение пробных образцов продукции (например, при продаже цифровых товаров) и т.п.

В силу того, что Интернет является самостоятельной и полноценной бизнес-средой, инвестиции в эту среду так же могут быть весьма нешуточными. И поэтому стратегия присутствия в Интернете, точно так же, как и на традиционных рынках, должна быть тщательно просчитана и обоснована в бизнес-плане.

Литература:

1. И. Ашманов, А. Иванов. Продвижение сайта в поисковых системах. Вильямс, 2010 г. - 304

стр.

2. Твердохлебова М.Д. Маркетинговая стратегия присутствия в Интернете: первый подход.

«Практика Интернет-маркетинга» №8 2010

3. Твердохлебова М.Д. Маркетинговая стратегия присутствия в Интернете: выбор инстру-

ментов. «Практика Интернет-маркетинга» №9 2010

Темирбекова А.З.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается категория «хозяйственный механизм управления предприятием», представлена авторское определение «организационно-экономический механизм управления человеческим потенциалом вуза» (ОЭМУЧП). Так как ОЭМУЧП работает под влиянием внешних и внутренних факторов, дана классификация факторов влияющих на конкурентоспособность вузов.

Ключевые слова: механизм, человеческий потенциал, конкурентоспособность, факторы внешней и внутренней среды.

Temirbekova A.Z.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF GOVERNANCE HUMAN POTENTIAL AS THE BASIS OF COMPETITIVENESS OF

HIGHER EDUCATION

The category "an economic mechanism of management of the enterprise " is considered in the article, the author's definition "the organizational-economic mechanism of management human potential of higher educational institute" is presented. As the organizational-economic mechanism of management human potential of higher educational institute works under the influence of external and internal factors, the classification offactors influencing upon the competitiveness of higher educational institute is given.

Key words: mechanism, human potential, competitiveness, factors of the external and internal environment

В основе понятия «организационно-экономический механизм» лежит определение механизма или машины, как системы тел, предназначенной для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения

другого тела. Механизм применяется в тех случаях, когда нельзя получить требуемое движение тел и возникает необходимость в преобразовании движения».

Хозяйственный механизм определяется как «совокупность экономических структур, институтов, форм и методов хозяйствования. Служит увязке и согласованию общественных, групповых и частных интересов, обеспечивает функционирование и развитие национальной экономики». Авторы Современного экономического словаря названную категорию рассматривают как «совокупность организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства» [12].

«Хозяйственный механизм - система сознательного воздействия людей на экономическое развитие...» [3]. Недостаток данного определения - недостаточная детализация. Сознательное воздействие людей на процессы экономического развития может производиться на основе формально определенных и обществом установленных правил хозяйствования. В связи с этим, под хозяйственным механизмом в широком смысле слова Манахов А.В. понимает - совокупность формально определенных и официально утвержденных правил, законов, инструкций и т.п., регламентирующих хозяйственное взаимодействие людей, государства [10].

Можно сказать, что ядром хозяйственного (организационно -

экономического) механизма является система стимулов, которая формирует побудительные мотивы к повышению эффективности производства, улучшению конечных результатов хозяйствования.

Лысенко Ю., Егоров П. дает следующее определение организационно -экономического механизма - это система формирования целей и стимулов, позволяющих преобразовать в процессе трудовой деятельности движение (динамику) материальных и духовных потребностей членов общества в движении средств производства и его конечных результатов, направленных на удовлетворение платежеспособного спроса потребителей [8].

А.А. Кульман утверждает, что «... организационно-экономический механизм есть определенная совокупность или последовательность экономических явлений»[4]. Б.З. Мильнер, А.В. Кочетков, Д.Г. Левчук под организационно -экономическим механизмом управления понимают совокупность элементов организации процесса принятия решения; системы распределения и обеспечения ресурсами; основные способы воздействия на объект управления, которые в соответствии с принятым разделением включают различные методы управления, например, административно-организационные и экономические. Эти авторы считают, что «. в соответствии с рассмотренным понятием, организационноэкономический механизм управления должен выполнять следующие главные задачи - обеспечение необходимой ответственности за достижение конкретных результатов, согласование целей, стимулирование и мотивацию участников деятельности, распределение и обеспечение ресурсов»[11].

Таким образом, структура организационно-экономического механизма управления должна включать перечень субъектов управления, функции управ-

ления, объекты управления, перечень и характеристику определяющих взаимосвязей, методы управления (с учетом соответствующей иерархии), цели и задачи управления. Организационно-экономического механизма управления человеческим потенциалом системы высшего профессионального образования - это совокупность экономических, административных, правовых, организационных методов воздействия на объект управления.

- административные методы - это формирование организационных структур органов управления, утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений, подбор и расстановка кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов предприятия, контроль за исполнением.

- экономические методы включают: технико-экономический анализ, технико-экономическое обоснование и планирование, материальное стимулирование, ценообразование, налоговую систему, утверждение экономических норм и нормативов.

- социально-психологические методы включают: социальный анализ в коллективе, социальное планирование, участие работников в управлении, социальное развитие коллектива, психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата), моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности.

В современных условиях определяющим элементом любого организационно-экономического механизма управления служат отношения собственности [14]. Точнее, формирование и развитие нового организационно-экономического механизма управления человеческим потенциалом системы высшего профессионального образования должно быть с учетом интересов государства, собственника интеллектуального труда, иных участников экономических отношений. При этом необходимо исследовать влияние внутренних и внешних факторов, заданных в обоснованных интервалах экономических и финансовых параметров.

В системе обеспечения конкурентоспособности вузов выделяют внешние и внутренние факторы. Под внешними факторами понимается все то, что задает формальные правила деятельности вуза на данном региональном, национальном или мировом рынке. Внешние факторы не поддаются воздействию со стороны вуза, но их необходимо учитывать в оценке конкурентоспособности вуза, и в выборе конкурентной стратегии. Внутренние факторы - это возможности вуза по обеспечению собственной конкурентоспособности (стратегический потенциал). Задача вуза заключается в том, чтобы на основе анализа факторов внешней среды преобразовать внутренние факторы в реальные конкурентные преимущества в виде конкурентоспособности продукции [1].

Ю.С. Савенкова, А.А. Советкина предлагают рассматривать взаимодействие высшей школы с внешней средой на трех уровнях: мегасреда, макросреда и микросреда (таб. 1)

Значительные изменения происходят в настоящее время в мегасреде: в мировом экономическом пространстве идут процессы глобализации и интегра-

ции национальных экономик, что предъявляет определенные требования к содержанию подготовки будущих специалистов. Факторы макросреды едины для всех вузов страны, а микросреда у каждого региона своя [6].

Таблица 1

Система факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза [2]_____________

Уровень Группа факторов Влияние на стратегию вуза

Мега- среда Мировое пространство Возникает необходимость отражения в учебном процессе перехода от экономики товаров к экономике знаний, а также учета условий, связанных с вступлением России в Болонский процесс.

Демографические Увеличивается доля лиц пожилого возраста, снижается доля трудоспособного населения и детей, что приводит к изменениям в структуре потенциальных потребителей вузов.

Технологические В производстве широко используются интеллектуальные технологии, в связи с этим возрастает степень разнообразия услуг, востребованных потребителями.

Правовые Международная система стандартизация и сертификация.

Природные Наиболее консервативный элемент внешней среды, который, тем не менее, также претерпевает изменения.

Информационные Возрастает объем информации, интенсивно развивается Интернет, делая необходимым применение в процессе обучения информационных технологий.

Макро- среда Национально- экономические Межнациональные и межрегиональные взаимоотношения, уровень политической стабильности и социальной напряженности.

Экономические Конкурентоспособность страны; государственное регулирование и поддержка развития человека, науки и инновационной деятельности; налоговая политика; развитие межгосударственных и региональных связей.

Нормативно- правовые Национальная система стандартизации и сертификации. Нормативные акты министерств и ведомств, органов управления субъектов Федерации.

Микро- среда Рынок образования Конкурентоспособность субъекта Федерации и города, в котором расположен вуз; структура региональной экономики; государственная поддержка.

Социальные Численность и состав населения; уровень и качество жизни населения.

Структурные Структура рынка; наличие и возможности конкурентов; емкость рыка.

Организационные Отлаженность взаимодействия национальной, региональной и местной среды.

Внутренняя среда определяет потенциал вуза, а также подвержена изменениям и должна гибко реагировать на изменения внешней среды. Инновации ограничены внутренней средой вуза, под которыми следует понимать нововведение, направленное на разрешение проблемной ситуации с целью оптимизации учебного процесса и других сфер деятельности ВУЗа для обеспечения заданного уровня качества.

Факторы внутренней среды, характеризующие конкурентоспособность вуза [5]____________________

Составляющие конкурентоспособности Показатели конкурентоспособности

Финансово-экономическая Коэффициент обеспеченности одного студента/преподавателя денежными средствами, коэффициент рентабельности предпринимательской деятельности, соотношения внебюджетных и бюджетных источников финансирования

Маркетинговая Ценовая конкурентоспособность услуг, качество услуг, количество программ МВА, коэффициент эффективности рекламы

Материально-техническая Фондовооруженность труда; коэффициент годности основных средств; коэффициент обеспеченности и обновляемо-сти - учебно-лабораторной, инструментальной, библиотечной и спортивной баз; коэффициент информатизации; обеспеченность жилой площадью общежитий

Кадровая Уровень квалификации научно-педагогических кадров; продуктивность докторских и кандидатских спецсоветов; коэффициент интенсивности издания учебников и пособий; среднемесячная заработная плата персонала; коэффициент стабильности кадров; уровень трудовой дисциплины

Конкурентоспособность выпускников Процент дипломов с отличием, рекомендации в аспирантуру, процент заявок на трудоустройство молодых специалистов к общему выпуску, коэффициент трудоустроенных, представительство выпускников в политической, экономической, культурной элите региона, города, уровень владения иностранными языками и информационными технологиями, темпы карьерного роста выпускников

Леонтьева О.А. убеждена в неоспоримости факта, что именно во внутренней среде следует искать возможности и потенциал, на которые необходимо опираться в конкурентной борьбе [7].

Н.И. Пащенко определяет конкурентоспособность вуза как «его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества по подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научнотехнической продукции как в настоящее время, так и в будущем» [9].

Р.А. Фатхутдинов отмечает, что конкурентоспособность вуза - «это его способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем и внутреннем рынке труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности» [13].

Таким образом, содержание организационно-экономического механизма управления человеческим потенциалом системы высшего профессионального образования рассматривается автором, как совокупность норм организационно-

правового и экономического характера, воздействующие на объект управления (в нашем случае, человеческий потенциал), позволяющих элементам (участникам) системы взаимодействовать во внутренней среде, и принимать условия внешней среды, и в результате объект управления переходит из фактического состояния в желаемое.

Сущность организационно-экономического механизма управления человеческим потенциалом системы высшего профессионального образования заключается в необходимости приведения в действие и обеспечения стабильного функционирования системы управления.

Литература:

1. Голик А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2007. №7. С. 131-135

2. Голик. А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2007 С.134.-- Ливандовская А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования // Высшее образование в России. 2006. №7 с. 153

3. Дзарасов С./ Производственные отношения и хозяйственный механизм// Экономические науки, 1979, № 1

4. Кульман, А. А. Экономические механизмы / А. А. Кульман ; пер с фр. ; под общ. редакцией Н. И. Хрусталевой. - М. : Прогресс; Универс., 1993. - 92 с.

5. Куцев Г.Р. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. 2004. №3 с.21

6. Ливандовская А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования // Высшее образование в России. 2006. №7 с. 152-155

7. Леонтьева О.А. статья «Болонский процесс: идеологическая инновация внутренней среды вуза»

8. Лысенко Ю., Егоров П. Организационно-экономический механизм управления предприятием // Экономика Украины. 1997. №1. С. 86-87

9. Мохначев С.А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза// Маркетинг в России и за рубежом 2008 №7 с. 67-71

10.Монахов А.В. О принципах поиска решения о перестройке хозяйственного механизма// Вестник Ленинградского университета, 1988г. Вып.1. Серия 5. Экономика, с.110- 113

11.Мильнер, Б. З. Управление территориально-производственными комплексами и программами их создания / Б. З. Мильнер, А. В. Кочетков, Д. Г. Левчук. - М. : Наука, 1985. -с. 9

12.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.

М., 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://vas.vuna.rU/71879053312@0816185600

13. Фатхудинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006г. №9 с.37-38

14. Федорович, В. О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований / В. О. Федорович. - Новосиб. : Ж. Сибирская финансовая школа, 2006. - № 2. - С. 45 - 54.

Умавов Ю.Д.

МАРКЕТИНГ РЕГИОНА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ

В данной статье маркетинг региона рассматривается как способ установления, создания, поддержания отношений с различными субъектами рынка; как маркетинг, направленный на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.