Научная статья на тему 'История развития интерактивных технологий'

История развития интерактивных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8719
1861
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / РАЗВИТИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / HISTORY / DEVELOPMENT / INTERACTIVE AND INNOVATIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыков Тимур Мейрамович

В статье охарактеризовано развитие интерактивных и инновационных методов преподавания, которые обеспечивают оптимизацию процесса обучения, повышают его качество и способствуют интеграции теории и практики. Представляя интерактивные и инновационные методы преподавания, автор предлагает пути решения данных проблем, дает краткий анализ каждого метода и рекомендации к их применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыков Тимур Мейрамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interactive technologies background

This article described a detailed development of interactive and innovative teaching methods that optimize the learning process, improve the quality and contribute to the integration of theory and practice. Introducing interactive and innovative teaching methods, the author suggests ways of solving these problems, gives a brief analysis of each method and recommendations for their use.

Текст научной работы на тему «История развития интерактивных технологий»

► слово молодым УЧЕНЫМ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

THE INTERACTIVE TECHNOLOGIES BACKGROUND

Садыков Тимур Мейрамович

Магистрант Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова, учитель химии СШИ «Мурагер», Казахстан E-mail: sadastayer@mail.ru

Sadykov Timur M.

Student in the master's program at Karaganda State University named after Y. A. Buketov, Chemistry teacher in SBU "Murager", Kazakhstan

E-mail: sadastayer@mail.ru

Аннотация. В статье охарактеризовано развитие интерактивных и инновационных методах преподавания, которые обеспечивают оптимизацию процесса обучения, повышают его качество и способствуют интеграции теории и практики. Представляя интерактивные и инновационные методы преподавания, автор предлагает пути решения данных проблем, дает краткий анализ каждого метода и рекомендации к их применению.

Abstract. This article described a detailed development of interactive and innovative teaching methods that optimize the learning process, improve the quality and contribute to the integration of theory and practice. Introducing interactive and innovative teaching methods, the author suggests ways of solving these problems, gives a brief analysis of each method and recommendations for their use.

Ключевые слова: история, развитие, интерактивные и инновационные методы.

Keywords: history, development, interactive and innovative methods.

Термин «интерактивное обучение» появился относительно недавно в начале 1990-х гг., когда в пространстве педагогики стали интенсивно осваиваться смежные науки. Данное определение произошло от термина «интерактивность», заимствованного из социологии. Появление термина «интерактивные технологии» или «интерактивное обучение» связано с различными версиями [1].

Концептуальной основой интерактивного обучения является теория интеракцио-нистской ориентации (символического интеракционизма, ролевых теорий и теорий референтной группы), которая сформировалась в 1930-х гг. Большое влияние на интерактивное обучение оказывала концепция гуманистической психологии и психотерапии (19501960-е гг.), а также социально-перцептивного когнитивизма (1960-е гг.).

Существует другая точка зрения - что интерактивное обучение появилось в недрах термина «активное обучение» (Action Learning), который был предложен в 1930-х гг. английским ученым Регом Ревансом. Доказательством этого выступает тот факт, что в педагогической литературе термины "интерактивные технологии обучения» (до 1960-х), «интерактивные методы обучения» и «интерактивное обучение» (до 1990-х гг.) не использовались, а вместо них использовались термины «технология активного обучения», «активные методы обучения», «активное обучение».

Интерактивные технологии начинают свою историю с 1960 г. В эти годы в средствах массовой информации происходили значительные изменения в характере общения. Четкого понятия интерактивных методов и средств тогда не было. Под интеракцией понималось взаимодействие пользователя и программ, базы данных с субъектами управления этими программами.

«Исследовательское обучение» развивает самостоятельность мышления, умение творчески мыслить. Преимущества этого очевидны. Однако в школах до 1960 г. доминировал репродуктивный тип обучения (до 70% времени учитель излагает материал и он воспроизводится школьниками).

Помимо этого на развитие интерактивных технологий обучения, существенное влияние оказала теория программированного обучения, соответствующая человеко-ком-пьютерному взаимодействию (1960-1970-е гг.) и теория дистанционного обучения (середина ХХ в.).

В 1970 г. впервые компьютерные программы начали выполнять функцию электронного учителя. С появлением более сложных систем компьютер стал выполнять функции представления знаний.

В самом начале 1980-х гг. в СССР педагоги на практике начинают осваивать и использовать активные (интерактивные) методы обучения, главная идея которых - групповые диалоговые формы познания. Однако официальное разделение методов обучения было только на традиционные и активные. В то же время начинают появляться экспертные системы. Основной проблемой при создании экспертных систем являлась невозможность точно смоделировать образ мышления человека [2].

В 1980-1990-х гг. в школах в учебных целях начинают использовать игровые методы: игры-упражнения, ролевые игры, сюжетные игры. Игры организуют для изучения гуманитарных и естественных дисциплин, что вызывает у учащихся эмоциональное

Садыков Т. М. | История развития интерактивных технологий

отношение, развивает воображение, творчество, активизирует знания, развивает познавательный интерес. Для школ педагогами создается большинство игр, которые в основном используют на уроках. Ролевые игры с помощью рисунков, схем, портретов, текстов помогают ученикам воссоздавать различные исторические события, а также решают острые социальные проблемы. Роль учителя во время игры: изложение правил игры, стремление активного включения в игру каждого ученика, организация обсуждения полученных результатов. Самым полезным является вместе с учащимися обсуждать сценарии и правила игры [3].

Интерактивные формы обучения строятся на взаимной связи между студентами и преподавателем. Данные формы позволяют быстро оценить действия, результаты и их последствия, а также получить полную информацию о необходимости внесения дополнений и изменений в методическое обеспечение учебного процесса. Н. А. Волгин отмечал, что интерактивное обучение строится на обратной связи и реализуется на основе фиксации положительного опыта или рекомендаций изменений в позитивном конструктивном плане с помощью кумулятивной промежуточной оценки результатов обучения, подчеркивая его сходство с программированным обучением [4].

Обучение стало по-настоящему «интерактивным» после создания глобальной всемирной сети Интернет (1991 г.) и появления первого веб-браузера (1994 г.). С этого времени и начинается использование термина «интерактивное обучение». Интернет - это средство общения, которое обеспечивает виртуальную среду обучения. Прикладные сервисы сети Интернет предоставляют доступ к учебному контенту из любой точки мира. Данные технологии позволили сделать серьезный рывок в использовании информационных технологий в образовательной сфере.

В настоящее время учеными Казахстана исследуются интерактивные методы обучения, которые способствуют повышению мотивации и вовлеченности участников в процесс совместного решения проблемы. Например, К. Устемиров, Б. А. Абдыкаримов, А. М. Аб-дыров, Т. К. Мусалимов, Ш. А. Кирабаева изучают вопросы проблемного обучения, новых педагогических технологий, поисковую активизацию учащихся, создающую ситуацию успеха, творческого сотрудничества.

Большое внимание развитию интерактивных методов уделяют совместные проекты специализированной школы-интернат «Мурагер» и химического факультета Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова, где проводится мониторинг результативности процесса обучения, оценивается качество полученных знаний. Планомерно и системно отбираются наиболее удачные методики обучения, вводятся инновационные практики, активно используются методы кейсов, проектов, личностно-ориентиро-ванный подход, методы генерации идей, тренинги.

Таким образом, применение интерактивных технологий является необходимым компонентом для подготовки будущего поколения. Результаты проведенного педагогического исследования позволяют сделать вывод о том, что применение данного метода положительно влияет на развитие познавательной активности учащихся и эффективности усвоения изучаемого материала.

Список литературы

1. Капранова, Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы [Текст] / Е. А. Капранова // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. - Полоцк, 2012. - № 7. - С. 11-14.

2. Можар, Е. Н. Стимулирование учебно-познавательной активности старшеклассников средствами интерактивного обучения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. Н. Можар. - Минск, 2006. - 218 с.

3. Латышина, Д. И. История педагогики [Текст]: учеб. пособие / Д. И. Латышина. -М.: Гардарики, 2005. - 603 с.

4. Волгина, Н. А. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы [Текст] / Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. - М.: Рос. экон. акад., 2004. - 88 с.

References

1. Kapranova E. A. Interaktivnoe obuchenie: kontseptualnye podkhody. Vestn. Polotsk-ogo gos. un-ta. Polotsk, 2012, No. 7, pp. 11-14.

2. Mozhar E. N. Stimulirovanie uchebno-poznavatelnoy aktivnosti starsheklassnikov sredstvami interaktivnogo obucheniya. PhD Dissertation (Education). Minsk, 2006. 218 p.

3. Latyshina D. I. Istoriya pedagogiki: ucheb. posobie. Moscow: Gardariki, 2005. 603 p.

4. Volgina N. A., Odegova Yu. G. Organizatsiya, formy i metody provedeniya uchebnykh zan-yatiy i samostoyatelnoy raboty. Moscow: Ros. ekon. akad., 2004. 88 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.