Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.: ил.
2. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психологический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
3. Белокур Н.Ф. О повышении эффективности методики урока. - В кн. Пути повышения эффективности обучения в школе. Челябинск, 1980. С. 32-45.
4. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Реализация юмпетентностного подхода в вузе. - Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы подготовки учителя для современной российской школы». М. : Баласс, 2007. С.36-39.
5. Дубова М.В., Маслова С.В. Технология проектирования компетентностных задач в начальном общем образовании: монография. Саранск, 2011. 120 с.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 33 с.
8. Чижевская И.Н. Формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта». -Пермь: ПГГПУ, 2012. С. 234-239.
9. Чижевская И.Н. Личностные универсальные учебные действия / в кн. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников: монография / Буренкова Н.В. [и др.] Брянск: ООО «Издательство «Курсив», 2011. С. 26-27.
Об авторах
Демидова Т.Е. - заведующая кафедрой теории и методики начального общего и музыкального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Чижевская И.Н. - доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
УДК 378.12:378.147
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВТОРОЙ СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А.А. Зубрицкая
В статье представлены возможности применения интерактивного подхода в образовательном пространстве педагогического вуза. Рассматриваются концептуальные основания интерактивного обучения, его значение для современной системы образования, направленной на инновационный поиск, апробацию новых технологий обучения. Раскрывается палитра взглядов ученых, разнообразие подходов к трактовке сущности и природы интерактивного взаимодействия. Анализируется содержание подготовки студентов магистратуры. Ключевые слова: вторая ступень высшего образования, образовательные программы, учебный процесс, интерактивный подход, интерактивный метод, интерактивные формы.
Успешное решение социально-экономических проблем в Республике Беларусь неразрывно связано с развитием личности и формированием ее профессиональной компетентности. Становление рыночной экономики, правового государства и гражданского общества вызывает необходимость перемен в системе образования.
Программа развития национальной системы образования учитывает, с одной стороны, современные тенденции европейского и глобального образовательных процессов, а с другой отражает стремление сохранить свои особенности и максимально удовлетворить потребности общества. Условием устойчивого развития является модернизация системы образования и вузовкой науки, направленная на развитие непрерывного образования, повышение доступности и индивидуализацию образования, стимулирование его интеграции со сферой национальной и мировой науки.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе со студентами, обучающимися на второй ступени высшего образования, отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от авторитарных методов обучения, вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность [4, 47].
Необходимо отметить, что в Европе уже давно происходит процесс формирования единого образовательного пространства. Ключевым документом этого процесса является Болонская декларация, принятая в 1999 году, которая определила долгосрочную цель - повышение мобильности студентов, возможностей трудоустройства выпускников вузов, рост конкурентоспособности европейского высшего образования во всем мире.
Вместе с тем, принятие Кодекса Республики Беларусь «Об образовании», законодательно регламентировавшего введение программ высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста (практико-ориентированной магистратуры), актуализировало проблему подготовки кадров высшей квалификации на второй ступени высшего образования в вузах республики.
Подготовка в магистратуре относится к системе вузовского образования, следовательно, её деятельность определяется нормативными документами, регламентирующими обучение студентов в вузе. В соответствии с п.1.2 Закона Республики Беларусь «О высшем образовании» вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает подготовку специалистов, обладающих фундаментальными научными и специальными знаниями, навыками научно-исследовательской и организационно - методической работы. Завершается обучение присвоением степени «магистр» и выдачей диплома ма-
гистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и (или) на трудоустройство с учётом ранее присвоенной квалификации специалиста с высшим образованием и обучения в магистратуре. Срок обучения на данной ступени от одного до двух лет [ 3].
Введение двухуровневого образования связано с интеграцией высшего профессионального образования Республики Беларусь в Болонский процесс, с необходимостью совершенствования системы отечественного образования в вузах и приведения его в соответствие с международным стандартом.
Планирование учебного процесса на второй ступени высшего образования осуществляется для обеспечения выполнения установленных и предполагаемых требований к качеству обучения и достижения поставленных целей в области качества образования. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О высшем образовании» реализация образовательных стандартов высшего образования второй ступени предусматривает разработку типовых учебных программ и учебных программ по изучаемым дисциплинам [3].
Содержание подготовки студентов магистратуры определяется типовыми учебными планами и типовыми учебными программами, разработанными на основе требований образовательных стандартов второй ступени (магистратуры) и утверждаемыми Министерством образования; учебными планами по специальностям второй ступени (магистратуры); учебными программами по изучаемым учебным дисциплинам.
Разрабатываемые учебные планы учреждений высшего образования отличаются вариативностью и индивидуальностью, кроме того, необходимым условием является соблюдение правил разработки учебно-программной документации [2]. Многие из них аналогичны тем, которые установлены и для первой ступени высшего образования, но есть и особенности (например, рекомендовано устанавливать вариативный компонент магистранта в объеме до 50 % от объема учебных часов вузовского компонента и использовать на дисциплины по его выбору).
Логично было бы предположить, что при увеличении объема общепрофессиональных и специальных дисциплин в образовательных программах второй первой ступени высшего образования более значительное внимание будет уделено дисциплинам профессиональной подготовки [3].
При этом необходимо отметить, что ведущей идеей проектирования образовательных программ следует признать интерактивный подход, который предусматривает:
- разнообразие содержания подготовки магистров к инновационной деятельности в рамках педагогической специальности;
- необходимость ускоренного внедрения достижений науки в практику;
- опережающий характер образования относительно целей и задач развития соответствующих видов профессиональной деятельности.
В научной литературе подходы к решению указанной проблемы отражены в работах исследователей Д. Н. Кавта-радзе, Л. К. Гейхман, Т. С. Паниной, Н. А. Волгина, Е.Е.Лушниковой, М. В. Кларина, Б. М. Бим-Бада, Г.К Селевко, А.В Богдановой и др.
Так в работах Д. Н. Кавтарадзе к интерактивным видам деятельности относятся: игровые технологии, дискуссии, инсценировки, моделирующие ситуации.
Исследования Л. К. Гейхман, Н. А. Волгина раскрывают сущность взаимной обратной связи между студентом и преподавателем.
В работах Т. С. Паниной, Г. С. Хархановой отражены характеристики и ведущие компоненты интерактивного обучения.
Согласно определению Р.П. Мильруда «.. .интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на занятии, отличаясь при этом от принципа коммуникативности наличием истинного сотрудничества, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы. В широком смысле термин «интерактивность» предполагает один из главных принципов обучения. Среди ведущих признаков и инструментов интерактивного взаимодействия выделяются полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.» [1, 281].
Однако, сегодня в педагогической науке однозначное понимание термина «интерактивный подход» отсутствует « .некоторые авторы связывают его с коммуникативным подходом, считая, что интерактивная модель предполагает, что обучение происходит во время и в процессе участия в языковых актах (speechevents). Другие ученые считают, что интерактивный метод — это модифицированный прямой метод, который включают ряд других методов» [5,38].
Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу интерактивного подхода и не претендуя на научное обоснование, мы считаем возможным выделить различные подходы к пониманию сущности понятия «интерактивное обучение» (таблица 1.1).
Таблица 1
Подходы к определению понятия «интерактивное обучение»_
Автор Критерии понятия
Д. Н. Кавтарадзе Интерактивное обучение — «обучение, погруженное в общение». К интерактивным видам деятельности относятся: игровые технологии, дискуссии, инсценировки, моделирующие ситуации, проявляющиеся в процессе возникновения и решения социально-экологических задач.
Л. К. Гейхман Интерактивное обучение осуществляется на основе предварительно сформированного сотрудничества, ведет к развитию диалогической формы партнерского общения и коммуникативной компетентности, рассматриваемой в качестве результата образования. Модель реализуется пятью этапами последовательного освоения первоначально самого умения сотрудничать, характеризуемого изменением стратегии взаимодействия, включенности учащихся в учебное взаимодействие, характера группового взаимодействия, и затем на этой основе - умения общаться с условным выделением трех уровней этого освоения, как умения ставить и решать коммуникативные задачи.
Т. С. Панина Интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся (диалоговых (полилоговых) формах), когда все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем; обучение строится на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, предполагается сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), при-
чем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.
Н. А. Волгин Интерактивное обучение основано на взаимной обратной связи между студентом и преподавателем, что позволяет незамедлительно и своевременно дать обучающимся оценку их действий, результатов и их последствий, а также получить информацию о необходимости внесения дополнений и изменений в методическое обеспечение учебного процесса. При интерактивном подходе образованная обратная связь быть реализована на основе фиксации положительного опыта или рекомендаций изменений в позитивном конструктивном плане с помощью кумулятивной промежуточной оценки результатов обучения, что придает интерактивному обучению черты программированного обучения
Г.С. Харханова Интерактивное обучение представляет собой систему правил организации взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их основных сфер. Основным признаком интерактивных форм обучения является организация взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных игр, преобладание активной деятельности учащихся по изучению и усвоению новых знаний
Е.Е.Лушникова Под интерактивным обучением понимают систему правил организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.
М.В. Кларин Интерактивное обучение представляет собой перевод англоязычного термина «interactive learning», который обозначает научение (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии, и обучение, построенное на взаимодействии.
Б.М. Бим-Бад Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.
Следовательно, «интерактивное обучение» состоит в организации учебного процесса таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлеченными в познание, имели возможность понимать и рефлектировать, выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
Но при всем многообразии интерактивных подходов ( творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог); тестирование; обратная связь; дистанционное обучение; обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула); разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»); тренинги и др.), совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означают, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Особенности этого взаимодействия, как показала практика, состоят в следующем:
- пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
- совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
- согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
- совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Исследуя особенности интерактивного обучения, необходимо отметить, что в контексте нашего исследования рассматривается «педагогическая интеракция» или интеракция в образовательном процессе. Понятию «интеракция» соответствуют концепты «диалог/диалогизм», «взаимодействие», «сотрудничество» и «сотворчество». Интерактивный («Inter» -это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или с чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Анализ результатов проведенного исследования позволяет констатировать, что интерактивный подход в подготовке специалистов педагогического профиля второй ступени высшего образования должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями развития личности.
Важно отметить, что использование интерактивного подхода в обучении, обусловливается целями обучения, содержанием учебного материала, профессиональной мотивацией студентов, необходимостью формирования коммуникативных навыков и умений, нужных в практической деятельности.
При этом, как показывает исследование, основой интерактивного обучения должны являться интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Обращает на себя внимание тот факт, что в основе большинстве исследований, посвященных данной проблеме, подчеркивается, что интерактивный подход в подготовке специалистов педагогического профиля должен отвечать следующим требованиям:
- активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения знаний;
- формирование, накопление и развитие навыков в процессе групповых и индивидуальных занятий;
- максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности;
- сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации всех этапов процесса обучения.
Таким образом, исследование проблемы показало, что интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. При использовании интерактивного подхода в подготовке специалистов педагогического профиля обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих коллег
The article presents the possibilities of interactive approach in the educational sphere of the pedagogical higher educational establishments. The conceptual basis of interactive training, its importance for the modern educational system aimed at innovative search, testing of new technologies of training are considered. The palette of the views of scientists, the diversity of approaches to the interpretation of the essence and natyre of the interactivity are revealed. The contents of the training of graduate students is analyzed.
Keywords: second stage of higher education, educational programs, educational process, interactive approach, an interactive method, interactive forms.
Список литературы
1. Бедулина Г.Ф. Интерактивные методы в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Женщина. Общество. Образование: Материалы 13-ой междунар. науч.-практ. конф., 17 декабря 2010г./Минск. Женский институт Энвила. Минск, 2011. С. 281-283.
2. Богданова С.В. Комплексный подход к использованию методов активного обучения в педагогической работе со студентами магистратуры // С.В. Богданова Объединенный научный журнал. М.: Агенство научной печати, 2008. № 10. С. 20-22.
3. Кодекс Республики Беларусь Об образовании от 13 января 2011 Г. № 243-3 (Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года; одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года)
4. Куликова Л.Н. Интерактивные методы в образовании: личностно-созидающие смыслы [Текст]: сб. науч. ст. по материалам Международной науч.-практ. конф. / Л.Н. Куликова; сост. H.H. Быстрова, Г.И. Пигуль; под ред. Л.Н. Куликовой. Хабаровск: ХГПУ, 2002. с.3-24
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 111 с.
Об авторе
Зубрицкая А.А. - аспирант кафедры педагогики и методик дошкольного и начального образования факультета ДиНО УО МГПУ имени И.П. Шамякина, [email protected]
УДК 7967012.68
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК И БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМ ДВИЖЕНИЙ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА ВО ВРЕМЯ ОТТАЛКИВАНИЯ
П.И. Ковган
В статье представлены результаты исследований взаимосвязи педагогических установок и биомеханических параметров техники отталкивания в прыжках в длину. На основе установленных взаимосвязей даны практические рекомендации по совершенствованию учебно-тренировочного процесса спортсменов.
Ключевые слова: двигательная установка, биомеханические параметры, прыжок в длину, отталкивание, амортизация.
Главной частью соревновательного упражнения «прыжок в длину с разбега» является отталкивание. Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега представляет собой систему движений, характеризующуюся повышенной координационной сложностью и развитием больших усилий в короткий промежуток времени. Исследования в области техники легкоатлетических прыжков показали, что при выполнении отталкивания в прыжках в длину с разбега решаются задачи максимального сохранения скорости поступательного движения, полученного в разбеге, и придания телу оптимального угла вылета. Основные потери горизонтальной составляющей скорости общего центра масс тела (ОЦМТ) происходят при амортизационных движениях, здесь же создаются и предпосылки для повышения скорости разгибания опорной ноги и создания большего угла вылета тела. Эффективные маховые движения способствуют решению задач отталкивания [1; 6].
Большое влияние на эффективность техники отталкивания оказывают педагогические установки, используемые спортсменами перед выполнением прыжка в длину с разбега. Установлено, что в сознании спортсмена формируется двигательная установка, обладающая функцией регулирования движений [7]. Исследования показали [6; 9], что сформированный в сознании спортсмена образ предстоящего двигательного действия способен заметно повлиять на эффективность решения им двигательной задачи.
Установлено [6; 10], что целесообразно различать не менее четырех способов выполнения отталкивания в прыжках в длину с разбега с разными направлениями оптимизации систем движений, два из которых - это теоретически обоснованные системы движений, позволяющие при их реализации и современном уровне развития двигательного потенциала ведущих спортсменов достичь результата в этом виде спорта порядка 10-12 м. Однако в литературных источниках не обнаружено исследований, связанных с выявлением связей между определенными способами отталкивания и различными двигательными установками, обладающими направленным регулирующим воздействием на систему движений прыгуна в длину при выполнении отталкивания. Известные исследования в этой области [8; 9] априорно основывались на положении, что спортсмены используют один и тот же способ отталкивания, при этом выявлялись двигательные установки, позволяющие повысить эффективность техники отталкивания и, как следствие, результат в прыжках в длину с разбега. Очевидно, что если спортсмены