Научная статья на тему 'Особенности потребительского спроса в гостиничной сфере'

Особенности потребительского спроса в гостиничной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2481
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕЙТИНГ ГОСТИНИЦ / УСЛУГИ РАЗМЕЩЕНИЯ / ГОСТИНИЦА / БИЗНЕС-ОТЕЛЬ / ХОСТЕЛ / МОТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаркина Валерия Александровна, Штейнгольц Борис Исакович

Рассматриваются особенности потребительского спроса различных категорий клиентов гостиничных предприятий. Проводится сравнительный анализ предпочтений деловых туристов, туристов, путешествующих с целью отдыха, бюджетных туристов и т.д. Приводится топ-10 гостиниц различных сегментов. Рассматриваются тенденции развития гостиничного хозяйства в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности потребительского спроса в гостиничной сфере»

10. Kalinina N.M. Economic security of the region: essence, threats and providing measures. Sibirskij torgovo-jekonomicheskij zhurnal, 2010, no. 10, pp. 16-22.

11. Levina E.I., Gatina E.V. Economic security and the analysis of its main indicators (on the example of the Kemerovo and Omsk areas). Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta, 2013, no. 1 (95), pp. 151-155.

12. Prohozhev A., Kornilov M. About a problem of criteria and estimates of economic security. Obshhestvo i jekonomika, 2009, no. 4, pp. 225-239.

13. Puzov E.N., Jashin S.N., Jashina N.I. Methodological aspects of formation of system of monitoring of economic security of territories. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 2009, no. 1 (1), pp. 12-19.

14. Titov V.A. Economic security of the subject of the Russian Federation. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2012, no. 1, pp. 218-221.

15. Firjulina N.V. Principles of formation of the mechanism of ensuring the external economic safety of the region. Problemyprognozirovanija, 2010, no. 1, pp. 89-102.

16. Chimitova A.B., Mikul'chinova E.A. Questions of sustainable and safe development of economy of the region. Ulan-Udje, 2010, 215 p.

© Метелев С.Е., 2014

Автор статьи - Сергей Ефимович Метелев, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор, Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: [email protected].

Рецензенты:

B.В. Карпов, доктор экономических наук, профессор, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации;

C.Н. Апенько, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

УДК 338. 48

В.А. Назаркина Б.И. Штейнгольц

Новосибирский государственный технический университет ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЕ

Рассматриваются особенности потребительского спроса различных категорий клиентов гостиничных предприятий. Проводится сравнительный анализ предпочтений деловых туристов, туристов, путешествующих с целью отдыха, бюджетных туристов и т.д. Приводится топ-10 гостиниц различных сегментов. Рассматриваются тенденции развития гостиничного хозяйства в мире. Ключевые слова: гостиничное хозяйство, рейтинг гостиниц, услуги размещения, гостиница, бизнес-отель, хостел, мотель.

Развитие туризма основывается на эффективной коммерциализации туристских продуктов. Успешная продажа туристских продуктов требует доверительных взаимоотношений между клиентами и продавцами, поэтому репутация туроператоров, отелей и авиакомпаний очень важна.

Гостиница является составной частью индустрии гостеприимства. Гостиница может быть определена как коммерческое предприятие, основной задачей которого является предоставление туристам услуг по размещению и питанию.

Размещение - один из самых важных элементов туризма. Нет размещения (ночевки) -нет туризма. Это непреложное и жесткое требование экономики любого туристского региона или центра, жаждущего твердых и больших доходов от приема туристов и эксплуатации своих туристских ресурсов. Гостиничная индустрия - суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций, присущих практически любой общественной формации в истории человечества, - уважение гостя, торжества процесса, его приема и обслуживания.

Услуги размещения рассматриваются в качестве специфического гостиничного продукта, который покупается посредством обменных сделок, подразумевающих не владение, а только доступ к нему и использование в определенное время и в определенном месте [1].

Как уже отмечалось, гостиничное хозяйство занимает основное место в туризме. Туристские потоки непосредственно зависят от размера этого сектора индустрии гостеприимства, качества предлагаемых помещений и сервиса.

Качество мест проживания и обслуживания клиентов обеспечивается персоналом, а его эффективная деятельность является определяющей для персонала всей индустрии гостеприимства. С приходом массового туризма было создано много разновидностей ночлега. Они различны в разных странах, регионах, городах.

Гостиница - это предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых (комплексообразующими) в равной степени являются услуги размещения и питания. В гостиничном предприятии услуги размещения, питания и прочие дополняют друг друга, являясь в большинстве случаев взаимозависимыми, и воспринимаются гостем как единое целое.

Разнообразие интересов потребителей гостиничных услуг определяет современную сегментацию мирового гостиничного рынка и разнообразие гостиниц. Свыше 50% путешествий составляют деловые поездки, около 40% приходится на поездки с целью отдыха и 10% -на путешествия с другими целями. От этой структуры потребительского спроса зависит спрос на отели соответствующего качества и направленности [2].

Рассмотрим подробнее. Так как деловые люди и бизнесмены предпочитают дорогие отели высокого уровня обслуживания и этот спрос достаточно устойчив, то количество отелей класса «люкс», расположенных в крупных городах, деловых, коммерческих, торговых центрах городов, является доминирующим в мировом гостиничном хозяйстве. Наибольший процент составляют бизнес-отели и конгресс-отели, имеющие условия для работы (для проведения деловых встреч, совещаний), а также располагающие высокими коммуникативными возможностями. У деловых людей приоритеты в выборе отеля распределены следующим образом: «расположение гостиницы - наличие условий для работы - качество обслуживания -цена».

Подводя итоги 2013 г., разные информационные туристские порталы организуют читательские рейтинги. По мнению пользователей портала Travel.ru, одной из самых популярных является номинация «Лучшие бизнес-отели».

Путешествуя по делам службы или бизнеса, пользователи хорошо запоминают средства размещения, где довелось остановиться. В российский топ-10 вошли Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, города Поволжья и Урала. В числе зарубежных - Германия, Финляндия, Украина, Чехия и Эстония.

Итак, приведем топ-10 российских бизнес-отелей: «Малахит» (Челябинск), «Аль Паш Гранд Отель» (Астрахань), «Аванта» (Новосибирск), «Грин Лайн» (Самара), «Алроса на Казачьем» (Москва), «Москва» (Санкт-Петербург), «Гранд Отель Ока» (Нижний Новгород), «Онегин» (Екатеринбург), «Корстон» (Казань), «Президент» (Уфа) [4].

Десятка лучших зарубежных бизнес-отелей выглядит следующим образом: Steigenberg-er Frankfurter Hof (Франкфурт-на-Майне, Германия), ^mulus Hakaniemi (Хельсинки, Финляндия), Andaz Wall Street - A Hyatt Hotel (Нью-Йорк, США), Langham Place Mongkok (Гонконг), Radisson Blu Seaside Hotel (Хельсинки, Финляндия), Hotel Residense Agness (Прага, Чехия), «Премьер Палас» (Киев, Украина), Adlon Kempinski Berlin (Берлин, Германия), Comfort Hotel LT (Вильнюс, Литва), Go Hotel Shnelli (Таллин, Эстония) [4].

Топ-10 лучших зарубежных отелей класса «люкс» представлен следующими комплексами: Mulia Resort (Нуса-Дуа, Бали), Glo Hotel Art (Хельсинки, Финляндия), Library Hotel (Нью-Йорк, США), Hilton Sharja (Шарджа, ОАЭ), Chambiges Elysees (Париж, Франция), Four Seasons Hotel Hong Kong (Гонконг), Negresco (Ницца, Франция), Hillside Beach Club (Фетхие,

Турция), «Интерконтиненталь Киев» (Киев, Украина), «Фредерик Коклен Бутик Отель» (Одесса, Украина) [4].

Отели, предназначенные для отдыха, развлечений и экскурсий, составляют в процентном отношении в мировой гостиничной индустрии примерно такое же количество, как и бизнес-отели, но они относятся к отелям среднего и эконом-класса. В эту группу входят отели-апартаменты, отели пляжного типа, курортные отели и т.д. Приоритеты в выборе отеля для путешествующих с целью отдыха и развлечений распределены в следующем порядке: «цена - качество обслуживания - наличие условий для отдыха и развлечений - разнообразие сервисных услуг - расположение».

Из зарубежных гостиниц большой процент голосов набрали пляжные отели, среди которых россияне предпочитают выбирать проверенные.

Топ-10 зарубежных пляжных гостиниц выглядит следующим образом: «Best Western Севастополь» (Севастополь, Украина), «Колумбус» (Одесса, Украина), Iberostar Praia Do Forte (Прайя-ду-Форте, Бразилия), Mercure Hurghada Hotel (Хургада, Египет), Residence Cig-no (Римини, Италия), Aparthotel Cye Holiday Centre (Салоу, Испания), Portes Beach Hotel, «Неа-Потидея» (Халкидики, Греция), Gabija Hotel (Паланга, Литва), Delfin Diva Premuere (Анталья, Турция) [4].

Развитие массового туризма, в первую очередь внутреннего, рождает спрос на средства размещения, расположенные ближе к природе (загородные отели и туркомплексы, частные пансионаты, туристские деревни и т.д.) Они более дешевые, но с достаточно широким набором услуг.

Среди российских туристов популярны загородные гостиницы и комплексы, где можно отдохнуть, заняться спортом, провести выходные. Чаще всего пользователи портала Travel.ru голосовали за объекты северо-запада и центральной части России.

Итак, топ-10 российских загородных отелей: «Кантри-Клуб» (Ленинградская область), «Транзит» (Казань), «Конаково Ривер Клаб» (Тверская область), «Романов лес» (Кострома), «Байкал-21» (Иркутск), Hunterer Paradise (Петрозаводск), «Имение Алтунъ» (Псковская область), «Бест Вестерн Премьер МОНА Бутик» (Московская область), «Адиюх-Пэлас» (Чер-кеск), «Акватория» (Нижний Новгород) [4].

Разнообразие интересов и потребностей остальных путешественников (около 10%) рождает спрос на средства размещения других типов (гостиницы для спортивного туризма, специализированные гостиницы, в том числе мобильные, малые и т.д.).

Одним из важных сегментов гостиничного рынка, ориентированного на средний класс, является сегмент малых гостиниц. Малый гостиничный бизнес никак нельзя отнести к инновационному. Он уже давно устоялся за рубежом, особенно в Европе, где достопримечательности на каждом шагу.

По данным Европейской комиссии по туризму за 2013 г., доля туристов, выбравших местом своего пребывания отели малого формата, составила порядка 40%. В России он также представлен знакомыми нам хостелами и малознакомыми мотелями. В современной классификации данный тип средств размещения характеризуется как «бюджетный».

Для личных путешествий по российским городам и поездок на выходные туристы нередко выбирают хостелы. Особенно популярны они в Москве и Санкт-Петербурге, так как позволяют за меньшие деньги поселиться близко к историческому центру.

Топ-10 лучших российских хостелов: «Британия» (Уфа), Red House (Санкт-Петербург), Red Stars (Санкт-Петербург), «Bear hostels на Арбатской» (Москва), «Спутник уюта» (Москва), Indie (Екатеринбург), «Мюсли» (Тюмень), «Вхостеле» (Рязань), «Достоевский» (Новосибирск), «Арт Хостел на Красноармейской» (Екатеринбург) [4].

Среди различных видов малых отелей одним из самых распространенных является мотель. Мотель впервые появился в США в 20-е годы ХХ в. Этот период известен как начало масштабного строительства федеральной сети автодорог США. Тогда-то и возникла необхо-

димость в создании придорожной инфраструктуры для путешественников. Мотель явился самым эффективным решением, благодаря простоте архитектурного замысла и удобству в эксплуатации. На сегодняшний день больше половины гостиничного фонда США - это мотели на хайвеях.

Самый первый мотель был построен в 1925 г. в городе Сент-Луис (США). Однако широкое распространение в качестве отдельного типа средства размещения мотели получили лишь после Второй мировой войны. В конце 50-х - начале 60-х годов ХХ в. появляются мотели сети Holiday, которые со временем стали одним из символов туризма в Америке.

Сегодня мотели можно встретить практически везде, однако в Европе, где более популярны придорожные гостиницы, мотели встречаются нечасто. Строительство мотелей набирает обороты и в тех странах, где ранее подобный способ проживания был довольно редким, например в России, территория которой просто обязывает к наличию большого числа мотелей, расположенных вдоль автотрасс, однако у нас в стране мотели стали возводиться массово сравнительно недавно. Значительная часть российских мотелей расположена в окрестностях Санкт-Петербурга, Москвы, а также в Краснодарском крае. Средняя стоимость проживания в российском мотеле - около 8 евро в сутки.

В настоящее время мировое гостиничное хозяйство насчитывает около 350 тыс. комфортабельных гостиниц, располагающих более чем 14 млн номеров (26 млн мест). При этом количество номеров за последние двадцать лет ежегодно возрастает в среднем на 3-4%, что свидетельствует о значительной динамике роста средств размещения туристов [5]. Более того, структура мирового гостиничного хозяйства адекватно отражает туристские потоки и по географическому принципу: чем больше внутренних туристов и иностранных посетителей в том или ином регионе, тем больше средств размещения имеет этот регион. Даже несмотря на то, что цифровые данные в различных источниках расходятся, грандиозность гостиничной индустрии, стабильность ее положения и роста во времени выдвигают данную отрасль на одно из передовых мест в мировой экономике.

Ведущее место в мировом гостиничном хозяйстве занимает Европейский континент. На его долю приходится в среднем около 70% мирового туристского потока, соответственно и гостиничный фонд составляет преобладающую долю (около 45% мирового гостиничного фонда), однако необходимо отметить, что гостиничный фонд в странах Европы, не уступая своего лидирующего положения на протяжении всей истории индустрии гостеприимства, возрастает в настоящее время в среднем на 2-2,5% в год и по темпам роста уступает другим континентам [5].

Библиографический список

1. Бородина, В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес [Текст] / В.В. Бородина. - М., 2010. - 110 с.

2. Зорин, И.В. Туризм как вид деятельности : учебник [Электронный ресурс] / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. - Режим доступа: http://tourlib.net/book_tourism/zorin09.htm.

3. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм : пер. с англ. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Д. Мейкенз. -М. : Юнити-Дана, 2007. - 1046 с.

4. Топ-10 российских и зарубежных отелей по версии «Звезда Travel.ru» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ratanews.ru/hotels/hotels_28.01.2014_10.stm?printv.

5. Сайт журнала ProHOTEL [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.prootel.ru/region/malyie-gostinitsyi.

6. Назаркина, В.А. Проблемы использования аутсорсинговых технологий в практической деятельности туристских фирм / В.А. Назаркина, Б.И. Штейнгольц // Вестник Новосибирского гос. ун-та экономики и управления. - 2013. - № 2. - С. 58-65.

7. Назаркина, В.А. Совершенствование оценки качества услуг: методический аспект / Я.В. Ситникова, Т.А. Половова, В.А. Назаркина // Вестник НГУЭУ. - 2012. - № 2. - С. 183-190.

V.A. Nazarkina, B.I. Shteingoltz Novosibirsk State Technical University ESPECIALLY CONSUMER DEMAND IN THE HOTEL INDUSTRY The purpose of this research was to study the features of consumer demand of clients different types of the hotel enterprises. Results of comparative analysis indicated the preferences of business travelers, tourists traveling for recreation, budget travelers. We present the top 10 hotels of different segments. This paper assesses the trends in the hotel industry in the world.

Key words: hospitality, rated hotels, accommodation services, hotel, business hotel, hostel, motel.

References

1. Borodina V.V. Restoranno-gostinichniy bisness [Restaurand and hotel business]. Moscow, 2010, 110 p.

2. Zorin I.V., Kaverina T.P., Kvartalnov V.A. Turism kak vid deyatelnosti [Tourism as an activity]. Mode of access: http://tourlib.net/book_tourism/zorin09.htm.

3. Kotler F, Bowen J., Mejkenz J. Marketing. Gostepriimstvo.Turizm [Marketing. Gostepriimstvo. Turizm]. Moscow, Uniti-Dana Publ., 2007, 1046 p.

4. Top-10 russian and foreign hotels version of "Star-Travel" [electronic resource]. Mode of access: http://www.ratanews.ru/hotels/hotels_28.01.2014_10.stm?printv.

5. Magazine site ProHOTEL [electronic resource]. Mode of access: http://www.prootel.ru/region/malyie-gostinitsyi.

6. Nazarkina V.A., Shteingoltz B.I. Issues of outsoursing technologies use in practical activity of tourist firms.

Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i upravleniya, 2013, pp. 58-65.

7. Sitnikova Ya.V., Polovova T.A., Nazarkina V.A. Development of the assessment of quality of service: methodic aspect. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i upravleniya, 2012, pp. 183-190.

© Назаркина В.А., Штейнгольц Б.И., 2014

Авторы статьи:

Валерия Александровна Назаркина, кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет, e-mail: [email protected];

Борис Исакович Штейнгольц, кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет, e-mail: [email protected].

Рецензенты:

В.А. Титова, доктор экономических наук, профессор, Новосибирский государственный технический университет; О.С. Комарова, кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный университет экономики и управления.

УДК 330.322:334.764

Г.Е. Покровский

Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал Омский государственный университет путей сообщения

НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Приводится оценка состояния российской экономики в посткризисный период, рассматриваются условия и вызовы, грозящие экономике, делаются оценки путей выхода из него через построение инновационной экономики, для выхода из кризиса предлагается ряд мер оживления деловой активности бизнеса и новаторов-изобретателей, затрагиваются вопросы распределения функций между национальной и региональными инновационными системами.

Ключевые слова: модернизация экономики, товарность инноваций, модели экономического устройства страны, государства-сверхкорпорации, рыночные отношения в условиях ГГ, роль государства в восстановлении рынка инвестиций, главные игроки инновационного процесса.

Дискуссии о модели экономического устройства страны не утихают все перестроечные годы. Российская практика пока характеризует системные сбои, неустойчивость экономического развития требует выяснения проблем, которые уже сложно объяснить вызовами непропорциональной глобализации экономики, влиянием мирового финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.