Научная статья на тему 'Некоторые мысли о перспективах и тенденции развития среднего профессионального образования'

Некоторые мысли о перспективах и тенденции развития среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коптяев Александр Михайлович, Коптяева Людмила Викторовна

Система профессионального образования нуждается в совершенствовании. Авторы, проанализировав демографическую ситуацию, состояние профессиональной подготовки в отдельно взятом регионе, предлагают некоторые пути совершенствования среднего профессионального образования: создание образовательно-воспитательного комплекса, интеграция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые мысли о перспективах и тенденции развития среднего профессионального образования»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

А.М. Коптяев, Л.В. Коптяева

НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ О ПЕРСПЕКТИВАХ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система профессионального образования нуждается в совершенствовании. Авторы, проанализировав демографическую ситуацию, состояние профессиональной подготовки в отдельно взятом регионе, предлагают некоторые пути совершенствования среднего профессионального образования: создание образовательно-воспитательного комплекса, интеграция.

Образование сегодняшнего дня ругают все. О профессиональной подготовке чаще всего тоже говорят негативно. Апофеозом (в кавычках) звучит фраза вице-премьера Правительства, а ныне избранного Президента РФ Д.А. Медведева: «За последние годы у нас полностью разрушена система начального и среднего профессионального образования» [4].

Не согласиться с Дмитрием Анатольевичем нельзя. Да, система разрушена. Осколков этой системы столько, сколько в России регионов. В 2005 г. в ведении регионов передано более 2400 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Как высказался В.А. Казначеев, председатель Совета ректоров вузов Ставропольского края: «Умыв руки и передав ссузы с федерального на региональный уровень, государство тем самым снизило уровень управления ими и нарушило единое образовательное пространство...» [4].

Если более точно, снижение управления и нарушение единого пространства началось с развалом Союза, а этой передачей государство закончило выполнять функцию управления ссуза-ми и разрушило окончательно единое образовательное пространство. Правда, не всеми. Порядка 800 ссузов в федеральном ведении имеется. (Очередная попытка создания единого образовательного пространства возможна в связи с принятием федерального закона № 309 ФЗ от 01.12.2007 г. - установление Федеральных государственных образовательных стандартов).

Да и ладно бы. Ну, отдали и отдали. Беда тут в другом. Профессиональное образование работает «на заказ». Когда разваливался Союз, и стояла экономическая неразбериха, ссузы выполняли социальный заказ - чем больше студентов, тем меньше молодежи на улице, т.е. обеспечивали занятость молодежи. Первыми в экономике «очу-

халась» торговля и стала заказывать себе коммерсантов, экономистов, менеджеров всех мастей. Все торговые сделки требовали юридического сопровождения. «Пошел» массовый заказ на юристов. Большинство ссузов (и не только, но и вузы) «переложили штурвал» с технического на другие виды профессионального образования.

Монстры экономики - тяжелая промышленность (горнодобывающая, нефтегазовая, металлообработка, станкостроение и т.п.), сельское хозяйство «проснулись» позже. Но! Проснулись с новыми идеями, технологиями, а главное, с новыми требованиями к выпускнику профессионального образования, стержнем этих требований является необходимость быть активной частью производительных сил.

Мы же, с благословления государства, пока выживали с 1992 г. по 2004 г., разрушили все остатки технической базы. Да ее особо и разрушать не надо было. Половина технического обеспечения образовательного процесса была 19301960 гг. Предприятия, чтобы развиться, делают сумасшедший рывок вперед в плане технического перевооружения. И все! Большинство ссузов безнадежно отстали и в оборудовании, и в знаниях преподавателей. Добивающим ударом было «коварство» школ. Не секрет, вся работа школ оценивается по количеству выпускников, поступивших в вузы. Вузостремительный бег стал таким, что оказался главным девальвирующим фактором для высшего образования. А в ссузы пошли лишь те, кому «не посчастливилось» быть в этой когорте «бегунов». А это, как правило, троечники и «скрытые» двоечники.

Парадокс бытия! Предприятиям нужны рабочие руки, а они получают от государства в лице профессионального образования «белые воротнички».

Итак, технической базы нет, абитуриент чуть образованней пятиклассника, преподаватель

спецдисциплин «живет» наработками прошлого века. И в этих условиях среднее профессиональное образование готовит рабочие руки. Можно бы симулировать образовательный процесс, особенно его практическую составляющую за счет информационных технологий. Но где взять материал да еще лицензионный по техническим направлениям, например: горная электромеханика, горное дело, горные машины и комплексы, взрывные работы и т.п. Оставалась надежда на прохождение практики на предприятиях. Но! Опять но... Предприятия-то сплошь частные, неохотно практикантов приглашают, а если и снизойдут, то все заканчивается сбором материалов для отчета.

У Хибинского колледжа около 100 различных предприятий (социальных партнеров), могущих принимать студентов на практику. И лишь единицы могут принять на оплачиваемую практику. А некоторые партнеры в 2008 году требуют заключения договоров на прохождение практик с оплатой колледжем стоимости практик. По нашим оценкам на 540 студентов к четырем видам практик в течение 2008 г. необходимо около 2500000 рублей. Да где бы взять такие деньжищи, чтобы заплатить?

Профессиональное образование и рынок труда - это как две руки у одного человека: тяжело одной рукой, возьми двумя, тяжело в одной -переложи в другую. А вот если одной вовсе не будет, или она начнет «усыхать», второй будет непросто, а человек становится инвалидом.

Так и в образовании. Разрушение («усыхание») профобразования приводит (привело) к «инвалидности» государства (региона, города). Рынок труда не должен быть просто потребителем. Он должен быть соучастником, партнером. Конечно, некоторое партнерство присутствует, но оно мизерно и однобоко. Центры занятости направляют на профессиональное обучение, но это в основном краткосрочная курсовая подготовка.

Так, например, за 10 месяцев 2007 г. в службу занятости Мурманской области обратилось 39814 граждан, 3 тысячи из них направлено на профессиональное обучение (7,5%), а не имеют профессионального образования 47% безработных граждан. При этом тенденция высокой безработицы сохраняется исключительно в малых городах, с населением 30-50 тысяч человек и менее, но при этом на территории таких городов функционируют крупнейшие не только в регионе, но и в России промышленные предприятия. Так, в Ковдор-ском районе безработица 5,3% (функционирует

Ковдорский ГОК), Мончегорск - 5,4% («Северо-никель»), Кировск 4,8% (ОАО «Апатит»). В областном центре безработица всего 1,2% [1].

Таким образом, первое и самое простое направление действий - это работа со службами занятости.

В 2008 году в Мурманской области функционирует 11 учреждений НПО, 36 учреждений СПО (в том числе 17 филиалов, 4 ПУ при ИТУ Минюста, 1 Спец ПУ).

Всего 52 учреждения начального и среднего профессионального образования с численностью обучающихся около 21 тысячи человек. Легко посчитать среднюю численность обучающихся в одном учреждении профессионального образования (для большей точности вычленим ПУ при ИТУ и в СпПУ) - 20 тысяч человек / 47 ОУ = 425 человек на одно учебное заведение.

Если учесть, что в одиннадцати ПУ обучается 9031 человек (821 человек в среднем в одном ПУ), то в 36 учреждениях СПО обучается 10969 человек (305 студентов ОУ). Для сравнения в 2006 г. в учреждениях СПО области обучалось около 12,5 тысяч студентов.

Можно себе представить, сколько студентов обучается в некоторых учреждениях СПО, если вычленить такие ОУ как ХТК, где приведенный контингент 885 человек (общий 1237 студентов).

Мы уже не раз называли такие учреждения «карликами образования». Сколько сил, средств, внимания «оттягивают» на себя эти «карлики»?

В связи с этим выкристаллизовывается второе направление развития профессионального образования - интеграция.

Мы также уже не однажды писали о возможностях и вариантах интеграции, в том числе:

- интеграция науки и образования;

- вертикальная восходящая интеграция (СПО+ВПО);

- вертикальная нисходящая интеграция (СПО+НПО) +ООУ+ДОУ;

- горизонтальная интеграция.

Из вышеназванных видов интеграций Хибинский технический колледж с 1993 года реализует:

- вертикальную интеграцию, предоставляя выпускников колледжа с 1993 по 1998 гг. Санкт-Петербургскому горному институту, а с 1998 г. Костромскому государственному университету (филиал в г. Кировске).

За эти годы благодаря такой интеграции свыше 300 студентов - выпускников колледжа получили

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

105

высшее образование в университете, в том числе по ускоренным образовательным программам:

- вертикальную нисходящую интеграцию, принимая выпускников ПУ на обучение в колледж ежегодно, вот уже на протяжении 10 лет 2030 выпускников ПУ поступают на сокращенные сроки обучения и успешно заканчивают колледж.

Кроме этого, в городе открыт профессиональный лицей (специально по договору колледжа с Администрацией города, для реализации проекта «Колледж малого города» и осуществления интеграции). В лицее работают несколько профильных классов, выпускники которых поступают в колледж на технические специальности. Профильную направленность общего образования необходимо расширять и углублять.

Учитывая демографический спад предлагаем (первое такое предложение мы вносили еще в 2000 г.), чтобы ни один воспитанник дошкольных учреждений «не выпал» из поля зрения общеобразовательной школы, на базе школ необходимо создавать образовательно-воспитательные комплексы (ОВК), в состав которых должны входить базовая школа и несколько дошкольных учреждений. И организовывать свою деятельность они должны совместно по общим образовательным программам. Структура ОВК проста, но базовая школа, а затем и весь комплекс должны получить хозяйственную и финансовую самостоятельность, т.е. каждый ОВК должен иметь свой бюджет и свой расчетный счет.

Преимущество создания ОВК очевидно - в скором времени при спаде числа воспитанников дош-

2,5

к ш ш о с ш

X X

о £ с: с = щ

о

кольных учреждений на высоте положения, а значит, «при работе» окажутся сотрудники тех школ, которые смогут доказать родителям, что их школа наиболее привлекательна, т.е. они будут вынуждены вести борьбу за свое будущее. При создании ОВК дошкольные учреждения «свои», то и заботиться о них школы будут, как о своих. Потенциал школы в этом случае направлен на мотивированное поведение родителей, детей; будет воспитываться здоровый корпоративный дух, а главное -в системе «дошкольное и школьное образование» этот процесс будет непрерывен, адаптирован по отношению к каждому обучающемуся от раннего детского возраста до окончания школы. Немаловажным является также фактор социального воспитания (одна общественная среда, один микроклимат, единые требования на весь период получения образования в ОВК).

Конечно, в этом случае не избежать реорганизации и объединения общеобразовательных учреждений, особенно некомплектных, негибких, имеющих низкий педагогический потенциал.

На наш взгляд проблемы здесь возникнут в отсутствии специалистов, имеющих современные экономические и управленческие знания и навыки. Но области по силам решить проблему переподготовки и повышения квалификации работников управления образованием.

С созданием ОВК роль городского отдела образования также изменится. Наряду с другими, основными их задачами будут:

- подготовка рекомендаций по расширению социального опыта;

Т------1------1------1------1------1-----1------1------1------1

1996 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

годы

Рис. 1. Численность поступающих в первый класс

а

ф

ш

ф

с;

ф

г

л

2!

Ф

Е

=:

годы

Рис. 2. Всего обучающихся с 1 по 11 классы

- создание благоприятных условий для решения проблем;

- контроль исполнения государственных стандартов ОВК;

- перспективное планирование деятельности ОВК.

Образовательно-воспитательные комплексы в свою очередь будут заинтересованы в изыскании внебюджетных источников, с объединением школ и дошкольных учреждений поле деятельности по зарабатыванию собственных средств значительно расширится.

Наряду с созданием ОВК необходимо интегрировать образование в общеобразовательных школах и техникумах, колледжах, вузах [2].

Все вышеназванное подтолкнуло нас на еще более глубокую вертикальную интеграцию, объе-

динение с ведущим техническим вузом страны в единую структуру Таким вузом стал Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). При поддержке губернатора области, согласия университета мы обратились в Федеральное агентство по образованию, где нас также активно поддержали.

В результате 23 июня 2007 г. вышло Распоряжение Правительства РФ N° 820 Р о реорганизации Хибинского технического колледжа путем присоединения к техническому университету. 26 июля 2007 г. вышел приказ № 1348 Федерального агентства по образованию РФ.

В настоящее время работа по присоединению практически завершена.

Думается, что такая интеграция принесет огромную пользу и предприятиям региона, и каж-

ш

о

5

У

2007 Й008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

ГОДЫ

Рис. 3. Выпускники системы общего образования (9-11 классы) по Мурманской области

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008І

Таблица

Прием студентов Обучение

Всего На бесплатной основе На платной основе % бесплатного обучения от общего Всего На бесплатной основе На платной основе % бесплатного обучения от общего

ГОУ СПО ХТК* 362 243 119 67,1 1311 995 316 75,9

Мурманская обл. 4847 1781 3020 36,7 12874 5332 7542 41,4

То же; область 2005 г. 5121 1794 3327 35,0 13300 5150 8150 38,7

2004 г. 5030 1706 3265 33,9 13292 5150 7932 38,75

2003 г. 5500 2000 3500 36,4 13900 5600 8300 40,0

* Данные за 2006 год.

дому гражданину, решившему обучаться в колледже, и самому колледжу.

Все рассмотренные направления вполне жизнеспособны, и, безусловно, будут способствовать развитию профессионального образования в регионе. Однако мы считаем необходимым «высветить» еще одно очень важное направление -это то, для кого, для какой части населения будут открыты двери колледжа. Это очень важно при существующем расслоении общества и с учетом демографической ситуации.

Для полноты восприятия рассмотрим численность школьников, как поступающих в 1-й класс, так и обучающихся в школах РФ [3, с. 256].

Из графиков наглядно видно, что число первоклассников в 2007 г. будет составлять 59,5% от числа первоклассников в 1996 г., а число обучающихся в школах в 2007-2008 гг. составить 78,2% от числа школьников в 2000 году.

По Мурманской области ситуация со школьниками выглядит следующим образом (см. рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сокращение на 32,8% и, если предположить, что доля ССУЗов 33,6%, то прием 2007 г составит 3770 человек, 2008 г - 2765 человек, а в 2015 г - 2530 человек. Ожидаемое сокращение приема около 33 % или 1240 человек. При такой ситуации абитуриент, безусловно, будет выбирать учебное заведение не только с высоким уровнем технологий обучения, но и доступностью, определяемой в первую очередь бесплатностью либо меньшей стоимостью за это обучение.

Каково положение дел по доступности образования, рассмотрим на примере приема студентов в 2006 г., обучение их в 2006 г. в колледже, в Мурманской области и сравним с результатами прошлых лет (см. табл.).

Из таблицы видно, что процент бесплатного обучения в колледже выше среднеобластного почти в 2 раза. Кстати, по данным Института развития образования ГУ ВШЭ Мурманская область занимает третье место в России по платности среднего профессионального образования, уступив первенство лишь Камчатской области и Ханты-Мансийскому автономному округу (см.: Учительская газета. - 2006. - .№40. - 3 октября. - С. 4).

Для нас видится бесплатность получения профессионального образования одним из самых важных факторов.

Все вышесказанное, безусловно, должно дать определенный импульс развитию среднего профессионального образования, а значит увеличить приток специалистов на предприятия, специалистов, могущих быть исполнителями (хотя руководителями они тоже могут быть), т.е. активной частью производительных сил общества (по В.А. Казначееву - «работающих руками»).

Библиографический список

1. Аналитические материалы по профессиональному образованию Комитета по образованию Мурманской области, опубликованные на заседании Совета директоров ССУЗов Мурманской области 20.12.2006 г и 14.02.2008 г

2. Материалы научно-практической конференции работников ССУЗов Мурманской области «Специалист региона XXI века» КОАМО Мурманск 31 марта 2000 г - С. 15-24.

3. Модернизация Российского образования. Документы и материалы ГУ ВШЭ ИРО. - М., 2007. - С. 232.

4. Казначеев В. Кто протянет руку // Российская газета. - 2008. - .№225. - 4 февраля.

5. Учительская газета. - 2006. - №31-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.