Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Налог на транспортные средства представляет собой денежный платеж / налоговая ставка которого делится по видам транспортных средств и перечисляется в местный бюджет из расчета одна лошадиная сила на мощность двигателя. Налог на транспортные средства — самый распространенный в мировой практике налог / который платят владельцы транспортных средств / физические и юридические лица / а также индивидуальные предприниматели. Средства / полученные от налогоплательщиков / не отправляют в государственный бюджет / а оставляют в местном бюджете. Деньги уходят на финансирование различных программ и проектов / связанных с развитием транспортной инфраструктуры / в частности строительство и содержание автодорог.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раджабов Комрон Раджабович, Раджабов Комрон Раджабович, Раджабов Комрон Раджабович

Налог на транспортные средства представляет собой денежный платеж, налоговая ставка которого делится по видам транспортных средств и перечисляется в местный бюджет из расчета одна лошадиная сила на мощность двигателя. Налог на транспортные средства — самый распространенный в мировой практике налог, который платят владельцы транспортных средств, физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Средства, полученные от налогоплательщиков, не отправляют в государственный бюджет, а оставляют в местном бюджете. Деньги уходят на финансирование различных программ и проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, в частности строительство и содержание автодорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

УДК 336.221.4

ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ

ТАДЖИКИСТАН

РАДЖАБОВ КОМРОН РАДЖАБОВИЧ

к.э.н., и.о., доцент кафедры налог и страхования Таджикского государственного университета коммерции, г. Душанбе, Республики Таджикистан

РАДЖАБОВА ЗИЁДАМОХ ДЖУМАЕВНА

к.э.н. кафедры финансы и кредит Технологический университет Таджикистана, г. Душанбе,

Республики Таджикистан

САФАРОВ ФИРУЗ ДЖУМАБОЕВИЧ

преподаватель кафедры экономической теории Бохтарский государственный университет

имени Насира Хусрава

Аннотация: Налог на транспортные средства представляет собой денежный платеж, налоговая ставка которого делится по видам транспортных средств и перечисляется в местный бюджет из расчета одна лошадиная сила на мощность двигателя. Налог на транспортные средства — самый распространенный в мировой практике налог, который платят владельцы транспортных средств, физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Средства, полученные от налогоплательщиков, не отправляют в государственный бюджет, а оставляют в местном бюджете. Деньги уходят на финансирование различных программ и проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, в частности строительство и содержание автодорог.

Ключевые слова: история налогообложения, транспортные средства, платежи, контроль, налоговые органы, анализ, деятельность хозяйствующих субъектов.

Налог на транспортные средства - это обязательный платеж для всех физических лиц, организаций и индивидуальныее предприниматели, владеющих транспортные средства [7].

Налог должен быть уплачен в бюджет в те же сроки, которые установлены для прохождения регистрации или ежегодного технического осмотра транспортных средств [1]. Налог на транспортные средства является видом обязательного налога, который полностью уплачивается в местный бюджет.

Налог на транспортные средства впервые появились в США в 1908 году примерно в то же время, что и Ford Model T, тогда сумма налога включалась в цену бензина [4].

Восстановление национальной налоговой системы в Таджикистане началось с момента провозглашения независимости республики - 9 сентября 1991 года [3]. Перед государством встал вопрос о создании самостоятельного национального строя - одного из важных признаков государственной независимости.

Создание национальной налоговой системы было одной из важных задач переходной экономики, но ее решение зависело от формирования различных отраслей самостоятельной государственности и выбора модели социально-экономического развития страны. Тройственные задачи решались в сложных общественно-политических и социально-экономических условиях, в условиях отсутствия опыта, обращения к тестам, совершению ошибок, использованию шаблонов, которые применялись в других постсоветских странах, например, России. В 1991-1993 годах были разработаны основные формы будущего устройства государства, модели экономического развития и национальной налоговой системы.

Плановая налоговая система была нарушена в 1991 году, и с тех пор продолжается работа по построению и совершенствованию национальной налоговой системы в соответствии с

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

экономическими условиями переходного периода. Начало этой работе положил приказ Президента Республики Таджикистан «Об организации налоговой службы Республики Таджикистан» (3 января 1992 года). Позже Указом Президента Республики Таджикистан этот аппарат получил наименование Главного государственного аппарата Республики Таджикистан (19 февраля 1992 года № VП-46). В первые три месяца его действия были введены основные виды налогов, соответствующие условиям рыночной экономики [9]:

1) налог на добавленную стоимость (Закон Республики Таджикистан от 6 января 1992 года № 498);

2) акцизы (Закон Республики Таджикистан от 6 января 1992 года № 500);

3) налог на доходы граждан Республики Таджикистан, граждан иностранных государств и лиц, не являющихся гражданами страны (Закон Республики Таджикистан от 6 января 1992 года № 502);

4) государственный таможенный платеж (Закон Республики Таджикистан от 6 января 1992 года № 496);

5) налог с собственника транспортных средств (Закон Республики Таджикистан от 6 января 1992 года № 494);

6) земельный налог (Закон Республики Таджикистан от 6 марта 1992 года № 547);

Закон Республики Таджикистан от марта 1992 года «О налоговых органах Республики

Таджикистан» (№ 590 от 14.03.1992 г.) сыграл решающую роль в становлении и восстановлении налоговой системы. В этом законе были назначены указания о правах налоговых органов республики.

Налог с владельцев транспортных средств начал взиматься с 1992 г. [5]. В настоящее время налог с владельцев транспортных средств разработан на основании Инструкции «О порядке исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств», которая утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 18 июня 1999 года [2].

Плательщиками налог на транспортные средства являются лица, признаваемые собственниками и (или) пользователями транспортных средств, подлежащих налогообложению [7 стр. 285].

Объектами налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, железнодорожные локомотивы, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, моторные сани, моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), перечень которых определяется Правительством Республики Таджикистан [7 стр. 285].

Регистрация объектов налогообложения осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными органами в сфере транспорта, обороны, сельского хозяйства и (или) другими государственными органами (далее - уполномоченные органы по регистрации транспортных средств).

Ставки налога на транспортные средства устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, давления реактивного двигателя, наименования, посадочных мест, грузоподъемности, сферы деятельности из расчёта одной лошадиной силы мощности двигателя, 1 кВт/ч электроэнергии мощности двигателя и одного килограмма - давления реактивного двигателя в следующих размерах [7 с. 286-277]:_

Наименование объектов налогообложения Ставка налога в процентах от показателей для расчетов

Мотоциклы и мотороллеры (на каждую лошадиную силу) 2,5

Легковые автомобили (на каждую лошадиную силу): - до 250 лошадиных сил - от 250 до 300 лошадиных сил 7,5 10

от 300 до 350 лошадиных сил свыше от 350 лошадиных сил

12 15

Автобусы (до 12 мест) (на каждую лошадиную силу)

7,5

Автобусы (для 13-30 мест) (на каждую лошадиную силу)_

Автобусы (свыше от 30 мест) (на каждую лошадиную силу)_

9,5

Грузовые автомобили и другие транспортные средства грузоподъемностью до 10 тонн (на каждую лошадиную силу)_

11

Грузовые автомобили (грузоподъемностью от 10 до 20 тонн) (на каждую лошадиную силу)_

12,5

Грузовые автомобили (грузоподъемностью от 20 до 40 тонн) (на каждую лошадиную силу)_

13,5

Грузовые автомобили (грузоподъемностью свыше от 40 тонн) (на каждую лошадиную силу)_

14,5

Тракторы, моторные транспортные средства для строительства, пневматические и гусеничные самоходные механизмы, за исключением используемых в сельскохозяйственной отрасли (на каждую лошадиную силу)_

Снегоход и моторные сани (на каждую лошадиную силу)_

Лодки, моторные лодки, яхты, парусные лодки, гидроциклы и другие водные транспорты (на каждую лошадиную силу)_

15

Локомотивы, используемые на железной дороге (на каждую лошадиную силу)_

Самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства (за каждый килограмм -давления реактивного двигателя)_

10

Источник: статья 360 Налоговый кодекс Республики Таджикистан в новой редакции с учетом изменений и дополнений от 15.03.2023, №1956

2

1

Примечание: Для объектов налогообложения, мощность которых полностью выражена в электроэнергии, используются 50 процентов ставок, установленных в таблице за каждый 1 кВтч. Для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и с электродвигателем налог исчисляется по двигателю с наибольшей мощностью, а в случае равных мощностей двигателя - по двигателю внутреннего сгорания.

От налогообложения освобождаются следующие транспортные средства [7 с. 287-288]:

- тракторы, зерноуборочные, хлопкоуборочные и специальные комбайны с двигателями, используемые в сельском хозяйстве;

- автобусы и троллейбусы, используемые предприятиями автотранспорта общего пользования для перевозки пассажиров;

- специализированные медицинские транспортные средства;

- поставленные на учёт специальные военные транспортные средства и специальная военная техника;

- один легковой автомобиль, принадлежащий инвалиду группу I или II;

- промышленный железнодорожный транспорт (за исключением локомотивов);

- один легковой автомобиль, независимо от мощности двигателя, являющийся собственностью Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, ^ахрамони Точикистон, обладателя ордена «Ситораи Президенти Точикистон», ордена «Зарринточ», ордена «Исмоили Сомонй», участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, приравненных к нему лица, участника других военных операций по защите Союза Советских Социалистических Республик, воина-интернационалиста, участника ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской атомной электростанции.

Деньги от налога на транспортные средства поступают в местный бюджет и должны расходоваться целенаправленно на ремонт, строительство и эксплуатацию дорог. В свете этих прогнозов важнейшим вопросом является увеличение темпов строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов дорожной инфраструктуры. «...В целях улучшения состояния дорог и автомагистралей и превращения Таджикистана в транзитную страну за последние 5 лет в сфере транспорта реализовано 13 государственных инвестиционных проектов на сумму 5 миллиардов 130 миллионов сомони, в результате было построено 250 километров автомобильных дорог, 42 моста, 4 коридора и несколько путепроводов» [8]. В таблице 1.1. представлено выполнение плана доход от уплаты налога на имущество в 2020-2022 гг [6].

В налогообложении транспортных средств большое значение имеет порядок уплаты этого налога.

Таблица 1.1. Д ,оход от уплаты налога на имущество в 2020-2022 годах (млн. сомони)

Показатель 2020 2021 2022 Изменение в (+/-) Изменение в (%)

Общий объем местного бюджета 7 222,8 8 726,3 9 073,4 1 850,6 125,62

Налог на имущество 372,5 455,3 867,8 495,3 233

Налог на транспортные средства 218,7 237,6 258,1 39,4 118,02

Источник: Министерство финансов Республики Таджикистан, отчет об исполнении Государственного бюджета Республики Таджикистан за 2020-2022 годы и Послание Президента Республики Таджикистан, Уважаемого Лидера Нации Эмомали Рахмона Верховному Собранию Республики Таджикистан «Об основных направления внутренней и внешней политики Республики» от 23 декабря 2022 г.

Из анализа таблицы 1.1. по исполнению плана доходной части местного бюджета по виду налога на недвижимость 495,3 млн. сомони или 233% и налог на транспортные средства 39,4 млн. сомони, или на 118,02% больше, чем в 2022 году.

Принимая во внимание изложенное, становится ясно, что субъекты хозяйствования развития, независимо от форм собственности, считаются плательщиками налога на транспортные средства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андоз / С. Х,абибов // А — Асос. — Д. : СИЭМТ, 2011. — (Энсиклопедияи Миллии Точик : [тахм. 25 ч] / сармуадррир А. бурбонов ; 2011—2021, ч. 1). — ISBN 97899947-33-45-3.

2. Дастурамал "Дар бораи тартиби х,исоб кардан ва супоридани андоз аз сох,ибони воситах,ои наклиёт, ки бо ^арори Хукумати Чумхурии Точикистон аз 18 июни соли 1999 тасди; шудааст.

3. День государственной независимости Республики Таджикистан 9 сентября 1991

года.

4. Заикин В. В., Бочарникова М. И. Транспортный налог в Российской Федерации и в зарубежных странах // Современные инновации. 2017г.

5. ^онуни Чумхурии Точикистон "Дар бораи андозбандии сох,ибони воситах,ои наклиёт ва мошинх,о ва механизмх,ои худгард" аз 6 январи соли 1992, №494 ш. Душанбе.

6. Министерство финансов Республики Таджикистан, отчет об исполнении Государственного бюджета Республики Таджикистан за 2020-2022 годы.

7. Налоговый кодекс Республики Таджикистан в новой редакции с учетом изменений и дополнений от 15.03.2023, №1956.

8. Послание Президента Республики Таджикистан, Уважаемого Лидера Нации Эмомали Рахмона Верховному Собранию Республики Таджикистан «Об основных направления внутренней и внешней политики Республики» от 26 января 2021 г., 21 декабря 2021 г. и 23 декабря 2022 г.

9. ХД. Чумабоев, Т.С. Исломов, Ф.К. Убайдуллоев, Б.Ч. Чурахонзода, ^.М. Мукимов "Таърих ва назарияи андозситонй" Душанбе, "Ирфон" 2019с. -163-164с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.