Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая культура: образовательный стандарт и потребности рынка'

Информационно-аналитическая культура: образовательный стандарт и потребности рынка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION-ANALYTICAL CULTURE / EDUCATIONAL STANDARDS / MARKET REQUIREMENTS / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муликова Салтанат Алтаевна, Джумекенова Гульнара Алтаевна

В статье содержатся результаты анализа требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и данные социологического опроса работодателей на предмет соответствия уровня и качества подготовки будущих специалистов потребностям информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муликова Салтанат Алтаевна, Джумекенова Гульнара Алтаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information-analytical culture: educational standards and requirements of the market

The article contains the analysis of the requirements of state educational standards of higher professional education and information of the sociological survey of employers for compliance with the standards and quality of training of future professionals to the needs of information society.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая культура: образовательный стандарт и потребности рынка»

индивидуальные консультации через порталы вузов, интернет-сессии, видеоконференции, телемосты и т.д. Такие формы удобно использовать для проведения выездной производственной практики студентов.

Необходимо разрабатывать и вводить интегрированные междисциплинарные виды работ. Междисциплинарные курсовые работы, деловые игры, групповые исследовательские проекты могут подготовить студентов к выполнению комплексных задач в период практики. Кредитная технология обучения допускает такие виды работ.

В заключение хотелось бы подчеркнуть комплексность вопроса организации и проведения производственной практики в условиях кредитной технологии. Решение изложенных проблем не ограничивается техническими и организационными аспектами, а ставит перед вузом более

широкие вопросы рационального использования учебного времени, организации самостоятельной работы студентов, использования интерактивных методов и новых педагогических технологий, таких как кредитная.

Литература:

1. ГОСО РК 5.04.019 - 2008 Высшее образование. Основные положения. - Астана, 2008.

2. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшая школа, 2001. - 640 с.

3. Чистякова ГН., Жакатаева Б.Е. Организация и проведение производственной практики. - Караганда, 2007. - 54 с.

4. ГОСО РК 5.03.005-2006 Профессиональная практика. Основные положения. - Астана, 2006.

5. Рогачева Ю.Б. Мониторинг готовности к профессиональной деятельности в процессе производственной практики // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. №2. - С.40-44.

Антонова Надежда Александровна - Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова (Караганда). Смирнова Марина Александровна - Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова (Караганда). Спирина Елена Александровна - Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова (Караганда). Antonova Nadezhda Alexandrovna - E.A. Buketov Karaganda State University (Karaganda).

Smirnova Marina Alexandrovna - E.A. Buketov Karaganda State University (Karaganda).

Spirina Elena Alexandrovna - E.A. Buketov Karaganda State University (Karaganda).

УДК 378. 147:004 С.А. Муликова, Г.А. Джумекенова

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА

В статье содержатся результаты анализа требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и данные социологического опроса работодателей на предмет соответствия уровня и качества подготовки будущих специалистов потребностям информационного общества.

Ключевые слова: информационно-аналитическая культура, образовательный стандарт, потребности рынка, информационное общество.

s.A. Mulikova, G.A. Dzhumekenova

information-analytical culture: educational standards and requirements of the market

The article contains the analysis of the requirements of state educational standards of higher professional education and information of the sociological survey of employers for compliance with the standards and quality of training of future professionals to the needs of information society.

Key words: information-analytical culture, educational standards, market requirements, information society.

Сегодня одним из основных направлений информатизации Республики Казахстан является создание информационной образовательной и управленческой среды. В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются

требования к уровню подготовки всех его участников. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки будущих специалистов, чтобы обеспечить им не только общеобразовательные и профессиональные знания

в области информатики, но и необходимый уровень информационно-аналитической культуры.

Информационно-аналитическая культура -это интегративное качество, представляющее собой совокупность профессиональной и общей культуры личности, позволяющая ей позиционировать и реализовывать себя в информационном обществе; свойство личности быть открытой и направленной на дальнейшее образование и самосовершенствование; способность хранить, транслировать, генерировать программы действия и прогнозировать результаты; осуществлять информационно-аналитическую деятельность на основе информационных технологий; основа, на которой может развиваться современная цивилизация.

Для обозначения особенностей

информационно-аналитической культуры необходимо рассмотреть ее как систему. Системный подход позволяет выделить отдельные компоненты и установить связи между ними. Компонентами информационно-аналитической культуры являются информационно-аналитическая деятельность (восприятие, хранение, переработка, выдача информации, анализ и синтез, интерпретация, идентификация, классификация и систематизация); информационная среда (организованная совокупность информационного, технического и административно-управленческого обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом информационного пространства); информационное мировоззрение как система общественных взглядов в информационном обществе, на отношение людей к информатизации всех сфер деятельности и прогнозирование результатов этого процесса, показатель развития интеллекта личности, производительных сил и технологий на данном этапе развития цивилизации.

Для анализа условий формирования информационно-аналитической культуры студентов нами были изучены государственные общеобязательные стандарты образования специальностей экономического направления (менеджмент, маркетинг, финансы) на предмет наличия информационно-аналитической компоненты в содержании подготовки.

Анализ содержания государственных общеобразовательных стандартов позволил нам сделать определенные выводы: требования, заложенные в стандартах, соответствуют требованиям, предъявляемым экономической практикой; в содержании стандартов образования всех специальностей

делается акцент на выработку таких умений, которые мы можем отнести к составляющим информационно-аналитической культуры студентов:

- проводить теоретический анализ;

- использовать информационные технологии, программные продукты, средства коммуникации в сфере профессиональной деятельности;

- организовывать научно-исследовательскую деятельность;

- быстро принимать решения, быть коммуникабельным и иметь качества лидера;

- анализировать состояние изучаемого объекта;

- развивать аналитические способности;

- анализировать опыт зарубежных стран и использовать его в условиях Казахстана;

- анализировать исходный материал и делать целесообразные выводы, применять их в практической деятельности;

- оценивать и анализировать происходящие в мире социально-экономические процессы;

- дать оценку происходящим социальноэкономическим процессам;

- анализировать исходный материал, формулировать выводы и предлагать рекомендации;

- проводить маркетинговый анализ деятельности хозяйствующих субъектов;

- анализировать конкурентоспособность товаров и услуг и т.д.

В марте 2008 г. в Карагандинском экономическом университете Казпотребсоюза было проведено социологическое исследование работодателей с целью изучения их предпочтений и имеющихся у молодых специалистов недостатков. Методом сбора информации выступало анкетирование.

Результат анкетирования показал следующее: на вопрос: «Какими навыками должен обладать выпускник вуза, чтобы получить работу в Вашей организации?» - все анкетированные работодатели сошлись во мнениях, что выпускники должны обладать такими качествами, как:

- умение применять теоретические знания на практике;

- обязательно должны присутствовать ответственность и исполнительность;

- также профессионализм, работоспособность;

- творчески подходить к работе;

- быть коммуникабельным;

- знание государственного и иностранных языков;

- иметь компьютерную грамотность.

При анкетировании работодателям предлагалось указать профессиональные знания, которых недостаточно у современных выпускников. Как показал результат анкетирования, работодатели указывали на недостаток не в профессиональных качествах специалиста, а его личностных и других навыков:

- практических навыков, в частности работы с документацией;

- знания государственного языка, других иностранных языков;

- знаний по законодательству РК;

- умения работать на компьютере;

- организаторских способностей.

В следующем вопросе респондентам необходимо было расположить по приоритетности те личностные качества, которыми должен обладать специалист.

Полученные результаты дают возможность увидеть то, что на первое место работодатели ставят работоспособность специалиста, должна чувствоваться отдача своему делу. На втором месте ответственность. Конечно, работодатель должен знать, что всегда может положиться на того или иного своего служащего при любых ситуациях, поэтому специалисту необходимо быть очень ответственным при выполнении заданий. На третьем месте - творческий подход к делу. От специалиста должен исходить творческий настрой на работу, так, как это влияет на конечный результат проделанной им работы. В графе, где можно было написать свой вариант ответа, работодатели указали, что помимо перечисленных качеств специалист должен быть коммуникабельным, уметь находить общий язык с людьми.

На вопрос: «Необходимо ли, на Ваш взгляд, прохождение каких-либо специальных курсов для выпускников перед трудоустройством. Если да, то каких?» - многие работодатели отвечают, что прохождение перед трудоустройством каких-либо курсов не обязательно, но если они уже есть, то это плюс молодому специалисту. Работодатели указали в анкете наиболее востребованные курсы, которые могут помочь при трудоустройстве и во время работы выпускника вуза:

- компьютерные курсы;

- делопроизводство;

- 1С-бухгалтерские курсы;

- курсы иностранных языков;

- психологии.

Также работодателям было предложено указать те качества, которых недостаточно у молодых специалистов уже в трудовой деятельно-

сти. Работодатели ответили, что у молодых специалистов недостаточно:

- практических навыков, то есть умения применять теоретические знания, полученные в вузе, на практике;

- умения работать с документацией;

- решительности и самостоятельности в принятии каких-либо решений;

- отсутствует инициативность и творческое отношение к работе;

- многие проявляют неуверенность в себе и в своих силах.

В анкете работодатели могли дать свои предложения вузу по предостережению, выявлению и устранению перечисленных недостатков у выпускников для дальнейшего улучшения качества знаний и навыков у молодого специалиста. Были выдвинуты предложения:

- увеличить сроки прохождения как производственной, так и преддипломной практики;

- увеличить количество практических занятий и времени на самостоятельные работы;

- привлекать специалистов-практиков к учебному процессу;

- развивать у студентов навыки работы с документацией.

Таким образом, основными требованиями, прозвучавшими в нормативных образовательных документах и пожеланиях работодателей, является наличие аналитических навыков, умений принимать решения, способности использовать теоретические знания и имеющийся опыт в практической деятельности, что, по нашему мнению, является исходными предпосылками формирования информационноаналитической культуры у студентов.

Для расширения объекта исследования нами было проанализировано содержание стандартов высшего профессионального образования Российской Федерации по гуманитарным специальностям [1, 2, 3]. Результаты анализа позволили нам сделать вывод, что в российских нормативных образовательных документах также заложена концепция непрерывности образования, компетентностный подход и информационноаналитическая составляющая подготовки.

Ниже нами рассмотрены фрагменты содержания стандартов образования указанных специальностей.

Выпускники исследуемых специальностей должны реализоваться в следующих видах деятельности:

- культурно-просветительская - создание в сфере своей деятельности единой информа-

ционной среды, обеспечивающей личностноориентированный подход к различным категориям пользователей; формирование мировоззренческой и информационной культуры;

- организационно-управленческая - планирование, организация и обеспечение эффективности функционирования предметной сферы в соответствии с меняющимися потребностями и условиями внешней среды, реализация управленческих решений, использование интегрированных знаний и умений для преодоления возникающих проблем, контроль за качеством предоставляемых информационных услуг населению;

- информационно-технологическая - сбор информации, аналитико-синтетическая обработка документов, их хранение, применение прикладного программного обеспечения и осуществление маркетинговой информационнопрофессиональной деятельности, информационное и справочное обеспечение;

- аналитическая - комплексный анализ систем документирования различных видов деятельности и управления;

- оргпроектная - моделирование эффективных и рациональных информационно-документационных систем и систем документооборота;

- научно-исследовательская - в актуальных вопросах профессиональной деятельности с учетом прогрессивного отечественного и зарубежного опытов и современных технических и технологических возможностей;

- консалтинговая - оптимизация профессиональной деятельности.

Обязательными требованиями к профессиональной подготовленности выпускников исследуемых специальностей является знание содержания законодательных и нормативных документов, навыки применения различных видов документов, владение методами их составления и обработки с использованием компьютерных технологий.

К таким видам документов и методам в стандарте относятся:

- законодательные и нормативные правовые акты, руководящие материалы, определяющие основные направления соответствующей отрасли экономики, науки и техники; постановления, приказы, распоряжения, нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся профессиональной деятельности;

- порядок разработки планов, графиков;

- порядок заключения договоров;

- нормативы на выполнение различных видов

работ профессиональной деятельности;

- методы научного редактирования научнометодической литературы, информационных и нормативных материалов;

- методы редакционной обработки цифр, формул, символов, иллюстраций, в том числе с использованием электронных технологий, составления справочного аппарата;

- государственные стандарты на термины, обозначения и единицы измерения; действующие условные сокращения, условные сокращения;

- правила и нормы охраны труда; и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В анализируемых стандартах специальностей вместо общепринятых знаний, умений и навыков в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности выпускники должны иметь компетенции, выделим некоторые из них:

. инструментальные:

- готовность работать с информацией на различных материальных носителях;

- способность самостоятельно работать на компьютере и применять оргтехнику;

- способность применять на практике теоретические знания;

- способность к построению управленческих структур.

. социально-личностные и общекультурные:

- умение работать в коллективе, владение методами эмоциональной саморегуляции и межличностного общения;

- способность к организации, планированию и управлению своей деятельностью и деятельностью коллектива;

- способность к адаптации и инициативе в новых ситуациях;

- знание своих прав и обязанностей, ответственное отношение к работе;

- работоспособность;

- осознание необходимости постоянного повышения своей квалификации.

б) профессиональные - способность:

- к организации, планированию и управлению документационными процессами;

- анализировать, структурировать и систематизировать оперативную документированную информацию;

- составлять и оформлять документы в соответствии с существующими нормами;

- создавать традиционные и автоматизированные информационно-поисковые системы;

- формулировать задачи по проектированию, внедрению и совершенствованию автоматизиро-

ванных информационных систем и систем управления, баз и банков данных;

- анализировать и систематизировать ретроспективную документированную информацию;

- консультировать по вопросам информационно-документационного обеспечения и архивного дела.

Выпускники, согласно образовательным стандартам, должны отвечать следующим требованиям:

- обладать профессиональной культурой, сформированной профессиональной самооценкой, социальной ответственностью за результаты труда, информационной и коммуникативной культурой;

- быть готовыми к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;

- быть готовыми к проявлению творческой инициативы, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники; иметь опыт применения сформированных знаний и умений в условиях внедрения передовых технологий;

- владеть основами законодательства и иных нормативных правовых актов, относящимися к его профессиональной деятельности;

- ориентироваться в смежных областях деятельности, быть готовыми к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;

- владеть современными информационными и телекоммуникационными технологиями в сфере профессиональной деятельности;

- владеть методами оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;

- владеть знаниями методов управления и организации работы коллектива;

- быть способными самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках своей профессиональной компетенции;

- быть способными принимать управленческие решения, организовывать работу трудовых коллективов;

- быть способными самостоятельно анализировать свою профессиональную деятельность и процесс собственного труда, осуществлять постановку и реализацию задач в области профессионального самосовершенствования и повышения деловой квалификации, оценивать соответствие своей профессиональной деятельности изменяю-

щимся требованиям к ней.

Изучение и анализ содержания образовательных стандартов экономических и гуманитарных специальностей позволяют нам сделать следующие комментарии по отношению к выпускникам, которые должны:

- знать законодательные и нормативные документы как общегосударственного значения, так функционирующие, регламентирующие профессионально-предметную сферу;

- иметь аналитические и прогностические способности, владеть консалтинговыми навыками;

- уметь работать самостоятельно и в коллективе, принимать управленческие решения и быть ответственными за них;

- владеть информационно-коммуникационными технологиями, т.е. владеть свойством профессиональной компетенции;

- знать профессиональную сферу деятельности и уметь использовать интегрированные знания из косвенных областей;

- иметь мотивации к выполнению профессиональной деятельности;

- быть готовыми к профессиональной деятельности в условиях неопределенности и информационной насыщенности.

Таким образом, в содержании образовательных стандартов, на наш взгляд, нашли отражение основные тенденции современного образования -высокий уровень информационно-аналитической культуры, навыки владения технологиями консультативной, аналитико-синтетической и прогностической деятельности, компетентностный подход. Для реализации указанных направлений необходимо разрабатывать и внедрять в учебновоспитательный процесс вуза инновационные технологии обучения, способствующие формированию самостоятельности, развитию аналитических способностей, интегрировать в учебный процесс информационно-образовательную среду как средство и условие информатизации образования и осуществлять подготовку будущих специалистов на основе компетентностного подхода.

Литература

1. http://www.rggu-odin.ru/submenu12_1.html

2. http://www.volsu.ru/rus/structure/facult/philol/mrl/ index13.html

3. http://www.rba.ru/news/stand-text.html

Муликова Салтанат Алтаевна - доцент Карагандинского экономического университета Казахского потребительского союза (Астана).

Джумекенова Гульнара Алтаевна - учитель средней школы г.Алматы (г. Алматы).

Mulikova Saltanat Altaevna - associate professor of Karaganda economical university of Kazakh consumer union (Astana). Dzhumekenova Gul’nara Altaevna - teacher of secondary comprehensive school of Almaty (Almaty).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.