Научная статья на тему 'Взаимосвязь двигательных установок и биомеханических параметров систем движений прыгунов в длину с разбега во время отталкивания'

Взаимосвязь двигательных установок и биомеханических параметров систем движений прыгунов в длину с разбега во время отталкивания Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
358
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ПРЫЖОК В ДЛИНУ / ОТТАЛКИВАНИЕ / АМОРТИЗАЦИЯ / PROPULSION SYSTEM / BIOMECHANICAL PARAMETERS / LONG JUMP / REPULSION / AMORTIZATION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Ковган П. И.

В статье представлены результаты исследований взаимосвязи педагогических установок и биомеханических параметров техники отталкивания в прыжках в длину. На основе установленных взаимосвязей даны практические рекомендации по совершенствованию учебно-тренировочного процесса спортсменов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Ковган П. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF PROPULSION SYSTEMS AND BIOMECHANICAL PARAMETERS OF SYSTEMS OF MOVEMENTS OF JUMPERS IN LENGTH FROM RUNNING START DURING PUSHING AWAY

The article includes the results of the research on interrelation between pedagogical installations and biochemical parameters of pushing-off technique in long jumps. On the basis of the established interrelations practical recommendations about improvement of educational and training process of athletes are made.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь двигательных установок и биомеханических параметров систем движений прыгунов в длину с разбега во время отталкивания»

Таким образом, исследование проблемы показало, что интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. При использовании интерактивного подхода в подготовке специалистов педагогического профиля обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих коллег

The article presents the possibilities of interactive approach in the educational sphere of the pedagogical higher educational establishments. The conceptual basis of interactive training, its importance for the modern educational system aimed at innovative search, testing of new technologies of training are considered. The palette of the views of scientists, the diversity of approaches to the interpretation of the essence and natyre of the interactivity are revealed. The contents of the training of graduate students is analyzed.

Keywords: second stage of higher education, educational programs, educational process, interactive approach, an interactive method, interactive forms.

Список литературы

1. Бедулина Г.Ф. Интерактивные методы в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Женщина. Общество. Образование: Материалы 13-ой междунар. науч.-практ. конф., 17 декабря 2010г./Минск. Женский институт Энвила. Минск, 2011. С. 281-283.

2. Богданова С.В. Комплексный подход к использованию методов активного обучения в педагогической работе со студентами магистратуры // С.В. Богданова Объединенный научный журнал. М.: Агенство научной печати, 2008. № 10. С. 20-22.

3. Кодекс Республики Беларусь Об образовании от 13 января 2011 Г. № 243-3 (Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года; одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года)

4. Куликова Л.Н. Интерактивные методы в образовании: личностно-созидающие смыслы [Текст]: сб. науч. ст. по материалам Международной науч.-практ. конф. / Л.Н. Куликова; сост. H.H. Быстрова, Г.И. Пигуль; под ред. Л.Н. Куликовой. Хабаровск: ХГПУ, 2002. с.3-24

5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 111 с.

Об авторе

Зубрицкая А.А. - аспирант кафедры педагогики и методик дошкольного и начального образования факультета ДиНО УО МГПУ имени И.П. Шамякина, [email protected]

УДК 7967012.68

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК И БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМ ДВИЖЕНИЙ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА ВО ВРЕМЯ ОТТАЛКИВАНИЯ

П.И. Ковган

В статье представлены результаты исследований взаимосвязи педагогических установок и биомеханических параметров техники отталкивания в прыжках в длину. На основе установленных взаимосвязей даны практические рекомендации по совершенствованию учебно-тренировочного процесса спортсменов.

Ключевые слова: двигательная установка, биомеханические параметры, прыжок в длину, отталкивание, амортизация.

Главной частью соревновательного упражнения «прыжок в длину с разбега» является отталкивание. Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега представляет собой систему движений, характеризующуюся повышенной координационной сложностью и развитием больших усилий в короткий промежуток времени. Исследования в области техники легкоатлетических прыжков показали, что при выполнении отталкивания в прыжках в длину с разбега решаются задачи максимального сохранения скорости поступательного движения, полученного в разбеге, и придания телу оптимального угла вылета. Основные потери горизонтальной составляющей скорости общего центра масс тела (ОЦМТ) происходят при амортизационных движениях, здесь же создаются и предпосылки для повышения скорости разгибания опорной ноги и создания большего угла вылета тела. Эффективные маховые движения способствуют решению задач отталкивания [1; 6].

Большое влияние на эффективность техники отталкивания оказывают педагогические установки, используемые спортсменами перед выполнением прыжка в длину с разбега. Установлено, что в сознании спортсмена формируется двигательная установка, обладающая функцией регулирования движений [7]. Исследования показали [6; 9], что сформированный в сознании спортсмена образ предстоящего двигательного действия способен заметно повлиять на эффективность решения им двигательной задачи.

Установлено [6; 10], что целесообразно различать не менее четырех способов выполнения отталкивания в прыжках в длину с разбега с разными направлениями оптимизации систем движений, два из которых - это теоретически обоснованные системы движений, позволяющие при их реализации и современном уровне развития двигательного потенциала ведущих спортсменов достичь результата в этом виде спорта порядка 10-12 м. Однако в литературных источниках не обнаружено исследований, связанных с выявлением связей между определенными способами отталкивания и различными двигательными установками, обладающими направленным регулирующим воздействием на систему движений прыгуна в длину при выполнении отталкивания. Известные исследования в этой области [8; 9] априорно основывались на положении, что спортсмены используют один и тот же способ отталкивания, при этом выявлялись двигательные установки, позволяющие повысить эффективность техники отталкивания и, как следствие, результат в прыжках в длину с разбега. Очевидно, что если спортсмены

оптимизируют системы движений в разных направлениях (совершенствуют разные способы отталкивания), то и двигательные установки должны иметь однонаправленное регулирующее воздействие с направлением оптимизации соответствующих способов отталкивания. Подход, при котором спортсмен в процессе подготовки учится реализовывать одну систему движений, а в ходе решения двигательной задачи, используя двигательную установку, реализует другую систему движений, на наш взгляд менее продуктивен по сравнению с подходом, когда и в процессе подготовки, и при использовании двигательных установок во время соревнований спортсмен стремится изменить систему движений в одном направлении и приблизить ее к оптимальным параметрам. Этот вопрос, на наш взгляд, представляют большой научный и практический интерес, так как его решение позволит повысить эффективность процесса технической подготовки прыгунов в длину с разбега.

Цель исследования - установить взаимосвязь между двигательными установками, используемыми прыгунами в длину 15-17 лет, и биомеханическими параметрами техники отталкивания в прыжках в длину с разбега.

Задачи исследования:

1) установить, какие двигательные установки используют спортсмены перед выполнением прыжков в длину с разбега и в процессе его выполнения;

2) определить влияние различных двигательных установок на биомеханические параметры техники отталкивания прыгунов в длину с разбега.

Методы исследования: 1) анализ научной и научно-методической литературы; 2) анкетный опрос; 3) видеосъемка; 4) компьютерная обработка материалов видеосъемки; 5) методы математико-статистического анализа.

Организация исследования. В 2010-2011 гг. был проведен опрос спортсменов (прыгунов в длину с разбега) и их тренеров по разработанной нами анкете. Цель исследования - выяснить, какие педагогические установки используют спортсмены перед выполнением прыжков в длину с разбега и в процессе его выполнения. Всего было опрошено 89 человек. Также исследовалась научно-методическая литература по вопросу использования педагогических установок в процессе соревновательной деятельности прыгунов в длину с разбега.

В 2011 году было проведено исследование с целью определения особенностей взаимодействия прыгунов в длину с опорой во время отталкивания при использовании различных педагогических установках. В исследовании приняли участие 16 человек.

Место проведения исследования: сектор для прыжков в длину с разбега.

Оборудование: высокоскоростная видеокамера (CASIO EX-F1 с частотой 300 кадров в секунду), установленная на штативе; рулетка сантиметровая.

Методика проведения исследования. Участники исследования после проведения подготовительной части (разминки) выполнили по 6 зачетных прыжков с полного разбега. Перед выполнением и в процессе выполнения первого и четвертого зачетных прыжков спортсмены использовали педагогическую установку на сильное (акцентируемое) отталкивание; перед выполнением и в процессе выполнения второго и пятого зачетных прыжков спортсмены использовали педагогическую установку на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом; перед выполнением и в процессе выполнения третьего и шестого зачетных прыжков спортсмены использовали педагогическую установку на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости » и на быстрое отталкивание. При видеосъемке в картинку видеоизображения попадали последние три шага разбега, отталкивание и начальная часть фазы полета прыгуна в длину. Зачетная дальность прыжка определялась от места отталкивания (точнее, от линии, параллельной планке для отталкивания и проведенной через носок шиповки опорной ноги) до места приземления. В процессе проведения биомеханического анализа техники отталкивания прыгунов в длину на основе компьютерной обработки материалов видеосъемки определялись показатели, подобранные на основании имеющихся в литературе [1; 6] сведений, касающихся их непосредственного влияния на результат в прыжках в длину с разбега:

- время выполнения фазы амортизации;

- время выполнения первой половины фазы амортизации;

- время выполнения второй половины фазы амортизации;

- время выполнения фазы отталкивания;

- скорость ОЦМТ прыгуна в момент постановки ноги на опору;

- потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ в фазе амортизации;

- начальная скорость вылета ОЦМТ прыгуна в длину;

- угол вылета общего центра масс тела (ОЦМТ);

- максимальная величина сгибания опорной ноги во время отталкивания;

- угол постановки ноги на опору.

Анализировались биомеханические параметры техники отталкивания одного более дальнего прыжка в длину при использовании каждой из названных педагогических установок. В процессе анализа были также использованы результаты прыжков в длину с разбега.

Результаты исследований обработаны с использованием методов математико-статистического анализа.

Результаты исследований. Анализ результатов анкетирования показал (см. табл. 1), что все спортсмены из числа опрошенных используют в процессе соревновательной деятельности (перед выполнением прыжков в длину с разбега и процессе выполнения прыжков) те или иные двигательные установки, и все тренеры рекомендуют спортсменам использовать в процессе соревновательной деятельности определенные двигательные установки.

Таблица 1 - Педагогические установки, используемые спортсменами в процессе соревновательной деятельности (перед выполнением прыжков в длину с разбега и процессе выполнения прыжков). (n=89)_

Педагогические установки Количество от общего числа анкетируемых (%)

Глобальная установка на далекое приземление 8,9 %

Установку на сильное (акцентируемое) отталкивание 16,02 %

Установка на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом 21,36 %

Установка на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание 31,15 %

Иные установки 1,78 %

При этом, в большинстве случаев (35 анкетируемых или 31,15% от числа опрошенных) предпочтение было отдано установке на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости » и на быстрое отталкивание (см. табл. 1). Установке на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом отдали предпочтение 21,36 % анкетируемых (24 человека из числа опрошенных); установке на сильное (акцентируемое) отталкивание - 16,02 % анкетируемых (18 человек из числа опрошенных); глобальной установке на далекое приземление - 8,9 % анкетируемых (10 человек из числа опрошенных); иным установкам - 1,78 % анкетируемых (2 человека из числа опрошенных) (см. табл. 1). Установлено также, что глобальную установку на далекое приземление используют только высококвалифицированные прыгуны в длину. Спортсмены 15-17 лет используют в процессе соревновательной деятельности три основные педагогические установки: установку на сильное (акцентируемое) отталкивание; установку на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом; установку на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости » и на быстрое отталкивание.

Биомеханические параметры техники отталкивания прыгунов в длину, использующих те или иные двигательные установки, представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Параметры техники отталкивания прыгунов в длину при использовании разных педагогических установок

Показатели техники отталкивания в прыжках в длину с разбега Установка на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом О ±5 Установка на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание О ±5 Установка на сильное (акцентируемое) отталкивание О ±5

Время выполнения фазы амортизации, с 0,05+0,002 0,05 0,002 0,06 0,002

Время выполнения первой половины фазы амортизации, с 0,03+0,002 0,03 ±0,002 0,04 ±0,002

Время выполнения второй половины фазы амортизации, с 0,02 ±0,001 0,02 ±0,001 0,02 ±0,001

Время выполнения фазы отталкивания, с 0,08+0,003 0,08±0,003 0,08±0,003

Скорость ОЦМТ прыгуна в момент постановки ноги на опору, м/с 8,61 ±0,01 8,66 ±0,03 8.58±0,02

Потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ в фазе амортизации, м/с 1,69 ±0,02 1,74±0,02 1,76±0,03

Скорость вылета ОЦМТ в момент отрыва от опоры, м/с 6,54±0,02 6,55 ±0,02 6,46±0,02

Угол вылета ОЦМТ, градусы (о) 21±0,3 21±0,3 21,8±0,3

Максимальная величина сгибания опорной ноги, градусы (о) 51±0,04 52±0,04 49,5±0,04

Угол постановки ноги на опору, градусы (о) 68±0,4 69±0,4 67,4±0,5

Результат прыжков в длину с разбега (м) 6,62±0,01 6,65±0,01 6,60±0,01

Выводы.

1. Большое влияние на эффективность техники отталкивания оказывают двигательные установки, используемые спортсменами перед выполнением и в процессе выполнения прыжка в длину с разбега. Установлено, что в сознании спортсмена формируется двигательная установка, обладающая функцией регулирования движений. Исследования показали, что сформированный в сознании образ предстоящего двигательного действия способен заметно повлиять на эффективность решения двигательной задачи прыгуна в длину. Прыгуны в длину с разбега активно используют в процессе соревновательной деятельности (перед выполнением прыжков в длину с разбега и процессе выполнения прыжков) те или иные двигательные установки, и все тренеры рекомендуют спортсменам использовать в процессе соревновательной деятельности определенные двигательные установки. Спортсмены 15-17 лет используют в процессе соревновательной деятельности три основные педагогические установки: установку на сильное (акцентируемое) отталкивание (16,02 % от числа опрошенных); установку на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом (21,36 % от числа опрошенных); установку на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание (31,15% от числа опрошенных). Глобальную установку на далекое приземление используют только высококвалифицированные прыгуны в длину.

2. Исследования показали, что целесообразно различать не менее четырех способов выполнения отталкивания в прыжках в длину с разбега, два из которых - это теоретически обоснованные системы движений, стремление к которым имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе подготовки прыгунов в длину. В ходе исследования методик совершенствования техники отталкивания прыгунов в длину 15-17 лет определено, что в своей основе они построены с учетом закономерностей развития технического мастерства спортсменов. Вместе с тем, в исследуемых методиках совершенствование системы движения при выполнении отталкивания рекомендуется направлять, главным образом, только к одному из теоретически рассчитанных способов отталкивания. Это свидетельствует о том, что в методиках не учитываются индивидуальные особенности прыгунов в длину. Анализ двигательных установок, рекомендуемых для использования перед выполнением прыжков в длину с разбега, позволяет говорить о том, что они оказывают регулирующее воздействие, отличающуюся по направленности от тренировочных воздействий, используемых в процессе подготовки прыгунов в длину.

3. При сравнении влияния двигательных установок на биомеханические параметры техники прыжков в длину с разбега, которые характеризуют эффективность выполнения отталкивания (потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ в фазе амортизации; время выполнения первой половины фазы амортизации; время выполнения второй половины фазы амортизации; скорость вылета ОЦМТ в момент отрыва от опоры; угол вылета ОЦМТ) установлено, что разные педагогические установки оказывают на указанные биомеханические параметры разное по величине и направленности влияние.

Установка на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установка на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание однонаправленно влияют на названные биомеханические параметры техники отталкивания по сравнению с влиянием других педагогических установок. Отличия в биомеханических параметрах техники отталкивания при использовании исследуемых педагогических установок не являются достоверными, т.е. по своей эффективности влияния на системы движений прыгунов в длину во время отталкивания они сравнительно равны.

Сравнивая влияние педагогических установок на параметры техники прыжка в длину с разбега, установлено: а) время выполнения фазы амортизации при использовании установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание сравнительно меньше, чем при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание; б) уменьшение времени выполнения фазы амортизации произошло главным образом за счет уменьшения времени выполнения первой половины фазы амортизации; в) потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ прыгунов в длину при использовании установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание сравнительно меньше, чем при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание; г) скорость вылета ОЦМТ прыгунов в длину при использовании установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание сравнительно выше, чем при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание; д) максимальная величина сгибания опорной ноги во время отталкивания меньше при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание по сравнению с другими установками; е) угол вылета ОЦМТ прыгунов больше при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание по сравнению с другими установками; ж) при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание скорость ОЦМТ прыгунов в момент постановки ноги на опору относительно меньше по сравнению с другими установками;

Использование установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание позволяет оптимизировать параметры системы движений в направлении снижения потерь поступательной скорости движения ОЦМТ (за счет уменьшения первой половины фазы амортизации при увеличении амплитуды сгибания опорной ноги), а также создания предпосылок для эффективного выполнения фазы отталкивания (за счет уменьшения времени растягивания мышц, участвующих в последующем разгибании опорной ноги).

Использование установки на сильное (акцентируемое) отталкивание позволяет оптимизировать параметры системы движений в направлении снижения потерь поступательной скорости движения ОЦМТ (за счет уменьшения угла сгибания опорной ноги), а также создания предпосылок для эффективного выполнения фазы отталкивания (за счет уменьшения времени растягивания мышц, участвующих в последующем разгибании опорной ноги) и создания большего угла вылета ОЦМТ прыгуна.

4. Влияние педагогических установок, используемых прыгунами в длину в процессе соревнований, на биомеханические параметры систем движений должны носить однонаправленный характер с процессом оптимизации систем движений, осуществляемым во время подготовки к соревнованиям: В случае, когда спортсмены оптимизируют системы движений в разных направлениях (совершенствуют разные способы отталкивания), двигательные установки должны иметь однонаправленное регулирующее воздействие с направлением оптимизации соответствующих способов отталкивания.

The article includes the results of the research on interrelation between pedagogical installations and biochemical parameters of pushing-off technique in long jumps. On the basis of the established interrelations practical recommendations about improvement of educational and training process of athletes are made.

Keywords: propulsion system, biomechanical parameters, long jump, repulsion, amortization.

Список литературы

1. Александрова, О. Разбег и скорость/ О. Александрова, С. Сидоренко, И. Тер- Ованесян//Легкая атлетика. - 1978. -№6. - С. 6-7.

2. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса/ Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

3. Верхошанский, Ю.В. Каким должен быть разбег/ Ю.В. Верхошанский //Легкая атлетика. - 1966. - №5. - С. 3-4.

4. Донской, Д.Д. Биомеханика: учебник для институтов физической культуры/ Д.Д. Донской, В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 264 с., ил.

5. Легкая атлетика: учебник для институтов физической культуры/ Н.Г. Озолин [и др.]; под общ. ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.

6. Руденик, В.В. Совершенствование двигательной структуры отталкивания у прыгунов в длину высокой квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук / В.В. Руденик; АФВиС РБ. - Минск, 1998. - 20 с.

7. Совершенствование технического мастерства спортсменов/ В.М. Дьячков [и др.]; под общ. ред. В.М. Дьячкова. -М.: Физкультура и спорт, 1972. - 231 с., ил.

8. Еремин Ю.С. Исследование влияния различных двигательных установок спортсмена на структуру движений в спортивных упражнениях: автореферат дис. канд. пед. наук/ Ю.С. Еремин. - М., 1967. - 19 с.

9. Скобликов В.И. Исследование влияния педагогических установок на спортивно-технический результат: автореферат дис. канд. пед. наук/ В.И. Скобликов. - Ленинград, 1973.-17 с.

10. Иориш Ю. 8.90. Феноменальный прыжок./Ю. Иориш //Легкая атлетика.- 1981. - №6. - С. 24-27.

Об авторе

Ковган П.И. - преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.