Научная статья на тему 'Инструментально-исполнительская подготовка студентов-бакалавров педвуза в контексте компетентностного подхода'

Инструментально-исполнительская подготовка студентов-бакалавров педвуза в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / СOMPETENCY BUILDING APPROACH / INSTRUMENTAL TRAINING / MODULAR LEARNING SYSTEM / EDUCATIONAL PROCESS / POINT RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданов Игорь Вячеславович

В статье представлен опыт реализации компетентностного подхода к инструментально-исполнительской подготовке студентов-бакалавров в педагогическом вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданов Игорь Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instrumental training of bachelors of pedagogical university in the context of competency building approach

The article deals with the root principles of competency building approach as applied to realization of bachelors instrumental (piano) training in the pedagogical higher school. The problem of instrumental training of bachelors in the framework of the competency building approach conception was found out. To solve the problem the concrete methods based on the experience of educational work carried out in Evseviev Mordovian State Pedagogical Institute were suggested. Firstly, the main object of the instrumental training of bachelors in the pedagogical higher school was formulated and the conclusive effects of this training were defined. Secondly, the substantive aspect of the instrumental training of bachelors was reviewed taking into account the indicated object and its orientation to attainment of the key special competences. Thirdly, the forms of organizing the educational process of the instrumental training relying on the realization of the substantive aspect were considered. Fourthly, the optimization conditions of the educational process in the course of the instrumental training of bachelors were found out. Fifthly, the estimation systems of the bachelors’ learning results in the course of the instrumental training were considered

Текст научной работы на тему «Инструментально-исполнительская подготовка студентов-бакалавров педвуза в контексте компетентностного подхода»

И. В. Жданов

(Саранск)

Инструментально-исполнительская подготовка

СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДВУЗА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье представлен опыт реализации компетентностного подхода к инструментально-исполнительской подготовке студентов-бакалавров в педагогическом вузе

Для современного этапа развития российского профессионального образования характерны качественно новые подходы1 как к структуре, так и к содержанию образования. В их основе лежит парадигма, согласно которой образование должно быть направлено на «формирование у специалиста потребности в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, закреплении и превращении их в компетенции» [2, с. 220]. Отсюда закономерно широкое внедрение в образовательный процесс ком-петентностного подхода, основополагающий принцип которого состоит в том, что итоговый результат образования - это «не отдельные знания, умения и навы1ки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях» [3, с. 72].

Выявляя главные черты компетентност-ного подхода к профессиональному образованию, важно заметить, что в научной литературе он рассматривается как совокупность общих принципов определения целей образования, выбора содержания образования, организации образовательного процесса, оценки результатов образования. Так, О. Е. Лебедев к числу таких принципов относит следующие положения:

- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения [5, с. 3].

В связи с общей тенденцией модернизации российской профессиональной образовательной системы перед высшим музыкальнопедагогическим образованием достаточно остро стоит вопрос об улучшении качества образования. В свою очередь это актуализирует вопросы1 компетентностного подхода к высшему музыкально-педагогическому образованию. При этом в основе компетентност-ного подхода лежат те же вышеприведенные основополагающие принципиальные положения.

В настоящее время весьма актуальной проблемой высшего музыкально-педагогического образования является формирование у студента-бакалавра готовности в комплексе применять внутренние (знания, умения, навыки, психологические свойства, качества личности и т. д.] и внешние ресурсы для реализации конкретного вида музыкально-педагогической деятельности.

Важное место в структуре музыкально-педагогической подготовки студентов-бакалав-ров в педагогическом вузе занимает инструментально-исполнительская (в частности, фортепианная] подготовка. Современные условия требуют от учителя музыки основательного владения музыкальным инструментом (фортепиано]. Это обусловлено разнооб-

разием видов и форм профессиональной ра-боты1 современного учителя музыжи, а также переосмыслением и расширением функциональных сторон его деятельности: в учреждениях школьного и дополнительного образования важно осуществление широкой музыкально-просветительской деятельности в целях приобщения различных возрастных групп к общепризнанным мировым ценностям музыкальной культурыь Кроме того, современный учитель музыки должен владеть различными методиками и технологиями педагогической работа, в том числе специальными методиками в области фортепианной педагогики.

С позиций основополагающих положений компетентностного подхода рассмотрим некоторые аспекты инструментально-исполнительской (фортепианной] подготовки студен-тов-бакалавров, осуществляемой на базе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

Во-первых, с учетом современных требований к учителю музыки сформулируем главную цель инструментально-исполнительской (фортепианной] подготовки будущих учителей музыки: содействие формированию специальных компетенций студентов-бакалав-ров посредством освоения теории, методики и практики фортепианного исполнительства и их осмысления в контексте актуальных музыкально-педагогических проблем. При этом результатом подготовки обучаемых будет выступать комплекс сформировавшихся у них ключевых специальных компетенций.

Специальные компетенции, сформировавшиеся у студентов-бакалавров в процессе успешной инструментально-исполнительской подготовки, должны проявляться в том, что будущий учитель музыки сможет:

- анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей;

- исполнять на профессиональном уровне различные музыкальные произведения перед аудиторией разных возрастных групп;

- владеть конкретными методиками в области фортепианной педагогики.

Во-вторых, раскроем содержательный аспект инструментально-исполнительской подготовки студентов-бакалавров. Здесь выбор содержания образования обусловлен целью подготовки и ее направленностью на достижение ключевых специальных компетенций. Поэтому содержание инструментально-ис-

полнительской подготовки разделено на две взаимодополняющие части. Первая часть -собственно инструментально-практическая и вторая - теоретическая и методико-практи-ческая. Инструментально-практическая часть подготовки осуществляется в рамках дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка», а теоретическая и методико-прак-тическая - в рамках курса «Методика и практика инструментального исполнительства». Важно заметить, что учебные программы данных дисциплин разработаны на основе модульной системы обучения, которая не только предусматривает разделение учебного материала на модули, но и содействует мобильности преподавателя и учащихся.

Содержание дисциплины «Музыкальноинструментальная подготовка» базируется на дидактически обоснованном опыте решения конкретных фортепианно-исполнительских проблем. В основном оно направлено на практическое овладение студентами-бака-лаврами фортепианно-исполнительской техникой, как важнейшим компонентом музы1-кально-исполнительской культуры, а также освоение и накопление инструментально-исполнительского репертуара. Ключевыши модулями дисциплины являются: работа над полифонией, работа над произведением крупной формы1, работа над пьесами, работа над инструктивным материалом, ансамблевое исполнительство и концертмейстерская работа. Сюда же входят такие модули, как чтение нотного текста с листа, подбор музыки по слуху, транспонирование нотного текста.

Содержание курса «Методика и практика инструментального исполнительства», в свою очередь, значительно обогащает и интегрирует содержание дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка». В него соответственно входят вопросы теории и методики фортепианного исполнительства. Содержание курса разделено на три модуля. Первый модуль ориентирован на ознакомление студентов-бакалавров с основами фортепианной техники и двигательно-технического развития. Второй модуль направлен на ознакомление учащихся с основополагающими принципами и этапами работы над музыкальным произведением, методами развития музыкальных способностей в процессе фортепианно-исполнительской практики, а также освоение специальных методик работы

над музыкальными произведениями (полифонией, крупной формой, пьесами]. Третий модуль ориентирован на ознакомление сту-дентов-бакалавров со спецификой ансамблевого исполнительства и концертмейстерской работы, а также овладение технологиями музыкально-творческой деятельности (чтением нотного текста с листа, подбором музыки по слуху, транспонированием нотного текста].

В-третьих, с учетом реализации содержательного аспекта рассмотрим формы организации образовательного процесса инструментально-исполнительской подготовки. В данном вузе организация образовательного процесса инструментально-исполнительской подготовки студентов-бакалавров включает индивидуально-практические и лекционнопрактические занятия, а также самостоятельную работу студента и исполнительскую практику.

Важную роль в организации образовательного процесса играют индивидуально-практические занятия, которые проводятся в рамках дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка». Их главной целью является инструментально-практическая подготовка студентов-бакалавров, поскольку базовой составляющей образовательного процесса является индивидуальная работа преподавателя с учащимся над музыкальным произведением на основе тщательного анализа авторского текста. На наш взгляд, здесь одной из важнейших задач является формирование у учащихся самостоятельного музыкального мышления на основе развития творческой инициативы. При этом преподавателю важно выступать в большей степени в роли настав-ника-координатора или академического консультанта.

Разновидностью индивидуально-практических занятий являются индивидуальногрупповые занятия. Они представляют собой также работу преподавателя с учащимся над музыкальным произведением, однако в присутствии других студентов. Данные занятия способствует вовлечению всех присутствующих в музыкально-педагогический процесс, что, в свою очередь, создает условия для формирования у студентов-бакалавров опыта самостоятельного решения актуальных фортепианно-исполнительских задач.

Лекционно-практические занятия проводятся в рамках курса «Методика и практика инструментального исполнительства». Они

ориентированы на теоретическую и методи-ко-практическую часть инструментально-исполнительской подготовки студентов-бака-лавров. В то же время следует констатировать, что при кредитно-модульной системе обучения традиционная форма организации лекционно-практических занятий (запись лекционного материала и выступления сгу-дентов с докладами по предложенным вопросам] является недостаточно эффективной. Поэтому наполнение традиционной формы организации, например лекционных занятий, новым содержанием осуществляется посредством проведения в ходе занятий кратких дискуссий по вопросам информационного учебного материала для совместного поиска путей и выработки взглядов по различным проблемам фортепианной педагогики. Кроме того, на лекционно-практических занятиях используются различные интерактивные формы: игровые (ролевые и деловые игры], исследовательские (метод проектов, «кейс-метод», «мозговой штурм»], дискуссионные (дебаты, круглый стол]. Такое построение лекционно-практических занятий способствует более продуктивному процессу восприятия обучаемыми учебной информации, что создает условия для формирования рефлексивных способностей студентов-бакалавров.

Принципиально важной формой организации образовательного процесса инструментально-исполнительской подготовки является самостоятельная работа студента. При этом виды самостоятельной работы могут быть различны как по форме, так и по содержанию. Среди них важнейшие: работа над программными музыкальными произведениями с учетом поставленных преподавателем задач, изучение и освоение нового учебно-исполнительского материала на основе анализа авторского текста музыкального произведения, чтение нотного текста с листа, подбор музыки по слуху, транспонирование нотного текста, изучение теоретической и научно-методической литературы по вопросам фортепианного исполнительства и педагогики, написание конспектов, рефератов и письменных рецензий, подготовка сообщений-презентаций, прослушивание аудиозаписей музыкальных произведений и их исполнительский анализ.

Самостоятельная работа студентов-бака-лавров является важной частью образовательного процесса по обеим вышеназванным

учебным дисциплинам, поскольку модульные учебные программы по данным дисциплинам предусматривают индивидуализацию обучения и значительное увеличение объемов самостоятельной работы обучаемых. В целом, самостоятельная работа студентов-бакалав-ров направлена на углубление и закрепление полученных знаний, умений и навыков, обеспечение взаимосвязи теории и практики. Она ориентирована на развитие профессионального потенциала, становление личностной методической позиции, стимулирование творческих поисков в области методических знаний, исполнительской и исследовательской деятельности, развитие инициативы, самостоятельности и готовности к самореализации.

Специфической формой инструментальноисполнительской подготовки студентов-ба-калавров является исполнительская практика - важная составляющая инструментальноисполнительской части подготовки. Однако в то же время это демонстрация учащимися всего комплекса сформировавшихся у них на данном этапе подготовки специальных компетенций. Исполнительская практика предусматривает открытые публичные выступления студентов-бакалавров перед аудиторией различных возрастов (академические и отчетные концерты, концерты-лекции и тематические концерты, конкурсы, фестивали и т. д.]. В ходе исполнительской практики учащиеся приобретают необходимый для будущего учителя музыки опыт публичного выступления. Данная форма подготовки требует от обучаемых мобилизации и активизации всех творческих сил, что способствует, в свою очередь, развитию способности к самоконтролю, проявлению артистических качеств.

Рассмотрим некоторые условия оптимизации образовательного процесса в ходе инструментально-исполнительской подготовки студентов-бакалавров. Одним из важнейших условий, на наш взгляд, является профессионально-коммуникативная активность преподавателя. При этом важнейшим условием обеспечения эффективности самого профессионально-коммуникативного процесса является «высокий уровень коммуникативной компетентности педагога, обязательной составляющей которой является его профессиональная мобильность, способность к быстрому решению профессиональных задач и педагогической оперативной адаптации» [8,

с. 31]. Применительно к инструментально-исполнительской подготовке особенностью профессионально-коммуникативной деятельности преподавателя является то, что в зону функционирования включается помимо преподавателя и студента третий субъект общения - музыкальное произведение. Таким образом, профессионально-коммуникативная деятельность преподавателя осуществляется «в виде своеобразной системы передачи и приема информации по коммуникативным каналам, связывающим учителя, учащегося и музыкальное произведение в триединое целое» [8, с. 40]. Активное включение коммуникативных механизмов, в свою очередь, оптимизирует образовательный процесс инструментально-исполнительской подготовки. При этом расширяются возможности эмоционального и интеллектуального воздействия на обучаемых, а следовательно, создаются благоприятные условия для инструментально-исполнительского развития студентов-ба-калавров.

Другим важнейшим условием оптимизации образовательного процесса является использование в ходе инструментально-исполнительской подготовки аудиовизуальных и мультимедийных технологий, а также интернет-технологий. В настоящее время данные технологии получили широкое распространение в музыкально-педагогической практике. Следует заметить, что в наши дни аудиовизуальная культура личности называется рядом исследователей «константой современной музыкальной культуры и музыкального образования» [1, с. 12]. В то же время использование компьютера в образовательном процессе студентов-бакалавров в педагогическом вузе называется эффективным средством «развития творческой деятельности и формирования готовности студентов к будущей педагогической деятельности» [6, с. 36]. Как указывает В. В. Кадакин, внедрение подобных информационных технологий во многом способствует развитию инновационных процессов в системе высшего педагогического образования, что, в свою очередь, «выступает необходимым условием совершенствования профессиональной подготовки современного учителя» [4, с. 12].

Применительно к инструментально-исполнительской подготовке аудиовизуальные и мультимедийные технологии, например, обеспечивают возможность студентам-бака-

лаврам прослушивать музыкальные произведения в исполнении различных исполнителей и осуществлять исполнительский анализ прослушанных произведений, а также перенимать опыт современных педагогов-пиани-стов в ходе просмотра их видеоуроков. Мультимедийные технологии также дают возможность преподавателю широко использовать электронные презентации, содержащие основную учебную теоретическую и методическую информацию. Интернет-технологии, в частности, позволяют студентам самостоятельно находить в глобальной сети и изучать информационные ресурсы, посвященные вопросам фортепианного исполнительства и педагогики.

При рассмотрении системы оценки образовательных результатов студентов-бакалав-ров в ходе инструментально-исполнительской подготовки для преподавателя важно выявлять уровни образованности, достигнутые учащимися на определенном этапе обучения, а следовательно, осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль. Поэтому наряду с традиционной пятибалльной системой используется и балльно-рейтинговая система. Взаимодополнение этих двух систем обусловлено прежде всего современными представлениями о результатах инструментально-исполнительской подготовки студентов-бакалавров. Кроме того, в современных педагогических условиях тенденция к обогащению традиционной пятибалльной системы оценки знаний применением балльно-рейтинговой системы обусловлена необходимостью «фиксировать уровень не только усвоенных студентом знаний, но и личностные качества обучающегося (его умение планировать работу, выбирать задания в соответствии со своими индивидуальными возможностями, проектировать индивидуальный маршрут в освоении дисциплины, проявлять творческий подход к решению задач и др.]» [7].

Использование балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов-бака-лавров в ходе инструментально-исполнительской подготовки имеет следующие преимущества:

- способствует активизации учебной деятельности студентов;

- помогает студентам рационально распределять силы и время для достижения определенных рейтинговых показателей;

- повышает мотивацию к постоянному контролю и планированию своей успеваемости;

- способствует выявлению индивидуально-личностного отношения студента к обучению;

- стимулирует регулярную работу студента в процессе обучения;

- позволяет преподавателю объективно оценивать результаты образовательной деятельности студентов [7].

Таким образом, компетентностный подход способствует решению современных задач инструментально-исполнительской (фортепианной] подготовки будущих учителей музыки. Применительно к инструментально-исполнительской подготовке студентов-бака-лавров педвуза компетентностный подход позволяет, с одной стороны, четко сформулировать целеполагание и определить актуальное содержание ключевых специальных компетенций, с другой - выявить и конкретизировать содержание образования, определить необходимые формы организации и условия оптимизации образовательного процесса, а также использовать различные системы оценки образовательных результатов обучаемых.

Примечание. Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».

Литература

1. Величко Ю. В. Изучение аудиовизуальной культуры личности в музыкальном образовании с позиции социокультурного подхода // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 4. - С. 11-13.

2. Винокурова Н. В., Приходченко Т. Н. О проблеме формирования профессиональной компетенции студентов педагогических вузов в современном образовании // Казанская наука. - 2012. -№ 7. - С .220-222.

3. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. - М.: ИНЭК, 2007. - С. 72-76.

4. Кадакин В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева] // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2. - С. 9-13.

5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

6. Паршина Л. Г. Компьютер как средство музыкально-творческой деятельности студентов педвуза // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - №3. - С. 34-37.

7. Праслова Г. А. Взаимодействие традиций и инноваций в методике историко-педагогической подготовки педагогов-музы-кантов // Общество. Среда. Развитие. - 2007. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleшnka.ru/artide/n/vzaimodeystvie-tra-ditsiy-i-mnovatsiy-v-мetodike-istoriko-pedagogicheskoy-podgotovki-pedagogov-muzykantov (дата обращения: 31.03.2014].

8. Шишкина С. В. Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Саранск, 2001. - 179 с.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.