Научная статья на тему 'Основные тенденции развития социальных функций среднего профессионального образования'

Основные тенденции развития социальных функций среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / SOCIAL FUNCTIONS / КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ / CULTURAL FUNCTIONS / ЭКОНОМИЧЕСКИ ФУНКЦИИ / ECONOMICALLY FUNCTIONS / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Диана Александровна

Рассмотрены основные функции среднего профессионального образования. Доказано, что в последние десятилетия особое значение приобрели социальные функции. Однако сегодня государство и общество ставят перед средним профессиональным образованием задачу по преодолению отставания в структуре, объёмах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований предприятий различных отраслей новой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калугина Диана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Functions of Secondary Professional Education: main Tendencies of Development

In this article the main functions of secondary professional education are considered. It is proved that social functions acquired special significance in the last decades. However, today the state and society put before secondary professional education a problem of backlog overcoming in structure, volumes and quality of preparation of skilled workers and experts of an average link from requirements of the enterprises of various branches of new economy.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития социальных функций среднего профессионального образования»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 316.4.062

Переживаемые трудности, связанные с кризисными явлениями в экономике, снижение количества студентов, реформирование системы образования привели к необходимости адаптации средних специальных учебных заведений в соответствии с новыми требованиями со стороны государства и общества.

В качестве первоочередных задач, стоящих перед техникумами и колледжами, на Форуме директоров средних специальных учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки РФ, были отмечены переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, подготовка квалифицированных преподавателей, преодоление последствий приближающейся «демографической ямы» [10].

Выполнение данных задач связано с изменениями социальных функций среднего профессионального образования со статусно-ролевых позиций: интересы каких социальных общностей оно должно удовлетворять, насколько будет способствовать воспроизводству определенных социальных групп населения, насколько сможет защитить интересы социальных общностей, которые непосредственно включены в образовательный процесс и т. п.

Социальные функции среднего

профессионального образования

В условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения, снижения количества бюджетных мест в вузах среднее профессиональное образование, безусловно, остается важным институтом социализации в российской образовательной системе.

Еще на стадии своего формирования оно удовлетворяло потребности выходцев из небогатых социальных слоев. В настоящее время в колледжи и техникумы поступают в основном дети рабочих, служащих, работников среднего звена и т. п., выпускники

Д. А. КАЛУГИНА

9 и 11 классов общеобразовательной школы. Некоторые из них не обладают нужным уровнем знаний и умением организовать свою учебную деятельность для того, чтобы учиться в старших классах средней школы или в вузах. В колледжах обучаются и те, кто считает среднее профессиональное образование базой для продолжения обучения в вузе по заочной форме или экстерном, работая по выбранной профессии.

Задача среднего профессионального образования - удовлетворить их образовательные потребности, организовать учебную деятельность и обеспечить успешную социализацию и профессионализацию.

Осуществляя этот процесс, среднее профессиональное образование выполняет важную антропологическую функцию: сохранение молодых людей полноценными гражданами общества. Данная функция, которую Б. Саймон определяет как «формирование человека внутри общества» [14, с. 7], в течение долгого времени считалась латентной, но в условиях роста криминализации подростков, неблагополучия семей, «демографической ямы», уменьшения доступности бесплатного высшего образования она становится одной из первостепенных.

Учитывая большой процент студентов из неполных и неблагополучных семей, обучающихся в ссузах, можно сказать, что кропотливая работа педагогов среднего профессионального образования, с одной стороны, компенсирует учащимся недостаток родительского внимания, с другой - обеспечивает дальнейшее личностное развитие, пробуждает природный потенциал профессиональной активности, предостерегает от негативных социальных отклонений. Таким образом, функционирование института среднего профессионального образования предстает перед нами в двух аспектах, выделенных Ф. Кумбсом: гуманистическом - «научить человека жить более полной, более интересной жизнью» и инвестиционном - «увеличение вклада в дело благосостояния общества» [9, с. 25].

Важной особенностью функционирования ссузов является повышенное внимание к решению воспитательных задач. Каждый техникум и колледж разрабатывает концепцию воспитательной работы, в которой учитываются спортивное, культурное, патриотическое направления, планируются соответствующие мероприятия на уровне колледжа, отделения, группы. Преподаватели уделяют значительное внимание воспитательному процессу на занятиях, не разделяя процессы обучения и воспитания, и стараются выкроить время для внеаудиторного общения со студентами -поговорить на интересующие их темы, помочь в проведении культмассовых мероприятий, организовать экскурсии, посетить вместе театр, выставку и т. п.

Решение образовательных и воспитательных задач становится возможным в том случае, когда студент успешно вошел в социальную среду учебного заведения. Адаптация - это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную и образовательную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ней.

Вхождение в новую социальную общность сопровождается знакомством с новым коллективом, усвоением его норм и требований. К чему надо адаптироваться? Во-первых, к учебному процессу ссуза, который во многом отличается от школьного. Во-вторых, к новому коллективу, который в колледже довольно «разношерстный». В-третьих, к новым условиям жизни: самостоятельная организация учебы, быта, свободного времени. В-четвертых, к новым отношениям с родителями, поскольку подросток начинает выполнять роль автономной личности. Таким образом, функция создания благоприятной социальной среды, несмотря на ее латентный характер, является важной для оптимизации процесса взаимодействия в учреждениях среднего профессионального образования.

Профессиональная идентификация личности - функция, свойственная любому уровню профессионального образования. Ссуз в настоящее время является вполне приемлемым средством профессиональной идентификации,наделяя этот процесс вариативностью, мобильностью и экономической доступностью. Напомним, что, окончив ссуз, молодой человек получает законченное образование, которое позволит ему работать и материально обеспечивать себя или

сочетать профессиональную деятельность с построением дальнейшей образовательной и, возможно, карьерной траектории.

Современной тенденцией профессионального образования, в том числе среднего, является то, что оно зачастую становится предпосылкой для профессионального и статусного самоопределения молодежи. Причем для среднего профессионального образования этот процесс связан с меньшими затратами времени и материальных средств. Со статусно-ролевой позицией, приобретаемой выпускником профессионального учебного заведения, связана стратификационная функция образования, которая, по определению Г. Б. Кораблевой, «организует и регулирует процессы неа-скрептивного стратификационного деления в обществе» [8, с. 42].

Селективная функция в среднем профессиональном образовании проявляется в явной и скрытой формах. Выраженной формой является дифференцированный отбор молодых людей, потенциально пригодных к освоению определенной профессии, латентной - закрепление за уровнем среднего профессионального образования статуса образования для детей рабочих, мелких служащих, безработных, выходцев из неполных семей. В. Я. Нечаев поясняет, что инструментами селекции в данном случае выступают документы об окончании учебного заведения, финансовые и другие материальные ресурсы, протекционизм и пр. [11, с. 92]. С одной стороны, это естественный процесс воспроизводства социальной структуры общества, которому способствуют техникумы и колледжи: все население страны не может иметь высшее образование и высокий социальный статус. С другой стороны, среднее профессиональное образование может стать «социальным лифтом» для тех, у кого есть желание и способности учиться дальше и одновременно работать по полученной специальности. Кроме того, техникумы и колледжи способствуют образовательной мобильности студентов разного типа поселенческих структур за счет развитой сети ссузов, их представительств и филиалов, доступной стоимости обучения, предоставления мест в общежитиях.

Культурная функция. Представление о среднем профессиональном образовании будет неполным, если не рассмотреть его функции в сфере культуры. «Во-первых, выпадает главный содержательный объект усвоения опыта в социализации

и образовании - культурные ценности; во-вторых, без соотнесения социализации, образования с культурогенезом человека остается невыясненной роль институтов образования в социализации личности», -пишут В. И. Добреньков и В. Я. Нечаев [3, с. 103].

Техникумы и колледжи сочетают общее и профессиональное образование. Преподавание основ наук, таким образом, приобретает профессиональную направленность, которая заключается в подготовке учащихся к активному участию в определенной области профессиональной деятельности». Реализация принципа профессиональной направленности учебной дисциплины способствует тому, что изучение и практическое закрепление теорий, понятий и явлений общеобразовательных дисциплин осуществляется во взаимосвязи со специальными дисциплинами и с учетом особенностей будущей профессии.

Следовательно, современная средняя профессиональная школа ориентирована главным образом на трансляцию сугубо прагматических данных разных наук, передачу нацеленных на быструю отдачу достаточно узких, по существу, фрагментарных, технократических знаний, умений, навыков, связанных с профессиональной деятельностью. Иными словами, идет процесс «наполнения» студента профессионально ориентированной информацией. Несмотря на присутствие в учебных планах ссузов гуманитарных дисциплин, задача формирования целостной картины окружающего материального и духовного мира, духовных и нравственных ценностей решается ими недостаточно.

И все же хотелось бы еще раз напомнить о социальной среде ссузов, попадая в которую молодой человек так или иначе воспроизводит определенный тип социального поведения: строит отношения с «однокашниками», наблюдает за поведением других, осуществляет свою учебную деятельность, приобщается к определенной культурно-исторической среде учебного заведения, выполняет определенные требования, приобретает профессиональные навыки. Таким образом, благодаря символическим феноменам культуры (идеям, ценностям, оценкам, нормам), воплощенным в практике, происходит интеграция учащихся и преподавателей в некие системы взаимодействия.

Одним из основных видов деятельности, который обеспечивает передачу опыта,

ценностей и знаний является общение. А. С. Запесоцкий пишет, что «общение выступает средством, обеспечивающим единство индивида с социумом, а в процессе взаимодействия с другими людьми человек осознает свою индивидуальность - в актах самоутверждения и признания» [4, с. 135].

Экономическая функция среднего профессионального образования. Специалисты со средним профессиональным образованием заняты в различных отраслях экономики и социальной сферы. Однако будущие потребности региональных рынков труда мало прогнозируются, а спрос со стороны абитуриентов и их родителей заставляет ссузы из года в год готовить специалистов по специальностям цикла «Экономика и управление». Отсутствие системы прогнозирования спроса на специалистов и необходимость ссузов выживать за счет обозначенных специальностей привели к серьезным структурным перекосам в подготовке кадров еще в начале 2000-х годов [5, с. 100-102].

Например, выпуск по группам специальностей «Машиностроение и материа-лообработка» снизился с 1990-2003 гг. с 46 до 16,1 тыс. человек, в 2010 выпуск по группе специальностей «Машиностроение, материалообработка и металлургия» в совокупности составил 22,6 тыс.человек. По группам специальностей «Автоматика и управление» в 1 990-2003 гг. выпуск техников снизился с 17,7 до 7,7 тыс. человек, а в 2010 г. - до 5,8 тыс. человек [13, табл. 4.40]. Сейчас промышленность стала постепенно возрождаться и столкнулась с дефицитом рабочей силы: значительная часть работников ушла на пенсию и в бизнес-структуры, а новых кадров нет.

С другой стороны, выпуск специалистов гуманитарно-социального профиля возрос в 1 990-2003 гг. с 2,5 до 68,1 тыс. человек (в 2010 г. - снижение до 41,1 тыс. чел.). По циклу специальностей «Экономика и управление» в 1 990-2003 гг. рост составил с 123,6 до 193 тыс. человек, в 2010 году отмечается снижение до 130,9 тыс. человек [13, табл. 4.40]. Такое снижение можно объяснить тем, что с 2004 г. ссузы начали передаваться в региональное государственное управление, что позволило регионам корректировать набор на данные специальности.

В то же время, в эпоху всеобщей информатизации, выпуск специалистов по информатике и вычислительной технике рос незначительно: в 1990 г. - 13,9 тыс.человек,

в 2003 г. - 17,46 тыс. чел., и только в 2010 г. составил 28,0 тыс.чел. [13, табл. 4.40].

Таким образом, первая проблема, связанная с экономической функцией среднего профессионального образования, выражается в его рассогласованности с рынком труда. Факторами напряженности рынка труда выступают не только перепроизводство специалистов по ряду трудоизбыточных профессий, но и продолжающиеся (хотя и с некоторым снижением) подготовка и выпуск учебными заведениями специалистов по специальностям цикла «Экономика и управление».

На состоявшемся в январе текущего года совещании о подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике, премьер-министр РФ В. В. Путин отметил, что «с учётом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер нашей жизни и, прежде всего, конечно, производства стало совершенно очевидно, что отсутствие, недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является преградой на пути развития экономики» [2].

Экономическая функция колледжей и техникумов в течение практически всех лет существования закреплялась их отраслевой принадлежностью. Но в настоящее время такая взаимосвязь скорее мешает развитию средней профессиональной школы: связи с базовыми предприятиями в основном разрушены, а региональные возможности не берутся во внимание. С 2004 г. ссузы постепенно переводят из ведомственного в региональное подчинение. С 2011 г. в региональное подчинение переведены и те колледжи и техникумы, которые подчинялись Министерству образования и науки РФ. Регионы сами, исходя из своих потребностей в специалистах по тем или иным специальностям, смогут формировать прием на бюджетные места, разрешить подготовку на договорной основе. Это позволит перейти к кластерному принципу подготовки кадров (о котором объявлено в 2011 г.). Кластер в экономике трактуется как объединение бизнес-структур, научных и образовательных организаций для совместного развития какой-либо отрасли экономики в пределах одного региона. При этом большая роль отводится профессиональному образованию: учреждениям среднего и высшего профессионального образования, соответствию их работы нуждам производственной и социальной сферы экономики [7].

Вторая проблема выполнения экономической функции институтом среднего профессионального образования связана со статусом специалистов, которых готовят учреждения среднего профессионального образования. Позволим себе не согласиться с Г. Б. Кораблевой, которая считает, что «функциональное назначение по организации, регулированию и контролю в области профессионального образования специалистов среднего звена для сферы производства и непроизводственных отраслей, высококвалифицированных рабочих, служащих-специалистов, уровень среднего профессионального образования выполнил уже в 50-60-е гг.» [8, с. 158].

Данная функция среднего профессионального образования в настоящее время претерпевает изменения, но это не означает, что она исчерпала себя. Размывание статуса специалиста среднего звена от квалифицированного рабочего до младшего инженера еще в середине 2000-х годов привело к тому, что среднее профессиональное образование подменяло собой функции начального профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих кадров. С другой стороны, подготовка бакалавров-профессионалов в вузе лишает актуальности реализацию повышенного уровня среднего профессионального образования в колледже. Данная проблема сейчас находится на стадии решения.

С одной стороны, в условиях модернизации производства возрастает потребность в использовании выпускников средних специальных учебных заведений в особо сложных рабочих профессиях. С другой -наукоемкие технологии внесли коррективы и в основные функции инженерно-технических работников: востребованными станут специалисты среднего звена, готовые выполнять функции организаторов производства и инженеров по эксплуатации.

В ближайшее время в соответствии с новым законом «Об образовании» среднему профессиональному образованию предстоит важная трансформация: объединение со ступенью начального профессионального образования. Проект нового закона предполагает ликвидацию начального профессионального образования. Подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих будет осуществляться на базе техникумов, но уже на новом уровне. Рабочих будут готовить не только техникумы, но и старшая ступень

школ, предприятия, центры профессиональной подготовки (в которые трансформируются ПТУ и лицеи, не получившие статус техникума). Колледжи при условии выполнения соответствующих требований смогут осуществлять и подготовку бакалавров [6].

Подводя итог вышесказанному, напомним, что функции среднего профессионального образования не сводятся только к формальному выпуску дипломированных специалистов определенного профиля для обеспечения производственной сферы и сферы услуг, не менее важными являются его социальные функции. Значительное количество ссузов, достаточно равномерное размещение их по территории России, относительно короткие сроки и невысокие затраты на обучение позволяют удовлетворить образовательные потребности населения с ограниченными экономическими возможностями.

Уровень среднего профессионального образования в России по-прежнему предоставляет возможность получения образования тем молодым людям, которые не имеют достаточной подготовки или средств, чтобы учиться в вузе. В этом случае взаимодействие педагогов и студентов в колледжах и техникумах способствует коррекции знаний, полученных в школе, профессиональной ориентации и идентификации, повышению

общей культуры и личностному развитию учащихся. Общение со сверстниками, с преподавателями, освоение профессии, внеаудиторные мероприятия создают среду, способствующую успешной социальной адаптации и дальнейшей социализации молодых людей.

В настоящее время перед средним профессиональным образованием ставится новая стратегическая задача. В проекте «Образование» в разделе «Поддержка учреждений НПО и СПО» она обозначена как постепенное преодоление отставания в структуре, объёмах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики на основе выявления, поддержки и обеспечения развития государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы [12].

Таким образом, если в последние десятилетия сфера профессионального образования из «кузницы кадров» для народного хозяйства постепенно превращалась в социальную сферу образовательных услуг и поддержки молодежи, то в настоящее время требуется восстановление его экономической функции.

1. Бойко Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. 2002. № 3.

2. В.В. Путин о среднем профессиональном образовании в Санкт-Петербурге. 18.01.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.glavsprav.ru (дата обращения: 02.11.2012).

3. Добреньков, В.И. Общество и образование [Текст] / В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев. М. : ИНФРА-М, 2003.

4. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М. : Наука, 2002.

5. Зборовский, Г.Е. Профессиональное образование и рынок труда [Текст] / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 99-106.

6. Как реформа скажется на профтехобразовании? [Электронный ресурс]. URL: http://edu.glavsprav.ru/spb/spo/ journal/20/ (дата обращения: 02.11.2012).

7. Кластерный подход к подготовке кадров в системе СПО. 01.03.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://edu. glavsprav.ru (дата обращения: 02.11.2012).

8. Кораблева Г.Б. Профессия и образование: социологический аспект связи / М-во общего и проф. обр-я РФ; Урал. гос. проф. пед. ун-т; Урал. гос. науч.-образоват. центр РАО; Инт-т социологии и эк-ки. Екатеринбург, 1999.

9. Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / пер. с англ.; под ред. Г.Е. Скорова. М., 1970.

10. Мы должны сохранить систему профессионального образования // «Аккредитация в образовании». Проблемы модернизации профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.akvobr.ru/ (дата обращения: 02.11.2012).

11. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол») // Социологические исследования. 2003. № 5.

12. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.5 от 04.05.2012 г.) // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/ dok/proj/ (дата обращения: 02.11.2012).

13. Российский статистический ежегодник 2011. Табл. 4.40. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 02.11.2012).

14. Саймон Б. Общество и образование / пер. с англ.; общ. ред и предисл. В.Я. Пилиповкого. М. : Прогресс, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.