Научная статья на тему 'Экологизация образования — важнейшее направление деятельности государства в сфере развития образовательных услуг'

Экологизация образования — важнейшее направление деятельности государства в сфере развития образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / EDUCATION ECOLOGIZATION / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демина Татьяна Андреевна

В статье рассматриваются некоторые проблемы экологизации образования в России, указыва­ется на необходимость комплексного междисциплинарного подхода и развития дистанционного обучения, подчеркивается особое значение экологизации экономического образования. Обосновы­вается подход к получению экологических знаний не только как к праву, но и как обязанности граждан, а также необходимость обеспечения соответствующей организационной и финансовой поддержки со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демина Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes some problems of education ecologization in Russia, indicates the need of integrated interdisciplinary approach and development of teleteaching, emphasizes the special value of economic education ecologization. The article analyses the approach of understanding ecological knowledge not only as to the right, but also as a duty of citizens, and also the need of ensuring the corresponding organizational and financial support of the state.

Текст научной работы на тему «Экологизация образования — важнейшее направление деятельности государства в сфере развития образовательных услуг»

УДК 502:37.03

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Демина Татьяна Андреевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, [email protected],

ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

The article describes some problems of education ecologization in Russia, indicates the need of integrated interdisciplinary approach and development of teleteaching, emphasizes the special value of economic education ecologization. The article analyses the approach of understanding ecological knowledge not only as to the right, but also as a duty of citizens, and also the need of ensuring the corresponding organizational and financial support of the state.

В статье рассматриваются некоторые проблемы экологизации образования в России, указывается на необходимость комплексного междисциплинарного подхода и развития дистанционного обучения, подчеркивается особое значение экологизации экономического образования. Обосновывается подход к получению экологических знаний не только как к праву, но и как обязанности граждан, а также необходимость обеспечения соответствующей организационной и финансовой поддержки со стороны государства.

Keywords: education ecologization, environmental management economy Ключевые слова: экологизация образования, экономика природопользования

Подписание Болонской декларации и присоединение России к единому европейскому образовательному пространству требуют принятия решений, направленных на повышение качества и конкурентоспособности российского образования и российских специалистов. Одним из важнейших условий достижения этой цели является формирование у выпускников уважения принимаемых международным сообществом норм поведения и сосуществования. В частности, это касается поведения человека в окружающей его природной среде.

В большинстве стран экологизация воспитания и образования населения воспринимается в современных условиях как средство обеспечения выживаемости.

Под экологическим воспитанием обычно понимается непрерывный процесс систематического формирования морально-этических норм поведения в окружающей среде, гуманного отношения к любым представителям флоры и фауны.

Экологическое образование предполагает получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей природной среды, природопользованию и эколо-

гической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности. Сочетание экологического воспитания и экологического образования с экологической информацией, то есть сведениями о современном состоянии окружающей среды и природных ресурсов, позволяет говорить об экологической культуре как части общечеловеческой культуры, способствующей устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

Массовое экологическое движение в мире зародилось в конце 60-х годов прошлого века и достигло своего пика в середине 70-х, когда резкое ухудшение качества окружающей среды из-за быстрого роста населения Земли, развития производства, ядерных испытаний, бесконтрольного применения пестицидов в сельском хозяйстве и других фактов «наступления» человека на природу привело к возникновению активного интереса широких народных масс к этим проблемам.

В России официальное признание наличия и важности экологических проблем, а следовательно, необходимости массового экологического образования произошло в начале

19

ОБРАЗОВАНИЕ

90-х годов ХХ века, то есть значительно позже, чем в развитых странах мира. В СССР считалось, что незачем будоражить сознание населения информацией об экологическом неблагополучии. (Такой подход стоил многих жизней, которые можно было бы спасти, если бы люди были вовремя проинформированы о масштабах Чернобыльской катастрофы и достаточно экологически образованны, чтобы знать, как вести себя в подобных ситуациях).

Исследования, конечно, проводились, и средства на охрану окружающей природной среды выделялись значительные (до 1,5—2% от национального дохода). Однако большая часть получаемых сведений получала гриф секретности, что делало невозможным преодоление стереотипов мышления и поведения, заложенных классическими призывами смотреть на природу как на мастерскую, а не храм и не ждать от нее милостей, а брать все, что необходимо, не задумываясь о последствиях.

Конечно, выдающиеся советские ученые указывали на важность воспитательной работы среди населения. Так, академик В.Г. Афанасьев еще в 1975 году писал: «Внимательное, на строго научной основе построенное управление природой, — непременное условие научно-технического прогресса, прогресса всего нашего общества, всестороннего развития человека. Между тем как часто, развивая технику, производство, создавая новые заводы и фабрики, мы забываем о природе, забываем о том, что природа принадлежит не только нам, сейчас живущим, но и людям будущего, грядущим поколениям. Одухотворенная мыслью человеческой, преобразованная руками человека, природа — это и хлеб, и материал для индустрии, это и ни с чем не сравнимое место отдыха... К сожалению, кое-кто из работников, особенно хозяйственников, забывает об этом, подходит к природе чисто утилитарно. Лес для этих людей — только сырье, топливо, дома, мебель; реки и озера — источник энергии, транспортные артерии и место сброса сточных вод, отходов производства. Предстоит еще многое сделать, чтобы преодолеть «антиприродную» психологию» [3, с. 13].

Слова эти написаны более 35 лет назад, однако звучат до боли актуально. Хозяйственники пришли другие, а образ мыслей и действий по отношению к природе изменился мало. А кто отвечает за создание нового образа в головах людей? Конечно, сфера образования.

К сожалению, экологизация всех сторон жизни и деятельности требует значительных за-

трат в сфере производства и может сдерживать темпы роста экономических показателей, особенно на первых порах перехода к более чистым технологиям. Это является основной причиной затягивания подписаний различных международных договоренностей в сфере сохранения природы, например, о выбросах парниковых газов в атмосферу и т. п., особенно со стороны быстро развивающихся государств. Требуется и самоограничение в сфере материального потребления, к которому оказалась не готова основная часть населения высокоразвитых стран, несмотря на имеющиеся экологические знания. Время, прошедшее с 70-х годов, показало, что одних знаний проблемы и ее последствий мало, образование не справляется с поставленной задачей без соответствующего воспитания. Только когда понимание недопустимости нанесения ущерба природе будет восприниматься абсолютным большинством населения так же, как недопустимость убийства человека, даже если это сулит какие-то выгоды, можно будет считать, что экологическое образование и воспитание достигли цели. Население и, в особенности, лица, принимающие решения на разных уровнях в политике и экономике, должны не просто знать о необходимости такой модели поведения, а воспринимать ее как единственно возможную.

Именно система образования способна интерпретировать данные сложнейшей фундаментальной науки о взаимосвязях всего живого и косного в природе — экологии — таким образом, чтобы довести ее выводы до широких масс независимо от их профессиональной ориентации. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы не сводить обучение только к изучению теории, а ориентировать на поиск решения проблем регионального и местного уровня, зависящих от действий местных властей и местного населения, в том числе самих обучающихся.

И если выживание человечества не слишком зависит от глубокого понимания населением сущности законов большинства других наук (достаточно, чтобы этими знаниями обладали узкие специалисты), то без широкого распространения и усвоения экологических знаний общество обречено на вымирание. Поэтому экологическое образование должно являться не только правом, но и обязанностью каждого гражданина, а задача государства — обеспечить возможность реализации этого права и проконтролировать выполнение этой обязанности. Закон РФ от 19 декабря 1991 года № 2060-I «Об охране окружающей природной среды»

20 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Экологизация образования - важнейшее направление деятельности государства...

именно так трактовал этот вопрос, указывая в ст. 12 «Полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды»: «...граждане обязаны постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения». К сожалению, аналогичный действующий в настоящее время закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» значительно сократил и упростил обязанности граждан в этой сфере, оставив лишь абстрактное требование сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к ее богатствам. Этот закон является основанием для регулирования правоотношений в сфере экологического образования [1].

Одна из проблем многих стран, в частности России, заключается в том, что практически все руководство всех уровней политической власти и производственной сферы росло и получало воспитание и образование тогда, когда об экологических проблемах мало кто задумывался, а доблестью считалось победить и укротить природу. Таких трудно убедить в необходимости тратить время и деньги на экологизацию научно-технического прогресса и приоритетности экологических потребностей над всеми остальными. При первой же угрозе снижения экономических показателей (в масштабе отдельного предприятия или всей страны) они готовы пожертвовать качеством окружающей природной среды, так как забота о нем не входит в перечень их основополагающих жизненных ценностей.

Заставить политиков и хозяйственных руководителей более серьезно относиться к соответствующим вопросам могли бы высокие рейтинги этих проблем в списке других проблем, волнующих народ, то есть электорат и потенциальных сотрудников (как это имеет место во многих западноевропейских странах и США). Однако регулярные социологические опросы, проводимые специализированными институтами, например, Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), говорят о том, что больше всего россиян сегодня волнует ситуация в сфере ЖКХ и ЖКУ (55% опрошенных в сентябре 2012 года). В топ-5 также вошли инфляция (50%), алкогольно-наркотическая угроза, коррупция (по 48%), уровень жизни (47%). Состояние экологии не вошло даже в топ-10, оказалось на 13 месте и волнует всего лишь 20% россиян [4].

Показательно также отношение россиян к проблеме загрязнения окружающей среды при выборе места работы. Отношение компа-

нии-работодателя к окружающей среде не находится для соискателя на уровне обязательных условий. В перечне факторов, способных оказать влияние на выбор работы, этот вопрос оказался лишь на седьмом месте, да и то среди москвичей, а жители провинции интересуются этим вопросом еще меньше. А для работников и потребителей продукции и услуг западных компаний воздействие производства на окружающую среду способно повлиять на выбор работодателя или партнера, что стимулирует финансирование экологических программ.

Государство, продекларировав в начале 90-х годов обязательность всеобщего и непрерывного экологического образования, практически не предприняло шагов для полноценного проведения в жизнь своих деклараций, хотя кое-что было сделано. В учебные программы большинства специальностей были введены соответствующие курсы (экология, природопользование, экономика природопользования и т. п.). Однако через несколько лет процесс экологизации высшего профессионального образования стал затухать, сократилось количество часов, экзамены были заменены на зачеты, а из обязательных эти курсы в некоторых случаях переместились в разряд дисциплин «по выбору», и этот выбор далеко не всегда оказался в их пользу. В частности, в таком положении оказались некоторые экономические специальности, например, «финансы и кредит», «бухгалтерский учет, анализ, аудит», а также бакалавриат по направлению «экономика». Замена специализированной дисциплины «экономика природопользования» на общетеоретические «природопользование», «охрана окружающей среды» или «экология» приводит к нескольким нежелательным последствиям. Во-первых, предмет читается на младших курсах, когда, с одной стороны, еще нет достаточных экономических знаний, дающих возможность разобраться в хозяйственной стороне вопроса, с другой стороны, к тому времени, когда придет пора использования полученных знаний на практике, они успеют забыться. Во-вторых, дисциплина, как правило, закрепляется уже не за экономическими, а за техническими или естественнонаучными кафедрами, и вопросы разработки и функционирования экономического механизма решения экологических проблем уходят на задний план или исчезают вовсе.

Такие метаморфозы абсолютно недопустимы, так как необходимость экологизации сильнее всего ощущается именно в экономике. Общепризнанно, что рыночная стоимость то-

21

ОБРАЗОВАНИЕ

варов и услуг в большинстве случаев не учитывает отрицательное влияние их производства, потребления и накопления отходов на окружающую среду и здоровье нации. Поэтому создается впечатление чрезмерной дороговизны природоохранных мер при производстве конкретной продукции. На самом деле, объективное включение природоохранных затрат в стоимость продукции проявляет действительную цену последней для общества, дает мощный стимул к экономии ресурсов и предотвращает повышение затрат или снижение доходов в других отраслях, являющихся реципиентами загрязнения, таких как здравоохранение, лесное, рыбное хозяйство, туризм и т. п.

В идеале цены должны включать, кроме традиционных затрат, еще и ряд экологических элементов, одним из которых является стоимость потребленных или задействованных при производстве продукции и оказании услуг природных ресурсов, таких как вода, земля и, возможно, кислород воздуха, причем с учетом их альтернативной ценности. Например, вода и водные объекты могут использоваться для питья, полива, производства продукции, организации транспортных перевозок, создания рекреационных зон, добычи энергии, слива жидких отходов и т. д. Каждый из вариантов характеризуется различной эффективностью, причем часто действует так называемое «правило интегрального ресурса», согласно которому использование его в одних целях затрудняет или исключает его использование в других. Учет в ценах усредненной альтернативной стоимости ресурса способствовал бы реальному расчету эффективности тех или других проектов. Желательно также учитывать стоимость утилизации и возможность рециркуляции изделий по окончании их эксплуатации, что будет давать конкурентные преимущества таким товарам, при конструировании которых были учтены потребности облегчения разборки и утилизации каждого компонента. В некоторых случаях потребуется не увеличение цены, а изменение ее структуры. Гибкое налогообложение природопользования должно способствовать смещению акцентов в формировании стоимости на начальные стадии этого процесса, на ресурсную составляющую, что будет повышать заинтересованность в снижении материалоемкости, отходоемкости и использовании вторичных материальных и энергетических ресурсов [2].

Но переход к ценообразованию, построенному с учетом экологических затрат, нарушит все привычные экономические пропорции.

Предпринимаемые попытки решить эту проблему введением тех или иных платежей и налогов пока не дали ощутимых результатов. Экономика во всем мире остается природозатратной, что грозит ее коллапсом. Только если экономисты сумеют заставить цены отражать экологическую правду, или прибыль перестанет быть мерилом благополучия, у человечества и природы появится надежда на бесконфликтное сосуществование. Чтобы подготовить грамотных экономистов, способных справиться с этими проблемами, необходимо восстановить курс экономики природопользования в составе обязательных дисциплин для старшекурсников-экономистов.

Экологизация производства, хотя и идущая недопустимо медленно, уже требует значительных изменений в реестре услуг, оказываемых обществу системой среднего специального и высшего образования. Строительство новой экономики предусматривает упразднение старых производств, реструктурирование существующих и создание новых. Соответственно появляется все больше новых профессий, а содержание старых значительно меняется. Необходимо готовить акваэкологов и морских ветеринаров для акваферм, специалистов по производству и обслуживанию ветротурбин, специалистов по планированию семьи. Пора переучивать автоинженеров и автомехаников с учетом перехода к моторам, использующим в качестве топлива водород, инженеров других специальностей с тем, чтобы все проектируемые ими изделия были пригодны к безопасной переработке после использования и т. д.

При этом масштабы и срочность проблемы, касающейся практически всех специальностей (и нельзя ждать естественной смены поколений, а необходимо повышать или менять квалификацию уже имеющихся), требуют развития не только традиционных форм очного и заочного обучения, но и расширения возможностей для самоподготовки с использованием новых информационных технологий дистанционного обучения. Дистанционное обучение может способствовать также развитию международного сотрудничества в области экологического образования. Организация видеоконференций и телемостов приведет к росту активности учащихся, которые получат возможность обсуждать актуальные проблемы и пути их решения со своими зарубежными сверстниками.

Образовательная система должна быть готова оказать обществу соответствующую услугу, однако и общество должно быть готово обе-

22 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Экологизация образования - важнейшее направление деятельности государства...

спечить соответствующую финансовую и организационную поддержку.

Основанием для регулирования правоотношений в сфере экологического образования является Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду.

Кроме того, законодательную базу по этому вопросу составляют:

• Конституция РФ;

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

• Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

• Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В конце 90-х — начале 2000-х годов было предпринято несколько попыток внесения в Государственную Думу законопроектов, специально посвященных регулированию образования в сфере экологии, а также экологической культуре. Однако под разными предлогами эти законопроекты были отклонены (одной из таких причин является низкий интерес избирателей к вопросам охраны окружающей среды, о чем было сказано выше).

На региональном уровне этот процесс идет более активно. В отдельных регионах Российской Федерации приняты республиканские законы, регулирующие образовательную и воспитательную деятельность в сфере экологии. Например, такие законы в разное время были приняты в Камчатском крае, Кабардино-Балкарской Республике, Костромской области и некоторых других регионах. В Подмосковье Закон «Об экологическом образовании и просвещении» уже готов к принятию, но по разным причинам этот процесс затягивается. В Москве соответствующего специального закона нет, но с 1995 года реализуется комплексная программа непрерывного экологического образования и просвещения для всех звеньев воспитательно-образовательной системы: от дошкольного до вузовского.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить необходимость повышения внимания к проблемам экологического образования и воспитания как по вертикали (на всех уровнях государственной власти), так и по горизонтали — во всех регионах России, используя опыт, уже накопленный некоторыми из них. При этом низкие рейтинги такого рода проблем должны сигнализировать о недостаточном внимании к ним и явиться поводом для форсирования усилий в деле повышения экологической грамотности всех слоев населения (и, прежде всего, молодежи), а не наоборот. Необходимо вернуть получение экологических знаний в состав обязанностей, а не только прав каждого гражданина.

Естественно, эти меры потребуют дополнительного финансирования, однако экономить на экологизации воспитания и образования так же неосмотрительно, как и экономить на здоровье нации. Потери от нерационального природопользования значительно превышают потребности в финансировании его рационализации, нужно только правильно их учитывать. Для этого требуются соответствующим образом подготовленные специалисты.

Необходимо четкое понимание того, что такие дисциплины, как природоведение, природопользование, экология, охрана окружающей среды, безопасность жизнедеятельности, экономика природопользования и т. п. не заменяют, а дополняют друг друга. К тому же, для того чтобы принцип «не навреди природе» воспринимался большинством населения как основополагающий, (по аналогии с принципом «не убий»), совершенно недостаточно краткого курса обучения. Требуется постоянное включение соответствующих тем во все остальные изучаемые дисциплины (чтение, рисование, литература, химия и т. д.) на протяжении всего времени обучения — от детского сада до послевузовского повышения квалификации. При этом нежелательно, чтобы они только формально включались в программы тех или иных дисциплин, а на деле переводились в раздел «для самостоятельного изучения». Обычно это свидетельствует о недостаточной экологической грамотности самого преподавателя. Следовательно, начинать надо с соответствующей обязательной (то есть закрепленной в законодательных актах) переподготовки всех педагогических кадров. Кроме того, введя повсеместно (а не только в отдельных регионах или лицейских классах) курс экологии в школе и на младших курсах вузов, нужно дополнить его (или восстановить в составе обязательных дис-

23

ОБРАЗОВАНИЕ

циплин) курсом прикладной экологической на- фессией (например, курсом «экономика приро-правленности в соответствии с избранной про- допользования» для экономистов).

Литература

1. Федеральный Закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Демина Т.А. Роль налогообложения и ценообразования в решении экологических проблем // Сб. научных докладов секции «Экономика и финансы» Х11 Международной научно-практической конференции МГУС «Наука — сервису» / Под ред. М.М. Качуриной. М..: Инф.-внедр. центр «Маркетинг», 2007. С. 42—46.

3. Методические аспекты исследования биосферы / Под ред. Новик И.Б. М.: Наука, 1975. 456 с.

4. Поляков Л. Интервью «Русской службе новостей» от 16 октября 2012 года.

5. http/www.rusnovosti.ru (дата обращения: 22.12.2012).

УДК 378.046.4

ОБУЧАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ И МАСТЕР-КЛАССЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ С ПРОФИЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВПО

Духовная Лилия Леонидовна, зав. кафедрой Организация и технологии в гостиничном бизнесе», кандидат экономических наук, доцент, [email protected], Институт туризма и гостеприимства (Москва) (филиал)

ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация

The article analyses series of training seminars and the master classes which have been carried out at the initiative of Moscow Tourism and Hotel Economy Committee within the program of professional standard (qualification) increase of employees. Results of seminars and the master classes participants survey, carried out within these training programs are given.

В статье проанализированы и подведены итоги серии обучающих семинаров и мастер-классов, проведенных по инициативе Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы в рамках программы повышения уровня профессиональной подготовки (квалификации) кадров для туристско-гостиничной отрасли столицы. Приведены результаты анкетирования слушателей обучающих семинаров и мастер-классов, проведенного в рамках данных обучающих программ.

Keywords: trainingseminars, masterclasses, touristand hotel branch, training

Ключевые слова: обучающие семинары, мастер-классы, туристско-гостиничная отрасль, подготовка кадров

В современном мировом сообществе туристская индустрия оценивается как мощный потенциал развития государства ввиду появления новых рабочих мест, расширения производства в смежных отраслях: торговли, общественного питания, транспорта, строительства объектов инфраструктуры и т. д.

Особую актуальность приобретает вопрос профессиональной подготовки кадров для туристской индустрии ввиду очевидного продвижения национального продукта на мировом рынке туристских и гостиничных услуг. Проблема подготовки и профессиональной пере-

подготовки кадров активно вовлекается в круг исследований, программ и дискуссий в сфере гостиничной и туристской деятельности.

Нынешний уровень развития туристской индустрии диктует необходимость решения актуальных проблем в развитии и дальнейшем совершенствовании целого ряда профессиональных компетенций сотрудников в целях повышения качества услуг туристско-гостиничной отрасли [1].

В условиях сформировавшейся тенденции диверсификации форм и методов подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства

24 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.