Научная статья на тему 'Проблемы подготовки инженерно-педагогических кадров «Двойного профиля» для колледжей Москвы'

Проблемы подготовки инженерно-педагогических кадров «Двойного профиля» для колледжей Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркуцкая С. Э.

В России сложилась разветвленная система подготовки педагогов для учреждений общего образования. На этом фоне явным провалом является подготовка инженерно-педагогических кадров для работы в ПТУ, техникумах, профессиональных колледжах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n Russia there was a branched out system of preparation of teachers for general education establishments. On this background sheer failure is preparation of engineering-pedagogical shots for work in the technical training college, technical schools, professional colleges.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки инженерно-педагогических кадров «Двойного профиля» для колледжей Москвы»

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ «ДВОЙНОГО ПРОФИЛЯ» ДЛЯ КОЛЛЕДЖЕЙ МОСКВЫ

МАРКУЦКАЯ С.Э.

В России сложилась разветвленная система подготовки педагогов для учреждений общего образования. На этом фоне явным провалом является подготовка инженернопедагогических кадров для работы в ПТУ, техникумах, профессиональных колледжах.

In Russia there was a branched out system of preparation of teachers for general education establishments. On this background sheer failure is preparation of engineering-pedagogical shots for work in the technical training college, technical schools, professional colleges.

В России существует только два целевых института в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, готовящих инженерно-педагогические кадры для работы в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В Москве инженерно-педагогические кадры для работы в отраслевых машиностроительных и строительных учреждениях начального и среднего профессионального образования готовятся в МАДИ, МИСИ, МГАУ им. В.П. Горячкина. Это не обеспечивает в полной мере подготовку квалифицированных инженерно-педагогических кадров для системы профессионального образования города по всем востребованным экономикой Москвы направлениям - легкая и пищевая промышленности, транспорт, радиотехника и связь, сервис и др.

По данным мониторинга, проведенного в апреле 2008 года лабораторией инженернопедагогического образования НИИРПО: 39% мастеров производственного обучения ГОУ СПО Москвы обладают высшим профессиональным отраслевым образованием, 60% до работы в должностях преподавателя и мастера имели опыт работы на инженерных, технологических или рабочих должностях, 50% преподавателей специальных дисциплин и 36% мастеров производственного обучения находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте. Таким образом, образовательный уровень 61% мастеров производственного обучения и уровень отраслевой практической подготовки 40% мастеров не соответствует современным требованиям и задачам, стоящим перед системой среднего профессионального образования города Москвы - подготовки рабочих и специалистов высшей квалификации.

78% (около 1500 человек) инженерно-педагогических работников указали, что нуждаются в повышении квалификации. Преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения профессиональных колледжей Москвы испытывают недостаток в новейших знаниях в области специальных дисциплин по профилю колледжа (23%), в практических навыках работы на современном технологическом оборудовании (21%), знаниях в области психологии (11%).

4 декабря 2007 года приказом Правительства Москвы №1036-ПП была утверждена Городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2008-2010 годы «Рабочие кадры». Программа предусматривает разработку предложений по организации специализированного высшего учебного заведения для подготовки инженерно-педагогических кадров, а также разработку и апробацию концепции подготовки кадров «двойного профиля», осуществляющих функции преподавателя спецдисциплин и мастера производственного обучения на базе ГОУ СПО.

Решением названных задач с июля 2007 года занимается наша лаборатория. Нами разработана и представлена в Департамент образования Москвы «Концепция, положения об отраслевых подразделениях Московской городской инженерно-педагогической академии».

Цель создания специализированного вуза - устойчивое и достаточное обеспечение инженерно-педагогическими кадрами учреждений среднего профессионального образования Москвы, их переподготовка и повышение квалификации.

Главная задача - подготовка «педагогов профессионального обучения» (высшее профессиональное образование), совмещающих компетенции преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения (педагог «двойного профиля»), экономистов и менеджеров в области профессионального образования, профессиональная переподготовка и повышение квалификации инженерно-педагогических кадров.

Обучение в специализированном вузе нацелено на удовлетворение потребности учреждений среднего профессионального образования Москвы в квалифицированных специалистах с высшим инженерно-педагогическим образованием (специальность 030500 «Профессиональное обучение», бакалавриат) для работы на должностях «преподаватель специальных дисциплин» и «мастер производственного обучения». Выпускник вуза будет обладать педагогическими и инженерными профессиональными знаниями (в соответствии с требованиями ГОС ВПО), рабочей квалификацией (не ниже 4 рабочего разряда) по профилю обучения, профессиональной мобильностью, способностью к самообразованию и инновациям в сфере профессионального образования, науки и производства города Москвы.

Новизна концепции - реализация производственной и педагогической практик студентов специализированного инженерно-педагогического вуза на базе Центров отраслевой подготовки колледжей. Сами центры будут входить в состав выпускающих кафедр вуза.

Цели создания Центра отраслевой подготовки на базе профессионального колледжа заключаются в создании современной материальной базы и концентрации дефицитных высокостоимостных ресурсов для отраслевой подготовки кадров «двойного профиля» и квалифицированных рабочих кадров и расширении возможностей колледжа по предоставлению образовательных услуг.

Инновационные функции Центра отраслевой подготовки состоят в следующем:

- реализации профессионального обучения, повышении отраслевой квалификации, переквалификации, переподготовке, стажировке различных возрастных групп граждан по профессиям отрасли: инженерно-педагогической подготовке кадров «двойного профиля», профессиональной подготовке взрослого населения, профессиональной ориентации, профессиональном консультировании, обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и т.п.;

- разработке модульных учебных программ, учебно-методического, программного, тестового обеспечения, в том числе развитии новых педагогических, информационных технологий профессионального обучения;

- создании и экспертизе новых учебных тренажеров, лабораторного оборудования, технических средств обучения, инструментов и приборов;

- координации деятельности работодателей по диагностике их потребностей в рабочей силе, проведении рейтинговой и консалтинговой деятельности, определении количественных объемов подготовки и разработке конкурсной процедуры на реализацию заказа на подготовку квалифицированной рабочей силы.

Практическая подготовка и переподготовка, повышение квалификации инженернопедагогических кадров «двойного профиля» планируется организовать в Центрах отраслевой подготовки ГОУ СПО по различным образовательным траекториям в зависимости от базового образования обучающихся: 1. для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения с базовым средним профессиональным образованием, 2. для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения с базовым высшим отраслевым профессиональным образованием, 3. для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения с базовым высшим педагогическим образованием.

Практическая отраслевая подготовка «двойного педагога» в Центрах отраслевой подготовки для разных категорий обучающихся предполагает два уровня сложности: базовый и инновационный. Базовый блок изучают слушатели, имеющие непрофильное (педагогическое) образование. Он включает в себя основные компетенции преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения. Инновационный блок предназначен для специалистов со средним и высшим профессиональным отраслевым образованием. Он предполагает изучение последних достижений в области производства (по отраслям). Преимуществом модели Центра отраслевой подготовки является возможность выработки у обучающихся отраслевых компетенций, получение которых помогает педагогу «двойного профиля» адаптироваться к профессиональной деятельности на современном уровне развития производственных и педагогических технологий.

Рис. 1 Модель Центра отраслевой подготовки кадров «двойного профиля» на базе профес-

сионального колледжа

Следует отметить, что модель практического обучения педагогов «двойного профиля» в Центре отраслевой подготовки является гибкой и позволяет учитывать особенности подготовки по различным профессиям и специальностям, конкретные условия колледжа и психологопедагогические особенности обучающихся, потребности городского хозяйства.

Мониторинг выпускников и педагогических коллективов ГОУ СПО Москвы, данные УМЦ ДОМ, программа «Рабочие кадры» позволили выявить направления подготовки (выпускающие кафедры вуза с Центрами отраслевой подготовки на базе ГОУ СПО), актуальные для экономики Москвы и провести предварительные расчеты объема подготовки педагогов «двойного профиля» (не менее 150 человек на очное отделение).

Считаем целесообразным создать в специализированном вузе выпускающие кафедры специальностей машиностроения и металлообработки, специальностей потребительского рынка и сферы услуг, специальностей архитектуры и строительства, специальностей малого бизнеса и предпринимательства для обучения по стандартам ГОС ВПО: 030500. 08 - машиностроение и технологическое оборудование, 030500. 12 - производство продовольственных продуктов и общественное питание, 030500. 13 - производство товаров широкого потребления, 030500. 14 -строительство, монтажные и ремонтно-строительные технологии, 030500. 18 - Экономика и управление.

Для практической реализации Концепции подготовки педагога «двойного профиля» было написано ряд писем представителям Департамента образования Москвы (Ларионовой, Потапову, Лисову, Швецовой) с предложениями по возможным вариантам (моделям) подготовки педагогов «двойного профиля» для работы в колледжах Москвы: на базе создания нового специализированного вуза - МГИПА, на базе действующего НОУ ВПО, на базе государственных технических ВУЗов

Москвы, на базе педагогических вузов Москвы, на базе ГОУ СПО Москвы. По итогам анализа законодательной базы, ряда консультаций с Департаментом, было принято решение разработать концепцию подготовки педагогов «двойного профиля» на базе НОУ ИСОМ и передовых колледжей Москвы (перечень колледжей представлен в программе Рабочие кадры).

В настоящее время ведётся работа над разработкой и согласованием плана апробации Концепции, в том числе с базовыми колледжами - ресурсными Центрами отраслевой практической подготовки, созданием Центров в составе выпускающих кафедр вуза. В случае утверждения Концепции, предполагается адаптация учебных программ действующего стандарта к условиям профильных колледжей, внесение предложений по формированию стандарта по специальностям ВПО 050501, начать подготовку педагогов «двойного профиля» после утверждения этих стандартов.

В результате реализации Концепции будет создана единая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических работников «двойного профиля» системы среднего профессионального образования города Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.