УДК 947.085.1 ББК 63.3 (2) 622
НОЧНЫЕ ОХОТНИКИ МИНУВШЕЙ ВОЙНЫ ИЗ ВЕРХНЕЙ ТИШАНКИ
(75-летию формирования 719-го полка ночных бомбардировщиков посвящается...)
Филатов Игорь Алексеевич,
кандидат исторических наук, учитель Каменностепной СОШ Таловского района Воронежской области
Аннотация. В статье подведены итоги работы краеведческой группы «Поиск» МКОУ Каменностепной СОШ им. А.М. Иванова Таловского района Воронежской области по изучению специфики боевой деятельности 719-го авиаполка советских ночных бомбардировщиков Р-5 в период с середины июля по начало ноября 1942 года.
Ключевые слова: лес, аэродром, бомбардировщики, капониры.
NIGHT HUNTERS OF THE LAST WAR FROM THE TOP OF TIANQI
Filatov ¡.A., candidate of historical sciences (Voronezh)
Abstract. The article summed up the work of the local history group «Search» Kamennosteppe MKOU SOSH im. A. M. Ivanova Talovsky district of Voronezh region for the study of the specifics of the combat activities of the 719-th regiment of the Soviet night bombers, R-5 in the period from mid-July to early November 1942. Key words: forest, airfield, bombers, caponiers.
Лишь только к закату опустится солнце, И темная ночь настает, Семьсот девятнадцатый снова готовит Смертельный воздушный полет. Пусть знает страна, что за дело святое Мы жизни своей не щадим, За светлые дни, за победу народа, Не дрогнув, мы жизнь отдадим. (Из песни о 719 авиаполке. Слова Я. Шведова, музыка Д. Покрасса)
719-й ночной бомбардировочный авиационный полк был сформирован 75 лет назад, 9 сентября 1941 года, под городом Харьков [5, с. 3]. Его главной ударной силой стали самолеты Р-5 конструкции русского и советского инженера Николая Поликарпова.
Этот двухместный легкий одномоторный биплан из дерева, перкаля и дерматина с успехом
эксплуатировался в предвоенные годы не только в военной, но и в гражданской авиации Советского Союза.
Особенно широкую известность Р-5 получили в 1934 году, поскольку оказались в числе тех самолетов, на которых советские пилоты неоднократно садились на льдину в Чукотском море с целью эвакуации команды раздавленного льдами парохода «Челюскин». Тогда 83 из 104 спасенных человек вывезли на Большую землю летавшие на Р-5 летчики Василий Молоков, Николай Каманин и Михаил Водопьянов. За совершенный подвиг эти пилоты одними из первых в стране были удостоены звания Героя Советского Союза [2, с. 4-20].
Катастрофические потери советской авиации, понесенные летом 1941 года, способность Р-5 к полетам на 800 км с грузом до 400 кг, а также их массовый выпуск в довоенные годы позволили срочно
70 -
переоборудовать этот самолет в ночной бомбардировщик с возможностью выполнения связных и агитационных (сброс листовок) функций [4, с.11-15, 22-23].
Участие Р-5 в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны быстро выявило сильные и слабые стороны этой боевой машины.
Из-за полетов Р-5 на низких высотах противник даже при помощи радиолокационных служб испытывал большие затруднения с обнаружением самолета в ночном небе. Сбить Р-5 зенитным огнем, из-за высокой проникающей способности его фанерно-перкалевого корпуса оказалось не менее сложной задачей, а специализированных ночных истребителей в начале войны у врага практически не было. В то же время на самолете Р-5 отсутствовал такой важный боевой компонент, как радиосвязь, огневая мощь (легкие пулеметы системы ШКАС калибром 7,62 мм) была невысокой, из навигационных приборов имелись только высотомер, компас и часы, а в кабине не было системы подогрева [5, с.18].
Тем не менее, эффективность боевых действий авиаполков ночных бомбардировщиков Р-5 оказалась так высока, что советское командование стремилось располагать эти подразделения поблизости от участков фронта, где складывалась наиболее напряженная обстановка.
Так, волей фронтовой судьбы 13 июля 1942 года базой 719-го авиаполка Р-5, возглавляемого воспитанником Борисоглебского авиационного училища, майором Михаилом Александровичем Баженовым, стал аэродром на краю лесного массива у села Верхняя Тишанка Воронежской области.
Сюда, с промежуточным перелетом через Кас-торное, полк вынужденно передислоцировался после того, как 28 июня 1942 года его прежний аэродром у железнодорожной станции Кшень в Курской области подвергся массированному налету немецкой бомбардировочной авиации.
Следуя своему девизу: «Ночь - кошмар для врага!», с новой базы у Верхней Тишанки летчики 719-го авиаполка в первую же ночь совершили 25 боевых вылетов для нанесения бомбовых ударов по переправам, аэродромам, складам противника, а также занятым его войсками железнодорожным станциям [1].
Непрерывные ночные действия экипажей Р-5, совершаемые в радиусе нескольких сотен километров, держали немецко-фашистских оккупантов в постоянном напряжении.
В ночь на 11 августа 1942 года экипаж Р-5 в составе летчика Л. Лобанова и штурмана П. Шир-шикова в ходе бомбардировки с малой высоты
уничтожил на железнодорожной станции Кшень несколько эшелонов с боеприпасами.
27 августа 1942 года два самолета Р-5, пилотируемые летчиками А. Мироновым и К. Василевским, пятью бомбами весом по 100 кг вывели из строя эшелон противника, двигавшийся в направлении Россоши.
21 сентября 1942 года два самолета модели PZ (усовершенствованный Р-5 - прим. наше, И.Ф.) 719-го авиаполка разбомбили эшелоны с боеприпасами на железнодорожной станции Курбатово.
В ночь с 19 на 20 октября летчикам 719-го авиаполка удалось сорвать наступление врага в районе г. Острогожска. Их воздушными ударами было уничтожено два танка, склад боеприпасов и много живой силы противника.
28 октября 1942 года 719-й авиаполк в составе ряда других полков 208-ой ночной бомбардировочной авиадивизии принял участие в массированном налете на мост через Дон в районе Семилук. В результате бомбардировки объекта самолетами Р-5 центральная часть моста получила четыре, а юго-восточная - пять прямых попаданий [1].
Наибольшие трудности для пилотов Р-5 719-го авиаполка возникали при выполнении боевых заданий над территорией Курской области, так как в этом регионе показания стрелки компаса имеют серьезные отклонения из-за магнитных аномалий.
С учетом подобной специфики, полета на малой высоте и отсутствия в самолете радиосвязи, штурману Р-5 приходилось заранее скрупулезно изучать топографическую карту с ориентирами по маршруту вылета, чтобы по ним точно выйти на заданную для бомбометания цель и после ее уничтожения безошибочно определить направление для возвращения домой [5, с.11].
В ответ на эффективные действия советских ночных бомбардировщиков и для борьбы с ними в 1942 году в частях Люфтваффе Восточного фронта появился авиационный отряд под названием «Железнодорожный ночной охотник», который оснастили ночными истребителями Fw-189.
Успешному решению требуемых немецким командованием от экипажей Fw-189 задач способствовало не только наличие у самолета мощного пулеметно-пушечного вооружения, но и конструктивная возможность нести на подвесках под крыльями до 200 кг бомбовой нагрузки.
В германской армии эти самолеты получили название «Flugauge» («Летающий глаз») или «Uhu» («Филин»), а бойцы Красной Армии прозвали Fw-189 «рамой» за его необычный силуэт, очень напоминающий летящую по небу оконную раму [3, с. 12-20].
I- 71
По воспоминаниям жителей Верхней Тишан-ки, после размещения летом 1942 года в местном лесу 719-го авиаполка самолеты Fw-189 все чаще стали появляться в небе над селом.
Днем немецкие пилоты проводили визуальный осмотр местности, вели видео и фотосъемку, пытаясь определить местоположение замаскированных в лесном массиве самолетов Р-5, а ночью, используя имевшуюся на Fw-189 радиолокационную аппаратуру, стремились подкараулить легкие ночные бомбардировщики в районе предполагаемого нахождения их аэродрома.
В случае нарушения светомаскировки при техническом обслуживании самолетов, а также в момент их взлета или посадки у Fw-189 возникала прекрасная возможность для уничтожения советских боевых машин.
Тем не менее, несмотря на все усилия немецких летчиков, найти лесной аэродром у Верхней Тишанки они не смогли, а большая часть сброшенных ими в ночное время в этом районе авиабомб упала в огороды местных жителей.
И сегодня на них хорошо видны воронки, из которых при помощи металлоискателя можно извлечь крупные осколки от разорвавшихся немецких фугасов.
Характерной особенностью фронтовых полевых аэродромов Великой Отечественной войны было отсутствие ангаров, в которых имелась бы возможность в комфортных условиях подготовить самолет к вылету.
В этом плане лесной аэродром 719-го авиаполка у Верхней Тишанки не был исключением. Краеведческая группа «Поиск» МКОУ Каменностепной СОШ им. А.М. Иванова провела его обследование и выяснила, что здесь самолеты 719-го авиаполка находились под защитой тщательно замаскированных на краю лесного массива земляных капониров подковообразной формы с высотой два, шириной до двадцати пяти и длиной до восемнадцати метров [6, с. 5].
Приписанная к каждому самолету Р-5 команда обслуживающего персонала в составе механика, специалиста по вооружению и заправщика, находилась в расположенных за капонирами землянках, в которых поисковикам удалось обнаружить звенья от ленты авиационного пулемета системы ШКАС, гильзы патронов калибра 7,62 мм, а также фрагменты дюраля.
По действующим в годы войны армейским временным нормативам на подготовку к вылету ночного бомбардировщика Р-5 отводилось всего двадцать минут. Поэтому как только возвращавшийся с боевого задания самолет приземлялся, команда обслуживающего персонала немедленно бежала к
нему, чтобы с максимально возможной быстротой привести самолет в боеготовность номер один.
В ночное время механики Р-5 вели ремонт техники на ощупь, по памяти. Освещение категорически запрещалось из-за опасности демаскировки аэродрома с воздуха. Только в исключительных случаях и лишь на несколько секунд разрешалась подсветка ручным фонариком.
Имея дело с мелкими деталями, механики вынуждены были обходиться без рукавиц. По этой причине кисти их рук постоянно были покрыты ушибами и ссадинами, а в зимнее время нередко случались обморожения.
В обязанности специалиста по вооружению входил демонтаж пулемета штурмана для его чистки, смазки и перезарядки с последующей установкой на прежнее место, погрузка в самолет ящика с пулеметными патронами, подвеска авиабомб с предварительно ввинченными в них соответствующими типами взрывателей. В общей сложности, кроме необходимости в ночных условиях открутить и закрутить десятки болтов, шурупов и гаек, от одного человека требовалось поднять, переместить и закрепить около 500 кг боекомплекта. А ведь боевая обстановка порой складывалась так, что за одну ночь Р-5 совершали до шести-семи вылетов!
Тем удивительнее, что на должностях специалистов по вооружению в личном составе 719-го авиаполка успешно несли боевую службу несколько девушек: Полина Столярова, Ольга Судьева и Надежда Скрыльникова [5, с. 19]. На хрупких плечах этих вчерашних школьниц лежала очень высокая ответственность, поскольку ошибки обслуживающего персонала, допущенные при подготовке самолета к боевому вылету, вели, как правило, к гибели боевой машины и ее экипажа.
9 сентября 1942 года 719-й авиаполк отмечал годовщину своего формирования. На прошедшем по этому случаю в Верхней Тишанке торжественном мероприятии командир 208-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии полковник Феодосий Порфирьевич Котляр наградил 22 человека из личного состава 719-го авиаполка орденами «Красной Звезды» и «Красного Знамени», а также медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу» [1].
10 сентября 1942 года в Верхней Тишанке состоялся праздничный концерт художественной самодеятельности 719-го авиаполка, а 1 ноября 1942 года в 719-ый авиаполк с концертной программой прибыли артисты Ленинградского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Для летчиков было показано по одному действию из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» [1].
72 1
4 ноября, пробыв в Верхней Тишанке в общей сложности три месяца и двадцать один день, полк покинул успевшее стать родным село и вылетел в направлении г. Калача для принятия участия в составе войск Юго-Западного фронта в Сталинградской битве [1].
В памяти советских летчиков навсегда остались доброжелательные и нарядные жители Верхней Тишанки, многочисленные дворовые колодцы с вкусной ключевой водой, пляски и частушки под наигрыши местной «Мотани», а также сосновый и лиственный лес, хорошо укрывавший самолеты Р-5 от воздушной разведки противника.
После окончания Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., в 1974 и 1979 гг., ветераны 719-го авиаполка дважды гостили в Верхней Тишанке, оба раза находя у местного населения самый теплый прием [7].
Об этих встречах в музее МКОУ Верхнети-шанской СОШ напоминает альбом, на страницах которого посетители могут не только рассмотреть
подаренные летчиками школе свои фронтовые фотографии, но и прочесть рукописные воспоминания
ветеранов о боевом пути героического авиаполка.
Примечания:
1. Альбом воспоминаний летчиков 719-го авиаполка (1974, 1979 гг.) // Музей МКОУ Верхнетишанской СОШ Таловского района Воронежской области.
2. Котельников, В. Самолет первых героев // Авиация и время, 2010, №3.
3. Котельников, В., Хазанов, Д. Легендарная «рама» // Мир авиации, 1994, №1.
4.Маслов, М. Самолет Р-5 // Авиация и космонавтика, 1997, №2.
5. Немцев, Н.А. 719-й ночной бомбардировочный: очерк истории полка. - Курск, 2003. - 35 с.
6. Полозов, Г. В войну наши самолеты взлетали на задания из леса под Тишанкой // Таловская районная газета «Заря», 2016, №30.
7. Селизова, А. Незабываемые встречи // Таловская районная газета «Заря», 1979, 24 мая.