субъектных отношениях преподавателя и студента, равноправном взаимодействии, интеллектуальном и эмоциональном сотрудничестве в системе «преподаватель-студент».
Рассмотренная в настоящей статье проблема ценностно-смыслового поля современной молодежи и формирования ценностных ориентаций студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе дискуссионна и является предметом для дальнейшего педагогического поиска на современном этапе.
Список литературы
1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования. Практикум : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. - М. : Издат. центр «Академия», 2008. - 144 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2009. - 528 с.
УДК 378
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Л. Г. Светоносова
Дано определение понятия «ключевые компетенции студентов педагогического вуза», охарактеризованы их структура и функции.
In the article a definition of the concept of "core competence of students of college of education " is provided. Their structure and function are characterized.
В настоящее время компетентностный подход является приоритетным направлением научных исследований в отечественной педагогической науке. В педагогическом образовании важными являются не только передача знаний, умений, формирование навыков, но и развитие готовности будущего учителя к творческой и инновационной деятельности, к самореализации, к постоянному профессиональному росту. Особую актуальность приобретают вопросы профессиональной подготовки учителей, а именно формирование у них ключевых компетенций.
В науке принято различать ключевые (наиболее общие, универсальные, «надпредметные») и специальные (предметные) компетенции. В Великобритании употребляются различные понятия в определении ведущих компетенций: ключевые (key skills), сердцевидные (core skills), основные (base skills).
М. Холстед и Т. Орджи утверждают, что ключевые компетенции выполняют три функции. Во-первых, они помогают студентам обучаться, во-вторых, позволяют сотрудникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей, в-третьих, помогают быть более успешными в дальнейшей жизни [1].
По мнению А. Н. Дахина, в зависимости от традиционного разделения содержания образования на метапредметное, межпредметное и узкопредметное принята следующая классификация компетенций:
- ключевая - относится к общему (метапредметному) содержанию образования;
- общепредметная - относится к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
- предметная - имеет конкретное описание и возможность формирования в рамках одной учебной дисциплины. Автор считает, что ключевая компетенция включает следующие составляющие: ценностно-смысловую, коммуникативную, социально-трудовую, личностное саморазвитие [2, с. 16].
Значимой для нашего исследования является точка зрения И. А. Зимней, которая определила следующие ключевые компетенции [3]:
1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:
- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширение приращения накопленных знаний;
- компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства (герба, флага, гимна) и гордость за них;
- компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком;
2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента;
3) компетенции, относящиеся к деятельности человека:
- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологиями.
Ключевые компетенции - это личные цели студента (педагога), личные смыслы его образования (профессиональной деятельности) [2, с. 30].
Г. В. Никитина утверждает, что продуктивность практической деятельности будущего педагога обусловлена ключевыми профессиональными компетенциями, развивающимися в специально ориентированной на это образовательной деятельности, в процессе формирования опыта реализации знаний, умений, способов выполнения действий, осуществления правил и норм профессионального поведения и взаимодействия. Ключевые профессиональные компетенции выражаются в готовности студента эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для решения постоянно возникающих педагогических задач в изменяющихся условиях. Ключевые профессиональные компетенции будущего учителя исследователь разделяет на три группы: компетенции в области видения и решения проблем; компетенции в области готовности к саморазвитию; социально-коммуникативные компетенции. В основе определения групп лежат содержание, особенности и направления педагогической деятельности [4].
Согласно исследованию Л. Г. Паршиной к базовым компетенциям студентов педвуза, отражающим специфику профессионально-педагогической деятельности будущего учителя, относятся профессиональная, психолого-педагогическая, информационная, общекультурная. Компетенции студентов педвуза выражаются в готовности и способности целесообразно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность, организованно и самостоятельно решать профессиональные задачи и проблемы, а также самооценивать результаты деятельности [5].
О. М. Бобиенко предлагает следующий перечень ключевых компетенций специалиста в условиях глобализации экономики:
1) информационная компетенция:
- интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
- использовать и обрабатывать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации;
- представлять имеющуюся информацию в ее различных формах и на различных носителях в соответствии с запросом потребителя информации (в том числе - в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.);
2) социально-коммуникативная компетенция:
- соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп;
- привлекать других людей и социальные институты к решению поставленных задач;
- продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу;
— грамотно оформлять необходимые в профессиональной и обыденной жизни документы;
— представлять и цивилизованно отстаивать собственную точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.д.) других людей;
3) компетенция в решении проблем:
— формулировать и анализировать проблемы;
— преобразовывать проблемы в задачи (осуществлять поиск недостающих данных и т.д.);
— ставить реальные и диагностические цели;
— определять стратегию решения проблемы;
— анализировать ресурсы и риски;
— планировать и организовывать свою деятельность;
— контролировать и рефлексировать результаты решения проблем;
4) способность к эффективному поведению на рынке труда:
— навык поиска работы;
— умение заключать контракт с работодателем;
— умение анализировать ситуацию на рынке труда;
— умение планировать и строить свою профессиональную карьеру;
— умение адаптироваться на новом рабочем месте;
5) предпринимательская компетенция (способность к самозанятости):
— способность к самозанятости (открытие собственного дела);
— умение анализировать рыночные возможности предприятия;
— умение освоения основных экономических ролей;
— адекватная оценка своих предпринимательских способностей и задатков;
6) способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию:
— выявлять пробелы в своих знаниях и умениях;
— грамотно формулировать образовательные и информационные запросы;
— оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности [6].
Основываясь на анализе научных источников, можно заключить, что не существует общепринятого понятия «ключевые компетенции студентов педвуза». Определяя данное понятие, мы опираемся на точку зрения С. Е. Шишова, который считает, что компетенция — общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность [7, с. 60]. Итак, под ключевыми компетенциями студентов педагогического вуза мы понимаем приобретенные в образовательном процессе вуза профессионально-педагогические знания, умения, навыки и личностные качества будущего учителя, необходимые для его успешной профессиональной адаптации и самореализации, обеспечивающие готовность к педагогической деятельности.
Опираясь на исследования разных авторов, перечислим ключевые компетенции студентов педагогического вуза:
1) профессионально-педагогическая компетенция (характеризует способность студента выполнять профессиональную деятельность ответственно и самостоятельно, применяя полученные теоретические знания и развивая имеющиеся практические умения);
2) коммуникативная компетенция (характеризует способность студента проявлять коммуникативные умения и навыки в общении с учениками; владеть методами предупреждения и конструктивного решения конфликтов, возникающих в образовательном процессе);
3) общекультурная компетенция (характеризует способность студента осуществлять профессиональную деятельность, опираясь на знание педагогического этикета, культуры поведения; высокий уровень сформированности педагогической культуры);
4) информационная компетенция (характеризует способность студента находить необходимую для обучения и профессионально-значимую информацию; пользоваться информационными технологиями и использовать их в педагогическом процессе).
Определим функции ключевых компетенций студентов педагогического вуза: развития - содействует раскрытию потенциальных творческих способностей студентов в процессе обучения в педагогическом вузе; социализации - способствует усвоению и активному воспроизводству социокультурного опыта; оценки - содействует осознанию студентами своей компетенции и необходимости ее развития в процессе обучения в педагогическом вузе; воспитания - формирует в будущем учителе культуросообразные представления о социально-нравственных нормах, ценностях, идеалах и стандартах профессионального поведения.
Формирование ключевых компетенций студентов педвуза является важной научно-теоретической и практической проблемой. Думается, что в основе ее решения должны стать разработка ключевых компетенций студентов педагогического вуза, их критериев и показателей; разработка компетенций по каждой учебной дисциплине, а также методов и средств их формирования.
Список литературы
1. Холстед, М. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании / М. Хол-стед, Т. Орджи // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию : материалы семинара. - Самара : Профи, 2001.
2. Дахин, А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования / А. Н. Дахин // Педагогические технологии. - 2007. - № 4. - С. 10-25.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. -иИЬ: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
4. Никитина, Г. В. Педагогические условия развития ключевых профессиональных компетенций будущего учителя в педагогическом колледже : дис. ... канд. пед. наук / Никитина Г. В. - Иркутск, 2005. - 162 с.
5. Паршина, Л. Г. Педагогические условия формирования компетенций студентов педвуза в процессе освоения мультимедиа : дис. ... канд. пед. наук / Паршина Л. Г. -Саранск, 2008. - 212 с.
6. Бобиенко, О. М. Ключевые компетенции специалиста в условиях глобализации экономики / О. М. Бобиенко // Академия управления «ТИСБИ». - URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2006/issue4/0braz1.html
7. Шишов, С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002. - № 2. - С. 58-62.
УДК 338.48
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА «ДРЕВНИЕ СТОЛИЦЫ ДОХРИСТИАНСКОЙ РУСИ»
Н. В. Сластина, А. А. Огланова
Представлена модель экскурсии по северо-западу России. Рассмотрены малоизвестные в настоящий момент населенные пункты, которые 1200-1100 лет назад имели статус столиц княжеств или государства. Указаны их основные достопримечательности и обосновывается, почему путешествие по данному маршруту будет способствовать развитию патриотизма у современной молодежи.
In the article it is presented the excursion model on the northwest of Russia. There are considered little-known settlements which had the status of the capitals ofprincipalities or the state 1200-1100 years ago. Their main sights are specified and locates, why travel on this route will promote development of patriotism in modern youth.
В одном из своих выступлений В. В. Путин обратил внимание на необходимость развивать уважение у подрастающего поколения к своей стране, к отечественной культуре и истории, а также формировать патриотические взгляды у современной молодежи. Разобраться в культурном наследии своей страны, оценить ее культурно-исторический потенциал позволяет познавательный туризм.
Цель нашей статьи - спроектировать экскурсионный маршрут, с помощью которого можно изучать историю нашей страны и формировать патриотические взгляды у населения.
Для этого нами была разработана специальная экскурсионная программа, названная «Древние столицы дохристианской Руси». Она позволяет не только вспомнить историю, ознакомиться с археологическими памятниками, но и сформировать свою точку зрения на развитие Древней Руси, при этом укрепляя свое патриотическое сознание.
Экскурсия предлагает познакомиться с древнейшими местами и городами Древней Руси дохристианской эпохи, описанными в летописях X-XII в.: Старой Ладогой, Великим Новгородом, Изборском, Белоозерском.
1. Старая Ладога - первая столица Руси. В двух часах езды от Петербурга, на пересечении двух рек - Волхова и Ладожки - находится Староладожская крепость. Место первой столицы Руси, бывшее некогда центром политики и торговли, сейчас стало тихой провинцией. Впрочем, легенды то и дело напоминают о былом могуществе, а случающиеся здесь неожиданные находки подтверждают, что все это не сказки.