Научная статья на тему 'Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования: теория и практика'

Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИИ ВПО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ / ГРАЖДАНСКАЯ И ПЛАНЕТАРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ETHNIC COMPONENT IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / INNOVATIVE APPROACHES TO THE PROCESS OF FORMING OF ETHNIC COMPONENT IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATIONAL IDEAL OF A MULTICULTURAL PERSONALITY OF THE FUTURE TEACHER / ETHNO-CULTURAL / CIVIC AND PLANETARY PERSONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Татьяна Николаевна, Мухтарова Шакира Мукашовна

Работа посвящена проблеме формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования (ВПО), который требует качественно новых подходов, способных разрешить противоречия между современными тенденциями глобализации и опасностью утраты уникальности каждого человека как представителя этнической общности. В статье осуществлен теоретико-методологический анализ понятийно-терминологического аппарата исследуемой теории, раскрыта сущность понятия «этнический компонент в содержании высшего педагогического образования», определены инновационные подходы к процессу формирования этнического компонента в содержании ВПО и представлена совокупность принципов его структурирования. Авторами в соответствии с дидактическими условиями разработан образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога, послуживший основой для бинарной модели структурирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Татьяна Николаевна, Мухтарова Шакира Мукашовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNIC COMPONENT IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION: THEORY AND PRACTICE

The article deals with the leading idea of the research which is the formation of ethnic component in higher pedagogical education. This component implies the development of qualitatively new approaches that can resolve the conflict between the modern trends of globalization and the danger of losing the uniqueness of each person as a representative of an ethnic community. The article presents the theoretical and methodological analysis of the conceptual and terminological apparatus of the theory, reveals the essence of the concept «ethnic component in higher pedagogical education», identifies innovative approaches to the process of the formation of ethnic component in higher pedagogical education, and presents a set of principles for its structuring. In accordance with the terms of didactic, the authors developed educational ideal of a multicultural personality of the future teacher that served as the basis for the development of binary model of ethnic component structuring in higher pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования: теория и практика»

УДК 378.017.925

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИИ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

FORMATION OF ETHNIC COMPONENT IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION: THEORY AND PRACTICE

Т. Н. Петрова1, Ш. М. Мухтарова2 T. N. Petrovai, Sh. M. Mukhtarova2

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Карагандинский государственный университет имени академика Е. А. Букетова, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация. Работа посвящена проблеме формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования (ВПО), который требует качественно новых подходов, способных разрешить противоречия между современными тенденциями глобализации и опасностью утраты уникальности каждого человека как представителя этнической общности. В статье осуществлен теоретико-методологический анализ понятийно-терминологического аппарата исследуемой теории, раскрыта сущность понятия «этнический компонент в содержании высшего педагогического образования», определены инновационные подходы к процессу формирования этнического компонента в содержании ВПО и представлена совокупность принципов его структурирования. Авторами в соответствии с дидактическими условиями разработан образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога, послуживший основой для бинарной модели структурирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования.

Abstract. The article deals with the leading idea of the research which is the formation of ethnic component in higher pedagogical education. This component implies the development of qualitatively new approaches that can resolve the conflict between the modern trends of globalization and the danger of losing the uniqueness of each person as a representative of an ethnic community. The article presents the theoretical and methodological analysis of the conceptual and terminological apparatus of the theory, reveals the essence of the concept «ethnic component in higher pedagogical education», identifies innovative approaches to the process of the formation of ethnic component in higher pedagogical education, and presents a set of principles for its structuring. In accordance with the terms of didactic, the authors developed educational ideal of a multicultural personality of the future teacher that served as the basis for the development of binary model of ethnic component structuring in higher pedagogical education.

Ключевые слова: этнический компонент в содержании высшего педагогического образования, инновационные подходы к процессу формирования этнического компонента в содержании ВПО, образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога, этнокультурная, гражданская и планетарная идентичность личности.

Keywords: ethnic component in higher pedagogical education, innovative approaches to the process offormation of ethnic component in higher pedagogical education, educational ideal of a multicultural personality of the future teacher, ethno-cultural, civic and planetary personal identity.

Актуальность исследуемой проблемы. Приоритетная роль знания в настоящее время выдвигает образование в число решающих факторов на пути движения человечества к взаимному сближению и взаимодействию. Глобализация как движущий фактор развития цивилизации постепенно охватывает все сферы деятельности людей, в том числе и мировое образовательное пространство. В этих условиях возникают противоречия между современными тенденциями интеграции, унификации и стандартизации образа жизни и опасностью потери уникальности каждого человека, особенностей его культуры, этнонациональных традиций и корней. В связи с этим в решении проблем воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, межэтнической и религиозной толерантности, уважения национальных ценностей своего и других народов приоритетную роль играет профессиональная направленность подготовки поликультурного учителя.

Материал и методика исследований. Теоретическую и методологическую основу исследования составили: философский принцип общего, единичного и особенного, принципы методологических подходов (системно-структурного, личностно-деятельностного, культурологического, полисубъектного, логико-исторического, антропологического, аксиологического, этнопедагогического, предметно ориентированного, герменевтического, транспериферийного, синергетического, социально-ролевого, компетентностного, целостного); философские, этнологические, исторические, социологические, социально-педагогические, культурологические, психологические концепции, раскрывающие сущность этнического компонента в содержании высшего педагогического образования и основные положения теории его формирования.

В исследовании были использованы следующие методы исследования: системно-структурный, сравнительный, феноменологический анализ понятий педагогической, философской, культурологической, этнологической наук по проблеме исследования, методы аналогии и обобщения, структурирования и классификации, моделирования, методы анкетирования и интервьюирования, этнопсихологические методы исследования, анализ исторических источников и учебной документации вузов, статистические методы и др.

Результаты исследований и их обсуждение. Обзор научной литературы свидетельствует о многоаспектном освещении теории этноса и национального образования, наличии теоретико-методологических источников, способствующих решению данной проблемы. Согласно образовательным документам одна из основных задач профессиональной подготовки учителя заключается в том, чтобы «максимально использовать возможности дисциплин общеобразовательного цикла, учебных предметов вуза для формирования поликультурной личности студента с развитым мировоззрением и мышлением». Исходя из этого положения, этнический компонент в содержании высшего педагогического образования в условиях полиэтнического государства, каким являются Чувашская Республика как субъект Российской Федерации и Республика Казахстан, должен быть направлен не только на формирование этнического самосознания личности, но и на воспитание чувства толерантности, межнационального общения на основе взаимообогащения национальных культур [10], [3].

Этнический компонент в содержании образования рассматривается нами как широкое явление, включающее этнокультурный, межкультурный и поликультурный компоненты, а в содержании подготовки будущих педагогов его основу составляет этнопедаго-гический компонент. В свою очередь, этнический компонент в содержании ВПО определяет основу этнокультурного образования будущих педагогов (более широкого понятия относительно этнопедагогического). Таким образом, в нашем понимании сложилась следующая градация: этнопедагогический компонент - этнопедагогическое образование;

этнический компонент (этнокультурный компонент) - этнокультурное образование. Соответственно, этнопедагогическое образование является составляющей частью этнокультурного образования.

Внутренний структурный элемент этнического компонента содержит совокупность этнических единиц образования, которые находятся в тесной исторической и культурной взаимосвязи. В исследовании содержательного наполнения этнического компонента мы исходим из теории ценностей. Понятия «этнос», «культура» и «ценности» образуют понятие «этнокультурные ценности». Этнокультурные ценности включают в себя духовные явления и опредмеченные реальности, являющиеся продуктом разнообразной деятельности этноса, говорящего на одном языке, объединенного историческим происхождением и укладом жизни. Этнокультурные ценности составляют основу этнопедагогики [6].

Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования отвечает целям как профессиональной подготовки будущего учителя, так и его личностного развития: образовательным - усвоение знаний на основе целостного представления о культурно-историческом наследии своей и других этнических общностей, их роли и месте в системе общечеловеческих ценностей; воспитательным - воспитание ценностно ориентированной личности на основе усвоения духовно-нравственного опыта своего и других этносов, аккумулирующегося в культуре, языке, истории; развивающим - развитие у будущих педагогов умений, способствующих трансляции национально-культурных ценностей своего и других этносов посредством общего среднего и дошкольного образования и воспитания [1], [2].

В содержании ВПО этнический компонент выполняет разнообразные функции, направленные на формирование личностных и профессиональных качеств будущего педагога. Нами выделены два основных функциональных направления этнического компонента - личностно и профессионально ориентированные. К личностно ориентированному направлению относим следующие функции, которые способствуют формированию личностных качеств индивида как субъекта этноса, гражданина государства, региона и мира: культурообразующую, социализирующую, развивающую, идентификационную. Функции этнического компонента профессиональной направленности в содержании ВПО ориентированы на развитие качеств будущего учителя - профессиональных компетенций как результата этнопедагогической подготовки и образования. В этом направлении, на наш взгляд, важны такие функции, как регулятивно-информационная, гносеологическая, про-фессионально-компетентностная, социально-транслирующая.

В целях эффективного формирования этнического компонента в содержании ВПО и реализации вышеназванных функций, использования воспитывающего потенциала гуманитарных дисциплин мы разработали блочно-модульную технологию, состоящую из двух блоков.

Теоретический блок раскрывает концептуальные идеи формирования этнического компонента в содержании ВПО: цель и задачи формирования этнического компонента в содержании ВПО, совокупность принципов, инновационные подходы, дидактические условия, образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога; структурные элементы этнического компонента, их критерии, показатели, уровни и бинарную модель структурирования этнического компонента в содержании ВПО, которые служат дидактической основой для разработки практического блока технологии.

Практический блок содержит три модуля, направленных на осуществление концептуальных идей исследования: содержательный, процессуальный, диагностический. Содержательный модуль основан на аксиологических критериях отбора учебного материала

[11], логике внедрения идей поликультурности и регионализации в содержание дидактических единиц (дисциплин) этнического компонента по блокам: фрагментарному, тематическому, предметному - и на разработках учебно-методического комплекса (УМК). Процессуальный модуль предложенной технологии включает следующие средства: УМК (понятия, термины, темы, спецкурсы), формы (лекции, семинары - традиционные и нетрадиционные), методы обучения (интерактивные - метод инверсии, рефлексия, метод кейсов (ситуаций), ролевые игры, портфолио, тренинг и т. д.). Диагностический модуль предполагает разработку и отбор комплекса диагностического инструментария и этапы диагностирования (первоначальный, промежуточный и итоговый (контрольный) срез [8].

С целью учебно-методического обеспечения процесса формирования поликультурной личности будущего педагога нами разработан УМК, рассматриваемый как основной элемент блочно-модульной технологии реализации концепции формирования этнического компонента в содержании ВПО. Предлагаемый УМК представляет собой совокупность педагогических средств, интегрирующих традиционные методики обучения и инновационные подходы. В них нашла воплощение логика внедрения идей поликультурности и регионализации образования в структуру этнического компонента в содержании ВПО в трех блоках: фрагментарном, тематическом, предметном. Фрагментарный блок учебного материала содержит важные для формирования поликультурной личности будущего педагога понятия и термины. Они раскрываются в соответствии с содержанием изучаемых тем социально-гуманитарных дисциплин. Тематический блок наполняет содержание социально-гуманитарных дисциплин темами, которые способствуют формированию поликультурной личности будущего педагога. Предложенные темы органично вплетаются в общую структуру содержания того или иного курса. Предметный (психолого-педагогический) блок представлен спецкурсами «Введение в этническую менталите-тологию», «Педагогическая этика межнационального общения», «Основы поликультурной этнопедагогики». Специфика названных курсов отражает многоаспектность этнических и межэтнических проблем педагогики и психологии и способствует развитию у будущих педагогов поликультурного мышления, формированию у них систематизированных знаний о человеке как о субъекте этно- и поликультурной среды [9].

Результатом развития научного знания выступают принципы, определяемые целями и функциями исследуемого явления. Нами выделены принципы структурирования этнического компонента в содержании ВПО: общефилософский принцип общего, единичного и особенного; принцип этнопедагогической направленности этнического компонента; принцип развития этнокультурной самоидентификации личности педагога; принцип народности, природосообразности и культуросообразности воспитания и обучения; принцип регионализации образования; принцип развития национального, гражданского и толерантного сознания личности (этнической, культурной и конфессиональной); принцип учета параметров образовательного процесса; принцип учета целостной структуры личности будущего педагога; принцип ориентации ценностей этнического компонента образования на духовно-нравственное развитие личности; принцип развития профессиональных компетенций будущего педагога; принцип восхождения будущего педагога от этнокультурного к поликультурному и глобальному образованию. В качестве ведущего принципа в настоящей работе выступает общефилософский принцип общего, единичного и особенного, имеющий огромное значение в обосновании инновационных подходов к исследуемому феномену. Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования основано на реализации общих принципов структурирования содержания образования: функциональной полноты компонентов образования, двой-

ного вхождения компонентов в общую систему, содержательности форм и методов обучения, дифференциации и интеграции компонентов образования, преемственности ступеней образования [7].

Инновационные подходы к структурированию этнического компонента в содержании ВПО - региональный, кросскультурный и глобальный - в нашем исследовании обосновываются взаимодействием традиционных в педагогике методологических подходов, использованных в данной работе, совокупность которых позволяет увидеть малоисследованные аспекты гносеологического знания в контексте изучаемой проблемы.

Исследование сущностных характеристик исследуемого феномена, его теоретических основ, принципов структурирования, выявление генезиса и современных потребностей социокультурной сферы Чувашской Республики и Республики Казахстан и зарубежный опыт позволили определить дидактические условия формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, которые рассматриваются в качестве определенного набора требований как к отбору учебного материала исследуемой части содержания образования, так и к организации педагогического процесса в вузе и обеспечивают эффективность и успешность в достижении намеченной цели исследования.

Первое условие - направленность этнического компонента в содержании ВПО на формирование поликультурной личности будущего педагога - рассматривается в соответствии с социальным заказом государства и потребностями полиэтнического общества на основе общенациональных целей образования.

Второе условие - выработка установки у будущего педагога на освоение им социальных ролей субъекта этноса, гражданина своей республики, жителя определенного региона и мира средствами этнического компонента в содержании ВПО [8].

Эволюция идентичности человека рассматривается психологами как диалектическое взаимодействие личностной и социальной идентичности на протяжении всей жизни человека. Социальная идентичность определяет роль и место человека в социальном окружении.

Разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность. Если этническая идентичность выполняет культурно-историческую функцию, то гражданская связана с идентификацией человека в структуре гражданской общности. Гражданская идентичность в современных условиях выступает как важная часть механизма функционирования социально-политической структуры и культурно-образовательной жизни и сознания личности и общества [4]. Структуру гражданской идентичности личности и группы составляют те же компоненты, что и национальную. Ей также присущи когнитивные, аффективные и регулятивные элементы с соответствующими критериями и показателями.

В условиях этнического многообразия большинства государств реформирование системы образования в ведущих странах мира предусматривает воспитание поликультурной личности, формирование планетарной идентичности личности, которая заключается в формировании гуманного Человека мира, обладающего планетарным сознанием, ориентированного на толерантность и взаимопонимание, восприятие ценностей мировой культуры, признание других наций и народностей, культур как равноправных, с высоким уровнем духовно-нравственного мироощущения и позитивной регуляцией поведения в межэтнических контактах. В основу формирования планетарной идентичности должны быть положены субъектно-субъектные отношения, диалогичность, сотрудничество и условия, обеспечивающие самореализацию личности (в данном контексте - будущего педагога). Ключевой константой в структуре планетарной идентичности выступает толерантность. Следует отметить, что формирование этнической (чувашской, казахской и др.) планетарной идентичности личности возможно лишь на духовно-нравственных началах.

Именно духовно-нравственные основы - это тот краеугольный камень, который не приведет этничность к национализму, гражданственность - к социальному нигилизму, планетарное мышление - к космополитизму [5].

В условиях глобализации, которая как сложный и противоречивый процесс порождает множество новых тенденций (единение человечества в борьбе за сохранение планеты и всей цивилизации, ее экологического равновесия, устранение конфликтов во имя мира на Земле и т. п.), формирование планетарной идентичности личности можно рассматривать как общую цель всей педагогики мира [9].

Практика организации опытно-экспериментальной работы по реализации предложенной нами концепции формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования включала три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент на базе двух вузов - Карагандинского государственного университета имени академика Е. А. Букетова и Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, - который был направлен на изучение направленности дидактического потенциала этнического компонента в содержании ВПО на реализацию задач по формированию поликультурной личности будущего педагога в условиях этих вузов. Для проведения эксперимента были выбраны разные по национальному составу группы студентов. Общее число студентов - участников эксперимента составило 448, из которых были образованы четыре группы (Э1, Э 2, К 1, К 2).

С помощью диагностического инструментария в начале эксперимента нам удалось установить примерно одинаковый уровень сформированности у студентов вышеназванных вузов видов социальной идентичности и профессиональной компетенции как составляющих характеристик поликультурной личности будущего педагога. На втором этапе проводился формирующий эксперимент, который реализовывался в процессе обучения студентов 1-4 курсов.

Внедрение блочно-модульной технологии реализации концепции формирования этнического компонента в содержании ВПО в процесс развития поликультурной личности будущего педагога осуществлялось по следующим направлениям экспериментального исследования: информативно-когнитивному, оценочно-ориентирующему, рефлексивно-преобразующему. Как показал мониторинг, на 1 и 2 курсах преобладало информативно-когнитивное направление работы, на 3 и 4 курсах - оценочно-ориентирующее и рефлексивно-преобразующее. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на основе реализации определенного нами принципа восхождения личности будущего педагога от этнокультурного к поликультурному и глобальному образованию.

Контрольный этап эксперимента показал определенную динамику роста уровней сформированности поликультурной личности будущего педагога средствами этнического компонента в содержании ВПО. Эта динамика значительных изменений по всем критериям и показателям свидетельствует в пользу экспериментальных групп. Из этого следует, что разработанная нами концепция и технология ее реализации находят эффективное применение в процессе формирования поликультурной личности будущего педагога и выдвинутая в начале исследования гипотеза подтверждена его результатами.

Резюме. Обобщение и анализ теоретических и практических результатов исследования дают основания для следующих выводов:

1. Этнический компонент в содержании высшего педагогического образования как гуманитарный комплекс знаний генетически обусловлен развитием самосознания этноса.

2. Изучение предпосылок формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования в условиях этнических республик выявляет основное содержание исследуемого предмета как феномена этнонациональной культуры:

фольклор, язык, историю, религию, традиции и обычаи. Влияние потребностей социокультурной сферы Республики Казахстан и Чувашской Республики на формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования выражается в требованиях к подготовке поликультурного учителя с активной гражданской позицией и позитивно ориентированным национальным самосознанием.

3. Опора на методологические положения о проявлениях «общего и особенного», национального и общечеловеческого указывает на сложность и многогранность исследуемого феномена, что позволяет рассматривать его как этнокультурный (по отношению к конкретному этносу), поликультурный и межкультурный (в совокупности и взаимодействии с другими этнокультурами) компоненты. При этом этнокультурный компонент является необходимым условием реализации программы высшего образования, а с другой стороны, сохранить этнокультурную самобытность этносов в современных условиях возможно на основе поликультурного подхода и диалога культур.

4. Блочно-модульная технология реализации концептуальных основ формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования не только способствует совершенствованию обучения и воспитания поликультурного учителя, но и прогнозирует зависящие от него результаты социализации личности школьника в полиэтнической образовательной среде, что создает основания для внедрения теоретических и практических разработок настоящего исследования в педагогический процесс вузов. Инновационные подходы, совокупность принципов, бинарная модель, дидактические условия, образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога представляют собой взаимосвязанную систему, отражающую концепцию формирования этнического компонента в содержании ВПО и технологию ее реализации, целью которых является совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дробижева Л. М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся / под ред. Л. М. Дробижевой. - М.: Academia, 2002. - С. 213-244.

2. Дробижева Л. М. Социальная и культурная дистанции: опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН ; авт. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. - М. : Институт социологии, 1998. - 385 с.

3. Дробижева Л. М. Эгничность в современном обществе. Эгнополитика и социальные практики в Российской Федерации // Мир России. - 2001. - Т. 10, № 2. - С. 167-168.

4. Кожанов И. В. Формирование национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Чебоксары, 2007. - 24 с.

5. Кожанов И. В., Петрова, Т. Н. Научно-теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2013. -№ 1 (77),ч. 1 -С. 83-89.

6. Кожахметова К Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. - Алматы : Гылым, 1998. - 212 с.

7. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. - Изд. 2-е, испр. - М. : МГАУ, 2002. - 120 с.

8. Мухтарова Ш. М. Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования в условиях интеграции национальных образовательных стандартов // Международный журнал экспериментального образования. -2010,-№5.-С. 41^12.

9. Петрова Т. Н., Шоглева Е. В. Психолого-педагогические компоненты формирования у студентов педвузов умений творческой интерпретации этнопедагогической информации // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2012. - № 1 (73), ч. I. - С. 127-131.

10. Российская идентичность в Москве и регионах / отв. ред. Л. М. Дробижева. - М. : Институт социологии РАН ; МАКС Пресс, 2009. - 268 с.

11. Степашко Л. А. Философия и история образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 1999. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.