Научная статья на тему 'История одного воздушного боя'

История одного воздушного боя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / REGIONAL STUDIES / САМОЛЕТ-РАЗВЕДЧИК / ИСТРЕБИТЕЛЬ / FIGHTER / БОЙ / FIGHT / ОЧЕВИДЦЫ / АРТЕФАКТ / ARTIFACT / RECONNAISSANCE AIRCRAFT / EYEWITNESSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

В статье отражены особенности краеведческой исследовательской деятельности учащихся из группы «Поиск» МКОУ Каменностепной СОШ имени Иванова А.М. Таловского района Воронежской области на примере работ, проведенных поисковиками в районе падения немецкого самолета-разведчика дальнего действия «Ju88D-1».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STORY OF AIR COMBAT

The article reflects the peculiarities of local history research students from the group «Search» MKOU Kamennostepnoy School named Ivanov AM Talovsky Voronezh region on the example of the work carried out by search engines in the fall of German reconnaissance aircraft-range «Ju88D-1.»

Текст научной работы на тему «История одного воздушного боя»

УДК 358.4:947(470.324) ББК 63.3(2)622.12

ИСТОРИЯ ОДНОГО ВОЗДУШНОГО БОЯ

Филатов Игорь Алексеевич,

кандидат исторических наук, учитель истории МКОУ Каменностепной СОШ им.Иванова A.M., руководитель краеведческой группы «Поиск» (Таловский район Воронежской области)

Аннотация. В статье отражены особенности краеведческой исследовательской деятельности учащихся из группы «Поиск» МКОУ Каменностепной СОШ имени Иванова A.M. Таловского района Воронежской области на примере работ, проведенных поисковиками в районе падения немецкого самолета-разведчика дальнего действия «Ju88D-1».

Ключевые слова: краеведение, самолет-разведчик, истребитель, бой, очевидцы, артефакт.

STORY OF AIR COMBAT

Filatov I.A., candidate of historical sciences (Voronezh)

Abstract. The article reflects the peculiarities of local history research students from the group «Search» MKOU Kamennostepnoy School named Ivanov AM Talovsky Voronezh region on the example of the work carried out by search engines in the fall of German reconnaissance aircraft-range «Ju88D-1.» Keywords: regional studies, reconnaissance aircraft, fighter, fight, eyewitnesses, artifact.

В 2013 исполнилось 70 лет с тех пор, как 8 мая 1943 года, благодаря инициативным действиям советского летчика-истребителя Анатолия Леонидовича Кожевникова, над Таловским районом был подбит и совершил вынужденную посадку фашистский самолёт-разведчик дальнего действия «Юнкерс».

В августе-сентябре этого года краеведческая группа «Поиск» МКОУ Каменностепной СОШ имени Иванова А.М. трижды выезжала в район воздушного боя, где были проведены работы по поиску очевидцев события и видеозаписи их воспоминаний, а также обнаружено место приземления немецкой машины.

Уничтоженный самолёт врага стал пятым из общих двадцати пяти, значащихся в индивидуальном боевом послужном списке А.Л. Кожевникова.

Можно предположить, что это воздушное сражение на протяжении всей жизни занимало в памяти советского авиатора особое место.

Во всяком случае в своих послевоенных мемуарах летчик-ас А.Л. Кожевников отвел описанию интересующего нас поединка несколько страниц [1].

Не так давно скрупулезный разбор боя, произошедшего в таловском небе весной 1943 года, провел местный журналист и краевед В.Ю. Вдовенко.

Итогом кропотливой работы исследователя стала опубликованная им в районной газете «Заря» статья «Вертикаль над Таловой» [2].

В ней автор познакомил читателей районной газеты с биографией знаменитого советского летчика, поместил фотографию А.Л. Кожевникова военных лет, подробно описал этапы произошедшего воздушного боя, а также отметил высокую важность и секретность информации, полученной нашим командованием в ходе допроса пленных фашистов.

Сейчас, во многом благодаря мемуарам А.Л. Кожевникова и поисковой работе В.Ю. Вдовен-ко, можно без тени сомнений утверждать, что 8 мая

1943 года многие жители Таловского района стали невольными очевидцами смертельного соперничества не только воздушных бойцов высокого класса, но и двух выдающихся боевых машин.

Упорный поединок, проходивший на высоте более пяти километров, длился почти полчаса, в течение которых обе сражающиеся стороны неоднократно пытались взять боевую инициативу в свои руки и, в целом, имели равные шансы на успех.

Около тридцати раз советский истребитель атаковал своего врага, половину из этих атак завершив пулеметно-пушечным огнем на поражение с короткой дистанции [5].

Находясь в состоянии легкого замешательства от оказанного экипажем «1и88Б» сопротивления, А.Л. Кожевников психологически уже начал готовить себя к нанесению таранного удара, когда, в ходе одной из очередных атак «Як-1», неуступчивый противник был подожжен.

Горящий немецкий самолет стал быстро терять высоту и, не выпуская шасси, совершил посадку «на живот» поблизости от ж/д разъезда Чигла, где экипаж сдался в плен оперативно подъехавшим к месту падения машины советским солдатам.

Сам А.Л. Кожевников сопровождал «1и88Б» до самой земли, а затем вернулся на изрешеченном

В тот день советский истребитель «Як-1», созданный конструкторским бюро Александра Яковлева, вел бой с фашистским самолетом-разведчиком «1и88Б», разработанным Эрнстом Зинделем, Главным конструктором фирмы «Юнкерс».

Таблица 1.

Таблица 2.

пулями и с пробитыми камерами колес «Як-1» на свой аэродром.

Интересно, что в ходе довольно нелицеприятной беседы, произошедшей на земле между недавними соперниками, мнения о закономерности итога поединка и уровне оценки собственного летного мастерства оказались у сторон абсолютно противоположными.

Так, отметив хорошую выучку советского пилота, немцы считали главной причиной постигшей их неудачи внезапный отказ в решающий момент схватки одного из трех установленных на «1и88Б» пулеметов Ы015.

В свою очередь, также «на практике» убедившись в профессионализме немецкого экипажа, А.Л. Кожевников посоветовал врагам обратить внимание на конечный результат их поединка.

Он указал немецким летчикам на полученные ими в ходе боя многочисленные ранения, а также напомнил фашистским пилотам, что после завершения боя не он, а их понесший потери экипаж, оказался в плену противника.

Техническая характеристика «1и88Б»[3].

Экипаж 4 человека

Длина 14,36 м

Размах крыла 20,08

Радиус действия 2.950 км

Потолок 8 км 600 м

Макс. скорость 475 км/ч

Вооружение 3 пулемета MG15 (Maschinengewehr) фирмы «Рейнметалл»

Техническая характеристика «Як-1» образца 1943 года [4].

Экипаж 1 человек

Длина 8 м 48 см

Размах крыла 10 м

Радиус действия 625 км

Потолок 10 км 250 м

Максимальная скорость 592 км/ч

Вооружение 1 х 20-мм пушка Шпитального -Владимирова (ТТТВАК) 1 х 12.7-мм пулемет Березина (УБС)

-щР§- 73 —

На данный момент в видеоархиве краеведческой группы «Поиск» МКОУ Каменностепной СОШ имеется запись бесед с четырьмя очевидцами поединка «Як-1» и «1и88Б».

Косинова Анна Ивановна (Институт им. Докучаева):

«В 1943 году я проживала в поселке Косой, что на окраине Центрального. В конце весны или начале лета я, как и многие мои односельчане, наблюдала бой советского истребителя с большим немецким самолетом.

Бой длился долго, но нашему истребителю всё же удалось подбить фашиста. Немецкая машина задымила, стала снижаться и упала где-то в районе 1-Шани-но уч.№3 по правую сторону от железной дороги.

К месту падения побежали все наши мальчишки, в том числе и мой брат. Когда он вернулся, то рассказал, что один немецкий летчик погиб, а остальных пленили наши солдаты» [6].

Копий Николай Захарович (Нижняя Каменка):

«В 1943 году мне было четырнадцать лет. Как и большинство моих сверстников военной поры, я, после ухода на фронт отца и брата, устроился на работу в нашем колхозе «Красное поле». Его председатель Д.И. Древаль доверил мне очень ответственное дело - пасти овец.

В то весеннее утро, находясь со своей отарой в поле на пастбище, я заметил высоко в небе большой немецкий самолет. Он летел со стороны Таловой в направлении на Абрамовку. Вдруг я увидел, как с расположенного рядом с Нижней Каменкой советского полевого аэродрома в воздух поднялся наш одиночный истребитель и устремился вслед за врагом.

На моих глазах советский летчик догнал немецкий самолет и завязал с ним воздушный бой. Я помню, что наш летчик, выпуская по немцу очередь за очередью, старался проводить атаки с разных сторон.

После очередной из них фашистский самолёт закачался и вспыхнул сначала с одной, а потом и с другой стороны. Он резко пошел на снижение и приземлился, как мне показалось, в районе 1-Шанинс-кого участка №3. Большинство каменских мальчишек немедленно помчалось туда, а я этого сделать не мог, поскольку отвечал за порученных мне овец.

Я видел, как с советского аэродрома быстро выехали две машины с солдатами и устремились к поднимавшемуся на горизонте столбу черного дыма. Вернувшиеся мальчишки рассказали мне о том, что немецкие летчики сильно обгорели, а один из них был мертв» [7].

Сушкова Татьяна Ивановна (2-Шанино, уч.№26):

«В ту пору мне было всего шесть лет, но я хорошо помню, как огромный самолет с крестами на крыльях пролетел низко над нашим огородом. От самолета валили густые клубы черного дыма, до сих пор стоящие перед моими глазами.

Самолет упал за окраиной села, а выскочившие из него обгоревшие немцы уже через несколько минут оказались в плену быстро подъехавших на двух машинах советских солдат.

Со временем корпус фашистского самолета был разобран местными жителями на хозяйственные нужды» [8].

Шишлянникова Ольга Ивановна (1-Шанино, уч. №2):

«Тогда мне шел тринадцатый год.

Я помню, что летящий в сторону Абрамовки немецкий самолет был атакован и подбит нашим истребителем. Фашистский пилот провел самолет над самыми домами, пролетел вдоль пруда и приземлился на южной окраине 1-Шанинского уч. №2 за плотиной недалеко от кузни.

К упавшему самолету тут же сбежались шанин-ские колхозники и окружили врагов. На земле, без признаков жизни, лежало покрытое ожогами тело немецкого летчика. Остальные фашисты тоже сильно обгорели, но были живы.

По всей видимости, фашисты боялись расправы.

Один из немцев стоял с поднятыми руками и, хотя его никто не трогал, по-русски просил о пощаде. Другой немецкий летчик снял с руки часы и протянул их одному из колхозников.

Появившиеся советские солдаты посадили уцелевших немцев в машины, направившиеся в сторону Таловой.

Лежащий у самолета труп обгоревшего фашиста один из колхозников привязал ремнями к лошади и оттащил на край соседнего поля. Там его сбросили в силосную яму двухметровой глубины и засыпали» [9].

Несмотря на сложные погодные условия осени этого года, группой «Поиск» МКОУ Каменностеп-ной СОШ было тщательно обследовано как поле рядом с Нижней Каменкой, где располагался советский аэродром, так и некоторые из окружающих его лесополос.

В определении точного местонахождения аэродрома нам очень помог Н.З.Копий, а также найденные на поле основания двух курганов, разрушенных нашими военными летом 1941 года.

Как оказалось, дерн с этих древних археологических памятников культуры был использован в качестве материала для выкладывания стенок капониров советских истребителей.

Также, при помощи металлоискателя, наша поисковая группа дважды пыталась тщательно обследовать зону падения «1и88Б», находящуюся в четырех километрах от разъезда Чигла.

И хотя в послевоенное время на этом месте находился механизированный двор местного колхоза, а потому земля повсюду «звенит» большими и малыми частями железа сельскохозяйственного назначения, поисковикам удалось обнаружить не-

сколько небольших оплавленных кусочков дюралевой обшивки самолета со следами клепки, а также часть дюралевой трубки с клеймом 1939 года.

Зато в МКОУ Шанинской СОШ поселка уч.№26 нам повезло гораздо больше.

Ее увлекающиеся изучением истории родного края учителя Бурахина Г.И. и Доможирова Г.В. любезно предоставили нам для фотографирования крупный фрагмент дюралевой обшивки интересующего нас ««Ju88D», хранящийся в школьном краеведческом музее.

Этот, сам по себе примечательный артефакт, интересен ещё и тем, что долгое время выполнял в доме одного из местных жителей функцию печной заслонки!

Помня о немецкой пунктуальности, в том числе и в учете боевых потерь, нами была сделана попытка разыскать данные о сбитом немецком разведчике и его экипаже через доступные в интернете документы немецких архивов.

В обобщенной нами форме поиск дал следующие результаты:

«8 мая 1943 года из разведывательного полета по маршруту Купянск-Россошь-Воронеж не вернулся на аэродром немецкий самолет Ju88D-1 с бортовым номером 4N+UK (серийный номер 430587) 2-го отряда дальней разведки 22-й разведывательной группы Люфтваффе.

Состав экипажа:

• обер-лейтенант (старший лейтенант), пилот August Heinrich;

• обер-фельдфебель (старшина), штурман Heinz Helm;

• фельдфебель (сержант), бортрадист Hans Hauser;

• унтер-офицер (младший сержант), бортстрелок Heinz Kotter.

Место и причина исчезновения самолета не установлены» [10].

Мы предполагаем, что пропавший без вести «Ju88D-1», о котором говорится в обнаруженной нами немецкой сводке, был уничтожен 8 мая 1943 года советским летчиком-истребителем А.Л.Кожевниковым в районе 1-Шанино.

Кроме того, на основании анализа имеющихся документальных данных, наша поисковая группа пришла к предварительному выводу о том, что в силосной яме на краю поля у южной окраины 1-Шанино уч.№2 находятся останки штурмана Ju88D-1 Heinza Helma из 4-го Воздушного флота Люфтваффе.

Несмотря на известные нам размеры ямы, ее местонахождение с точностью примерно 40 на 40 метров и две предпринятые попытки максимально сузить зону возможного захоронения, имеющимися на данный момент у группы «Поиск» средствами найти могилу не представляется возможным.

Основная причина трудностей состоит в том, что еще десяток лет назад хорошо видная вмятина силосной ямы попала в зону сельскохозяйственных угодий и, многократно «проутюженная» тяжелой техникой, визуально исчезла. Теперь для ее обнаружения необходима дорогостоящая аппаратура.

Таким образом, работа, проведенная краеведческой группой «Поиск» МКОУ Каменностепной СОШ имени Иванова А.М., позволяет сделать следующие выводы:

• 8 мая 1943 года над территорией Таловско-го района Воронежской области советским летчиком-истребителем А.Л. Кожевниковым на самолете «Як-1», в ходе затяжного воздушного боя, был сбит немецкий самолет-разведчик дальнего действия «Ju88D-1»;

• экипаж немецкого самолета совершил вынужденную посадку на окраине 1-Шанино уч. № 2;

• трое из четырех членов экипажа «Ju88D-1» остались в живых и были взяты в плен;

• тело одного из немецких летчиков (предположительно штурмана) были захоронено местными жителями на окраине одного из ближайших полей;

• для определения точного местоположения могилы немецкого летчика с возможной последующей эксгумацией его останков необходима специализированная сложная аппаратура;

• с течением времени корпус немецкого самолета был разобран и использован местным населением на удовлетворение своих хозяйственных нужд;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в настоящее время крупный фрагмент «Ju88D-1» хранится в краеведческом музее МКОУ Шанинской СОШ поселка уч.№26;

Литература

1. Кожевников, А.Л. Записки истребителя. М., Воениз-дат, 1959 // http://www.litlikbez.com/voennaja-proza-i-memuary-kozhevnikov-anatolij-leonidovich-zapiski-istrebitelja. - С. 9.

2. Вдовенко, В.Ю. Вертикаль над Таловой // «Заря», 27 октября 2011 года. - С.2-3.

3. Авиация Второй мировой // http://www.airpages.ru

4. Антология Як // http://airfield.narod.ru

5. Кожевников Анатолий Леонидович. Наградной лист // ОБД Мемориал.

6. Филатов, И.А. «Вертикаль над Таловой» или воздушный поединок двух асов: события 70-летней давности глазами очевидцев // «Заря», 1 октября 2013 года. - С. 4.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же. - С.5.

10. Александр Заблотский, Роман Ларинцев. Уголок неба. Потери дальних разведчиков Люфтваффе на Восточном фронте в 1943 году // http://www.airwar.ru

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.