Научная статья на тему 'История развития гостиничного бизнеса в России'

История развития гостиничного бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9377
879
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ГОСТЕПРИИМСТВО / ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьев Вячеслав Константинович, Голигузова Наталья Сергеевна

Одним из важнейших понятий, которое используется в истории туризма и гостиничного дела, является гостеприимство. Путешествия были бы невозможны, если путникам негде было бы остановиться на ночлег и получить провизию. Гостеприимство имеет долгую историю, оно начинается с древнейшей традиции преломлять хлеб со странниками. У разных народов мира складывались различные традиции и обычаи встречать гостей. Особенности бытовой культуры оказывают влияние на формирование гостеприимства как необходимой составляющей индустрии туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития гостиничного бизнеса в России»

отклонений от данных первичного учета. В том случае, если предметом бухгалтерской экспертизы являются финансовые результаты, то предварительно эксперту-бухгалтеру необходимо изучить достоверность представленной в качестве источника информации финансовой отчетности. Основу экспертного исследования взаимосвязи показателей бухгалтерской отчетности и учетных регистров составляют приемы балансовой увязки и процедуры нормативно-правового регулирования [2].

Литература

1. Бабаев Ю. А., Кеворкова Ж. А. Финансовая отчетность как составляющая доказательственной базы бухгалтерской экспертизы // Научная сессия МИФИ, 2008. Материалы международной конференции. В 15 томах. Т. 14. Экономика и управление. М.: МИФИ, 2014.

2. Гиляровская Л. Т., Кеворкова Ж. А. Аудит финансовых результатов: методология и методика. Монография. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2014.

3. Кеворкова Ж. А., Сапожникова Н. Г., Савин А. А. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. Более 8000 проводок. Практическое пособие. М: Кнорус. ТК «Велби», 2014.

4. Кеворкова Ж. А., Савин А. А. Судебно-бухгалтерская экспертиза: Учебн. Пособие / Рекомендовано УМО по специальности 06.05.00. М.: Вузовский учебник, 2015.

5. Кеворкова Ж. А. Бухгалтерская экспертиза хозяйствующих субъектов: методология и практика. Монография. Ставрополь, Ставропольское книжное изд-во, 2014. 13, 37 п. л.

6. Кеворкова Ж. А. Методы экспертного исследования документов как объекта судебно-бухгалтерской экспертизы. Вестник МГЛУ (Московского государственного лингвистического университета). Выпуск 481. М. МГУ, 2014. 0,7 п. л.

История развития гостиничного бизнеса в России

1 2 Воробьев В. К. , Голигузова Н. С.

'Воробьев Вячеслав Константинович / Vorobyov Vyacheslav Konstantinovich - кандидат

педагогических наук, доцент; 2Голигузова Наталья Сергеевна / Goliguzova Natalya Sergeevna - магистрант, направление: экономика и менеджмент сервиса, кафедра управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: одним из важнейших понятий, которое используется в истории туризма и гостиничного дела, является гостеприимство. Путешествия были бы невозможны, если путникам негде было бы остановиться на ночлег и получить провизию. Гостеприимство имеет долгую историю, оно начинается с древнейшей традиции преломлять хлеб со странниками. У разных народов мира складывались различные традиции и обычаи встречать гостей. Особенности бытовой культуры оказывают влияние на формирование гостеприимства как необходимой составляющей индустрии туризма.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, гостеприимство, гостиничные услуги.

Английское слово «hоsрitаlitу» (гостеприимство) происходит от старофранцузского «хоспис», что означает «странноприимный дом». Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, уходит своими корнями в далекое прошлое.

30

Гостиные дома располагались в городах и на дорогах, ведущих из одних стран в другие. Помимо путешественников услугами этих гостиных домов пользовались гонцы, курьеры, правительственные служащие. В гостиных домах людям предоставляли ночлег, убежище, пищу, там же кормили и меняли лошадей.

В истории развития гостиничного дела различают четыре этапа:

- до начала Х!Х века - предыстория гостиничного дела;

- начало Х!Х века - начало ХХ века - зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных услуг;

- начало ХХ века - до Второй Мировой войны - массовое появление предприятий гостинично-ресторанного сервиса;

- после окончания Второй Мировой войны и до настоящего времени - массовое развитие гостиничной индустрии, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальных потребностей современного общества [1].

Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодами человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры народов Древнего мира. В обычаях разных народов было широко распространено покровительство путникам, которое выступало формой защиты их личности и имущества.

На Руси постоялые дворы, именуемые ямами, появляются в XII-XVIII вв. Они служили для отдыха путешественников и смены лошадей. Эти предшественницы гостиниц располагались одна от другой обычно на расстоянии конного перехода.

С допетровских времен на Руси существовали особые документы - подорожные, которые выдавались каждому желающему отправиться в дальний путь. В подорожной указывалось имя путешествующего, цель поездки и маршрут следования. Без этого документа невозможно было ни получить лошадей, ни свободно передвигаться по территории Российской империи.

В период правления Петра I возрастает мобильность населения. На дорогах России в это время можно было встретить и роскошные кареты знати, запряженные большим количеством лошадей, и возки с менее состоятельной публикой, и простые телеги.

Для перевозки почты строились специальные почтовые тракты. Именно на них и стали появляться придорожные гостиницы. Первая такая гостиница была создана в 1715 году при почтовом ведомстве в Санкт-Петербурге. Эту дату принято считать началом официальной истории отечественного гостиничного хозяйства. Созданию сети придорожных гостиниц способствовал Указ Петра I «Об учреждении постоялых и гостиных дворов», изданный им в январе 1719 года. К концу XVIII столетия в России насчитывалось уже свыше 3 тысяч почтовых станций с гостиницами - тут можно было отдохнуть после дороги, поесть и поменять лошадей.

Роль и значение гостиниц для российского общества были велики, неслучайно, что именно в них царь любил устраивать ассамблеи и торжественные приемы. Постепенно набор сервисных услуг, предлагавшихся в гостиницах, возрастал. Благодаря им стали пользоваться популярностью общественные бани. Первые бани были созданы для удобства путешественников, но постепенно ими стали пользоваться и местные жители.

Социально-политические и экономические реформы, которые проводил Петр I в России, не могли не оказать заметного влияния на систему гостеприимства. Изменения, происходившие в ней, во многом были обусловлены стремлением ввести европейские стандарты, с которыми познакомились русские послы, купцы и молодые дворяне, получавшие по воле царя образование за границей. Да и сам Петр I во время своих заграничных путешествий имел возможность лично изучить условия проживания и питания и услуги, предоставляемые гостям в европейских гостиницах и постоялых дворах. Все это заставило по-новому взглянуть на существующую в то время в России систему гостеприимства, основными элементами которой до правления Петра I были гостиные дворы и ямские станции.

31

В России к XVIII в. существовало немало постоялых и гостиных дворов, которые в крупных городах выполняли различные функции, в них осуществлялась торговля, коммерческие и купеческие сделки. Многие гостиные дворы принимали гостей по национальному признаку. Так, в Москве существовали «английский», «греческий», «армянский», в Нижнем Новгороде, к примеру, были «немецкий», «голландский» дворы. Развитие промышленного производства приводит к росту городов, численности их населения, а расширение торговых и других связей между российскими городами и губерниями оказывает благоприятное воздействие на развитие гостиничного хозяйства Российской империи. Во всех крупных городах к началу XIX в. существуют современные по тем временам гостиницы. С 1821 г. действовало Положение, регламентировавшее правила содержания гостиниц, рестораций и трактиров. Гостиницы предоставляли не только услуги размещения, но и питания с широким набором блюд и напитков. Позднее был отменен запрет на музыку в ресторанах гостиниц. Строительство гостиниц шло быстрыми темпами. В Москве в 1818 г. их насчитывается 7. К началу XX века в одном только Петербурге гостиниц уже более 320, а в целом по России в 1910 г. было более 4600 гостиниц, и это не считая постоялых дворов и трактиров с номерами [2].

В дореволюционной России в связи с ростом промышленного производства, развитием внутренних и международных связей сложилась система гостеприимства, основные предприятия которой были частными. В первые годы советской власти гостиничное хозяйство страны коренным образом перестраивается, его предприятия национализируются, идет строительство новых гостиниц. В предвоенные годы большие и малые гостиницы существовали в 700 городах страны. Успешно шло восстановление гостиничного хозяйства и после Второй мировой войны. Количество гостиниц к 1960 г. почти удвоилось. Появились и рекордсмены и этой области. Так, в 1967 г. была построена гостиница «Россия», имевшая 3182 номера.

В советский период существовали четыре ведомства, которые занимались гостиничным хозяйством. Это Госкоминтурист, ВЦСПС, муниципальные и молодежные организации. В каждом ведомстве были свои стандарты и принципы аттестации. При классификации гостиниц в СССР использовалась система разрядов, которая мало соответствовала европейским стандартам. До распада СССР существовала единственная гостиничная цепь «Интуриста», которая в 1970 г. занимала 23-е место в мире и насчитывала более 27 тыс. номеров.

Гостиничное хозяйство страны в этот период было крайне пестрым как по комфортабельности, так и по уровню сервиса. Наиболее комфортабельными, естественно, были гостиницы «Интуриста». Гостиницы для рядовых советских граждан чаще всего отличались невысоким уровнем сервиса и комфорта и были в основном нерентабельными.

Особенно благоприятную роль в развитии инфраструктуры гостеприимства сыграли крупные международные мероприятия, проведенные в СССР. В частности, для Олимпийских игр 1980 г. было построено несколько крупных гостиничных центров, в том числе туристский комплекс «Измайлово» в Москве, который имел пять 30-этажных корпусов на 9568 мест (номера на 1-2 человек), туристский кабинет, культурный центр. Гостиничное хозяйство страны в это время насчитывало более 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. койко-мест и было представлено разнообразными средствами размещения. Вблизи крупных городов, историко-культурных центров, вдоль популярных маршрутов строятся мотели и кемпинги, рассчитанные на прием автотуристов, в курортных зонах создаются ведомственные гостиницы, близ железнодорожных вокзалов и аэропортов строятся отели, в городах появляются Дома туристов и Дома колхозников, рассчитанные на прием специализированных категорий посетителей и т. д. [3].

Перестроечные процессы оказали негативное влияние на состояние гостиничного хозяйства в России. Сокращение туристских потоков привело к снижению спроса на

32

гостиничные услуги, что, в свою очередь, повлекло сокращение числа гостиниц. С начала 90-х гг. наблюдается особенно резкое сокращение числа гостиниц и их загрузки. Даже в таких крупных городах, как Москва, коэффициент загрузки гостиниц составляет немногим более половины. В целом же по России гостиницы заполняются только на треть. Основная причина - резкое сокращение централизованного финансирования гостиничного хозяйства. Во многих регионах страны четко проявилась тенденция убыточности гостиничного хозяйства. Основная часть гостиниц нуждается в реконструкции и обновлении материальной базы, поскольку они в настоящее время не соответствуют мировым стандартам.

Проблемы отечественного гостиничного хозяйства в этот период связаны с низким уровнем сервиса, недостаточной материально-технической оснащенностью, нехваткой профессиональных кадров, в том числе и специалистов в области гостиничного менеджмента, способных работать в новых рыночных условиях. Одним из негативных факторов развития гостиничной индустрии была неравномерность гостиничного фонда. Более 60% гостиниц были расположены в городах, причем в основном в крупных городах, и только 30% гостиниц находилось в сельской местности.

На смену монополизированному гостиничному хозяйству с 1993 г. в России стал складываться рынок гостиничных услуг. В настоящее время в гостиничном бизнесе России принимает большое число предприятия с различными формами собственности: акционерные общества, совместные предприятия, муниципальные предприятия, ведомственные гостиничные предприятия и малые частные гостиницы и пансионаты. Раньше у каждого ведомства были свои критерии и принципы аттестации гостиниц. В 1995 г. на территории России была введена единая система классификации по категориям от 1 до 5 звезд [4].

Процессы, происходившие в 90-е годы, свидетельствовали о нелегких временах гостиничного бизнеса. Шло ветшание и сокращение гостиничного фонда страны. Согласно данным Государственного комитета РФ по статистике, за один только год количество гостиниц, мотелей и общежитий в стране сократилось с 5294 в 1996 г. до 5043 в 1997 г., т.е. на 251. Число гостиничных номеров сократилось соответственно с 207 362 до 202 033, т. е. на 5329. В 1999 г. насчитывалось уже 4225 гостиниц, мотелей и общежитий. Этот процесс затронул, главным образом, сельские и муниципальные гостиницы, являющиеся собственностью города, и другие средства размещения, которые стали убыточными и не могли успешно функционировать в рыночных условиях. Заметную роль в сокращении спроса сыграли повышение стоимости услуг гостиничного хозяйства, удорожание транспорта.

Функционирование гостиничного хозяйства России на современном этапе выявило наличие благоприятной тенденции постепенного выхода этой отрасли из кризиса, что проявляется в увеличении рентабельности предприятий, повышении загрузки гостиниц, особенно тех, которые расположены в крупных городах, в курортных местах, традиционных туристских центрах. Хотя в целом состояние этого бизнеса остается еще достаточно нестабильным и тяжелым, особенно в российских регионах [5].

Таким образом, на каждом историческом этапе гостиничная индустрия приобретала новые характерные черты и с каждым годом набирает новый виток в своем развитии. Несомненно, что данная отрасль в условиях глобализации и расширения сферы влияния транснациональных компаний, занимает в настоящее время устойчивые позиции. Модернизация стандартов качества обслуживания, расширение сферы предоставляемых услуг, широкая специализация отелей способствует гибкости гостиничной отрасли к неустойчивой конъюнктуре российской экономики. Общероссийской тенденцией в полосе мирового экономического кризиса стало в настоящее время широкое появление мини-отелей с весьма демократичной и эластичной ценовой политикой.

Литература

1 Шарипова Х. Р. Развитие индустрии гостеприимства: исторический аспект / Х. Р. Шарипова // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических наук, 2012. № 2-7. С. 229-234.

2 Бадарч О. Б. Развитие гостиничного бизнеса в России. / О. Б. Бадарч // Научный вестник МГИИТ, 2012. № 2. С. 7-9.

3 Конькова Е. Д. К вопросу развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации. / Е. Д. Конькова, М. М. Салтыкова // Экономика и общество: проблемы и перспективы развития в условиях неопределенности, 2016. С. 61-66.

4 Барашок И. В. Гостиничный рынок России: становление, модернизация, перспективы развития / И. В. Барашок, Н. П. Овчаренко, Л. Л. Руденко // Sochi Journal of Economy, 2014. № 1. С. 28-34.

5 Казанджян М. А. Особенности становления и развития гостиничного бизнеса / М. А. Казанджян // Актуальные вопросы экономических наук, 2010. № 17-1. С. 79-86.

Аутсорсинг в бюджетных учреждениях Российской Федерации

1 2 Пилипчук В. А. , Курасова Е. А.

1Пилипчук Вадим Андреевич /Pilipchuk Vadim Andreevich - магистрант;

2Курасова Екатерина Александровна / Kurasova Ekaterina Aleksandrovna - кандидат экономических наук, доцент, направление: менеджмент, кафедра финансы и кредит, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в последнее время все более актуальным становится вопрос передачи части работ бюджетного учреждения сторонней специализированной организации (на аутсорсинг). Данный процесс нередко приводит к возникновению у руководства учреждения некоторых сложных вопросов, изучению которых и посвящена данная статья. В статье анализируются процессы использования аутсорсинга в бюджетных учреждениях Российской Федерации. Также авторами рассмотрены преимущества и недостатки аутсорсинга и примеры использования аутсорсинга в бюджетных учреждениях.

Ключевые слова: аутсорсинг, анализ, бюджет, бухгалтерский учёт, налоговый учёт.

1. Понятие аутсорсинга

Аутсорсинг (англ. outsourcing: out - внешний, находящийся за пределами, source-источник) - комплекс мероприятий, направленных на передачу предприятием определенных процессов и функций другой организации. Поставщики аутсорсинговых услуг называются аутсорсерами или аутсорсинг-провайдерами. Организации, использующие аутсорсинговые услуги, обычно называются организациями-заказчиками. Существует множество видов аутсорсинга - практически все неосновные виды деятельности можно передать на выполнение аутсорсинговым компаниям. Одной из самых популярных форм аутсорсинга по праву считается передача сторонней организации бухгалтерского учета и составления отчетности на предприятии.

Аутсорсинг в бюджетных организациях набирает всё большую популярность. Бюджетное учреждение - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.