История развития интерактивных технологий в Казахстане
Садыков Т. М.
Садыков Тимур Мейрамович /Sadykov Timur Meiramovich - магистрант, химический факультет,
Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, учитель химии,
Специализированная школа-интернат «Мурагер», г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: в данной статье подробно описано о развитие интерактивных и инновационных методах преподавания, которые обеспечивают оптимизацию процесса обучения, повышают его качество и способствуют интеграции теории и практики.
Abstract: this article described in detail on the development of interactive and innovative teaching methods that optimize the learning process, improve the quality and contribute to the integration of theory and practice.
Ключевые слова: история, развитие, интерактивные и инновационные методы.
Keywords: history, development, interactive and innovative methods.
Данный термин появился относительно недавно, в начале 90-х годов, когда в пространстве педагогики стали интенсивно осваиваться смежные науки. Данное определение появилось от термина «интерактивность», заимствованного из социологии. Появления термина «интерактивные технологии» или «интерактивное обучение связано различными версиями [1].
Концептуальной основой интерактивного обучения является теория интеракционистской ориентации (символического интеракционизма, ролевых теорий и теорий референтной группы), которая сформировалась в 30-х годах XX века. Большое влияние на интерактивное обучение оказывала концепция гуманистической психологии и психотерапии (50-60-е гг. XX века), а также социально-перцептивного когнитивизма (1960-е гг).
Другая точка зрения гласит: интерактивное обучение появилось в недрах термина активное обучение (Action Learning), который был предложен в 1930-х годах английским ученым Регом Реванс. Доказательством этого выступает тот факт, что в педагогической литературе термины «интерактивные технологии обучения» (до 1960-ых), «интерактивные методы обучения» и «интерактивное обучение» (до 1990-ых годов) не использовались, а вместо них использовались термины «технология активного обучения», «активные методы обучения», «активное обучение».
Интерактивные технологии начинают свою историю с 1960 года. В эти годы в средствах массовой информации происходили значительные изменения в характере общения. Четкого понятия интерактивных методов и средств тогда не было. Под интеракцией понималось взаимодействие пользователя и программ базы данных с субъектами управления этими программами.
Как мы все знаем, «исследовательское обучение» развивает самостоятельность мышления, умение мыслить творчески. Преимущества этого очевидны. Однако в школах до 1960 года доминировал репродуктивный тип обучения (учитель излагает и воспроизводит материал школьниками до 70 % времени).
Помимо этого, на развитие интерактивных технологий обучения существенное давление оказала теория программированного обучения, соответствующая человеко-компьютерному взаимодействию (60-70-е г. XX века и теория дистанционного обучения (середина ХХ века)).
В 1970-м году впервые компьютерные программы начали выполнять функцию электронного учителя. С появлением более сложных систем компьютер начинает выполнять функции представления знаний.
В самом начале 1980-го года в СССР педагоги на практике начинают осваивать и использовать активные (интерактивные) методы обучения, главная идея которых - групповые диалоговые формы познания. Однако официальное разделения методов обучения в то время было только на традиционные и активные. В то же время начинают появляться экспертные системы. Основной проблемой при создании экспертных систем являлась невозможность точно смоделировать образ мышления человека [2].
В 80-90-х годах XX века в школах в учебных целях начинают использовать игровые методы: игры-упражнения, ролевые игры, сюжетные игры. Игры организуют для изучения гуманитарных и естественных дисциплин, что вызывает у учащихся эмоциональное отношение, развивает воображение, творчество, активизирует знания, развивает познавательный интерес. Для школ педагогами создается большинство игр, которые в основном используют на уроках. Ролевые игры с помощью рисунков, схем, портретов, текстов помогают учениками воссоздавать различные исторические события, а также решают острые социальные проблемы. Роль учителя во время игры: изложение правил игры, стремление активного включения в игру каждого ученика, организация-обсуждение полученных результатов. Самым полезным является - вместе с учащимися обсуждать сценарии и правила игры [3].
Интерактивные формы обучения строятся на взаимной связи между студентами и преподавателем. Данные формы позволяют быстро оценить действия, результаты и их последствия, а также получить полную информацию о необходимости внесения дополнений и изменений в методическое обеспечение учебного процесса. Н. А. Волгин отмечает, что интерактивное обучение строится на обратной связи и реализуется на основе фиксации положительного опыта или рекомендаций изменений в позитивном конструктивном плане
с помощью кумулятивной промежуточной оценки результатов обучения, придавая интерактивному обучению черты программированного обучения [4].
Обучение стало по-настоящему «интерактивным» после создания глобальной всемирной сети Интернет (1991 год) и появления первого веб-браузера (1994 год). С этого дня и начинается использование термина «интерактивное обучение». Интернет - это средство общения, которое обеспечивает виртуальную среду обучения. Прикладные сервисы сети Интернет предоставляют доступ к учебному контенту из любой точки мира. Данные технологии позволили сделать серьезный рывок в развитии использования информационных технологий в образовательной сфере.
В настоящее время учеными Казахстана исследуются интерактивные методы обучения, которые способствуют повышению мотивации и вовлеченности участников в процесс совместного решения проблемы. Например, Устемиров К., Абдыкаримов Б. А., Абдыров А. М., Мусалимов Т. К., Кирабаева Ш. А. и др. изучают вопросы проблемного обучения, новых педтехнологий, поисковую активизацию учащихся, создающую ситуацию успеха, творческого сотрудничества.
Большое внимание развитию интерактивных методов уделяют совместные проекты специализированной школы-интернат «Мурагер» и химического Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова; проводится мониторинг результативности процесса обучения, оценивается качество полученных знаний. Планомерно и системно отбираются наиболее удачные методики обучения, вводятся инновационные практики, активно используются методы кейсов, проектов, личностно-ориентированного подхода, методов генерации идей, тренинга и др. [6].
Таким образом, применение интерактивных технологий является необходимым компонентом для подготовки будущего поколения. Результаты проведенного педагогического исследования позволяют сделать вывод о том, что применение данного метода положительно влияют на развитие познавательной активности учащихся и эффективности усвоения изучаемого материала.
Литература
1. Капранова Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы // Вестник Полоцкого
государственного университета. Полоцк. - 2012. - № 7. - С. 11-14.
2. Можар Е. Н. Стимулирование учебно-познавательной активности старшеклассников средствами интерактивного обучения: Дис. канд. пед. Наук, 13.00.02. - Минск, 2006. - 218 с.
3. Латышина Д. И. История педагогики: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 603 с.
4. Волгина Н. А., Одегова Ю. Г. Организация формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: М.: Рос. экон. акад., 2004. - 88 с.