Научная статья на тему 'Трагедия длиною в жизнь (к 70-летию гибели фронтового бомбардировщика Пе-2 в Таловском районе Воронежской области)'

Трагедия длиною в жизнь (к 70-летию гибели фронтового бомбардировщика Пе-2 в Таловском районе Воронежской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
296
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЕННАЯ СТЕПЬ / STONE STEPPE / ГРУППА "ПОИСК" / САМОЛЁТ / A GROUP OF "SEARCH" OF THE PLANE / ЛЁТЧИКИ / PILOTS / ВЗРЫВ / EXPLOSION / АВИАБОМБА / BOMB / ТРОТИЛ / TNT / ОБЕЛИСК / OBELISK / ПАМЯТЬ / AND MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филатов Игорь Алексеевич

В статье подводится итог многолетней исследовательской работы краеведческой группы «Поиск» МКОУ Каменностепной СОШ Таловского района Воронежской области, проводимой по вопросу изучения истории гибели в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. советского бомбардировщика на территории Каменной Степи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAGEDY AS LONG AS LIFE (to the 70-th anniversary of the death of front-line bomber PE-2 in Таловском district of Voronezh region)

The article is a summary of the multi-year research of local history group «Search» МКОУ Каменностепной high school Talovsky district of Voronezh region, conducted on the issue of studying the history of death in the years of the great Patriotic war of 1941-1945, the Soviet bomber on the territory of the Stone Steppe.

Текст научной работы на тему «Трагедия длиною в жизнь (к 70-летию гибели фронтового бомбардировщика Пе-2 в Таловском районе Воронежской области)»

УДК 629.13(471.324) ББК 39.52(235.45)

ТРАГЕДИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

(к 70-летию гибели фронтового бомбардировщика ПЕ-2 в Таловском районе Воронежской области)

Филатов Игорь Алексеевич,

кандидат исторических наук (г. Воронеж)

Аннотация. В статье подводится итог многолетней исследовательской работы краеведческой группы «Поиск» МКОУ Каменностепной СОШ Таловского района Воронежской области, проводимой по вопросу изучения истории гибели в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. советского бомбардировщика на территории Каменной Степи.

Ключевые слова: Каменная Степь, группа «Поиск», самолёт, лётчики, взрыв, авиабомба, тротил, обелиск, память.

THE TRAGEDY AS LONG AS LIFE

(to the 70-th anniversary of the death of front-line bomber PE-2 in Tmobckom district of Voronezh region) Filatov I.A.,

candidate of the history sciences (Voronezh)

Abstract. The article is a summary of the multi-year research of local history group «Search» MKOY KaMeHHocmen-hou high school Talovsky district of Voronezh region, conducted on the issue of studying the history of death in the years of the great Patriotic war of 1941-1945, the Soviet bomber on the territory of the Stone Steppe.

Key words: Stone Steppe, a group of «Search» of the plane, the pilots, explosion, bomb, TNT, obelisk, and memory.

Несмотря на то что страна отметила 65-ю годовщину Великой Победы над фашистской Германией и её союзниками, в летописи Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. по-прежнему содержится множество неизвестных или малоизвестных страниц.

К одной из них, до недавнего времени, относилась и история гибели зимой 1942 года недалеко от Каменностепной селекционной станции Таловского района Воронежской области советского бомбардировщика, которую я впервые услышал весной 1999 года от старожилов Каменной Степи - Леонида Ивановича Селезнёва и Бориса Яковлевича Антиликаторова.

Тогда же, по моей просьбе, Л.И. Селезнёв и Б.Я. Ан-тиликаторов, бывшие в 1942 году учащимися среднего

46

звена местных школ, предоставили письменные воспоминания о событии.

Благодаря этим документам, спустя много лет, удалось воссоздать относительно целостную картину случившегося:

«В 20-х числах декабря 1942 года, часа в 2-3 дня мы находились в школе и услышали резкий рёв двигателей самолёта. Все бросились к окнам и увидели вдалеке высокий столб чёрного дыма. Схватив сумки, мы (человек 20 школьников) пошли в его направлении. Вдруг раздался взрыв, что заставило нас ускорить шаг. Когда мы пришли на место, то увидели взорванный самолёт и трёх военных, подбиравших останки лётчиков. Один из солдат нёс ногу в унте. На дереве ближайшей лесополосы висели длинные

тёмные волосы с фрагментами черепа. Снег был обрызган кровью. Рядом с самолётом были воронки и лежали две крупные неразорвавшиеся бомбы.

Мы, мальчишки, стали собирать куски дюраля, пригодные для изготовления расчёсок, а прибежавшие с нами собаки бросились есть уже замерзавшие куски человеческого мяса.

Когда военные уехали, ребята полезли внутрь фюзеляжа самолёта. Он внутри был чистым от огня, с сохранившимися проводами. Однако горел вытекающий из топливных баков крыла самолёта бензин. Мы стали брать то, что нас заинтересовало: ленты с патронами, магнето, различные приборы...

Весной фюзеляж самолёта оттащили трактором к местной мастерской, воронки засыпали, а поле засеяли.

Одного раненого лётчика успела спасти, вытащив его из самолёта до взрыва, наша учительница русского языка и литературы Нейно Анна Викентьевна, которая случайно первой оказалась рядом с местом падения бомбардировщика».

Помимо воспоминаний, Л.И. Селезнёв и Б.Я. Анти-ликаторов нарисовали примерные карты-схемы падения самолёта и его местоположения на момент взрыва.

Для исследования указанной местности мною была создана поисковая группа из учащихся старшего звена Каменностепной СОШ, впоследствии получившая официальное одноимённое название - «Поиск».

С опорой на карту-схему очевидцев весной 1999 года нами был проведён беглый визуальный осмотр местности, моментально давший первые результаты в виде фрагментов дюралевой обшивки бело-зелёного цвета с явными признаками деформации от удара взрывной волны.

Итогом поисков стала инициатива поисковой группы по установке у прилегающей к месту трагедии лесополосы Памятного знака.

В открытый 1 мая 1999 года скромный обелиск был вмонтирован крупный фрагмент фюзеляжа самолёта, который, в память о событии минувших лет, бережно хранил у себя дома Б.Я. Антиликаторов [1].

Вместе с тем в этой истории по-прежнему оставалось большое количество «белых пятен». В тот момент закрыть некоторые из них могла помочь встреча со спасшей одного из лётчиков А.В. Нейно.

Пытаясь выяснить судьбу этой героической женщины, давно уехавшей из Таловского района, мы обратились к бывшему директору Каменностепной школы Иванову А.М.

К нашему удивлению и радости, он не только хорошо знал эту учительницу, но и сообщил её домашний адрес и телефон. Оказалось, что А.В. Нейно проживала в городе Воронеж.

Мы попытались завязать с бывшей учительницей переписку и вскоре получили от неё обстоятельный ответ в виде написанного от руки интервью Анны Викентьев-ны, данного в 60-х гг. для районной газеты «Заря»:

«Это был тревожный 1942 год. Бои шли уже на Дону, в районе Лисок. В один из морозных декабрьских дней наш самолёт, выполнив задание, возвращался на аэродром. Хотя самолёт был подбит, лётчик не терял надежды добраться до своих. Вот и лесозащитные полосы Института имени Докучаева. Лететь дальше было нельзя. Лётчик повёл самолёт на посадку. И никакой уверенности в том, что посадка будет благополучной. Двое из экипажа выбросились на парашютах. Лётчик был ранен, но машину не оставил. А земля всё ближе и ближе...

В этот субботний день, окончив занятия в школе, Анна Викентьевна решила навестить родителей, которые жили в посёлке Таловая. От Осиновки до Таловой около двадцати километров. Дорога шла среди лесополос. Вдруг Анна Викентьевна увидела самолёт. Что-то необычное чувствовалось в гуле его моторов. Это её насторожило. Через несколько минут она услышала страшный треск ломаемых деревьев и побежала на шум. Подбегая, она увидела дымящийся самолёт, а потом услышала крик лётчика: «Не подходите, сейчас будут рваться гранаты!». В нерешительности Анна Викенть-евна остановилась. Вдруг она увидела мужчину, который на подводе вёз хворост. Обрадованная, она попросила его помочь ей спасти лётчика. Но, услышав о гранатах, мужчина поторопился подальше уехать от опасного места. Возмущение и стыд за этого трусливого человека придали Анне Ви-кентьевне сил. Она бросилась к самолёту. Лётчик сам двигаться не мог, но спросил: «Где мы? У своих?».

«Да, у своих», - последовал ответ спасающей. Собрав последние силы, Анна Викентьевна успела вытащить из дымящегося самолёта лётчика. За считанные минуты она оттащила его немного от самолёта, когда начались взрывы. Но осколки свистели поверху. Анна Викентьевна накрыла раненого лётчика своим пальто. К месту происшествия бежали люди. Лётчику оказали первую медицинскую помощь и отправили в Таловский госпиталь. Покинувшие самолёт два человека экипажа погибли: парашюты не успели раскрыться. Их тела были найдены. Это был радист Анисимов (узнали по комсомольскому билету), а фамилию другого авиатора установить не удалось. Лётчик Крайнов Николай Афанасьевич был спасён» [2].

Теперь, благодаря переписке, мы знали фамилию спасённого лётчика, а также одного из двух погибших членов экипажа. Но тут же возник вопрос, связанный с тем, как лётчики могли прыгать с парашютами, находясь на высоте двух-трёхэтажного дома? Для устранения возникшего противоречия возникла явная необходимость лично побеседовать с Анной Викентьевной.

Поэтому, взяв с собой в качестве «сувениров» несколько осколков, найденных на месте падения самолёта, летом 1999 года я отправился в Воронеж.

Встреча получилась очень трогательной, поскольку А.В. Нейно никак не ожидала, что спустя много лет совершённый ею подвиг может кого-то настолько серьёзно заинтересовать. Увиденные же осколки корпуса бомбардировщика настолько обострили воспоминания минувших лет, что заставили женщину расплакаться.

Выслушав мои размышления о совершенной нелогичности и принципиальной бессмысленности прыжка с парашютом за несколько секунд до посадки самолёта, Анна Викентьевна полностью поддержала мою точку зрения. При этом выяснилось, что самого факта совершения прыжков она не видела, а побеседовать со спасённым лётчиком во время его временного нахождения в Талов-ском госпитале ей не разрешили.

Свою же газетную «прыжковую» версию 60-х гг. женщина объяснила эмоциональными впечатлениями, которые оставили в памяти разбросанные взрывом по кронам окрестных деревьев фрагменты тел авиаторов и куски парашютной ткани.

Таким образом, после встречи с А.В. Нейно стало понятно, что экипаж бомбардировщика совершил вынужденную посадку в полном составе, а тела двух (ещё живых или уже мёртвых), остававшихся в машине после спасения Крайнова Н.А. лётчиков, были разорваны взрывом боекомплекта горящего самолёта.

Эти и другие итоги нашей работы были отражены в статьях «Прерванный полёт» и «Последний полёт «103»» [3, 4].

Однако на этом поиск ещё далеко не был закончен.

Во-первых, требовалось выяснить инициалы Аниси-мова, а также фамилию, имя и отчество третьего члена экипажа.

Во-вторых, по-прежнему спорным оставался вопрос о типе бомбардировщика.

В-третьих, нуждалась в проверке достаточно сомнительная информация одного из очевидцев гибели самолёта, который утверждал, что две крупные неразорвавшиеся авиабомбы на его глазах закопали на глубину около метра прямо на поле (!).

При таком условии, учитывая особенность земли «рожать» (т.е. ежегодно выдавливать из себя на 2-3 см. находящиеся на глубине предметы), к концу 90-х гг. эти бомбы уже должны были бы оказаться в зоне досягаемости плуга.

Для решения первого вопроса был подготовлен и отправлен запрос в ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны, г. Подольск), ответ на который так и не был получен (как выяснилось впоследствии, по вполне понятным причинам).

С большими трудностями пришлось столкнуться и при определении типа самолёта. Очевидцы плохо помнили его хвостовую часть, а именно: двухкилевой или одно-килевой хвост был у бомбардировщика.

Поэтому, как возможные варианты, рассматривались бомбардировщики ИЛ-4, ТУ-2 и ПЕ-2.

В результате, после долгих бесед, опросов и аналитических сопоставлений, мной был сделан вывод, что хвост самолёта был двухкилевой, а, значит, мы можем иметь дело с ТУ-2 или, что наиболее вероятно для 1942 года, ПЕ-2.

Также, по нашей просьбе, для обследования бомбо-искателем места падения самолёта на предмет возможного обнаружения закопанных на поле уцелевших авиабомб,

в 2000 году администрацией Каменностепного сельского поселения приглашалась группа сапёров из г. Лиски, однако проведённые поиски не дали результатов.

Помимо этого, на протяжении более десяти лет группой «Поиск» предпринимались осмотры накрыггой взрывом боекомплекта пахотной зоны. Мы (к сожалению, как выяснилось в дальнейшем, совершенно напрасно) надеялись найти фрагмент самолёта с номерными знаками завода-изготовителя, что могло бы позволить точно определить тип бомбардировщика и место его выпуска.

Тем не менее, именно благодаря этим многолетним работам, удалось достаточно точно выявить основные направления распространения взрывных волн, а также уточнить местоположение самолёта.

Весной 2012 года бригадир местных механизаторов сообщил мне о том, что, во время проведения полевых работ, примерно в 100 метрах от места падения самолёта был выпахан крупный металлический стержень. Уже при первом осмотре выяснилось, что трактористы случайно обнаружили часть распределительного вала погибшей боевой машины.

Приличный вес находки, а самое главное, её местоположение по отношению к эпицентру взрыва, не только заставили меня несколько иначе взглянуть на масштаб разыгравшейся в декабре 1942 года трагедии, но и придали поисковой работе новый импульс.

В частности, после окончания летних каникул я решил сориентировать ребят из группы «Поиск» МКОУ Ка-менностепной СОШ на проведение нового, расширенного, комплекса поисковых исследований, включающих в себя как работу на местности, так и изучение электронных архивов.

Прежде всего, мы увеличили до 100 метров радиус обследуемой территории, что автоматически привело нас к необходимости осмотра ближайших к месту взрыва лесополос.

Кроме того, для проверки по секторам площади, составившей, в общей сложности, несколько гектаров, нами был использован металлоискатель АСЕ 250 американской фирмы Garret.

Одновременно были начаты работы с документами электронного архива ОБД «Мемориал».

Первые результаты наших трудов не заставили себя долго ждать.

14 сентября 2012 года, в 60 метрах от места падения самолёта, при помощи металлоискателя была найдена пятидесятикилограммовая авиабомба.

Профессиональная интернет-консультация, в тот же день оказанная группе «Поиск» специалистами-поисковиками из тульского объединения «Искатель», позволила уверенно классифицировать находку как советскую фугасную авиационную бомбу ФАБ-50 [5].

Переделанная из 152-мм гаубичного снаряда, с радиусом разлёта осколков до 1 километра, она пролежала в лесополосе у просёлочной дороги почти семьдесят лет.

48

К счастью, страшная разрушительная сила ФАБ-50 проявила себя лишь в момент её уничтожения сапёрами подразделения ВОПСС (Воронежская областная поисковая спасательная служба) в одном из карьеров недалеко от р.п. Таловая [6].

Параллельно этим событиям, используя возможности электронного архива ОБД «Мемориал», нам удалось обнаружить данные наградного листа единственного уцелевшего члена экипажа бомбардировщика - Крайнова Н.А.:

«Крайнов Николай Афанасьевич.

1916 г.р.

Воинское звание: старший сержант.

В РККА с 10.1940 года

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.

Будучи стрелком-радистом 797 авиаполка 242 авиадивизии Центрального фронта, при наступлении советских войск поддерживал авиацией сухопутные войска. При выполнении боевого задания в 40 км. от Воронежа 25 декабря 1942 года был тяжело ранен в правую кисть верхней конечности, в правую нижнюю конечность и голову. В результате ранения - укорочение правой ноги на шесть сантиметров. Резкое ограничение движения в правом коленном суставе. Инвалид III группы. Работает заместителем директора кроликосовхоза. Достоин награждения Орденом Славы III степени.» [7].

Помимо того что этот документ давал информацию о судьбе спасённого А.В. Нейно лётчика и подтверждал его фамилию, в нём содержались важные сведения о боевом подразделении, куда входил экипаж погибшего самолёта, а также точная дата его гибели.

С опорой на обнаруженный наградной лист нами был тут же сделан новый запрос в ЦАМО.

Ожидая ответ из архива Министерства обороны, в октябре 2012 года группа «Поиск» периодически возобновляла работы на местности.

В целях обеспечения безопасности населения Каменной Степи и её гостей, нам представлялось очень важным до наступления осенней распутицы успеть осторожно, но тщательно, проверить все оставшиеся необследованными сектора.

В эти дни было обнаружено большое количество осколков авиабомб, крупные фрагменты фюзеляжа боевой машины, кольцо от парашюта, несколько стреляных гильз от немецкого карабина системы Маузер (!) и винтовки Мосина (по всей видимости, это было личное оружие советского экипажа), а также фрагменты боекомплекта 20-мм авиапушки ТТТВАК (Шпитальный - Владимиров авиационная крупнокалиберная) [8].

Последнее вновь позволило предположить, что погибший самолёт мог иметь маркировку как ТУ-2, так и ПЕ-2Ш (штурмовик), поскольку обычный ПЕ-2 был вооружён пулемётами УПБ (универсальный пулемёт Березина) и ШКАС (Шпитальный-Комарицкий авиационный скорострельный) [9].

5 ноября 2012 года, примерно в сорока метрах от местоположения первой ФАБ-50, на небольшой глубине

был обнаружен второй неразорвавшийся однотипный советский «фугас» [10].

На этот раз, поскольку у боеприпаса отсутствовал взрыватель, авиабомба с шестью килограммами тротила была вывезена из лесополосы силами местного отделения полиции.

Одной из важных информативных находок этой осени стал и найденный крупный фрагмент авиабомбы ФАБ-250. По всей видимости, прежде всего, взрыв именно этой мощной полутораметровой бомбы (или бомб), содержащей почти 100 килограммов взрывчатого вещества, уничтожил приземлившийся самолёт ПЕ-2 и его экипаж, а также «веером» раскидал на десятки метров вокруг бомбы меньшего калибра.

Последние работы, проведенные нами в самом конце ноября, вновь позволили пополнить музей поисковой группы.

Из земли были извлечены несколько крупных фрагментов обшивки и топливной системы бомбардировщика, серия мелких бомбовых осколков, а также элементы боекомплекта огневой защиты ПЕ-2.

На этом обследование секторов в радиусе 100 метров вокруг места падения самолёта завершилось.

Наконец, в начале декабря, группа «Поиск» получила ответ на свой запрос из ЦАМО:

«Сообщаем, что в боевом донесении № 02 штаба 797 бомбардировочного авиационного полка на 25.12.1942 г. значится: «797 ББП тремя самолетами ПЕ-2 атаковал скопление повозок и окопы противника в пункте Старая Калит-ва. Атака произведена в 12.30 с высоты 1.500 метров.

Самолёт № 9-14/137 экипаж - пилот ст. сержант Селиверстов, стрелок-бомбардир Князев, радист Крайнов (имя, отчества не указаны).

При полете к цели в районе Бутурлиновка, по докладу ведущего к-на Ермак, задымил мотор и было видно пламя.

Самолет возвратился. Где произвел посадку, состояние экипажа и мат. части неизвестно. Есть предположение: сел в р-не Таловая».

Основание: ЦАМО РФ, опись 167195с, дело 3, л. 2

В журнале боевых действий 797 БАП за июнь 1942 г. - март 1943 г. на 25.12.1942 г. имеется запись: «Экипаж Селиверстова сгорел: летчик и штурман, стрелок-радист, тяжело ранен, в госпитале».

Основание: ЦАМО РФ, опись 167195с, дело 5, л. 11

Также сообщаем, что в именном списке безвозвратных потерь личного состава частей 202 бомбардировочной авиационной дивизии, в состав которой входил797 бап на 25 декабря 1942 года, за период с 15.12. 1942 г. по 10.1.1943 г. значится:

« 797 ББАП

- Селиверстов Михаил Сергеевич, ст. сержант, пилот, 1919 г. р., место рождения: Калининская обл., Старинский р-н, призван Старинским РВК; 25.12.1942 г погиб при выполнении боевого задания, похоронен: станция Таловая Воронежской обл.; отец - Селиверстов С.Е., адрес: Калининская обл., Старинский р-н, с. Гурьево;

- Князев Виктор Петрович, сержант, стрелок-бомбардир, 1917 г. р., место рождения: Удм. АССР, Боле-зинский р-н, призван Болезинским РВК; 25.12.1942 г. погиб при выполнении боевого задания, похоронен: станция Таловая Воронежской обл., мать - Князева Прасковья Андреевна, адрес: Удм. АССР, Болезинский р-н, дер. Тукташ.»

Основание: ЦАМО РФ, фонд 20507, опись 1, д. 76,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л.22».

Благодаря материалам этой архивной справки, не только прояснились подробности боевых действий и уточнена дата гибели советского бомбардировщика, но и был однозначно определён тип самолёта, установлен его номер, внесена ясность в список членов экипажа, получены домашние адреса погибших авиаторов, а также стало понятно, что, в нашем случае, лётчик Анисимов - фигура вымышленная.

Нам кажется, что этот факт можно объяснить либо ещё одной ошибкой в нарушенной стрессом и давностью лет памяти А.В. Нейно, либо случайным наличием в самолёте на момент его взрыва комсомольского билета на имя лётчика Анисимова.

Будут ли обнаружены новые неразорвавшиеся ФАБы в окружающих место гибели ПЕ-2 лесополосах Каменной Степи?

На мой взгляд, к настоящему времени на этот вопрос с большой долей вероятности можно дать отрицательный ответ.

Дело в том, что, при длине около 12,5 метров и размахе крыла порядка 17 метров, нормальная бомбовая нагрузка самолёта ПЕ-2 составляла 600 кг., а максимальная достигала 1000 кг [11].

Нам известно, что две лежавшие рядом с самолётом неразорвавшиеся авиабомбы (по-минимуму предположим, что это были ФАБ-50 или ФАБ-100) забрали военные в декабре 1942 года, ещё два «фугаса» общим весом в 100 кг были обнаружены группой «Поиск» этой осенью, и, наконец, после посадки произошёл взрыв не менее одной бомбы ФАБ-250.

Таким образом, получается, что мы владеем информацией о судьбе примерно 500 кг. боекомплекта бомбардировщика.

На наш взгляд, результаты анализа архивных документов и итогов проведённого группой «Поиск» тщательного обследования окрестностей в районе места гибели самолёта, вполне позволяют полагать, что оставшиеся возможные 500 кг. смертоносного груза были частично сброшены на врага во время боя у Старой Калитвы, а также детонировали после совершения бомбардировщиком вынужденной посадки в Каменной Степи.

Понятно и то, почему советские лётчики не избавились от бомб перед вынужденной посадкой: в этом случае, летя на малой высоте, самолёт неизбежно был бы уничтожен воздействием взрывных волн.

Учитывая результаты работы группы «Поиск» в сезоне 2012 года, поселковая администрация Каменностеп-ного сельского совета выступила с инициативой реконструировать установленный рядом с местом гибели бомбардировщика обелиск, а также сделать запросы в военкоматы регионов, откуда призывались авиаторы.

В случае получения положительных ответов, в мае 2013 года родные и близкие экипажа ПЕ-2, а также родственники А.В. Нейно будут приглашены в Каменную Степь, чтобы побывать на месте трагедии и почтить память погибших.

Это тем более важно, что, несмотря на данные ОБД «Мемориал», по словам старожилов Каменной Степи, останки лётчиков Князева В.П. и Селивёрстова М.С. покоятся не в Таловой, а в братской могиле № 302 парка Института им. Докучаева.

Таким образом, проведённая группой «Поиск» МКОУ Каменностепной СОШ тринадцатилетняя исследовательская поисковая работа позволяет сделать ряд следующих выводов:

• 25 декабря 1942 года на территории Каменной Степи Таловского района Воронежской области совершил вынужденную посадку подбитый противником в районе Старой Калитвы советский бомбардировщик ПЕ-2 № 9-14/ 137 797 БАП 202 БАД;

• в состав экипажа входили: пилот, старший сержант Михаил Сергеевич Селиверстов; стрелок-бомбардир, сержант Виктор Петрович Князев; стрелок-радист, старший сержант Николай Афанасьевич Крайнов;

• в результате серии наземных взрывов два члена экипажа ПЕ-2 погибли, а один лётчик (Н.А. Крайнов) был спасён местной учительницей Анной Викентьевной Нейно;

• часть боекомплекта ПЕ-2 не успела детонировать, что подтверждено обнаружением в районе падения бомбардировщика двух неразорвавшихся советских фугасных авиационных бомб ФАБ-50.

Примечания:

1. Филатов, И. Последний полёт «103» // «Заря», 8 мая 1999 года.

2. Подвиг? Да!// «Заря», 8 марта 1967 года.

3. Филатов, И. Прерванный полёт // «Коммуна», 8 мая 1999 года.

4. Филатов, И. Последний полёт «103» // Незабываемое. Книга вторая. - Воронежская областная типография издательство им. Е.А. Болховитинова, 2005 год С. 81 - 84.

5. Саликов, А. Эхо минувшей войны // «Заря», 18 сентября 2012 года.

6. Там же.

7. ЦАМО, ф. 33, оп. 744809, д. 8

8. Болотин, Д.Н. Советское стрелковое оружие. - М., 1990. -С. 285.

9. Тоже, С. 284, 287.

10. Саликов, А. Новая встреча с войной // «Заря», 8 ноября 2012 года.

11. Косминков, К.Ю., Гринюк, Д.В. Самолёты сталинских соколов. - Советские самолёты 1920 - 1945 гг. - С.-Петербург, 1992. - С. 32.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.