И. В. Жданов
(Саранск)
Инструментально-исполнительская подготовка
СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДВУЗА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье представлен опыт реализации компетентностного подхода к инструментально-исполнительской подготовке студентов-бакалавров в педагогическом вузе
Для современного этапа развития российского профессионального образования характерны качественно новые подходы1 как к структуре, так и к содержанию образования. В их основе лежит парадигма, согласно которой образование должно быть направлено на «формирование у специалиста потребности в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, закреплении и превращении их в компетенции» [2, с. 220]. Отсюда закономерно широкое внедрение в образовательный процесс ком-петентностного подхода, основополагающий принцип которого состоит в том, что итоговый результат образования - это «не отдельные знания, умения и навы1ки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях» [3, с. 72].
Выявляя главные черты компетентност-ного подхода к профессиональному образованию, важно заметить, что в научной литературе он рассматривается как совокупность общих принципов определения целей образования, выбора содержания образования, организации образовательного процесса, оценки результатов образования. Так, О. Е. Лебедев к числу таких принципов относит следующие положения:
- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения [5, с. 3].
В связи с общей тенденцией модернизации российской профессиональной образовательной системы перед высшим музыкальнопедагогическим образованием достаточно остро стоит вопрос об улучшении качества образования. В свою очередь это актуализирует вопросы1 компетентностного подхода к высшему музыкально-педагогическому образованию. При этом в основе компетентност-ного подхода лежат те же вышеприведенные основополагающие принципиальные положения.
В настоящее время весьма актуальной проблемой высшего музыкально-педагогического образования является формирование у студента-бакалавра готовности в комплексе применять внутренние (знания, умения, навыки, психологические свойства, качества личности и т. д.] и внешние ресурсы для реализации конкретного вида музыкально-педагогической деятельности.
Важное место в структуре музыкально-педагогической подготовки студентов-бакалав-ров в педагогическом вузе занимает инструментально-исполнительская (в частности, фортепианная] подготовка. Современные условия требуют от учителя музыки основательного владения музыкальным инструментом (фортепиано]. Это обусловлено разнооб-
разием видов и форм профессиональной ра-боты1 современного учителя музыжи, а также переосмыслением и расширением функциональных сторон его деятельности: в учреждениях школьного и дополнительного образования важно осуществление широкой музыкально-просветительской деятельности в целях приобщения различных возрастных групп к общепризнанным мировым ценностям музыкальной культурыь Кроме того, современный учитель музыки должен владеть различными методиками и технологиями педагогической работа, в том числе специальными методиками в области фортепианной педагогики.
С позиций основополагающих положений компетентностного подхода рассмотрим некоторые аспекты инструментально-исполнительской (фортепианной] подготовки студен-тов-бакалавров, осуществляемой на базе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.
Во-первых, с учетом современных требований к учителю музыки сформулируем главную цель инструментально-исполнительской (фортепианной] подготовки будущих учителей музыки: содействие формированию специальных компетенций студентов-бакалав-ров посредством освоения теории, методики и практики фортепианного исполнительства и их осмысления в контексте актуальных музыкально-педагогических проблем. При этом результатом подготовки обучаемых будет выступать комплекс сформировавшихся у них ключевых специальных компетенций.
Специальные компетенции, сформировавшиеся у студентов-бакалавров в процессе успешной инструментально-исполнительской подготовки, должны проявляться в том, что будущий учитель музыки сможет:
- анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей;
- исполнять на профессиональном уровне различные музыкальные произведения перед аудиторией разных возрастных групп;
- владеть конкретными методиками в области фортепианной педагогики.
Во-вторых, раскроем содержательный аспект инструментально-исполнительской подготовки студентов-бакалавров. Здесь выбор содержания образования обусловлен целью подготовки и ее направленностью на достижение ключевых специальных компетенций. Поэтому содержание инструментально-ис-
полнительской подготовки разделено на две взаимодополняющие части. Первая часть -собственно инструментально-практическая и вторая - теоретическая и методико-практи-ческая. Инструментально-практическая часть подготовки осуществляется в рамках дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка», а теоретическая и методико-прак-тическая - в рамках курса «Методика и практика инструментального исполнительства». Важно заметить, что учебные программы данных дисциплин разработаны на основе модульной системы обучения, которая не только предусматривает разделение учебного материала на модули, но и содействует мобильности преподавателя и учащихся.
Содержание дисциплины «Музыкальноинструментальная подготовка» базируется на дидактически обоснованном опыте решения конкретных фортепианно-исполнительских проблем. В основном оно направлено на практическое овладение студентами-бака-лаврами фортепианно-исполнительской техникой, как важнейшим компонентом музы1-кально-исполнительской культуры, а также освоение и накопление инструментально-исполнительского репертуара. Ключевыши модулями дисциплины являются: работа над полифонией, работа над произведением крупной формы1, работа над пьесами, работа над инструктивным материалом, ансамблевое исполнительство и концертмейстерская работа. Сюда же входят такие модули, как чтение нотного текста с листа, подбор музыки по слуху, транспонирование нотного текста.
Содержание курса «Методика и практика инструментального исполнительства», в свою очередь, значительно обогащает и интегрирует содержание дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка». В него соответственно входят вопросы теории и методики фортепианного исполнительства. Содержание курса разделено на три модуля. Первый модуль ориентирован на ознакомление студентов-бакалавров с основами фортепианной техники и двигательно-технического развития. Второй модуль направлен на ознакомление учащихся с основополагающими принципами и этапами работы над музыкальным произведением, методами развития музыкальных способностей в процессе фортепианно-исполнительской практики, а также освоение специальных методик работы
над музыкальными произведениями (полифонией, крупной формой, пьесами]. Третий модуль ориентирован на ознакомление сту-дентов-бакалавров со спецификой ансамблевого исполнительства и концертмейстерской работы, а также овладение технологиями музыкально-творческой деятельности (чтением нотного текста с листа, подбором музыки по слуху, транспонированием нотного текста].
В-третьих, с учетом реализации содержательного аспекта рассмотрим формы организации образовательного процесса инструментально-исполнительской подготовки. В данном вузе организация образовательного процесса инструментально-исполнительской подготовки студентов-бакалавров включает индивидуально-практические и лекционнопрактические занятия, а также самостоятельную работу студента и исполнительскую практику.
Важную роль в организации образовательного процесса играют индивидуально-практические занятия, которые проводятся в рамках дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка». Их главной целью является инструментально-практическая подготовка студентов-бакалавров, поскольку базовой составляющей образовательного процесса является индивидуальная работа преподавателя с учащимся над музыкальным произведением на основе тщательного анализа авторского текста. На наш взгляд, здесь одной из важнейших задач является формирование у учащихся самостоятельного музыкального мышления на основе развития творческой инициативы. При этом преподавателю важно выступать в большей степени в роли настав-ника-координатора или академического консультанта.
Разновидностью индивидуально-практических занятий являются индивидуальногрупповые занятия. Они представляют собой также работу преподавателя с учащимся над музыкальным произведением, однако в присутствии других студентов. Данные занятия способствует вовлечению всех присутствующих в музыкально-педагогический процесс, что, в свою очередь, создает условия для формирования у студентов-бакалавров опыта самостоятельного решения актуальных фортепианно-исполнительских задач.
Лекционно-практические занятия проводятся в рамках курса «Методика и практика инструментального исполнительства». Они
ориентированы на теоретическую и методи-ко-практическую часть инструментально-исполнительской подготовки студентов-бака-лавров. В то же время следует констатировать, что при кредитно-модульной системе обучения традиционная форма организации лекционно-практических занятий (запись лекционного материала и выступления сгу-дентов с докладами по предложенным вопросам] является недостаточно эффективной. Поэтому наполнение традиционной формы организации, например лекционных занятий, новым содержанием осуществляется посредством проведения в ходе занятий кратких дискуссий по вопросам информационного учебного материала для совместного поиска путей и выработки взглядов по различным проблемам фортепианной педагогики. Кроме того, на лекционно-практических занятиях используются различные интерактивные формы: игровые (ролевые и деловые игры], исследовательские (метод проектов, «кейс-метод», «мозговой штурм»], дискуссионные (дебаты, круглый стол]. Такое построение лекционно-практических занятий способствует более продуктивному процессу восприятия обучаемыми учебной информации, что создает условия для формирования рефлексивных способностей студентов-бакалавров.
Принципиально важной формой организации образовательного процесса инструментально-исполнительской подготовки является самостоятельная работа студента. При этом виды самостоятельной работы могут быть различны как по форме, так и по содержанию. Среди них важнейшие: работа над программными музыкальными произведениями с учетом поставленных преподавателем задач, изучение и освоение нового учебно-исполнительского материала на основе анализа авторского текста музыкального произведения, чтение нотного текста с листа, подбор музыки по слуху, транспонирование нотного текста, изучение теоретической и научно-методической литературы по вопросам фортепианного исполнительства и педагогики, написание конспектов, рефератов и письменных рецензий, подготовка сообщений-презентаций, прослушивание аудиозаписей музыкальных произведений и их исполнительский анализ.
Самостоятельная работа студентов-бака-лавров является важной частью образовательного процесса по обеим вышеназванным
учебным дисциплинам, поскольку модульные учебные программы по данным дисциплинам предусматривают индивидуализацию обучения и значительное увеличение объемов самостоятельной работы обучаемых. В целом, самостоятельная работа студентов-бакалав-ров направлена на углубление и закрепление полученных знаний, умений и навыков, обеспечение взаимосвязи теории и практики. Она ориентирована на развитие профессионального потенциала, становление личностной методической позиции, стимулирование творческих поисков в области методических знаний, исполнительской и исследовательской деятельности, развитие инициативы, самостоятельности и готовности к самореализации.
Специфической формой инструментальноисполнительской подготовки студентов-ба-калавров является исполнительская практика - важная составляющая инструментальноисполнительской части подготовки. Однако в то же время это демонстрация учащимися всего комплекса сформировавшихся у них на данном этапе подготовки специальных компетенций. Исполнительская практика предусматривает открытые публичные выступления студентов-бакалавров перед аудиторией различных возрастов (академические и отчетные концерты, концерты-лекции и тематические концерты, конкурсы, фестивали и т. д.]. В ходе исполнительской практики учащиеся приобретают необходимый для будущего учителя музыки опыт публичного выступления. Данная форма подготовки требует от обучаемых мобилизации и активизации всех творческих сил, что способствует, в свою очередь, развитию способности к самоконтролю, проявлению артистических качеств.
Рассмотрим некоторые условия оптимизации образовательного процесса в ходе инструментально-исполнительской подготовки студентов-бакалавров. Одним из важнейших условий, на наш взгляд, является профессионально-коммуникативная активность преподавателя. При этом важнейшим условием обеспечения эффективности самого профессионально-коммуникативного процесса является «высокий уровень коммуникативной компетентности педагога, обязательной составляющей которой является его профессиональная мобильность, способность к быстрому решению профессиональных задач и педагогической оперативной адаптации» [8,
с. 31]. Применительно к инструментально-исполнительской подготовке особенностью профессионально-коммуникативной деятельности преподавателя является то, что в зону функционирования включается помимо преподавателя и студента третий субъект общения - музыкальное произведение. Таким образом, профессионально-коммуникативная деятельность преподавателя осуществляется «в виде своеобразной системы передачи и приема информации по коммуникативным каналам, связывающим учителя, учащегося и музыкальное произведение в триединое целое» [8, с. 40]. Активное включение коммуникативных механизмов, в свою очередь, оптимизирует образовательный процесс инструментально-исполнительской подготовки. При этом расширяются возможности эмоционального и интеллектуального воздействия на обучаемых, а следовательно, создаются благоприятные условия для инструментально-исполнительского развития студентов-ба-калавров.
Другим важнейшим условием оптимизации образовательного процесса является использование в ходе инструментально-исполнительской подготовки аудиовизуальных и мультимедийных технологий, а также интернет-технологий. В настоящее время данные технологии получили широкое распространение в музыкально-педагогической практике. Следует заметить, что в наши дни аудиовизуальная культура личности называется рядом исследователей «константой современной музыкальной культуры и музыкального образования» [1, с. 12]. В то же время использование компьютера в образовательном процессе студентов-бакалавров в педагогическом вузе называется эффективным средством «развития творческой деятельности и формирования готовности студентов к будущей педагогической деятельности» [6, с. 36]. Как указывает В. В. Кадакин, внедрение подобных информационных технологий во многом способствует развитию инновационных процессов в системе высшего педагогического образования, что, в свою очередь, «выступает необходимым условием совершенствования профессиональной подготовки современного учителя» [4, с. 12].
Применительно к инструментально-исполнительской подготовке аудиовизуальные и мультимедийные технологии, например, обеспечивают возможность студентам-бака-
лаврам прослушивать музыкальные произведения в исполнении различных исполнителей и осуществлять исполнительский анализ прослушанных произведений, а также перенимать опыт современных педагогов-пиани-стов в ходе просмотра их видеоуроков. Мультимедийные технологии также дают возможность преподавателю широко использовать электронные презентации, содержащие основную учебную теоретическую и методическую информацию. Интернет-технологии, в частности, позволяют студентам самостоятельно находить в глобальной сети и изучать информационные ресурсы, посвященные вопросам фортепианного исполнительства и педагогики.
При рассмотрении системы оценки образовательных результатов студентов-бакалав-ров в ходе инструментально-исполнительской подготовки для преподавателя важно выявлять уровни образованности, достигнутые учащимися на определенном этапе обучения, а следовательно, осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль. Поэтому наряду с традиционной пятибалльной системой используется и балльно-рейтинговая система. Взаимодополнение этих двух систем обусловлено прежде всего современными представлениями о результатах инструментально-исполнительской подготовки студентов-бакалавров. Кроме того, в современных педагогических условиях тенденция к обогащению традиционной пятибалльной системы оценки знаний применением балльно-рейтинговой системы обусловлена необходимостью «фиксировать уровень не только усвоенных студентом знаний, но и личностные качества обучающегося (его умение планировать работу, выбирать задания в соответствии со своими индивидуальными возможностями, проектировать индивидуальный маршрут в освоении дисциплины, проявлять творческий подход к решению задач и др.]» [7].
Использование балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов-бака-лавров в ходе инструментально-исполнительской подготовки имеет следующие преимущества:
- способствует активизации учебной деятельности студентов;
- помогает студентам рационально распределять силы и время для достижения определенных рейтинговых показателей;
- повышает мотивацию к постоянному контролю и планированию своей успеваемости;
- способствует выявлению индивидуально-личностного отношения студента к обучению;
- стимулирует регулярную работу студента в процессе обучения;
- позволяет преподавателю объективно оценивать результаты образовательной деятельности студентов [7].
Таким образом, компетентностный подход способствует решению современных задач инструментально-исполнительской (фортепианной] подготовки будущих учителей музыки. Применительно к инструментально-исполнительской подготовке студентов-бака-лавров педвуза компетентностный подход позволяет, с одной стороны, четко сформулировать целеполагание и определить актуальное содержание ключевых специальных компетенций, с другой - выявить и конкретизировать содержание образования, определить необходимые формы организации и условия оптимизации образовательного процесса, а также использовать различные системы оценки образовательных результатов обучаемых.
Примечание. Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».
Литература
1. Величко Ю. В. Изучение аудиовизуальной культуры личности в музыкальном образовании с позиции социокультурного подхода // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 4. - С. 11-13.
2. Винокурова Н. В., Приходченко Т. Н. О проблеме формирования профессиональной компетенции студентов педагогических вузов в современном образовании // Казанская наука. - 2012. -№ 7. - С .220-222.
3. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. - М.: ИНЭК, 2007. - С. 72-76.
4. Кадакин В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева] // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2. - С. 9-13.
5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
6. Паршина Л. Г. Компьютер как средство музыкально-творческой деятельности студентов педвуза // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - №3. - С. 34-37.
7. Праслова Г. А. Взаимодействие традиций и инноваций в методике историко-педагогической подготовки педагогов-музы-кантов // Общество. Среда. Развитие. - 2007. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleшnka.ru/artide/n/vzaimodeystvie-tra-ditsiy-i-mnovatsiy-v-мetodike-istoriko-pedagogicheskoy-podgotovki-pedagogov-muzykantov (дата обращения: 31.03.2014].
8. Шишкина С. В. Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Саранск, 2001. - 179 с.
---------^-----------