ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
А. В. Михайлов
Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) — проект № 10-06-54901 а/Ц
Аннотация: в статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы развития современного российского среднего профессионального образования, проводится анализ ситуации со средними специальными учебными заведениями.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, психология личности подростка, средние специальные учебные заведения.
The summary: the article considers the psychological and pedagogical problems of development of the modern Russian secondary vocational education, is carried out the analysis of the situation with average special educational institutions.
Keywords: secondary professional education, the psychology of the personality of the teenager, secondary special educational institutions.
В условиях формирующегося общества, основанного на знаниях, стремительного технологического прогресса, постоянно возрастающих требований рынка труда, глобализации рынка образовательных услуг, увеличивающейся профессиональной и академической мобильности наблюдается постоянный рост уровня образования населения. Сегодня образование рассматривается как рычаг управления социальными и экономическими преобразованиями в стране.
С российским профессиональным образованием сложилась действительно весьма опасная ситуация, угрожающая национальной безопасности страны. Одна из причин этого заключается в том, что государственный аппарат России пытается скопировать для нашей страны западные модели, в том числе в сфере образования. Однако это весьма опасная тенденция.
Современные процессы глобализации порождают деформации и нестабильность в экономике самих западных стран. Так, в США практически ликвидирована легкая промышленность, в упадке находится автомобильная и ряд других отраслей промышленности, то есть материальное производство сворачивается. При этом большая часть работающего населения(около 85 %)занята либо информационными технологиями, либо бизнесом в сфере финансов, то есть по сути люди «перекладывают бумажки» и «качают воздух». Фактически же экономика США на сегодняшний день подкрепляется лишь печатанием долларов и продажей их по всему миру. И чтобы как-то удержать эту ситуацию на плаву США вынуждены ежедневно «поглощать» 2,5 млрд долларов иностранных инвестиций.
Примерно в том же положении, может быть несколько лучшем, находится экономика стран Западной Европы.
Возникает вопрос, а причем же здесь среднее профессиональное образование (СПО)? В чем его вина в создавшейся нестабильности экономики Запада? Да самая непосредственная. В последние десятилетия молодежь этих стран устремилась к высшему образованию, и в основном не по индустриальным профессиям, а к якобы «престижным» специальностям: юристов, экономистов, финансистов, менеджеров и т. п. «Непрестижные» же рабочие места заняты: в США — афроамериканцами, латиноамериканцами, китайцами, а также иммигрантами различных национальностей, в том числе выходцами из России; в Западной Европе — турками, арабами, индонезийцами и т. д., которые все прибывают и прибывают в эти страны, создавая при этом все больше социальных и криминогенных проблем.
Обратимся теперь к России. Мы в точности повторяем этот же путь. В 2008 г. число выпускников 11-х классов составило 1,35 млн чел., а в вузы поступили 1,2 млн, причем в подавляющем большинстве по «престижным» специальностям: экономистов, юристов, психологов, менеджеров и т. п. В то же время рабочие места на заводах и стройках пустуют. Так, в г. Санкт-Петербурге 70 тыс. вакансий рабочих мест для специалистов со средним специальным образованием, но при этом масса безработных с высшим образованием [7]. Современные российские средства массовой информации (СМИ) как бы не замечают этого, продолжая рекламировать в сериалах «престижные» профессии.
По данным Росстата России, за период с 1995/1996 по 2007/2008 учебный год число студентов российских высших учебных заведений (вузов) уве-
личилось в 2,6 раза, а средних специальных учебных заведений (ссузов) — только на 30 % [7].
Прослеживается следующая закономерность: лица с высшим образованием, по крайней мере с высшим гуманитарным образованием, на должности рабочих трудиться не идут. «Непрестижные» рабочие места (на заводах, стройках, рынках) у нас в стране все чаще занимают: китайцы, вьетнамцы, украинцы, молдаване, азербайджанцы, грузины и т. д.
В то же время необходимо отметить, что общеобразовательная школа с 1-го по 11-й класс «теряет по дороге» до 4,7 млн чел. Из них примерно 700 тыс. чел. поступают в учреждения начального профессионального образования, 800 тыс. чел. — СПО. Однако более 3 млн чел. уходят из школы «в никуда», становясь люмпенами, маргиналами, пополняя ряды преступников, наркоманов и т. п. Отказ от школьного всеобуча — заслуга наших «демократов» — это не только огромная социальная опасность, но и экономическая «яма», особенно в условиях напряженной демографической ситуации. Так, одна из причин развала промышленности США — это такие же квалификационные ножницы: «белые воротнички» в производство не идут, а люмпены, которых там еще больше чем у нас, не способны к квалифицированному труду.
Социально-психологический анализ социализации современных российских подростков показывает, что доминирующее влияние на становление личности оказывают различные молодежные субкультуры и СМИ, что касается образовательной системы то ее позиция не самая первая [8]. Педагогическое воздействие на подрастающее поколение фактически
не просматривается. Если раньше была идея построения светлого будущего, то теперь этого нет, получается некий вакуум, который пытаются заполнять всевозможные идеологические системы (не всегда положительного направления). В данном случае просматриваются разнообразные западные субкультурные теории (готы, ЭМО и т. д.), сюда направлено внимание экстремистских организаций, «работает» криминал, пополняя свои ряды. Роль государственных образовательных институтов принижена в связи общей социально-экономической политикой.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в ссузах или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
По Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнено к высшему или доуни-верситетскому высшему образованию, направленному на подготовку практико-ориентированных специалистов. Его базой является среднее (полное) общее образование (11 классов), которое обеспечивает освоение образовательной программы среднего профессионального образования.
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении
среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543 [10], в России узаконены следующие виды ссузов:
• техникум (училище, школа) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;
• колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня;
• техникум-предприятие (учреждение).
Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться и в высших учебных заведениях.
Учреждения среднего профессионального образования могут иметь филиалы, отделения, подготовительные курсы, учебные кабинеты, лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны, отделения повышения квалификации и переподготовки специалистов и другие структурные подразделения.
В настоящее время в экономике России занято 17,5 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 25 % от общей численности занятых или 51 % от общей численности занятых специалистов со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием [7].
В ранее проведенных нами исследованиях [1] мы показали социально-
психологический портрет современного студента ссуза. Одной из отличительных черт учащихся средних специальных учебных заведений было то, что молодые люди направлены на профессию, они видят, и на старших курсах все больше осознают свою «нужность». У них есть вектор развития, который заключается в том, что они после окончания техникума или колледжа пойдут работать по выбранной ими специальности (как было показано ранее, особых вопросов в трудоустройстве у них не будет, так как молодые рабочие руки сейчас очень нужны) и будут востребованы. На первый взгляд может показаться, что в ссузы идут слабенькие ученики, которым пойти-то некуда (как это было прежде). Однако ситуация начинает постепенно меняться, молодые люди, а также их родители начинают задумываться о хлебе насущном, о получении в будущем специальности, приносящей стабильный доход (транспортное направление, энергетический комплекс, добыча и обработка полезных ископаемых и др.). Профессиональная социализация студентов ссузов направлена на практическое овладение специальностью, в отличие от студентов вузов, у которых занятия больше носят теоретический характер.
Средние профессиональные учебные заведения обладают целым рядом преимуществ:
- менее продолжительный срок обучения по сравнению с вузами (2 года 10 месяцев вместо 5 лет);
- доступность для более широкого круга абитуриентов по причине меньшей стоимости, плата за обучение за семестр в российских ссузах в среднем в два раза ниже, чем в вузах (например, средняя стоимость в ссузах в 2007 г.
составляла 9873 руб. за семестр, а в вузах — 18024 руб. [4]. Если при этом учесть и более короткий срок обучения, то за весь период получения образования эта разница удвоится.
Однако в настоящее время среди ссузов одно из главных преимуществ, по нашему мнению, у колледжей, которые можно отнести к наиболее перспективной форме развития средних специальных учебных заведений. Обучение в таких заведениях весьма престижно. Их основное отличие от училищ и техникумов заключается в повышенном уровне подготовки, приближенном к высшему образованию. Программы колледжей предусматривают фундаментальное многопрофильное образование. Процесс обучения построен с учетом университетских методик преподавания; учебный год разбит на семестры и сессии, а занятия проходят в форме лекций, семинаров, коллоквиумов. В результате выпускники колледжей, которые решили поступать в вуз, оказываются более подготовленными к системе учебы в институте, чем вчерашние школьники. По данным официальной статистики, 25 % лиц, принятых в государственные и муниципальные высшие учебные заведения, имеют среднее профессиональное образование, а среди студентов негосударственных вузов данный показатель составляет 30 % [6].
Современное среднее профессиональное образование имеет и ряд проблем, тормозящих его развитие. Прежде всего следует отметить недостаточное бюджетное финансирование, низкую социальную поддержку студентов и работников учебных заведений, нехватку преподавателей и старение
кадров, тревожную демографическую ситуацию. Из-за постоянного дефицита средств некоторые образовательные учреждения располагают устаревшей материально-технической базой. Общий показатель износа основных фондов в системе образования составил 31,2 %, а коэффициент обновления—лишь 1,2 %. В аварийном состоянии находятся 5,5 % учреждений СПО [5]. Наблюдается низкая оснащенность ссузов современным учебным оборудованием, средствами информационных и коммуникационных технологий.
Доля преподавателей старше 50 лет в образовательных учреждениях среднего профессионального образования составляет 65 %. Их менталитет определяется опытом прошлого, поэтому многие из них с трудом вписываются в рыночные отношения. Ссузам необходимо срочно заняться переподготовкой преподавательских кадров: направлять преподавателей на стажировку на передовые отечественные предприятия (есть и такие в России) и за рубеж, научить их читать современную техническую литературу, в том числе на иностранных языках, и т. д.
В последние годы государство все больше молодежи направляет на обучение за границу, в основном для подготовки будущих руководителей. Однако не менее, а может быть и более актуально для социально-экономической ситуации в России направлять на обучение за границу преподавателей средних профессиональных учебных заведений, а еще важнее мастеров производственного обучения, то есть тех, кто будет обучать современным технологиям производства и тем самым распространять их в России. Вспомним Петра I... он сам в
Голландии учился на плотника, а не на монарха. И обучал за границей других сначала строить корабли, а лишь затем командовать ими.
По данным Росстата России, в 2007/2008 учебном году на одного преподавателя среднего, высшего и послевузовского профессионального образования приходилось 11,5 студентов [7]. Это самый низкий показатель в России по сравнению с начальным общим образованием, где на одного преподавателя приходится 17,3 учащихся, и начальным профессиональным образованием — 13,2 студентов на преподавателя.
Существенным фактором, воздействующим на состояние системы образования, являются процессы демографических изменений. По прогнозам ООН, по сравнению с 2000 г. численность населения России в возрасте 5-14 лет сократится к 2012г. на 25 %, а к 2015 г. — на 38 %. Численность населения в возрасте в возрасте 15-19 лет по сравнению с 2000 г. сократится к 2012 г. на 33 %, а к 2015 г. — на 47 % [4]. Это обусловливает необходимость принятия некоторых опережающих мер по сохранению потенциала системы образования. Эти меры должны быть дифференцированы по отношению к различным уровням образования и регионам РФ. На деятельность среднего профессионального образования демографический спад окажет воздействие, прежде всего, в силу сокращения спроса на образовательные услуги со стороны населения, когда общее количество абитуриентов сравняется или будет ниже современных размеров приема обучаемых в учебные заведения, осуществляющие подготовку по основным программам
профессионального образования всех уровней.
Последнее время все более актуализируется проблема перераспределения потоков молодежи по ступеням профессионального образования. Необходимо перераспределить потоки молодежи по ступеням начального, среднего, высшего профессионального образования, увеличив первые два и значительно сократив последнее (прием в государственные вузы на бесплатные образовательные программы). Эту меру вроде бы Министерство образования РФ обещает осуществить в ближайшее время, хотя верится с трудом — слишком уж зависим аппарат министерства от ректорского корпуса. Например, если Мино-бразование готово сместить акцент с вузов на ссузы, то почему во главу угла поставлен вопрос о профильной школе?! Ведь профильная школа нужна только для одного — для лучшей подготовки ее выпускников для обучения в вузе.
Введение механизма ЕГЭ практически отрезает путь выпускникам ссузов к дальнейшему продолжению образования в вузе, в том числе возможность получения высшего образования в сокращенные сроки за счет широко распространившегося заключения прямых договоров ссузов с вузами. Все должны быть в равных условиях. При этом считается, что лучшими специалистами будут те, кто лучше знает школьную математику, химию и т. п.
Такие утверждения могут делать люди, не знающие ни производства, ни экономики, ни самой системы образования. Еще в 80-е годы прошлого века проводились социологические исследования на заводах. Практически весь линейный руководящий состав предприятий
от сменных инженеров и начальников участков до главных инженеров и директоров заводов поголовно состоял из бывших выпускников ПТУ и техникумов, которые впоследствии получали высшее образование по заочной или вечерней форме. Выпускники дневных вузов в цехах, как правило, не задерживались, поскольку они не умели общаться с рабочим коллективом. Выпускники дневных вузов работали в основном в аппарате заводоуправления (в конструкторском бюро, плановом отделе и т.п.).
Те же самые социологические исследования, проведенные 20 лет назад, показывали, что выпускники ссузов, поступившие в вузы, на первых двух курсах, пока шла общеобразовательная подготовка, явно были слабее своих сверстников из общеобразовательной школы. Однако впоследствии, когда дело доходило до специальной подготовки, они были на голову выше последних, поскольку они попадали в свою колею, которую уже изучили на практике [2].
Говоря о перераспределении потоков молодежи по ступеням профессионального образования — начального, среднего, высшего, следует иметь в виду, что просто механически увеличив прием в учреждения начального и среднего профессионального образования и сократив прием в вузы, вряд ли мы добьемся чего-либо положительного. Дело в том, что в России высшее образование традиционно было престижным. Сейчас появились негосударственные вузы, прием в которые вряд ли директивным путем можно будет ограничить. Молодежь устремится туда. Напрашивается иной механизм.
На сегодняшний день около 60 % выпускников среднего профессионально-
го образования, а в некоторых отраслях (например, на железнодорожном транспорте) до 70 %, трудоустраиваются по полученной специальности. В отличие от выпускников вузов, там это число составляет менее 40 % (причем основная форма получения высшего образования — дневная). Таким образом, основная формула получается следующей: «школа-вуз-безработица».
Однако в перспективе возможен другой подход: следует увеличить прием молодежи в учреждения среднего профессионального образования, создав для выпускников, работающих на производстве, льготные условия для продолжения образования в профильных вузах на вечерней, заочной, открытой, дистанционной и других формах обучения без отрыва от производства. Тогда, получив и высшее образование, люди будут оставаться работать на производстве.
Что же касается выпускников вузов, пришедших туда непосредственно из школы, то в большинстве своем они инфантильны, социально незрелы и к профессии серьезно не относятся, могут легко ее бросить или поменять. Другое дело, что академическая подготовка у них лучше, и дневная форма является, пожалуй, наиболее оптимальной для подготовки научных кадров, конструкторов и т. д., но не для практической производственной деятельности (имеется в виду производство в широком смысле — и материальное производство, и духовное производство).
Рассматривая вопрос о перераспределении потоков молодежи по ступеням профессионального образования, следует также сказать о такой давно назревшей мере, как узаконение высшего образования в колледжах на уровне
бакалавриата (во всем мире выделяют как бы два высших образования — университетское и колледжное). Молодежь охотно пойдет в колледжи за высшим образованием, а оттуда скорее пойдет работать на производство и останется там. Условия для этого во многих колледжах есть.
Университетские комплексы как якобы средство интеграции различных образовательных ступеней — это благовидный предлог поглощения вузами учреждений среднего профессионального образования. Как бы «приток свежей крови», но лучше быть головой у мухи, чем другим органом у слона. Хорошая идея объединить все под общее начало имеет и отрицательную сторону — потерю самобытности и многолетней отлаженности системы СПО. Колледжи и техникумы теряют свое лицо, они становятся придатками больших вузов, и тем самым перестают быть самостоятельной единицей.
Перейдем к вопросу о перераспределении потоков молодежи по профилям и специальностям профессионального образования. Чиновники от образования в последние годы постоянно жалуются на «перепроизводство» специалистов по избыточным для народного хозяйства профессиям — юристов, экономистов и т. д. В то же время невольно возникает вопрос: если профессиональное образование осуществляется на деньги всего общества, налогоплательщиков, то зачем надо готовить на бесплатной основе специалистов по «избыточным» в данный момент профессиям? Зачем надо давать студентам этих специальностей отсрочку от армии?
Совсем запретить такую подготовку нельзя, чтобы не нарушать права граж-
дан. Если молодой человек хочет стать юристом — пусть учится. Однако на платной основе. Или ввести для них систему образовательных кредитов, о которых разговоры идут уже многие годы, но дело не двигается.
Другое дело, что чиновники министерств и ведомств постоянно жалуются, что в нынешних условиях невозможно определить, какие профессии понадобятся через несколько лет (период подготовки специалистов). Действительно, прогнозировать развитие экономики по старым советским меркам в нынешних условиях невозможно. Следовательно, невозможно по этим методикам прогнозировать и профессионально-квалификационную структуру кадров народного хозяйства.
Российская экономика сегодня более чем наполовину теневая: предприятия любых размеров и форм собственности скрывают объемы своего производства, чтобы не платить налогов. Официальная статистика не отражает настоящее состояние дел. И упования многих ученых и практических работников профессионального образования на так называемое социальное партнерство, на то, что предприятия, работодатели будут заблаговременно заказывать подготовку кадров для них, а союзы промышленников и предпринимателей, торговые палаты будут этому содействовать, пока что, наверное, преждевременны.
Однако можно вывести определенные косвенные показатели, по которым вполне однозначно можно оценивать состояние экономики: что продается на рынках (в широком смысле, включая магазины, биржи, объявления в газетах и т. п.): от продуктов питания, автомобилей, экскаваторов, станков до интел-
лектуальных отечественных продуктов на компьютерных рынках. Зная ассортимент и объемы продукции на рынках, можно достаточно просто оценить, где, что и в каких объемах производится. Например, даже в самые «провальные» для российской экономики годы потребление электроэнергии в стране постоянно росло. О развитии экономики можно судить и по таким косвенным показателям, как количество покупаемых населением автомобилей, мобильных телефонов, мебели и т. д.
Сегодня в России около миллиона так называемых ремесленников-предпринимателей, то сеть людей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. В любом городе масса всевозможных индивидуальных объявлений: ремонт квартир, строительство дачных домов, легковые и грузовые автоперевозки, ремонт бытовой техники и компьютеров, репетиторство, шитье одежды, массаж и т. п. Специфика России такова, что многие люди, чтобы не платить налогов, занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, то есть ремеслом, образуя тем самым специфический теневой рынок труда. И не считаться с этим нельзя. Возможно, со временем этот теневой рынок в стране станет лицензированным, официальным. Однако сегодня система профессионального образования не может не учитывать этой огромной ниши на рынке труда и профессиональных образовательных услуг.
Развитие ремесленного образования может сыграть существенную роль в решении еще одной социально-экономической проблемы, которая также вырастает из тенденций, пройденной или, точнее, проходимой странами
Европы. Как уже говорилось, молодежь в массовом порядке устремилась к получению высшего образования. В то же время известно, что подавляющее большинство безработных составляют лица с высшим образованием: при наличии вакансий на заводах, в строительстве и т. п. «белые воротнички» к станку не идут. До последнего времени, пока в России развивалась торговля, выпускники вузов работу себе еще могли найти. Даже сложилась формула трудоустройства в фирмы: наличие высшего образования (любого), свободное владение английским языком и владение компьютером. Однако сейчас эта ниша на рынке труда уже заполнена. Уже сегодня сложилась массовая безработица «белых воротничков». Однако есть некоторый выход: «белые воротнички», избегая заводов, строек и т. п., охотно работают в сфере индивидуальной трудовой деятельности, в том числе ремесленничества — если владеют какой-либо рабочей профессией: владельцами ателье, минипекарен, фотографий, ресторанчиков и т. п.
В странах Европы службы занятости на специальных курсах обучают «белых воротничков» таким рабочим профессиям, и плюс к этому дают определенную предпринимательскую подготовку. В России возможен и этот путь, в том числе в первую очередь в учреждениях базового профессионального образования — профессиональных училищах, лицеях, техникумах, колледжах. В то же время возможен и более перспективен другой путь — получение рабочей профессии, в частности ремесленного профиля в техникуме или колледже с дальнейшим продолжением образования в вузе или с одновременным обучением в вузе. Последний путь можно попробо-
вать. Учреждения среднего профессионального образования могут здесь проявить инициативу: пригласить студентов дневных вузов на одновременное получение рабочих профессий в техникуме или колледже. Причем вовсе не обязательно приглашать студентов вузов технического профиля. По нашему мнению, как раз сочетание «технической» рабочей профессии или профессии техника с высшим гуманитарным образованием дают наибольшую устойчивость личности на рынке труда, и в целом наибольшую устойчивость личности в жизни. Так что и в этом направлении развитие ремесленного образования имеет большие перспективы.
Кроме того, развитие ремесленного образования имеет еще один важный аспект — стратегический. Как уже отмечалось, в последние годы в Россию в массовом порядке хлынула иностранная рабочая сила: китайцы, молдаване, таджики, азербайджанцы и т. д. Эти иностранные рабочие, так называемые га-старбайтеры, в основном занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, то есть являются ремесленниками-предпринимателями в сферах торговли, общественного питания, индивидуального строительства и т. п. (в настоящее время несколько миллионов рабочих мест). Однако в этом отношении Россия повторяет путь, пройденный многими европейскими странами. Большинство га-старбайтеров являются представителями национальностей с очень высоким уровнем рождаемости. Их дети, рождаясь на территории России, автоматически становятся ее гражданами, порождая тем самым в дальнейшем массу политических, социально-психологических, демографических и иных проблем, также
как и в других странах Европы. Массовое распространение и развитие ремесленного образования в перспективе может предупредить эту проблему, заполнив эти рабочие места молодежью из коренного населения России.
Итак, среднее профессиональное образование на сегодняшний день представляет собой самодостаточный, экономичный и отвечающий потребностям рынка труда уровень образования. Такие факторы, как гибкость, мобильность, относительная краткосрочность и невысокая стоимость обучения, определили ведущее место среднего профессионального образования в подготовке кадров для всех сфер экономической деятельности.
Однако несмотря на наличие проблем в сфере современного среднего профессионального образования, в будущем оно сохранит свою актуальность. Этому способствуют информатизация образования, введение новых технологий и методов обучения, распространение дистанционной формы обучения, позволяющей получить знания в максимально короткие сроки с наименьшими финансовыми затратами. Самым перспективным направлением развития среднего профессионального образования станет открытие новых колледжей и многопрофильных, многоуровневых образовательных учреждений других форм, реализующих широкий спектр образовательных программ. СПО необходимо придать современную рыночную направленность, совершенно отличную от традиционной подготовки для бывшей плановой экономики.
Социально-экономическая ситуация в стране в значительной мере зависит от эффективности среднего професси-
онального образования. В настоящее время система СПО находится в кризисном положении: на старые нерешенные проблемы наслаиваются новые. Эти проблемы хорошо понимают руководители и работники средних профессиональных образовательных учреждений. Однако, к сожалению, не понимают или не хотят понимать работники государственного аппарата, которые увлеклись «красивыми» модными новациями: двенад-цатилеткой, профильной школой, ЕГЭ, университетскими комплексами и т. п. Ситуация представляет собой картину, когда дом горит, а маляры продолжают красить фасад и наклеивать разноцветную рекламу.
Литература
1. Михайлов А.В. Социально-психологический портрет рабочей молодежи // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 1.
2. Новиков А.Н. Профессиональное образование и национальная безопасность России // Специалист. — 2003. — № 6.
3. Об Образовании: Закон Рос. Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 3. — Ст. 150.
4. Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н. Российское образование в контексте международных сопоставлений: сопоставительный доклад. — M.: Информика, 2005.
5. Российский статистический ежегодник. — М., 2007.
6. Сайт статистики российского образования. — URL: http://stat.edu.ru/.
7. Сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/.
8. Сочивко Д.В. Социально-психологические проблемы социализации школьников старших классов в различных регионах России. — М.: МПСИ, 2010. — 55 с.
9. Сочивко Д.В, Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. — М.: МПСИ, 2009.
10. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 18 июля 2008 г. № 543.